Нервно психическое развитие ребенка капитан

Нервно психическое развитие ребенка капитан thumbnail

Критериями НПР являются:

  • моторика;

  • статика;

  • условно-рефлекторная деятельность (1
    сигнальная система);

  • речь (2 сигнальная система);

  • высшая нервная деятельность.

Моторика (движение) — это целенаправленная,
манипулятивная деятель­ность ребенка.

Для здорового
новорожденного в спокойном состоянии
характерны так называемый физиологический
мышечный гипертонус и на фоне этого
сгибательная поза. Мышечный

гипертонус симметрично выражен во всех
по­ложениях: на животе, спине, в
положениях

бокового и вертикального под­вешивания.
Руки согнуты во всех суставах, приведены

и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты
в кулак, большие пальцы приведены к
ладони. Ноги также согнуты во всех
суставах и слегка отведены в бедрах, в
стопах преоб­ладает тыльное сгибание.
Даже во время сна мышцы не расслабля­ются.
Движения

новорожденного ограниченные,
хаотичные (англ. chaos),
беспо­рядочные (англ. disorderly),
атетозоподобные дрожащие (англ.
trempling).
Тремор и физиологический мышечный

гипертонус постепенно
угасают nосле
первого месяца жизни.В дальнейшем показатели

моторики у здорового ребенка развиваются
в следующем порядке:

  1. сначала координированным становится
    движение мышц глаз (на
    2-3 неделе), когда
    ребенок фиксирует свой взгляд на ярком
    предмете;

  2. поворот головы вслед за игрушкой
    указывает на развитие шейных мышц:

  3. мануальная деятельность развивается
    на 4 месяце жизни: ребенок
    приближает
    верхние конечности к глазам и рассматривает
    их, потирает пе­-
    ленку, подушку.
    Движения становятся целенаправленными:
    малыш берет
    игрушку руками (на втором
    полугодии может сам взять бутылочку с
    моло­-
    ком и выпить его и т.д.);

  4. на 4-5 месяце
    развивается координация движения мышц
    спины, что проявляется
    вначале переворачиванием со спины на
    живот, а на 5-6 месяце —
    с живота на
    спину;

  5. когда к концу первого года жизни ребенок
    сам идет за интересным предметом

в другой угол комнаты, то признаком
моторики является не про­сто процесс
ходьбы,

а координированное
целенаправленное
движение всех мышц в необходимом

направлении.

За постепенным своевременным развитием
моторики у человека можно проследить,
наблюдая совершенствование движений
пальцев от первого хватания карандаша
ребенком первого года до манипуляций
у взрослых лиц —рисование, игра на
скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.

Статика
это фиксация и
удерживание определенных частей туловища
в необходимом положении.

Первый признак
статики

удерживание головы
— появляется на втором-третьем месяце
жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо
держать голову в вертикальном положении.

Второй признак
— малыш сидит—
развит в 6-7 месяцев,
на 7 месяце раз­вивается
осязание

Третий признак
ребенок
стоит —
в 9-19 месяцев.

Четвертый признак
малыш
ходит
— к концу первого
года жизни.

Условно-рефлекторная
деятельность

это адекватная реакция
ребенка на раздражающие факторы
окружающей среды и собственные
потребности. Глав­ным рефлексом у
новорожденного является пишевая
доминанта. Подошло время кормления,
ребенок проголодался и он плачет — это
хорошо. Посо­сал материнскую грудь,
поел — успокоился, уснул. К концу первого
месяца через несколько минут после
начала кормления наступает небольшая
пауза — ребенок внимательно рассматривает
лицо ма­тери, ощупывает грудь. На
втором месяце формируется улыбка, на
третьем — радостное движение конечностей
при виде матери. Все это указывает на
фор­мирование условных рефлексов на
внешние раздражители. При оценке ПМР
нужно помнить, что признаки динамичны
по времени. т.е.в каждом возрасте каждый
критерий проявляется по-разному.

Например.

  1. Если 5-месячному ребенку показать яркую
    игрушку, то он прекращает движения,
    широко открывает глаза, рот — это так
    называемое оральное внимание. При такой
    же ситуации на 8 месяце жизни ребенок
    должен не от­крыть рот, а потянуться
    за игрушкой руками. Наличие орального
    внимания у ребенка к концу первого года
    жизни указывает на задержку НПР.

  2. Приближение незнакомого человека,
    матери, отца к ребенку 4-5 месяцев
    вызывает
    у него комплекс оживления: радостное
    торжествование на лице, выраженная
    улыбка, малыш перебирает ручками,
    ножками. На 8-
    9 месяце жизни ребенок
    при появлении матери должен тянуться
    к ней руками,
    а на чужого человека у
    малыша возникает реакция страха и
    негативизма. К признакам условно-рефлекторной
    деятельности относятся слуховое и
    зрительное сосредоточения.

На втором
месяце жизни
эти признаки прове­ряет невропатолог:

1) для оценки слуха
врач хлопает руками на расстоянии 30-40
см сбоку от
ушей лежащего на пеленальном
столе ребенка, можно хлопать по
самому
столу — при этом здоровый
ребенок должен моргнуть
(ацгд. bljnk)
веками:

2) для выяснения зренияврач проводит ярким
предметом на высоте
30 см над глазами
лежащего малыша с одной стороны на
другую — при раз­-
витом зрении глаза
ребенка должны следить
за движением предмета.

До конца первого года
возникает сенсорная
речь: понимание малышом
отдельных слов, которые звучат со
стороны. Это обнаруживается поворо­том
головы, потягиванием ручек и т.д.
появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда
он начинает аукать. Про­изношение
первых звуков называется гуление (а,
гу-у, э-э-э и т.д.) (гул голо­сов англ.
hum,
buzz).
В 6 месяцев ребенок произносит отдельные
слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая
их смысла, что называется лепет (англ.
baby-talk,
babble,
prattle).
К концу первого года жизни в лексиконе
малыша уже 8-12 слов, смысл ко­торых он
понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди
них имеются звуко­подражатели (ам-ам
— кушать, ав-ав — собачка, тик-так — часы
и т.п.). В 2 года запас слов доходит до —
300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность.
Этот критерий развивается на основании
становления нервной системы, формирования
всех предыдущих критериев, воспитания
и развития ребенка. Он является признаком
созревания умст­венной способности
и интеллекта человека. Окончательный
вывод о состо­янии высшей нервной
деятельности можно сделать в 5-6 лет.
Кроме рассмотренных критериев НПР, для
оценки состояния нервной системы
врач-педиатр выясняет у
новорожденного и ребенка грудного
возра­ста выраженность
филогенетически закрепленных безусловных
рефлексов. Все
безусловные рефлексы в зависимости от
времени их существования и развития
разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные
и установочные. Рассмотрим основные
безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы
новорожденных. Ребенок
рождается с рядом безусловных рефлексов,
которые можно под­разделить на 3
категории: стойкие пожизненные
автоматизмы; транзиторные рудиментарные
рефлексы, отражающие специфические
условия уровня разви­тия двигательного
анализатора и впоследствии исчезающие;
рефлексы, или автоматизмы, только
появляющиеся и поэтому не всегда
выявляемые сразу после рождения.

СТОЙКИЕ РЕФЛЕКСЫсуществуют на
протяжении всей жизни. Основ­ные из
них: — глотательный;

— сухожильные рефлексы конечностей
(один из примеров — удар по сухо­жилию
четырехглавой мышцы бедра ниже коленной
чашечки вызы­вает разгибание ноги в
коленном суставе);

— роговичный (легкое прикосновение
мягкой бумагой или ваткой к рогови­це
глаза вызывает смыкание век; называется
еще корнеальный рефлекс);

  • коньюнктивальный (похож на роговичный
    вызывается таким же методом, но с
    конъюнктивы);

  • надбровный (постукивание по внутреннему
    краю надбровной дуги вызы­вает
    смыкание век; называется еще
    орбикулопальпебральный рефлекс).

ТРАНЗИТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ— существуют
после рождения, однако постепенно
исчезают в определенном возрасте. К ним
относятся:

— оральные-стволовые рефлексы
(дуга замыкается в продолговатом
мозге),
(сосательный, поисковый, хоботковый и
ладонно-ротовой);

  • спинальные рефлексы (дуга
    замыкается на уровне спинного мозга)
    (хватательный рефлекс, рефлекс Моро,
    опоры, автоматической походки, ползания,
    Галанта, Переса);

  • миелоэнцефальные
    позотонические рефлексы (регулируются
    цент­рами продолговатого и среднего
    мозга) (лабиринтный,
    асимметричный и симметричный шейные
    тонические рефлексы).

К УСТАНОВОЧНЫМ РЕФЛЕКСАМ,
которых нет сразу
по­сле рождения, а формируются они в
определенном возрасте,
относятся:

  • верхний рефлекс Ландау (немецкий
    педиатр) (появляет­ся в 4 мес.) находясь
    на животе, ребенок поднимает голову,
    верх­нюю часть туловища и, опираясь
    руками, удерживается в таком поло­жении;

  • нижний рефлекс Ландау(появляется в 5-6 мес.)
    — находясь на животе, ребенок, разгибает
    и поднимает ноги.

Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик

При оценке результатов
исследования безусловных рефлексов
нужно учесть
:

  • их наличие или отсутствие;

  • при наличии — симметричность;

  • время появления и исчезновения;

  • соответствие выраженности рефлекса
    возрасту ребенка.

Вывод: При
нормальном нервно-психическом развитии
ребенка безуслов­ные рефлек-

сы должны своевременно
возникнуть и своевременно исчезнуть
.

Трактовка (англ. interpretation)
нарушений развития:

  1. отсутствие рефлексов в
    необходимом возрасте является
    признаком
    задержки
    нервно-психического развития;

  2. рефлексы считаются
    патологическими,
    если они имеют место
    у ребен­ка в том возрасте,

в котором должны отсутствовать.

Для точной оценки
своевременности становления НПР в
зависимости от возраста
ребенка

условно выделено 6
этапов:

1этап

0-1 месяц;

II
этап

1-3 месяца;

III
этап

3-6 месяцев;

IV
этап

6-9 месяцев;

V
этап

9-12мееицев;

VI
этап

1-3
года.

Поэтому после оценки
выраженности всех 5 критериев, проявления
безус­ловных

рефлексов необходимо
сопоставить
подученные данные с возрастом ребенка
.

В норме показатели НПР должны
соответствовать указанному возраст­ному
этапу

его становления. Иногда при развитии
этих критериев порядок их становления

может быть несколько нарушен: один из
них пойдет на 1 этап вперед, другой — на

1 этап отстает. Длительное заболевание
и недоста­точное воспитание могут
привести к

допустимому отставанию
всех показа­телей только
на 1 этап. Но не более. Такая задержка

становления нервной
си­стемы считается
функциональной.

Отставание НПР на 2 и более этапов
указывает на патологическую за­держку
развития и

в таком случае ставится
диагноз: энцефалопатия.

При нормальном развитии ребенка к 2
годам все критерии должны прийти к
финишу. Если

это не наступает, то после двух лет
ставится кон­кретный диагноз:
олигофрения, гидроцефалия,

эпилепсия и т.п.

Оценка, безусловно-рефлекторной,
деятельности
должна
проводиться в теплой

хорошо освещенной комнате на ровной
полужесткой поверхности. Ребенок должен
быть в

состоянии бодрствования, сытым и сухим.
Наносимые раздражения (кроме специальных
ви

дов исследования) не должны причинять
боли. При несоблюдении этих условий
рефлексы

могут подавляться реакция­ми на
дискомфорт. Безусловные рефлексы
оцениваются в положении

на спи­не, на животе и в состоянии
вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс.
При ударе пальцем по губам ребенка
про­исходит сокращение

круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание
губ хоботком.

Поисковый
рефлекс.
При поглаживании
кожи в области угла рта (при этом не
следует

прикасаться к губам) происходит опускание
губы, откло­нение языка и поворот
головы в

сторону раздражителя. Рефлекс особенно
хо­рошо выражен перед кормлением.
Исчезает к концу

первого года.

Сосательный рефлекс.
Если вложить в рот ребенка соску, то он
начинает совершать

активные сосательные движения. Исчезает
к концу перво­го года.

Орбикулопальпебральный
рефлекс.
При поколачивании
пальцем по верхней дуге

орбиты происходит смыкание века
соответствующей стороны. Исчезает к 6
мес.

Ладонно-ротовой рефлекс
Бабкина.
Рефлекс
вызывается на­давливанием большими

пальцами на ладони ребенка близ теноров.
Ответная реакция проявляется открыванием
рта и

сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.

Хватательный рефлекс.
Этот рефлекс состоит в схватывании и
прочном удерживании

пальцев, вложенных в ладонь ребенка.
Иногда при этом удается приподнять
ребенка над

опорой (рефлекс Робинсона). Такой же
рефлекс можно вызвать с нижних конечностей,
если

надавливать на подошву у
основания II
—III
пальцев, что вызовет подошвенное
сгибание

пальцев. Ис­чезает на 2 —4-м месяце.

Рефлекс Моро.
Этот рефлекс вызывается различными
приемами: ре­бенка, находящегося

на руках у врача, резко опускают на 20
см. а затем под­нимают до исходного
уровня; можно

быстрым движением разогнуть нижние
конечности или ударить по поверхности,
на которой

лежит ребенок, на рас­стоянии 15 —20,
см с двух сторон от головы. В ответ на
эти действия

ребенок сначала отводит руки в стороны
и разгибает пальцы, а затем возвращает
ру­ки в

исходное положение. Движение руки носит
характер охватывания. Этот рефлекс
сохраняется

до 4 мес.

Рефлекс Бабинского.
Штриховое раздражение подошшы пона­ружному краю
стопы

в направлении от пятки к пальцам вызывает
тыльное разгибание большого пальца

и подошвенное сгибание остальных
пальцев, которые иногда веерообразно
расходятся.

Рефлекс остается физиологичным до 2
лет.

Рефлекс Кернига.
У лежащего на спине ребенка сгибают
одну ногу в тазобедренном и

коленном суставах, а затем пытаются
выпрямить ногу в коленном суставе. При
положитель-

ном рефлексе это сделать не удается.
Этот рефлекс исчезает после 4 мес.

Рефлекс опоры.
Врач берет ребенка подмышки со стороны
спины, поддерживая

указательными пальцами голову.
Приподнятый в таком положе­нии ребенок
сгибает ноги

в тазобедренных и коленных суставах.
Опущенный на опору, он упирается на нее
полной

стопой, «стоит» на полусогнутых ногах,
выпрямив туловище. Рефлекс исчезает к
2 мес.

Рефлекс автоматической
походки.
В положении
рефлекса опоры

ребенка слегка наклоняют вперед, при
этом он совершает шаговые движения по
поверхности,

не сопровождая их движениями рук. Иногда
при этом ноги перекрещиваются на уровне
ниж-

ней трети голеней. Рефлекс исче­зает
к 2 мес.

Рефлекс ползания Бауэра.
Ребенка выкладывают на живот так, чтобы
голова и туловище

были расположены по средней линии. В
таком по­ложении ребенок на несколько
мгновений

поднимает голову и совершает пол­зающие
движения (спонтанное ползание). Если
подставить

под подошвы ре­бенка ладонь, то эти
движения оживятся, в «ползанье» включаются
руки и он

начинает активно отталкиваться ногами
от препятствия, рефлекс исчезает к 4
мес.

Рефлекс Галанта. У
ребенка, лежащего на боку, врач проводит
большим и

указательным пальцами по паравертебральным
линиям в напра­влении от шеи к ягодицам.

Раздражение кожи вызывает выгибание
тулови­ща дугой, открытой кзади. Иногда
при этом

разгибается и отводится нога. Рефлекс
исчезает к 4 мес.

Рефлекс Переса.
В положении ребенка на животе проводят
пальцем по остистым

отросткам позвоночника в направлении
от копчика к шее, что вызывает прогибание
туловища,

сгибание верхних и нижних конечностей,
при­поднимание головы, таза, иногда
мочеиспускание,

дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает
боль, поэтому его нужно исследовать
последним.

Исчезает к 4 мес. На мышечный тонус
новорожденного оказывает влияние
положение тела и

головы. Это влияние опосредуется через
тонические шейные и лабиринтные
рефлексы.

Лабиринтный тонический
рефлекс.
Вызывается
изменением головы в пространстве.

У ребенка, лежащего на спине, повышен
тонус разги­бателей шеи, спины, ног.
Если же его

перевернуть на живот, то увеличивается
тонус сгибателей шеи, спины, конечностей.

Симметричный шейный
тонический рефлекс.
При
пас­сивном сгибании головы

новорожденного, лежащего на спине,
происходит по­вышение тонуса сгибателей
рук и

разгибателей ног. При разгибании головы
наблюдаются обратные взаимоотношения.

Об изменении тонуса можно су­дить по
увеличению или уменьшению сопротивления
при

пассивном разгиба­нии конечностей.

Асимметричный шейный
тонический рефлекс.

Для про­верки этого рефлекса голову

ребенка, лежащего на спине, поворачивают
в сторону так, чтобы подбородок касался
плеча.

При этом уменьшается тонус конечностей,
к которым обращено лицо (иногда их
кратковре-

менное разгиба­ние), и повышается
тонус противоположных конечностей.
Рефлекс исчезает к кон-

цу первого года.

Туловищная выпрямительная
реакция.
При
соприкосновении стоп ребенка с

опорой наблюдается выпрямление головы.
Эта реакция формируется с конца 1-го
месяца.

Верхний рефлекс Ландау.
Ребенок в положении на животе под­нимает
голову, верхнюю

часть туловища и руки, опираясь на
плоскость рука­ми, удерживается в
этой позе. Этот

рефлекс формируется к 4 мес.

Нижний рефлекс Ландау.
В положении на животе ребенок раз­гибает
и поднимает ноги. Этот

рефлекс формируется к 5 —6 мес.

Простые шейные и туловищные
установочные ре­флексы.

Читайте также:  Предметная развивающая среда как фактор всестороннего развития ребенка

Поворот головы в сторону вызывает
поворот туловища в ту же сторону, но не
одновременно,

а раздельно: сначала поворачивается
грудной отдел, а затем тазовый. Эти
рефлексы

появляются с рождения и видоизме­няются
к 5 —6 мес.

Цепной установочный
рефлекс с туловища на ту­ловище.

Поворот плеч ребенка в сторону

приводит к повороту туловища и нижних
конечностей в ту же сторону, но не
одновременно,

а раздельно. По­ворот тазового отдела
также вызывает поворот туловища. Этот
рефлекс фор­ми-

руется к 6 —7 мес.

Источник

Нервно-психическое
развитие детей

Для
оценки нервно-психического развития
ребенка
 от
3 до 7 лет обычно пользуются данными
наблюдений за его поведением во время
различных режимных моментов. При этом
учитываются следующие ведущие показатели:

*
моторное развитие и зрительная координация
(равновесие в ходьбе, статическое
равновесие, прыжки и т. д.);
* развитие
речи (звуковая культура речи, грамматически
правильная речь, чтение стихов, пересказы
и т. д.);
* познавательная деятельность
(количество и счет, величина, ориентировка
во времени и пространстве, конструирование,
воспроизведение, ощущение цвета,
формирование обобщений);
*
социально-культурное развитие
(культурно-гигиенические навыки,
самостоятельность, трудолюбие, игровая
деятельность, взаимоотношения с
окружающими).

Для
оценки нервно-психического развития
дошкольников и школьников применяются
специальные тесты, таблицы, шкалы и
анкетирование.

Уровень
нервно-психического развития принято
оценивать по 4 группам развития, три из
которых — варианты нормального развития,
а четвертая — развитие, пограничное с
нормой.

*
1 -я группа — дети с развитием в пределах
нормы или опережающие развитие по одному
или нескольким показателям.
* 2-я группа
— дети с задержкой в развитии на 1
эпикризный срок (до года — на 1 месяц,
до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6
месяцев) и дети с негармоничным развитием
по одному или нескольким показателям.
*
3-я группа — дети с задержкой на 2
эпикризных срока и дети с негармоничным
развитием (часть показателей ниже на
1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я
группа — дети с задержкой на 3 эпикризных
срока. Кроме того, выделяют три степени
задержки нервно-психического развития:
*
I степень — по 1—2 показателям;
* II —
по 3—4 показателям;
* III — по 5—7
показателям.

Таким
образом, оценивать нервно-психическое
развитие ребенка рекомендуется по
следующей схеме:

*
его уровень по ведущим линиям развития,
характерным для данного возраста;

*
соответствие или несоответствие уровня
нервно-психического развития ребенка
данному возрасту с учетом групп развития
и степени задержки;
*оценка динамики
развития ребенка по сравнению с предыдущим
уровнем, наличие или отсутствие
индивидуальных особенностей.

Роль
импринтинга, ухода и воспитания в НПР
ребенка

Вначале
у ребенка начинают функционировать
высшие анализаторы, и лишь потом
развиваются сложные локомоторные акты,
требующие сложной координации. Эта
закономерность имеет важное практическое
значение и свидетельствует о необходимости
воспитания движений в определенной
последовательности.

Таблица
1. Средние сроки развития и возможные
границы моторных актов у детей первого
года жизни

Нервно психическое развитие ребенка капитан

Формирование
речи обусловлено становлением функции
сенсорной системы и функциональным
созреванием головного мозга.

Развитие
речи является также продуктом и итогом
общения ребенка со взрослым человеком,
воспитательной активности и любви
взрослого к ребенку.

Понимание
речи имеет большое значение для
организации эффективной воспитательной
работы с ребенком.

Таблица
2. Голосовые реакции и последовательность
развития речи у здоровых детей

Нервно психическое развитие ребенка капитан

Импринтинг
– механизм мгновенного запечатлевания,
при котором первое впечатление определяет
характер реагирования, влияющий на всю
дальнейшую жизнь и деятельность
организма. Длительное время его роль в
нервно-психическом развитии детей
изучалась недостаточно.

Однако
наблюдения показывают, что он имеет
немаловажное значение в формировании
нервно-психического развития и даже
будущего поведения, предопределяя его
на долгие годы.

Материнский
уход за ребенком оказывается важным
звеном в правильном социальном поведении
его в дальнейшем. Поведение и характер
ребенка, достигшего школьного возраста,
в значительной степени определяется
вниманием тех людей, которые ухаживали
за ним в раннем детстве. Дети, которые
воспитывались родителями, как правило,
более приспособлены к школьной жизни.
Если же ребенка воспитывали бабушка
или дедушка, такие дети хуже адаптируются
к школе, у этих детей значительно хуже
развиты координированные движения.
Дети, которые воспитываются в детских
учреждениях (яслях, детских садах),
отличаются более ранним формированием
и совершенствованием двигательных
умений, в то же время у них хуже развиты
речевые навыки и образное мышление.

В
зависимости от условий среды, воспитания
и различных заболеваний у ребенка может
задерживаться нормальное развитие
высшей нервной деятельности, поэтому
врач-педиатр должен давать советы
родителям по гармоничному воспитанию
детей.

 Развитие
условно-рефлекторной деятельности в
онтогенезе.

Еще
за 3 месяца до нормаль­ного срока
рождения нервная система плода в
достаточной мере развита, чтобы обеспечить
функционирование организма в усло­виях
внеутробного существования. Сформированы
все отделы моз­га, включая кору больших
полушарий. Афферентные и эфферент­ные
нервные волокна соединяют центральную
нервную систему со всеми органами тела.
С первого же дня жизни у ребенка могут
быть обнаружены защитные и ориентировочные
рефлексы на боле­вые, световые, звуковые
и другие раздражения. Однако эти реак­ции
плохо координированы, нередко беспорядочны
и, как прави­ло, медленно протекают и
легко распространяются на большое
количество мышц. Очень часто они
проявляются в усилении общей двигательной
активности. Это показывает, что возбуждение
легко иррадиирует, т. е. распространяется,
с одного участка мозга на другие.
Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся
криком, особенно легко возникает под
влиянием голода, охлаждения, а так­же
болевых раздражений.

Прикосновение
к губам новорожденного или к соседним
участ­кам кожи вызывает рефлекторные
сосательные движения, что ве­дет к
понижению общей возбудимости и прекращению
двигатель­ной активности. Такое
состояние торможения двигательных
центров мозга сохраняется не только во
время сосания груди, но и в после­дующий
период сытости, что способствует
наступлению сна. Как правило, пробуждение
наступает перед очередным кормлением,
когда состояние сытости сменяется
состоянием голода.

Иногда
в начальном периоде внутриутробного
развития нару­шается нормальное
образование органов, что ведет к появлению
различных уродств. В частности, известны
случаи недоразвития передних отделов
мозга и даже полного отсутствия больших
полу­шарий. Дети, рождающиеся с таким
тяжелым дефектом, умирают в первые
месяцы, реже в первые годы жизни.
Наблюдения показа­ли, что поведение
таких детей очень сходно с поведением
нор­мального ребенка в период
новорожденности. Это дает основа­ние
полагать, что в первые дни жизни реакции
организма осуще­ствляются без участия
коры больших полушарий и подкорковых
ядер.

Установлено,
однако, что клетки коры больших полушарий
но­ворожденного могут приходить в
состояние возбуждения под влия­нием
импульсов, поступающих из нижележащих
отделов мозга. В коре возникают и ответные
импульсы. Так, например, у ново­рожденных
при участии коры происходит поворот
глаз, а несколь­ко позднее и головы в
сторону появившегося света. Мало того,
на основании изучения электрических
реакций установлено, что уже в первые
дни жизни в коре больших полушарий
происходит разли­чение красного и
зеленого цвета.

В
течение первых двух лет жизни головной
мозг интенсивно растет, и к двум годам
его вес достигает примерно 70% веса мозга
взрослого человека. В основном увеличение
мозговой массы происходит не за счет
об­разования новых клеток (после
рождения их количество мало ме­няется),
а в результате роста и разветвления
дендритов и аксонов. У двухлетнего
ребенка в коре больших полушарий нервные
клетки расположены дальше друг от друга,
чем у новорожденного. Зато много места
занимают разросшиеся отростки , что,
разу­меется, требует большего увеличения
площади, занимаемой корой. И действительно,
за первые два года жизни ее площадь
увеличи­вается примерно в 2,5 раза, в
основном путем углубления извилин.
Увеличивается и толщина коркового слоя
больших полушарий.

Читайте также:  Карточки для раннего развития ребенка фото

Еще
более интенсивно растет мозжечок. Если
в коре больших полушарий клеточные
слои, характерные для мозга взрослого
че­ловека, формируются уже к 6-му месяцу
внутриутробного разви­тия, то в коре
мозжечка формирование слоев происходит
после рождения и заканчивается к 9—11-му
месяцу жизни. К концу вто­рого года
вес мозжечка увеличивается почти в 5
раз по сравнению с его весом в период
новорождённости. 

Такое
позднее и вместе с тем «быстрое
развитие мозжечка объясняется тем, что
основная функция, а именно уточнение
двигательных реакций, и в частно­сти
поддержание нормального положения
тела, может быть использована организмом
лишь после приобретения первых навыков
стояния и ходьбы к концу 1-го года
жизни.

Миелинизация
нервных волокон. Уже на ранних стадиях
внутриутробного развития аксоны нервных
клеток окружены клетками-спутниками,
которые образуют своеобразную оболочку.
Аксон, ок­руженный такой оболочкой,
называется нервным волокном. На 4—5-м
месяце в корешках спинномозговых нервов
волокна посте­пенно приобретают
отчетливый белый цвет. Объясняется это
обра­зованием особого жироподобного
вещества — миелина. Он образу­ется в
клетках-спутниках, которые обтекают
аксон, многократно обертывая его тонким
слоем своего все удлиняющегося тела.
Так возникает миелиновая оболочка
нервного волокна. Каждые 1— 2 мм она
прерывается, образуя перехваты. Миелиновую
оболочку можно рассматривать как хорошую
изоляцию нервного волокна. Кроме того,
в миелинизированных волокнах скорость
проведения возбуждения в 10—20 раз больше,
чем в волокнах, не покрытых миелином.
Это объясняется скачкообразным
распространением возбуждения: оно
перескакивает от одного перехвата к
другому.

Миелинизация
нервных волокон как в центральной
нервной си­стеме, так и в периферической
происходит очень интенсивно в по­следние
месяцы внутриутробного развития. У
новорожденного миелинизация нервных
волокон спинного мозга и ствола головного
мозга почти завершена. В значительной
мере миелинизированы волокна
черепно-мозговых и спинномозговых
нервов. Однако их миелинизация продолжается
и после рождения, заканчиваясь в основном
к 2—3 годам жизни.

Как
правило, миелинизация ускоряется в тех
группах волокон, которые начинают
усиленно функционировать. Этим объясняется
более ранняя миелинизация у недоношенных
младенцев. При хро­нических заболеваниях,
связанных с ослаблением двигательной
ак­тивности, Миелинизация волокон
двигательных нервов может зна­чительно
задерживаться.

Миелинизация
пирамидного пути, проходящего от
двигатель­ной области коры больших
полушарий до двигательных клеток
пе­редних рогов серого вещества
спинного мозга, начинается еще до
рождения, а с 3-го месяца жизни почти
приостанавливается. Лишь примерно с
8-го месяца, в связи с появлением первых
попыток ходь­бы, интенсивность
миелинизации снова, и притом значительно,
увеличивается. Миелинизация речевых
центров коры в основном заканчивается
к 1—2 годам, когда появляется речь.

Очень
поздно (не ранее 2-го месяца жизни)
начинается миелинизация тех волокон
клеток коры больших полушарий, которые
идут от одного участка коры к другому.
Миелинизируются они очень постепенно,
по мере усложнения высшей нервной
деятельно­сти. По-видимому, этот
процесс прекращается лишь к старости.
Особенно медленно указанные волокна
получают миелиновую обо­лочку в лобной
области коры, связанной с наиболее
сложными про­явлениями высшей нервной
деятельности.

Функциональные
особенности нервных клеток.
 У
новорожден­ных процессы, протекающие
в нервных клетках, замедлены: мед­леннее
возникает возбуждение, медленнее оно
распространяется по нервным волокнам.
Длительное или сильное раздражение
нерв­ной клетки легко приводит ее в
состояние торможения. Скорость проведения
возбуждения увеличивается по мере
миелинизации во­локон и к 2—3 годам
становится примерно такой же, как и у
взрослых. Скорость возникновения
возбуждения увеличивается бо­лее
постепенно и достигает величины,
характерной для взрослых лишь к 10—12
годам. Неспособность нервных клеток
длительное время находиться в состоянии
возбуждения очень характерна и для
детей дошкольного возраста. С этим
связана нестойкость до­минант: любое
стороннее раздражение легко разрушает
доминан­ту, вызывая образование нового
доминантного очага, который, в свою
очередь, быстро оказывается заторможенным.
Отсюда не­устойчивость внимания
дошкольника, быстрый переход от одной
деятельности к другой.

Явления
иррадиации и индукции.
 У
детей грудного возраста возбуждение
легко иррадиирует. Любые рефлекторные
движения обычно захватывают значительную
часть мускулатуры. Так, дви­жения рук
сопровождаются заметной подвижностью
ног. Всякое более или менее значительное
раздражение вызывает общую дви­гательную
активность. Крику ребенка также
сопутствуют движения всего тела.
Рефлекторное смыкание век, например,
при появлении яркого света, сопровождается
сжатием губ, а нередко и сгиба­нием
конечностей. При удивлении или при
внимательном разгля­дывании нового
предмета ребенок старшего грудного
возраста широко открывает не только
глаза, но и рот, растопыривая при этом
пальцы. Такие иррадиированные реакции
характерны и для детей второго года
жизни.

В
последующие годы устойчивость нервных
клеток повышает­ся. Увеличивается
сила процессов возбуждения и торможения,
в связи с чем более заметными становятся
явления индукции: по­явление очага
возбуждения сопровождается понижением
возбу­димости или торможением других
участков мозга. Таким образом создается
препятствие для чрезмерной иррадиации
возбуждения. Развитию явлений индукции
способствует обучение ходьбе и дру­гим
более сложным двигательным актам. При
сильном возбужде­нии, в частности при
проявлении радости или огорчения,
сохраня­ется резкая выраженность
явлений иррадиации: ребенок прыгает
или топает ножками; он весь во власти
возбуждения, и никакие уговоры не могут
его успокоить.

Дальнейшее
усиление явлений взаимной индукции и
связанная с этим большая концентрация
процессов возбуждения и торможе­ния
создают предпосылки для усидчивой
целенаправленной дея­тельности. Этому
способствуют воспитание и обучение как
в до­школьном, так и в младшем школьном
возрасте.

Начиная
с 1906 г. ученик и последователь И. П.
Пав­лова Н.И.Красногорский исследовал
у детей пищевые условные рефлексы,
регистрируя сначала реакцию открывания
рта и глота­ния, а затем выделение
слюны, которую он собирал при помощи
специально сконструированной
капсулы-присоски. В. И. Бехтерев изучал
у взрослых людей оборонительные условные
рефлексы, подкрепляемые болевым
раздражением. Применялись и другие
методики.

Исследования
привели к выводу, что высшая нервная
деятель­ность у человека носит такой
же рефлекторный (отражательный) характер,
как и у животных, а основные закономерности
корковых функций, установленные в опытах
на животных, действительны и для человека.
Вместе с тем оказалось, что у человека
условные рефлексы вырабатываются
гораздо быстрее и отличаются большей
, прочностью; легче образуются рефлексы
на очень сложные комп­лексы раздражителей,
а также запаздывающие рефлексы с боль­шим
интервалом между началом действия
условного и безуслов­ного раздражителей.

Нервно-психическое
развитие детей 1-го года жизни

1.
Основные критерии (линии) развития:

Аз
— анализатор зрительный;

Ас
— анализатор слуховой;

Э
— эмоции;

До
— движения общие;

Др
— движения руки;

Ра
— речь. активная;

Н-навыки;

Рп
— речевые понимания;

Ср
— сенсорика;

И
— игра и действия с предметом; 
Д —
движения;

НПР
— нервно-психическое развитие.

2.
Формулы НПР детей l-го года жизни:

1
мес. Аз Ас До ЭРа.

2
мес. Ас Аз До ЭРа.

З
мес. Аз До Э Др.

4
мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.

5
мес. Аз Ас др Ра Н Э До.

6
мес. Ас др До Ра Н.

7
мес. Др До Рп Ра Н.

8
мес. Э др До Р Рп Ра Н.

9
мес. Э Ас др До Рп Ра Н.

10
мес. Э др До Рп Ра Н.

11
мес. Э др До Рп Ра Н.

12
мес. Э Аз др До Рп Ра Н.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник