Нервно психологическое развитие ребенка группы

Нервно психологическое развитие ребенка группы thumbnail

Первые годы жизни ребенка — очень важное время, от которого зависит, каким вырастет маленький человек, как сформируются особенности его психики и навыки поведения. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский считал, что важнейшими условиями формирования личности ребенка является окружающая его микросреда, в которой он растет. Он описал закономерности протекания нервно психического развития детей до 1 года и старше.

Маленький малыш

Этапы и закономерности НПР

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Мама с сынишкой

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

Ребенок в полотенце

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Малыш сидит

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.

Внутриутробный период и первые дни жизни

Нервная система закладывается на третьей-четвертой неделях формирования плода, затем проходит четыре основных этапа:

  1. Вначале возникает нервная пластинка. Края пластинки затем смыкаются и образуют нервную трубку.
  2. Из части нервной трубки развивается спинной мозг, другая (передняя) часть разделяется на несколько мозговых пузырей.
  3. Происходят перемещение нервных клеток и их распределение.
  4. Миелинизация проводящих путей, происходящая последовательно в головном мозге, затем в спинном.

За три месяца до рождения мозг плода уже сформирован в достаточной степени, включая кору больших полушарий. Нервная система уже способна нормально обеспечить внутриутробное существование организма. Мозг новорожденного хорошо снабжается кровью, однако его ткань имеет в своем составе много воды, что может вызвать осложнения при болезнях, такие как отек. Серое вещество мозга слабо отделено от белого, наиболее незрелой является кора больших полушарий — она полностью сформируется только к 5-6 годам.

Новорожденный, едва появившись на свет, уже обладает врожденными рефлексами, способствующими его настройке на окружающую среду, помогая приспосабливаться к ней. С момента рождения он реагирует на раздражители: световые, температурные, болевые, но эти реакции не скоординированы и вызывают ответ в виде движений всем телом. Это свидетельствует о том, что возбуждение легко переходит с одного участка мозга на другие.

Новорожденный малыш

Рефлекторной реакцией на голод, холод и боль является крик. Это механизм, заложенный природой и способствующий выживанию младенца. Прикасание к губам вызывает второй основной рефлекс — сосательный, в результате которого на участки мозга распространяется торможение, продолжающееся весь период сытости. Поэтому, наевшись, обычно младенец засыпает. В первые дни жизни кора не участвует в реакции на раздражители, но ее клетки могут возбудиться благодаря импульсам, приходящим из лежащих ниже отделов мозга. В основном — это различение света и отдельных цветов.

Нервно-психическое развитие детей до одного года имеет свои характерные особенности. В первую пару лет мозг интенсивно растет, увеличивается его масса за счет образования и ветвления аксонов и дендритов. Наиболее быстро растет мозжечок, отвечающий за координацию движений, происходит миелинизация нервных волокон — покрытие их жироподобным веществом — миелином, отвечающим за изоляцию. По мере протекания этого процесса повышается проводимость нервных клеток, ускоряется образование новых нейронных связей.

Малыш осваивает ползанье

Психические изменения первых месяцев жизни

Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по степени выраженности рефлексов и сформированности навыков, характерных для каждого месяца.

 

1 месяц

Малыш лежит на спине, при этом активно двигает конечностями. Несколько секунд держит головку, если его поднять и прижать к себе. Сам нормально глотает молоко, воду. Лежа на животике, поднимает вверх голову. Зрение: пытается сосредоточить взгляд на лежащем предмете, следить за движущимся объектом. Делает попытки улыбаться. Реагирует на голос мамы, шум погремушки.
 

2 месяца

Младенец уже способен поворачивать голову, когда лежит на спине. Лежа на животике, держит головку. Если вложить игрушку в ручку, трясет ее (появляется хватательный рефлекс). Пьет с ложечки, сам открывает рот, видя бутылочку с едой. Рассматривает мамино лицо, уже узнает ее голос среди других. Гулит — произносит пока еще бессвязные звуки.
 

