Нервно психическое развитие ребенка старше года

Нервно психическое развитие ребенка старше года thumbnail

ТЕМА: ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Компетенции:

ОК 5, 6, 7

ПК 1.1

Требования к представлениям:

— иметь представление об анатомо-физиологических особенностях преддошкольного возраста;

— иметь представление о закономерностях роста и развития ребенка преддошкольного возраста;

— иметь представление о потребностях ребенка преддошкольного возраста и способах их удовлетворения;

иметь представление о возможных проблемах детей преддошкольного возраста и путях их решения.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать чувство ответственности по социальной адаптации ребенка.

2. Воспитать умение контактировать с детьми преддошкольного периода.

Развивающие цели:

1. Научить выделять главное, находить ключевые слова и понятия по теме для логического осмысления материала.

2. Развивать речь.

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Характеристика преддошкольного и дошкольного возраста.

2. АФО органов и систем в этих периодах.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.

Период от 1 года до 7 лет называют периодом «молоч­ных зубов». Условно в нем выделяют две фазы:

1-я — от 1 года до 3 лет — преддошкольный, или старший ясельный возраст;

2-я — от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.

Данный период характеризуется интенсивным нервно-психическим развитием и изменением пропорций тела ребенка. В течение первых шести лет жизни закладыва­ется основа личности ребенка, формируются характер и привычки, проявляются его склонности и таланты.

Анатомо-физиологические особенности органов

И систем детей периода «молочных зубов»

Нервная система характеризуется дальнейшим раз­витием и созреванием, расширением условнорефлекторных связей, становлением и развитием второй сигналь­ной системы — речи. Дети этого возраста коммуника­бельны, активно вступают в контакт, испытывая возрас­тающую потребность в общении. Они чрезвычайно лю­бознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Необходимо помнить, что привычки, зак­репленные в этом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь.

Следует особо отметить, что дети до 3 лет удовлетво­ряются общением с членами семьи. Дети старше 3 лет нуждаются в общении со сверстникам и способны орга­низовывать с ними совместные сюжетные и ролевые игры. С учетом этого факта целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в Ребенок в

Возрасте 1,5 лет возрасте 3 лет

Критерии оценки НПР детей периода «молочных зу­бов».

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни.

Оценка нервно-психического развития детей 2-го года жизни осуществляется по следующим показателям:

1. — развитие речи: понимание речи (РП) и активная речь (РА);

2. — сенсорное развитие (С);

3. — игра и действия с предметами (И);

4. — движения (Д);

5. — навыки (Н).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 23 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 2—3 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — активная речь: грамматика (Г), вопросы (В);

2. — сенсорное развитие: воспроизведение формы (ВФ) и цвета (ВЦ);

3. — игра (И);

4. — конструктивная деятельность (КД);

5. — изобразительная деятельность (Изод);

6. — навыки в одевании (НО), в кормлении (НК);

7. — движения (Д).

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте 4—6 лет.

Оценка нервно-психического развития детей в возрас­те 4—6 лет осуществляется по следующим показателям:

1. — мышление и речь (MP);

2. — внимание и память (ВП);

3. — моторика (М);

4. — социализация (С).

Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес):

РП — запас понимаемых слов быстро расширяется; РА — лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;

СР — различает по величине 2 полых куба (разница граней — 3 см);

Д — ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­ние (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н — самостоятельно ест гу­стую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес):

РП — обобщает предметы по существенным признакам в по­нимании речи;

РА — облегченными или пол­ными словами правильно назы­вает предметы и действия в мо­мент сильной заинтересованнос­ти (словарный запас 30—40 слов);

СР — различает 3—4 контра­стные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И — воспроизводит в игре от­дельные часто наблюдаемые дей­ствия;

Д — перешагивает (без поддержки или может пользо­ваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н — самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 9 месяцев (21 мес):

РП — понимает вопрос взрослого о предметах и действиях,

изображенных на картинках;

РА — во время игры словами и двухсложными

предложениями обознача­ет свои действия;

PC — различает 3 — 4 контрастные величины предметов

(кубы с разни­цей граней 3 см);

Д — перешагивает приставным шагом через парал­лельно

положенные на полу 3 палки;

Н — раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес):

РП — понимает без иллюстраций короткий рассказ

о ранее знакомых событиях;

РА — при общении со взрослыми

пользуется трех­сложными

предложениями, употребляя,

прилагательные и местоимения

(словарный запас 200—300 слов);

СР — подбирает по образ­цу и

вербальной инструкции взрослого

3 предмета разных цветов

(красный, синий, зеле­ный);

И — воспроизводит в игре ряд

последовательных дей­ствий

(начало сюжетной игры);

Д — перешагивает череду­ющимся шагом через 3 параллельно

положенные на полу палки; перешагивает без поддержки

через палку или веревку, приподнятую над по­лом на 10 см;

Н — частично надевает одежду.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г — говорит многословными предложениями (не более трех слов);

В — появляются вопросы: «Где?», «Куда?»;

ВФ — подбирает по образцу разнообразные -предметы основных цветов;

И — игра носит сюжетный характер;

КД — самостоятельно делает простые сюжетные пост­ройки и называет их;

НО — полностью одевается, но еще не умеет застеги­вать пуговицы и завязывать шнурки;

НК — ест аккуратно;

Д — перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА — словарный запас — 1200—1300 слов;

Г _ начинает употреблять сложные придаточные пред­ложения;

В — появляются вопросы: «Почему?», «Когда?»;

ВФ — в своей деятельности использует правильно гео­метрические фигуры, по назначению;

ВЦ — называет 4 основных цвета;

И — появляются элементы простой игры;

КД — появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ — с помощью пластилина или карандаша изобра­жает простые предметы и называет их;

НО — самостоятельно одевается, может застегнуть пу­говицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрос­лого;

НК — пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д — перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 4 лет:

MP — группирует предметы по классам: классифици­рует картинки и определяет среди них лишнюю (непохо­жую на другие); складывает из 3 частей разрезанные кар­тинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отве­чая на вопросы взрослого;

ВП — из 4—5 показанных предметов вспоминает на­звание 1—2-х после того, как их убирает взрослый;

М — застегивает пуговицы, молнию, всегда или иног­да зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3. частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 секунд на одной ноге;

С — умеет играть с детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилию, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

MP — строит и составляет по образцу различные узо­ры (из кубиков, мозаики и лего); может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с откры­тым и скрытым смыслом;

ВП — запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4—’5), находит одинаковые детали или предметы на двух положенных рядом картинках; запоминает 1—2 четверостишия, скороговорки или счи­талки;

М — самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3—6 частей; прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед;

С — умеет играть с детьми разного возраста, не ссо­рясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН — понимает значение всех слов из бытовой лекси­ки, называет, из чего сделаны отдельные предметы; со­ставляет рассказ по 2—3 картинкам, связанным содер­жанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду);

ВП — запоминает и рассказывает стихи и сказки; за­поминает 6—8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М — рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в длину с места не менее, чем на 40 см;

С — знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

Кожа и ее придатки продолжают развиваться. Совер­шенствуются терморегуляторная, выделительная и защит­ная функции. Отмечается снижение функции сальных же­лез, уменьшение количества и выраженности естествен­ных кожных складок (к 5—б годам они сглаживаются и

исчезают).

Отмечается значительный рост и выраженность бро­вей и ресниц, иногда происходит изменение цвета волос.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены (под­мывание, умывание, чистка зубов и т. д.) и пользованию горшком.

Гигиеническая ванна в холодное время года может про­водиться реже:

в 1—4 года — 2 раза в неделю;

с 4 лет — 1 раз в неделю.

Костно-мышечная система также продолжает расти и развиваться.

К 2 годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса — 20 молочных зубов. С 5 лет начи­нается смена их на постоянные (в 6 лет — не менее 1-го постоянного зуба, в 7 лет — не менее четырех).

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется, а с 5 лет рост позвоночника снова становится равномерным.

К 4 годам заканчивается формирование затылочной и височной костей.

В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляются и деформируются. Для предупреждения деформаций кос­тей особое внимание необходимо уделить:

рациональному питанию;

соблюдению осанки;

достаточной двигательной активности;

адекватным физическим нагрузкам;

правильному подбору мебели и игрушек.

Характерно также развитие мышечной системы, на­растание силы, ловкости и массы мышц (диаметр мышц увеличивается в 2—2,5 раза). При этом отмечается пре­имущественное развитие крупных и средних мышц, обес­печивающих бег, ходьбу, прыжки. Развитие же мелких мышц и, следовательно, мелкой моторики происходит гораздо медленнее и продолжается до 9—10 лет. Для сти­муляции работы кисти детям рекомендуются специаль­ные упражнения (мозаика, кубики, рисование, штрихов­ка, лепка и т. д.).

Дыхательная система значительно развивается, со­вершенствуется функция газообмена в легких.

К 2 годам формируются придаточные пазухи носа.

До 3 лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая — нежной, слабозащищенной. В свя­зи с тем, что количество контактов у детей после года увеличивается, создаются условия для заболеваний рес­пираторными инфекциями. Поэтому пик заболеваемости ОРВИ, ОРЗ, бронхитами, пневмониями приходится на возраст 1—3 года.

Тип дыхания:

к 2 годам — диафрагмально-грудной;

к 5 годам — грудной.

Частота дыхания: в среднем 25—30 (до 3 лет — 28—32; после 3 —25—30) в минуту.

Дыхательная аритмия — сохраняется до 2—3 лет.

При выслушивании до 2—3 лет определяется пуэрильное дыхание, затем постепенно дыхательные шумы осла­бевают и к 7 годам оно становится, как и у взрослых, — везикулярным.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в разме­рах, обогащается более разветвленной сетью капилля­ров.

Пульс составляет:

в 1—3 года — 105—115 уд. в мин;

в 4—6 лет — 90—100 уд. в мин.

ДРУГиу

АД mах составляет:

до 5 лет — 80 + 2n, где n — число лет ребенка; в 5 лет — 100 мм рт. ст.;

старше 5 лет — 100 + n, где n — число лет ребенка; АД min = 2/3-1/2 от АД mах.

Пищеварительная система значительно увеличивается в размерах, совершенствуются ее функции — фермента­тивная, двигательная, всасывающая и т. д. Однако сли­зистая оболочка остается по-прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами дис­пепсии.

К 2 годам достигают полного развития слюнные желе­зы, расширяется вкусовое восприятие, появляются ин­дивидуальные пищевые пристрастия. Длина пищевода к 5 годам — 16 см. Емкость желудка: в 2 года — 300—400 мл; в 3 года — 400—500 мл; в 5—6 лет — 1000 мл.

Сохраняет свое значение наличие нормальной микро­флоры в кишечнике ребенка. Стул урежается до 2 раз в сутки, а после 3 лет — до 1-го раза в сутки.

Значительно улучшаются функции печени, но остают­ся менее совершенными, чем у взрослых.

Мочевыделительная система претерпевает значитель­ные изменения. К 5—6 годам почки становятся анатоми­чески зрелыми, хотя функции их еще несовершенны. Суточный объем мочи составляет: до 5 лет 600 + 100 (n — 1), где n — число лет ребен­ка;

старше 5 лет 100 х (n + 5), где n — число лет ребен­ка.

Разовый объем мочи составляет 90—120 мл в сутки. Относительная плотность мочи — 1010—1020 ед. Частота мочеиспусканий 8—10 раз в сутки. Произвольное мочеиспускание формируется:

у девочек — к 1,5—2 годам;

у мальчиков — к 3—3,5 годам.

Прокрутить вверх

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ № 13 I к.

Цель занятия:

— дать студентам представление о нервно-психическом развитии детей старше 1 года жизни

Студент должен знать:

— основные показатели нервно-психического развития детей разных возрастных периодов

— основные этапы формирования психического развития ребенка

Студент должен уметь:

— определить качественно-количественную оценку развития детей 1-2-3 года жизни

Вопросы для самоподготовки:

1) Критерии оценки психомоторного развития детей.

2) Количественно-качественная оценка уровня развития детей по К.Л.Печоре.

3) Показатели НПР на втором году жизни.

4) Показатели НПР на третьем году жизни.

5) Показатели НПР на четвертом году жизни.

6) Показатели НПР на пятом году жизни.

7) Показатели НПР на шестом, седьмом году жизни. Показатели НПР на первом году жизни, их динамика.

Литература для подготовки:

Основная:

1. Шабалов Н.В. Педиатрия.

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детского возраста с уходом за детьми.

3. Учебно-методическое пособие на кафедре.

4. Лекции, прочитанные на кафедре.

Дополнительная:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней

Контроль знаний: устный опрос

Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы: 1) до 1 года — 1 раз в месяц; 2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца; 3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев. После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

1. определение уровня НПР;

2. наблюдение в динамике за изменением НПР;

3. своевременная корректировка НПР.

Методологической основой контроля за НПР по Щелованову является опора на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка:

1. Необыкновенно быстрый темп развития требует быстрой смены условий воспитания и, следовательно, частого проведения контроля (на l-м году — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в квартал, на 3-м году — 1 раз в полгода, с 4-х лет — 1 раз в год). Таким образом, эпикризные сроки (э. с.) контроля НПР:

1-й год жизни: 1 месяц .. 12 месяцев. Основной показатель для фельдшера — положительная динамика.

2. В связи с тем, что ребенок — существо «биосоциальное», контроль за НПР должен быть комплексным, с обязательным учетом состояния здоровья, анамнеза, поведения и т. п.

3. Ребенок развивается гетерохронно, т. е. неравномерно.

Средний мед. работник при оценке НПР смотрит в эпикризный срок, те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т. е. ведущие линии.

Количественная оценка НПР детей:

· до месяца оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА; группы развития не определяются у новорожденного ребенка;

§ от l-го месяца до трех лет (по четырем группам развития);

§ от 4 до 7 лет и старше (без отклонений; с отклонениями: соматовегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяца за эпикризный срок принимают 10 дней.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который, он приобретает новые навыки, то есть интервал времени, за который могут произойти существенные изменения в НПР ребёнка первого года жизни. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — З месяца. С двух до трех лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году.

Линия развития — это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и поэтому может быть использован как критерий оценки НПР.

Он обычно обозначается большой (или большой и маленькой) русской буквой ( Аз — анализатор зрительный).

На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни.

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 825 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник