Нетрадиционные методы физического развития ребенка

Нетрадиционные методы физического развития ребенка thumbnail

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Для совершенствования физического развития и укреплении здоровья детей дошкольного возраста необходим двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания, так как активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию сил организма, составляет основу любой детской деятельности. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

В настоящее время необходимо задуматься над введением нетрадиционных форм и методов в физическом воспитании дошкольников, так как их использование позволяет рассматривать физическое воспитание шире, чем просто охрана жизни и здоровья, развитие движений и закаливание организма. Они поддерживают интерес к занятиям, позволяют индивидуально подходить к каждому ребенку, разумно распределять нагрузки. Необходимо найти такие формы и методы физического воспитания, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

На сегодняшний день существуют следующие формы работы с детьми по физическому воспитанию: непосредственное взаимодействие инструктора по физической культуре с детьми; утренняя гимнастика; физкультурные развлечения; дни здоровья.

Но этих форм для решения данных задач недостаточно, в связи с этим значимой становится проблема разработки программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического воспитания детей.

Нетрадиционность обучения предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму взаимодействия педагога с детьми, оставив без изменений главное:

— на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

— обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

— содержание и методика проведения занятия должна способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений используются следующие варианты нетрадиционного проведения физкультурных занятий:

1) Занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Взяв за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты «Теремок», «Буратино» и т.д.

2) Тренировочное занятие – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.

3) Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке и т. д.

4) Занятие, построенное на подвижных играх. Его целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций.

5) Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительных к школе группах могут быть использованы занятия по карточкам. Каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на котором в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. Может быть изображен и предмет, с которым ребенку предлагается выполнять упражнения. Это позволяет педагогу предложить отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы, девочкам – с лентами, мальчиками – с флажками или выбрать физкультурный снаряд по желанию.

В нашем ДОУ широко используется танцевально-ритмическая гимнастика «Ритмика и здоровье», в которой представлены различные разделы физического воспитания дошкольников, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическому воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в школе.

Кроме данных разделов, в программу входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.

Также, при работе с детьми мы используем следующую нетрадиционную форму – психогимнастика. Это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Основной акцент в ней сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движении в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

В нашей практике используется и детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым. Автор рекомендует разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Психомышечный покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка.

Для достижения оздоровительного эффекта на занятиях необходимо выполнять следующие основные правила: тишина и спокойствие; ненапряженность, достигаемая мягкостью движении; следование строго определенной очередности движений и их форме. Ребенка можно только увлечь: доводы разума, обращаясь к ребенку, надо украсить эмоциями. Их психофизическое и нравственное здоровье – это здоровье нашего общего будущего. Современному педагогу необходимо знать и применять на практике не один метод или форму, а комплекс нетрадиционных методик физического воспитания детей дошкольного возраста, способствующих улучшению физического и психического здоровья.

Источник

МАРИЯ
Нетрадиционные методы и средства физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи, специалисты и педагоги детских дошкольных образовательных учреждений отмечают значительное сокращение объёма двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития. Исходя из практических наблюдений можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности их малоподвижности или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников, утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых и других физических качеств, происходит совершенствование деятельности основных систем организма,необходимо:

1. Повысить интерес детей к различным видам деятельности.

2. Увеличить объём двигательной активности детей.

3. Поднять эмоциональный настрой детей на физкультурных занятиях, чтобы эти занятия приносили радость, поддерживали хорошее настроение.

4. Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности. Для того чтобы решить эти задачи нужно использовать

нетрадиционные средства физического воспитания дошкольников, которые смогут заинтересовать исключительно всех детей. В этом должны принимать участие родители, дошкольное учреждение, в дальнейшем — школа.

В сентябре я провела диагностику умений и навыков по физическому и музыкальному воспитанию и пришла к выводу, что детям необходимо не только укреплять здоровье, но и содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Я поставила перед собой такие задачи:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольника.

3. Развивать творческие и созидательные способности ребёнка. Чтобы решить эти задачи я изучила оздоровительно-развивающую

программу «Детство». Эта программа взаимосвязана с программой воспитания и обучения в детском саду. В ней представлены все разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел,а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

— Организованные формы на занятиях.

— Совместную деятельность взрослого и ребёнка.

— Самостоятельную деятельность ребёнка.

— Воспитания навыков поведения.

— Ознакомление с окружающим миром.

— Развитие речи.

— Художественную литературу.

— Конструирование.

— Изобразительное искусство.

— Игру.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач, которые определены в программе работы детского сада: эти задачи конкретизированы целью воспитания здоровых детей.

Для проведения занятий с использованием нетрадиционных средств физического воспитания требуются условия,в частности наглядные пособия: разнообразные комплекты модулей, «сухие бассейны», наполненные пластмассовыми шариками, мячи-фитболы и др.

— массажные коврики, прозрачные гантели, шерстяные мячи (помпоны, ленты на резинке, китайские палочки, мягкие поролоновые палочки с липучкой, половинки мячей, мат-«трансформер», следы из линолеума и т. д. (все оборудование изготовлено своими руками).

— стаканчики-оригами для пальчиковых игр.

— шапочки к подвижным, музыкальным играм.

Дети очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Замечено, что с самодельными игрушками они играют даже охотнее, чем с готовыми, и бережнее к ним относятся. Этот интерес я активно использовала при изготовлении нетрадиционного оборудования.

Сначала мы с детьми изготовили гантели: взяли бутылки из-под лимонада (1л, 1,5л, нарисовали на них смешные рожицы, приклеили волосики из цветной бумаги, налили воды и получились гантели весом 1кг и 1,5 кг.

Из ниток для вязания сделали мягкие мячи: вырезали шаблон диаметром 5-10 см, обматывали нитками, разрезали. Использовали для бросков в движущуюся цель (друг в друга).

На занятиях по конструированию изготавливали шапочки для пальчиковых оригами, затем рисовали глазки, ротик, носик из цветной бумаги приклеивали бороду или косички, хвостики и т. д.

По утрам провожу ритмическую гимнастику. В младшей, средней группах использовала комплексы «Куклы», «Цыплята», «Цыганочка» и т. д. В старшей, подготовительной группах детям больше всего нравится делать гимнастику под современную музыку. Добивалась от детей соотношения движения с музыкой. Поначалу не многим детям это удавалось, но со временем у них выработалось чувство ритма и темпа, для них это превратилось в игру.

Занятия ритмической гимнастикой способствовали развитию музыкального слуха, повысилась активность детей на музыкальных занятиях, это было заметно на утренниках, развлечениях.

На прогулках провожу множество подвижных игр — её воспитательная ценность зависит от правильного проведения. Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры,

но, как правило, варианты их проведения отсутствуют. В пособии В. А. Шишкиной, М. В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М. 1998 г.) на примере малоподвижных игр («Найди и промолчи», «Не упади» и т. д.) даны рекомендации, как избежать однообразия в игре. Авторы предлагают каждый раз искать разные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме. Проводя игру «Поезд» я изменяю еётрадиционное начало: (дети строятся в колонны по одному — не держась за руки) введя роль кондуктора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с заниженной самооценкой.Возможны и другие варианты:

1. Паровоз объезжает препятствия — дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через тоннель — дети пролезают под дугами.

3.Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок — дети должны остановиться, желтый — идти, зеленый — бежать.

У игры «У медведя во бору» есть несколько вариантов (ср. ст. гр.):

1. Изменение места водящего (в центре зала, сбоку)

2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т. д.)

3.Дети имитируют движения: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезают боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руки вверх)

4.Перед берлогой препятствие: ручеёк (две скакалки) через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из берлоги (подлезание под Дугу).

На занятиях вместо физминуток использую отрывки ритмической гимнастики, а также различные пальчиковые игры и «танцы»рук такие как: «Солнечный зайчик», «Трик-трак», «Смехота», «Паутина» и т. д. Провожу итоговые комплексные занятия, состоящие, например, из ознакомления с художественной литературой, физкультурные, лепка и т. д. Они дают определённый результат на закрепление пройденных тем.

После сна провожу дыхательную, а так же лечебную гимнастику. Для того, чтобы дети поняли значение лечебной гимнастики показала им «Сказку о вирусятах» в театре кукол.

Оздоровление детей с помощью известных форм закаливания сегодня не в полной мере обеспечивает оптимальный уровень их физического развития.

Эффективным методом укрепления детского организма, развития личности ребёнка является проведение лечебных гимнастик, экологических занятий и экологических троп здоровья. На тропах здоровья применяются такие нетрадиционные методы укрепления здоровья детей как аромотерапия, стопотерапия.

Дети старшей, подготовительной группы очень любят экологические походы. Единственным условием в походе является одежда по погоде, защита головы от солнца и удобная лёгкая обувь. Ходьба развивает выносливость, является профилактикой многих заболеваний. Если же в процессе движения приходится преодолевать спуски, подъёмы, идти по песку, то ходьба в этом случае носит тренировочный характер.

В подготовительной группе проводила такие походы,как: «в гости к лесной Фее», «в гости к Нептуну», и т. д. у которых была интересная для детей цель. Они должны были добраться до определённого места, отдохнуть, расслабиться, полежать, вдыхая в себя целебный лесной воздух, походить босиком по песку, по шелковистой траве, что оказывает тренирующее воздействие на рецепторы стопы.

Дети имеют возможность полюбоваться окружающим пейзажем, последить за движущимися объектами, что тренирует зрение, послушать звуки леса, принять воздушные и солнечные ванны.

Обучение, проверка и закрепление знаний по физической культуре эффективно осуществляется на физкультурных досугах и развлечениях. Это всегда зрелищное и радостное событие. Их ждут, к ним готовятся, и они надолго остаются в памяти. Игровые физкультурные занятия, развлекательные досуги и праздники наполнены занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми сказочными героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают реализовывать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

Важная роль в воспитании детей принадлежит родителям. В ходе учебного года на родительских собраниях я довожу до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по воспитанию здоровых детей.

Провожу физкультурные досуги с участием родителей. Пример родителей благоприятно влияет на детей.

В течение года были проведены родительские собрания на темы:

1. Что такое ритмика?

2. Всё для здоровья ребёнка.

3. Использование нетрадиционного оборудования.

В пропаганде использования нестандартных средств физического воспитания я широко использую наглядность. В течение года сделала папки-передвижки, в них помещала материал об использовании нестандартного оборудования, перечень литературы для взрослых и детей, образцы книг, задания по закреплению знаний.

Используя нетрадиционные средства физического воспитания, я повысила интерес детей к физкультурным занятиям, а вследствие чего здоровье детей улучшилось, реже стали болеть простудными заболеваниями.

Многие из моих выпускников занимаются в танцевальном кружке, показывают высокие результаты на физкультурных занятиях.

Источник

Светлана Клименко
Физкультурные сказки, как нетрадиционный метод физического развития детей младшего дошкольного возраста

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что детский возраст — самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Следовательно, работа в данном направлении должна вестись с 2х сторон: семья и образовательное учреждение.

Из ФГОС ДО. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

То есть, в соответствии со стандартом, одна из приоритетных задач детского сада это сохранение и укрепление физического здоровья ребенка. Поэтому нам необходимо не только сохранить здоровье в процессе воспитания и обучения, но и просветить родителей в данном вопросе.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗАДАЧА

1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релаксация

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.

Мною была запланирована работа по изучению и внедрению новых форм и методов использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

Цель работы: внедрить в воспитательно – образовательный процесс нетрадиционный метод физического развития «Физические сказки» (авт. Н. Н. Ефименко)

Задачи:

1. Повышение интереса детей к физическим упражнениям.

2. Создание условий для реализации естественной потребности детей в физической активности.

3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков ребенка через включение в игру.

4. Активизация родителей и обогащение их опыта в физическом развитии детей

5. Создание у детей психологического комфорта при выполнении физических упражнений через использование сказочных персонажей, красочных атрибутов, нетрадиционного оборудования и др.

Для реализации поставленных целей был разработан проект по работе с детьми и их родителями «Здоровый образ жизни», план работы на основе авторской методики Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки», и обогащение предметно — пространственной развивающей среды новыми материалами для работы и релаксации. (сухой бассейн, соленое тесто, кинетический песок, су – джок терапия и др.)

«Физкультурные сказки» — авторская методика физического воспитания Н. Н. Ефименко (доктор педагогических наук).

Дошкольный возраст это время активного формирования организма ребенка. Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Поэтому в дошкольных заведениях появилась необходимость использовать нетрадиционные методы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

И вот поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей — «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.

В первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира.

«Театр физического воспитания дошкольников» — это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.

Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки-схемы, музыка.

Общепринятая система движений на таких занятиях видоизменена. Выделяются следующие двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

В программу входит несколько разделов: работа с музыкой, цветом и «пластичный балет».

Мною была взята часть методики, а именно «Физкультурные сказки», так как программа очень обширна и требует внедрения во все сферы физического развития дошкольников.

В основу занятий с детьми положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Эти увлекательные сказки можно читать детям и на занятиях, и перед сном — в них много мудрого и светлого. Занятия проводятся в русле большой тематической игры («Дом (квартира)», «Времена года», «Карнавал цветов», «Лесные узоры», «Солнышко», «Во саду ли, в огороде», «Водяной круговорот») в виде ситуационных мини-игр («Приключения домашних тапочек», «Девушка Весна», «На цветочной поляне («Нарцисс»)», «Страна Листвандия», «Красавица Лето», «Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Фея виноградной лозы», «Тетушка Осень», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима»).А рисунки, иллюстрирующие упражнения к занятиям, можно раскрашивать в различные цвета.

Работу я начала с гимнастики пробуждения после ночного или дневного сна, которая коренным образом отличается от традиционной зарядки. Ее новизна заключается в более естественной смене исходных положений тела: от лежачих (горизонтальных) до стоячих (вертикальных).

В приложении представлены десять оригинальных «физкультурных» сказок и занятий, которые можно проводить как в спальне («Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима», так и в зале и даже на улице!

Так как объем каждой сказки очень большой и продолжительный по времени, то в один день используется 1-2 новых элемента из сказки и 3-4 ранее изученных. Таким образом, каждая сказка растягивается на 1 месяц изучения.

Так же каждая сказка сопровождалась музыкой, в зависимости от цели. Если необходимо успокоиться перед работой – то релаксационная, если проснуться и включиться в работу – бодрая.

Пример «Физкультурной сказки». Тема:квартира (дом).

ДОМ (КВАРТИРА)

Приключения домашних тапочек

В одной уютной городской квартире жило-поживало вместе со своими хозяевами семейство домашних тапочек. На полу под обувной полкой в своем любимом темном уголке лежали и важно посапывали дедушкины тапки-чувяки с мягкой кожаной подошвой и теплыми войлочными боками. Любили эти мягкие растоптанные тапки поспать не только ночью, но и днем — сказывался возраст.

Упр. 1. «Любители поспать»

Из исходного положения (и. п.) лежа на спине, руки в стороны —

поочередные повороты головы влево-вправо, слегка касаясь ухом

поверхности опоры.

Папины же тапки-шлепанцы были самыми большими. Они любили лежать на животе и вечно всех расталкивали.

Упр. 2. «Папины шлепанцы»

Из и. п. лежа на животе, голова повернута виском на ковер, руки согнуты и упираются ладонями — поднимая голову и плечевой пояс на умеренную высоту, одновременно выполнять разгиба-тельные движения рук, приговаривая при этом: «Посторонись — подвинься!»

Конечно же, все остальные тапочки почтительно расступались — они ведь знали, кто был глава семьи!

Справа от папиных шлепанцев, всегда рядышком, стояли мамины — зеленого цвета, мягкие и легкие — тапочки с изящными бабочками сверху. Они всегда были чистыми, аккуратными и очень любили наводить ежедневный порядок на обувной полке, что стояла в прихожей у входной двери.

Упр. 3. «Ежедневная уборка»

Из и. п. лежа на животе — медленно и плавно переворачиваться на спину и обратно на живот — сначала в одну, затем в другую сторону.

Самыми же непоседливыми были, конечно же, стертые на носках, стоптанные тапочки сына Коли. Он никогда не сидел на месте, а носился из комнаты в комнату по всей квартире.

Упр. 4. «Непоседы»

Из и. п. лежа на животе — ползание по-пластунски по периметру зала, сначала против хода часовой стрелки, а затем по ее ходу (вернуться в исходное положение).

К маминым тапочкам, словно два пушистых котенка, всегда ласково прижимались розовые тапочки-пушинки, которые носила дома дочка Ира. Они о чем-то тихо шептались — наверное, о нарядах, прическах, красивых туфельках. Да-да, они немного завидовали черным туфелькам на шпильке, которые часто выезжали в театр, в гости — на дни рождения или просто на чашечку кофе.

Упр. 5. «Пушистые котята»

Ползание на четвереньках (низкое положение) в центр зала (круга) с последующим возвращением в исходное положение ягодицами вперед.

Праздничные, блестящие лаком черные мамины туфли гордо красовались, всем видом показывая, какие они нарядные и изящные.

Упр. 6. «Изящные туфельки»

Из и. п. стоя на четвереньках (среднее положение) — поочередное поднимание левой и правой ноги, голова при этом тянется вверх, спина мягко прогнута в пояснице.

Домашние тапки всей семьи вместе с другой обувью жили в отдельном домике, которым для них была обувная полка с тремя «этажами».

Упр. 7. «Полка-домик»

Из и. п. стоя на четвереньках (высокое положение) — выпрямлять руки и ноги, максимально поднимая копчик: «В-о-о-т в каком большом доме жили тапочки!»

В этом домике, если долго не было уборки, тоже иногда заводились паучки, которые плели в темных углах свою паутину.

Упр. 8. «Паучок»

Из и. п. упираясь руками за спиной и приподняв туловище — дви-гаться приставными шагами (согнув колени) вокруг вертикальной оси сначала в одну, затем в другую сторону. А чтобы не было паутины, нужно почаще протирать свою обувную полку влажной тряпкой!

Тапки, наткнувшись на паутину, недовольно ворчали: «Давненько не было уборки.»

Упр. 9. «Ворчливые тапки»

Из и. п. (такого же, как в упр. 8) — вытягивать поочередно правую и левую ногу вверх, имитируя брезгливое прикосновение к пыльной паутине.

По утрам, когда все в квартире пробуждалось и начинало дви-гаться, просыпались и тапочки. Они сновали по комнатам, как автомобили по улицам.

Упр. 10. «Утреннее движение»

Ползание на четвереньках (высокое положение) в любых направ-лениях, но не толкая друг друга.

Иногда случалось, что одни тапочки случайно сталкивались с другими или слегка наступали друг на друга. При этом они расходились, давая «задний ход» и учтиво повторяя: «Извините, пожалуйста, это произошло совершенно случайно!»

Упр. 11. «Вежливые тапки»

Хаотическое движение на четвереньках (высокое положение) ягодицами вперед, слегка соприкасаясь друг с другом. При этом нужно произнести слова извинения и с улыбкой разойтись в разные стороны.

Раньше всех, как всегда, поднимался дедушка и, кряхтя и охая, обувал свои теплые растоптанные тапки-чувяки.

Упр. 12. «Ах и ох!»

Из и. п. сидя на полу (коврике, гимнастической скамье или стуле — имитировать обувание тапок: поочередно поднимать ноги, сгибая их в коленях, топтаться на месте и поворачиваться, делая приставные шаги в обе стороны.

Чуть позже дедушки быстро поднималась мама — ведь нужно было успеть приготовить завтрак всей семье. Ее тапочки порхали в ванной, прихожей и-на кухне, словно бабочки!

Упр. 13. «Порхающие бабочки»

Из и. п. стоя на коленях — выполнять различные наклоны в соче-тании с маховыми движениями рук, имитирующими движения крылышек. Затем, поднявшись с колен, выполнять те же самые движения стоя.

В это время из спальни твердой поступью выходил папа — его тапки вышагивали, как солдаты на военном параде.

Упр. 14. «Парадный шаг»

Ходьба короткими шагами с высоким подниманием бедер, затем ходьба с небольшими выпадами и, наконец,— гигантскими шагами!

Услышав папины шаги и его громкий голос, тут же поднимались Коля с Ирой и, еще сонные, выходили из детской комнаты в зал, чтобы вместе с папой сделать утреннюю гимнастику. Поскольку глазки у детей еще не совсем открылись, они шли будто на ощупь, расставив руки в стороны, при этом они то и дело теряли тапки.

Упр. 15. «Сони-просони»

Осторожная ходьба в разных направлениях, руки вперед — в стороны, с периодическими наклонами к стопе, имитирующими обувание спавшего тапка.

В конце зарядки папа любил немного побегать вместе с детьми — и тогда маленькие детские тапочки, громко топая, устремлялись вслед за папиными большими тапками-кораблями. Тапочкам-малышам казалось, что они похожи на гордые парусные яхты, бегущие по волнам!

Упр. 16. «Крейсерские яхты»

Выполнить сначала ускоренную ходьбу, а затем постепенно пе-рейти на легкий бег. Во время бега руки могут занимать различные положения: вперед, назад, в стороны, вверх.

И вот уже Коля становился отважным капитаном Греем, плывущим на своем корабле под алыми парусами, а Ира — прекрасной Ассоль, ждущей своего прекрасного возлюбленного на берегу.

Так начинался новый день их жи