3 месяца

На третьем месяце малыш способен довольно долго удерживать голову вертикально. Лежа на животике, приподнимается с опорой на руки. Ближайшие игрушки стремится схватить и сунуть в рот. Узнает маму — улыбается в ее присутствии, оживленно двигается, смеется.
 

4 месяца

Уверенно сидит, если придерживать его за ручки. Распознает знакомые лица взрослых, оживляется при виде них. Хорошо захватывает и держит игрушки, рукой поддерживает бутылочку или грудь при кормлении. Поворачивается на голос, когда обращаются к нему.
 

5 месяцев

Умеет поворачиваться сам на животик, стоять, если держат за ручки. Понимает интонации голоса. Долго гулит, громко смеется. При купании ловит в воде плавающие игрушки. Кушает с ложки, без затруднений сам проглатывает пищу.
 

6 месяцев

Полугодовалый грудничок уже поворачивается на спину, сам уверенно сидит, пытается ползать. Издает звуки и слоги, «лепечет». В состоянии самостоятельно поднять упавшую игрушку, взять ее в одну руку и переложить в другую.
 

7 месяцев

Младенец активно передвигается на животе и встает на четвереньки, делает попытки сам встать, держась за ограждение манежа или кроватки. Говорит слоги: «ба», «ма». Эмоциональная реакция на людей различается: маму обнимает с улыбкой, от незнакомцев отворачивается и хмурится. Сам кусает и жует, держа лакомство в руке.
 

8 месяцев

Сам садится и даже встает в кроватке с опорой на стенку. Знает названия основных предметов, направляет взгляд на них при упоминании. Уверенно произносит слова, может уже произнести слово «мама». По просьбе взрослого делает «ладушки», «пока-пока».
 

9 месяцев

На девятом месяце при помощи взрослых ребенок делает первый шаг. Пробует сам пить из чашки, держа ее, подражает звукам и движениям родных, наблюдает и копирует. Знает свое имя, откликается на него.
 

10 месяцев

Ходит за ручку с мамой или в ходунках, сам недолго стоит без опоры. Охотно выполняет действия с игрушками и предметами быта. Появляются названия для вещей, животных в виде разных слогов: например, собака — «ав», коровка — «му», говорит: папа, мама, баба, ам-ам. Держит ложку во время еды.
 

11 месяцев

Самостоятельно учится ходить. Способен к обобщениям: если попросить подать мяч, то подаст все мячи, какие видит. В лексиконе появляются обозначения действий: «на», «дай». Выполняет сложные действия с предметами, сопоставляя их форму и размер. Ест ложкой, в состоянии есть твердую пищу.
 

12 месяцев

Более-менее уверенно ходит. Помнит 5-10 простых слов. Выполняет обращенные к нему просьбы взрослых. Пьет из кружки, держа ее в руках.
Читайте также:  Игры для ребенка 2 лет для развития

Годовалый малыш

Критерии оценки развития детей до 7 лет

Обычно оценка нервно психического развития детей раннего возраста и дошкольного включает в себя метод наблюдения, а также различные тесты. При этом принимают во внимание такие показатели как:

  • состояние моторики, координация и зрительная ориентация в пространстве (держит ли равновесие при ходьбе или стоя, может ли прыгать);
  • сформированность речи (рассказ текста вслух, чтение, декламирование стихов, соблюдение правил построения фраз);
  • познавательная деятельность (пространственно-временная ориентация, способность к обобщениям, воспроизведению по образцу и конструирование, распознавание цветов);
  • социально-культурная деятельность (овладение навыками гигиены и самообслуживания, отношения с другими людьми, игра, самостоятельность).

Мальчик-дошкольник

Выделяют всего четыре группы детей по степени развития. Первые три из них относятся к норме, а четвертая является пограничной с ЗПР. Первая группа — нормальный темп или с опережением, вторая группа — с задержкой на один эпикризный срок, а также неравномерность по двум или больше параметрам. Третья и четвертая — на 2 и 3 эпикризных срока, соответственно, плюс негармоничное формирование разных функций.

Эпикризный срок — временная единица, за которую происходит обучение новым навыкам. В первый год он составляет 1 месяц, на втором году — 3 месяца, с двух до трех лет — полгода, и с четырех лет — 1 год.

Дети с особенностями психофизического развития, которые можно охарактеризовать как задержку, обычно имеют следующие симптомы:

  • неадаптивное поведение в социуме — скрытность, нерешительность, замкнутость, отказ от общения;
  • заметное отставание от других детей того же возраста по уровню моторики и мышления: не могут выполнить обычных действий, которые должны быть освоены к этому времени, связно ответить на простой вопрос;
  • поздно начинают держать головку, хватать предметы, ходить, говорить;
  • агрессия к близким людям и сверстникам;
  • эмоционально-волевые нарушения: капризы, неумение сдерживать себя, тревожность, нервозное состояние.

Однако не стоит спешить самому ставить малышу диагноз — это может сделать только специалист после тщательного обследования. С визитом к врачу-неврологу или детскому психологу лучше не откладывать.

Исследование малыша

Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной. Игровая деятельность
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

Ребенок может попасть в группу риска по следующим причинам: нарушения внутриутробного развития, родовые или ранние травмы, инфекционные заболевания, приводящие к патологиям нервной системы или органов чувств. Также могут влиять неблагоприятные социальные условия и недостаток заботы. Все это может привести к отставанию от нормы в психическом развитии и нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Задержка в развитии

Кроме того, нужно помнить, что на пути роста и взросления личность маленького человека обязательно проходит несколько критических, переломных моментов. Первый — кризис одного года, когда малыш впервые осознает себя, свое существование. Второй — кризис трех лет, когда происходит его становление как отдельной, самостоятельной личности. И третий — кризис семи лет, приуроченный к первому школьному году, активной социализации, необходимости подчиняться школьным правилам. Выготский считал кризисы болезненными, но неизбежными периодами резкого слома старого багажа опыта и формирования нового способа жизни.

Необходимо помнить, что во многом то, как малыш будет развиваться, зависит от родителей, от того, как они ведут себя по отношению к нему, обеспечивают ли все необходимые условия, развивают ли целенаправленно, а также от собственной познавательной активности ребенка, которую родителям не следует подавлять. Это вполне реальные задачи, с которыми любящие родители должны и могут справиться.

Читайте также:  Развитие ребенка с момента зачатия до родов видео

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

[mrp postnumb=4]

Источник

Оценка
нервно-психического развития детей
младшего возраста с использованием
ведущих линий развития. Алгоритм оценки
НПР детей. Отклонения в нервно-психическом
развитии детей и группы диспансерного
наблюдения.

Самостоятельная
работа.
Работа студентов на участке
(активные и первичные вызовы на дом,
работа на приеме участкового врача и
специалистов узкого профиля, в кабинете
здорового ребенка — по индивидуальному
графику). Оценка уровня НПР детей.

Цель
занятия
— для управления
формированием здоровья и контроля
гармоничного развития ребёнка участковый
врач должен уметь правильно оценить
уровень нервно-психического развития
ребенка.

В
ходе занятия студент должен

знать:

  • Методы
    и способы оценки уровня НПР детей
    различного возраста

  • Эпикризные
    сроки, для оценки НПР детей различного
    возраста.

  • Ведущие
    линии развития. для оценки НПР детей
    различного возраста.

  • Группы
    НПР детей первых 3-х лет жизни

  • Показатели
    НПР детей первых 3-х лет жизни.

понимать:

  • Роль
    НПР, как критерия характеризующего
    уровень индивидуального здоровья
    ребенка.

  • Взаимосвязь
    уровня здоровья и уровня НПР

  • Основные
    закономерности НПР ребенка (по
    Щелованову).

  • Основные
    причины нарушения НПР у современных
    детей.

уметь:

  • Проводить
    оценку уровня НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  • Определять
    группу НПР первых 3-х лет жизни.

  • Проводить
    корректировочные мероприятия при
    нарушениях НПР ребенка.

МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы
для самоподготовки:

  1. Какие
    методы и способы оценки уровня НПР
    детей различного возраста применяются
    в современной педиатрии?

  2. На
    основании каких принципов основан
    метод диагностики НПР по Щелованову?

  3. Каковы
    эпикризные сроки, для оценки НПР детей
    различного возраста?

  4. Перечислить
    ведущие линии развития. для оценки НПР
    детей различного возраста.

  5. Какие
    группы НПР детей первых 3-х лет жизни
    вы знаете?

  6. Перечислить
    показатели НПР детей первых 3-х лет
    жизни.

  7. В
    чем заключается значение оценки НПР,
    как критерия характеризующего уровень
    индивидуального здоровья ребенка?

  8. Физиологический
    смысл взаимосвязи уровня здоровья и
    уровня НПР

  9. Каковы
    основные причины нарушения НПР у
    современных детей?

Содержание:

Ведущие
линии НПР ребенка в различные эпикризные
сроки.

Нервно психологическое развитие ребенка группы

Соотношение
групп здоровья и групп НПР.

Группы

НПР

Группы
здоровья

I

II

III

IV
+
V

I

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

не
встречается

II

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
редко

III

не
встречается

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

встречается
достаточно часто

IV

не
встречается

не
встречается

встречается
редко

встречается
достаточно часто

Количественная
оценка НПР детей осуществляется:

  • до
    1 месяца (оцениваются отдельные
    анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития
    не определяются у новорожденного
    ребенка.

  • от
    1 месяца до 3-х лет (по четырем группам
    развития);

  • от
    4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с
    отклонениями: сомато-вегетативного,
    эмоционального или психомоторного
    характера).

Для
выделения группы НПР необходимо:

1)
определить, есть ли задержка в развитии;

2)
если имеется задержка в развитии, найти
показатель с самым низким уровнем
развития и по нему определить группу
развития;

3)
посмотреть, равномерна ли задержка (или
опережение) в развитии или нет;

4)
если задержка (или опережение) равномерна,
определить степень задержки (или
опережения);

5)
если задержка (или опережение) неравномерна,
определить степень неравномерности.

Группы
развития не определяются у новорожденного
ребенка. При задержке в развитии ребенка
в возрасте 1 месяц за эпикризный срок
принимают 10 дней.

Формализованные
результаты заносятся в историю развития
ребенка (ф.112) при оформлении результатов
комплексной оценки состояния здоровья.

Назначения
по нервно-психическому развитию
детям первых 3 лет жизни врач делает,
исходя из их уровня по каждому показателю
и задач, обозначенных в показателях
развитияследующеговозрастного
периода.

Показатели
НПР детей первого года жизни

К
1 месяцу

Начинает
улыбаться в ответ на разговор взрослого
(Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете и плавно прослеживает за
движущимся предметом; прислушивается
к голосу взрослого, слуховое сосредоточение
(СА); лежа на животе пытается поднимать
и удерживать головку (ДО).

К
2 месяцам

Быстро
отвечает улыбкой на обращение, разговор
(Э); длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие
повороты головы при длительном звуке
(СА); лежа на животе поднимает и
непродолжительно удерживает головку
(ДО); произносит отдельные звуки (АР).

К
3 месяцам

«Комплекс
оживления» в ответ на эмоциональное
обращение (Э); ищет источник звука (СА);
сосредоточивает взгляд на лице говорящего
с ним или игрушке, находясь в вертикальном
положении на руках взрослого (ЗА);
наталкивается руками на игрушки, висящие
над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит
на животе, опираясь на предплечья и
высоко подняв голову, при поддержке под
мышки крепко опирается о твердую опору
ногами; длительно удерживает голову в
вертикальном положении (ДО).

К
4 месяцам

Громко
смеется в ответ на общение с ним (Э, СП);
поворачивает голову в сторону источника
звука и находит его глазами, по-разному
реагирует на спокойную и плясовую
мелодии (СА); узнает мать или другого
близкого человека (ЗА); рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над
грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время
кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку. Совершенствуются
навыки, приобретенные ранее (Н).

К
5 месяцам

Узнает
голос матери или другого близкого
человека; различает строгую и ласковую
интонацию обращенной к нему речи (СА,
СП); по-разному реагирует на лицо знакомого
и незнакомого человека (ЗА, СП); четко
берет игрушку из рук взрослого и
удерживает ее (ДР); долго лежит на животе,
высоко подняв голову и опираясь на
ладони выпрямленных рук; переворачивается
со спины на живот; ровно, устойчиво стоит
при поддержке под мышки (ДО); подолгу
певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется
ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

К
6 месяцам

Начинает
реагировать на свое имя (СА, СП); свободно
берет игрушку из разных положений и
подолгу занимается ею (ДР); переворачивается
с живота на спину; немного передвигается,
начинает ползать (ДО); начинает лепетать
(АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу
губами (Н).

К
7 месяцам

Разнообразно
и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо
ползает (ДО); на вопрос «где?» находит
взглядом предмет, расположенный в
определенном месте (ПР); подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги (АР); пьет
из чашки, которую держит взрослый (Н).

Читайте также:  Домашние животные развитие речи ребенка

К
8 месяцам

Игрушками
занимается долго и разнообразно, при
этом подражает действиям взрослого
(ДР); встает, держась за барьер, стоит и
опускается; сам садится, сидит и ложится;
переступает, держась за опору (ДО);
смотрит на действия другого ребенка,
смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос
«где?» находит несколько предметов,
расположенных в определенных местах;
по просьбе взрослого выполняет разученные
движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит
и ест корочку хлеба, пьет из чашки,
которую держит взрослый (Н); громко и
четко повторно произносит различные
слоги (АР).

Группы
НПР:

Нервно психологическое развитие ребенка группы

К
9 месяцам

Передвигается,
слегка придерживаясь руками за предметы
(ДО); действует с предметами по-разному,
в зависимости от их местоположения и
свойств — катает, открывает, гремит,
нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит
знакомые предметы независимо от их
постоянного месторасположения, знает
свое имя, оборачивается на зов (ПР);
подражает слогам, имеющимся в лепете
(АР); пьет из чашки, слегка придерживая
ее руками; спокойно относится к высаживанию
на горшок (Н); делает плясовые движения
под плясовую мелодию (СА), догоняет
ребенка, ползет ему навстречу, подражает
действиям и движениям другого ребенка
(Э, СП).

К
10 месяцам

Действует
рядом с ребенком или одной игрушкой с
ним (Э, СП); длительно занимается игрушками;
самостоятельно и по просьбе выполняет
разученные действия с игрушками и
предметами (ДР); держась за опору,
поднимается на невысокую поверхность
и спускается с нее, идет вперед с
поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе
«дай» находит и дает знакомые предметы,
во время игры с ним выполняет разученные
действия (догоню-догоню; сорока-воровка
и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит
новые слоги, которых не было в лепете
(АР).

К
11 месяцам

Радуется
приходу детей, избирательно относится
к детям (Э, СП); овладевает новыми
разученными действиями с предметами и
начинает выполнять их по команде
взрослого: накладывает кубик на кубик,
надевает кольца на пирамидку и др. (ДР);
делает первые самостоятельные шаги;
стоит без поддержки (ДО); по просьбе
взрослого приносит определенную игрушку,
отыскивая ее среди других, выполняет
разученные действия — кормит куклу,
водит собачку (ПР); произносит первые
слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай
(АР).

К
12 месяцам

Самостоятельно
выполняет разученные действия с
предметами: водит куклу, кормит, баюкает;
переносит разученные действия с одного
предмета на другой (начало сюжетной
игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО);
протягивает другому ребенку игрушку,
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
(Э, СП); различает предметы по форме,
узнает на фотографии знакомого взрослого
(ЗА); понимает названия предметов,
игрушек, имена некоторых взрослых,
названия действий и предметов; понимает
слово «нельзя»; выполняет поручения:
принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает
новым слогам; произносит 8–10 облегченных
слов (АР); самостоятельно пьет из чашки,
берет ее руками (Н).

Показатели
НПР детей второго года жизни

К
1 году 3 месяцам

Запас
понимаемых слов быстро растет (ПР); легко
подражает часто слышимым обычным словам;
сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, пользуется
облегченными словами би-би, ав-ав (РА);
воспроизводит в игре действия (И),
различает два разных по величине предмета
(СР); ходит не присаживаясь, длительно;
меняет положение (приседает, поворачивается,
наклоняется) (ДО); самостоятельно ест
густую пищу ложкой (Н).

К
1 году 6 месяцам

Понимает
смысл целых предложений о событиях,
часто повторяющихся; понимает изображения
предметов и действий; обобщает предметы
по существенным признакам (находит два
однородных предмета, внешне отличных)
(ПР); словом пользуется в момент наибольшей
заинтересованности (АР); в своей
деятельности ориентируется в двух
контрастных формах предметов (шар, куб);
двух контрастных величинах предметов
(матрешки), подбирает к образцу предмет
такой же формы — кубик к кубику (СР);
отображает в игре отдельные, часто
наблюдаемые действия (причесывает
куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает
через препятствие приставным шагом
(ДО); самостоятельно ест густую и жидкую
пищу ложкой (Н).

К
1 году 9 месяцам

Понимает
рассказ о знакомых событиях без показа
картинок; понимает несложный сюжет по
картинке; отвечает на вопросы «кто
это?», «что это?» (ПР); легко повторяет
слова и фразы; во время игры обозначает
свои действия словами, употребляя при
этом предложения из 2–3 слов (АР); строит
ворота, скамейку (И); в своей деятельности
ориентируется в 4 контрастных формах и
3 величинах, играя различает 3 разных по
величине предмета (СР); ходит по
ограниченной поверхности шириной 20–40
см, высотой 15–20 см (ДО); частично
раздевается с небольшой помощью взрослого
(Н).

К
2 годам

Понимает
несложный сюжет по картинке, отвечая
на вопросы взрослого «что здесь
нарисовано?», понимает короткий рассказ
о событиях, знакомых ребенку по опыту
(ПР); обобщает предметы по существенным
признакам в активной речи (называет
однородные предметы, внешне отличные);
речь становится средством общения со
взрослыми; ребенок использует предложения
из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу
предметы, отличая от других сходных по
форме; ориентируется в 3–4 величинах
предметов; подбирает по образцу 3
контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит
ряд последовательных действий ( начало
сюжетной игры ) (И); перешагивает через
препятствие чередующимся шагом;
поднимается на высоту 15–20 см и спускается
с нее (ДО); контролирует свои физиологические
отправления; ест довольно аккуратно;
частично одевается (Н).

Показатели
НПР детей третьего года

К
2 годам 6 месяцам

Предложения
становятся многословными из 3 и более
слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные
предметы 4-х цветов (СР). Игра носит
сюжетный характер; ребенок отражает
взаимосвязь и последовательность
действий; самостоятельно делает простые
постройки при игре со строительным
материалом и называет их (И); полностью
одевается, но не умеет застегивать
пуговицы и завязывать шнурки (Н);
перешагивает через палку или веревку,
поднятую над полом на 20–30 см, приставным
шагом (ДО).

К
3 годам

Начинает
употреблять сложные предложения (АР);
появляются элементы ролевой игры; в
игре со строительным материалом
появляются сюжетные постройки (И);
называет 4 основных цвета (СР); перешагивает
через препятствие в 10–15 см чередующимся
шагом; поднимается на скамейку высотой
25 см и спускается с нее (ДО); одевается
самостоятельно, начинает застегивать
пуговицы с помощью взрослого, завязывает
шнурки; пользуется салфеткой по мере
надобности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

1.Работа
в кабинете участкового педиатра: оценка
НПР у детей младшего возраста

Задание
к самостоятельной работе:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник