Нервно психическое развитие ребенка грудного возраста
В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.
Особенности развития по месяцам
С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.
Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.
Возраст | Навыки |
---|---|
1 месяц | В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка. |
2 месяц | Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте. |
3 месяц | Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой. |
4 месяц | Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь. |
5 месяц | Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой. |
6 месяц | Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм. |
7 месяц | Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых. |
8 месяц | Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова. |
9 месяц | Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким. |
10 месяц | Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела. |
11 месяц | Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей. |
12 месяц | Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов. |
Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.
Физическое развитие
Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:
- При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
- При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
- Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.
В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.
Чувствительность кожи
Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.
Зарастание родничка
Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.
Зубы
Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.
Дыхание
Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.
Развитие сердечно-сосудистой системы
Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.
Органы пищеварения
Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.
Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.
Таблица физического развития
К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:
- Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
- Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
- Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
- Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
- Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.
Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:
Возраст (мес) | Длина тела (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
---|---|---|---|---|
При рождении | 49-54 | 2,6-4 | 33-37 | 31-35,9 |
1 | 52-55 | 3-4,3 | 35,8-37,2 | 34-36 |
2 | 55-57 | 4,5-5 | 37,5-38,5 | 36-38 |
3 | 58-60 | 4-6 | 38-40 | 36-39 |
4 | 60-63 | 4,5-6,5 | 38-40 | 36-40 |
5 | 63-67 | 6,5-7,5 | 37,5-42,2 | 37-42 |
6 | 65-69 | 7,5-7,8 | 42-43,8 | 42-45 |
7 | 67-71 | 8-8,8 | 43,8-44,2 | 45-46 |
8 | 71-72 | 8,4-9,4 | 44,2-45,2 | 46-47 |
9 | 72-73 | 9,4-10 | 45,2-46,3 | 46,5-47,5 |
10 | 73-74 | 9,6-10,5 | 46-47 | 47-48 |
11 | 74-75 | 10-11 | 46,2-47,2 | 47,5-48,5 |
12 | 75-76 | 10,5-11,5 | 47-47,5 | 48-49 |
При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.
Развитие нервной системы и психики
Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.
Особенности нпр грудничка, по месяцам.
Возраст | Навыки |
---|---|
1 месяц | При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к». |
2 месяц | Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит. |
3 месяц | Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление. |
4 месяц | Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе. |
5 месяц | Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию. |
6 месяц | Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи. |
7 месяц | Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык. |
8 месяц | Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет. |
9 месяц | Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию. |
10 месяц | Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы. |
11 месяц | Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими». |
12 месяц | Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение. |
Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.
Оценка нервно-психического развития
При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.
Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.
Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:
- В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
- В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
- В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.
Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.
Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.
Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.
Источник
1.2 Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой – при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).
Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них — к 4-6 месяцам).
В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.
Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го — начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).
Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку
4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)
В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.
После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность. Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.
Основные критерии (линии) развития. Аз — анализатор зрительный.
Ас — анализатор слуховой.
Э — эмоции.
До — движения общие.
Др — движения руки.
Ра — речь активная.
Н — навыки.
Рп — речевые понимания,
Ср — сенсорика.
И — игра и действия с предметом.
Д — движения.
НПР — нервно-психическое развитие.
Формулы НПР детей 1-го года жизни.
1 мес. — Аз Ас До Э Ра.
2 мес. — Ас Аз До Э Ра.
3 мес. — Аз До Э Др.
4 мес. — Аз Ас Э До Др Ра Н.
5 мес. — Аз Ас Др Ра Н Э До.
6 мес. — Ас Др До Ра Н.
7 мес. — Др До Рп Ра Н.
8 мес. — Э Др До Р Рп Ра Н.
9 мес. — Э Ас Др До Рп Ра Н.
10мес.- Э Др До Рп Ра Н.
11мес — Э Др До Рп Ра Н.
12 мес — Э Аз Др До Рп Ра Н.
1.3 Особенности вскармливания детей грудного возраста
Учитывая главную особенность детского организма — постоянный рост и развитие, — питание для него приобретает первостепенное значение.
«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
После года совершенствуются отдельные органы и системы, регуляция жизнедеятельности всего организма, бурно развивается вторая сигнальная система. Получают дальнейшее развитие адаптационные и компенсаторные механизмы, изменяется течение патологических процессов и одним из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье ребенка в будущем является рациональное вскармливание, так как оно — залог гармоничного физического, умственного, психического развития, высокой сопротивляемости организма различным инфекциям и адекватного реагирования на воздействие различных факторов внешней среды. Вскармливание бывает нескольких видов:
Естественное вскармливание — это такой вид вскармливания, при котором ребенок до 5 мес. получает только материнское молоко, которое имеет полное биологическое сродство с организмом ребенка, а с 5 месяцев — еще и прикормы.
Коррекция питания при естественном вскармливании производится с помощью введения корригирующих добавок и прикормов.
Добавки — это дозированные блюда, которые включаются в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов), необходимых растущему организму
Прикормы — это блюда, которыми полностью заменяют грудные кормления, вытесняя материнское молоко. Количество прикорма зависит от разового объема пищи конкретного ребенка.
Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда ребенок в первом полугодии жизни получает наряду с грудным молоком еще и докорм в виде молочных смесей и эффективность которого зависит от доли грудного молока в суточном рационе ребенка (приближается к естественному, если количество материнского молока составляет более половины суточного рациона; к искусственному — количество материнского молока составляет менее половины суточного рациона).
Искусственное вскармливание — это кормление ребенка первого года жизни, когда он по объективным причинам (отсутствие или болезнь матери) полностью или почти полностью лишен грудного молока. Искусственное вскармливание рекомендуется проводить только адаптированными искусственными молочными смесями, изготовленными, как правило, на основе коровьего молока. Для вскармливания доношенных здоровых детей лучше использовать физиологические, адаптированные молочные смеси, содержащие все макро- и микронутриенты для оптимального и своевременного развития, а также формирования физического и психического здоровья. Режим питания при искусственном вскармливании существенно отличается от такового при грудном вскармливании, при котором практикуется вскармливание по требованию. Не рекомендуется ночное кормление, необходим расчет количества пищи на сутки, на прием в зависимости от возраста, так как опасность недокорма и особенно перекорма значительно выше, чем при естественном вскармливании. Расчет необходимого количества питания проводится или объемным, или калорийным методом.
Объемный метод. Количество смеси на день ребенку зависит от его возраста и настоящей массы тела:
от 2 до 6 недель — 1/5 массы тела;
от 6 недель до 4 месяцев — 1/6 массы тела; от 4 до 6 месяцев — 1/7 массы тела;
старше 6 месяцев — 1000-1200 мл/день (смесь + продукты прикорма).
Калорийный (энергетический) расчет: на 1 кг массы тела ребенок должен получить:
в I четверть года502 кДж (120 ккал) в сутки
во II » »481 кДж (115 ккал)» »
в III » »460 кДж (110 ккал)» »
в IV четверть года418 кДж (100 ккал) в сутки.
Количество приемов пищи в день при искусственном вскармливании:
до 2 месяцев — 7 раз, с 6-часовым ночным перерывом;
от 2 до 4 месяцев — 6 раз, с ночным перерывом на 6,5 часа;
от 4 до 12 месяцев — 5 раз, с 8-часовым ночным перерывом.
Потребность ребенка первого года жизни в энергии и пищевых ингредиентах
Потребность ребенка в пище более значительна, чем потребность взрослого человека. Это определяется интенсивным обменом веществ, обеспечивающим быстрый рост и накопление массы тела. В то же время отмечаются незрелость ферментативных систем детского организма и относительная бедность резервов.
Энергетическая потребность. Потребность ребенка в энергии складывается из трех составных частей: обеспечение основного обмена; поддержание активности ребенка и постоянства температуры его тела; обеспечение роста.
Энергетическая потребность детей в первые 6 мес жизни равна 502 кДж/кг (120 ккал/кг), с 7 до 12 мес — 481 кДж/кг (115 ккал/кг).
Потребность в белке ребенка первого года жизни зависит от вида вскармливания. Потребность детей при естественном вскармливании до введения прикорма составляет 2 — 2,5 т/кг в сутки, а после введения прикорма вначале повышается в возрасте 4 — 6 мес до 3 г в сутки, с 7 мес — до 3,5 г/кг в сутки. Это объясняется увеличением в пищевом рационе содержания белка коровьего молока (в основном за счет казеина), мяса, растительных белков и т.д., усвояемость которых ниже белка женского молока.
Потребность в жире детей первого года жизни определяется возрастом: в течение первых 3 мес — 6,5 г/кг в сутки, с 4 до 6 мес — 6 г/кг в сутки, а с 7 до 12 мес — 5,5 г/кг в сутки. Такая потребность сохраняется независимо от вида вскармливания.
Потребность в углеводах детей первого года жизни составляет 13 г/кг в сутки. Они не могут быть заменены ни жирами, ни белками. Превышение этого количества вызывает понос вследствие невысокой активности амилазы поджелудочного сока и дисахарида, которые подготавливают дисахариды для всасывания.
Соотношение между пищевыми ингредиентами до введения прикорма при естественном вскармливании (белки, жиры, углеводы) составляет 1:3:6, а после введения прикорма несколько изменяется и равно 1:2:4. Это обеспечивает сбалансированное питание ребенка первого года жизни.
Молочные смеси.
Это продукты детского питания, используемые вместо грудного молока и приближенные к нему по составу.
Учитывая, что искусственные смеси инородны по своей структуре, необходимо более тщательно, с учетом возраста, индивидуальных особенностей, функциональной зрелости, подходить к подбору определенных молочных смесей, отдавая предпочтение смесям последнего поколения.
Искусственные молочные смеси, используемые для вскармливания детей первого года жизни, подразделяются на физиологические, лечебные, профилактические.
Кроме того, все физиологические смеси подразделяются на пресные и кислые, адаптированные и неадаптированные.
Неадаптированные молочные смеси в настоящее время почти не применяются. Адаптированные молочные смеси получают промышленным способом на основе коровьего молока. Наиболее адаптированными в настоящее время являются смеси последнего поколения. Их основными отличиями является то, что их состав пытаются приблизить к составу женского молока. Так, углеводы представлены, кроме лактозы, полимерами глюкозы, патокой из различных растений. Жировой модуль содержит оптимальное количество жирных кислот, оказывающих благоприятное воздействие на развитие центральной и периферической нервной системы. Белковый компонент представлен до 60 % сывороточными белками, отдельными незаменимыми аминокислотами и нуклеиновыми кислотами, принимающими участие в обмене жиров, модуляции иммунитета, формировании слизистой оболочки кишечника и росте всего организма. Минеральный, микроэлементный и витаминный состав и соотношение приближены к женскому молоку Представителями адаптированных молочных смесей последнего поколения являются: Нан, Нутри-лон, Хипп, Галлия, Беби (Семпер), Энфамил, Бебелак.
Менее приближены к составу грудного молока смеси второй возрастной группы, предназначенные для кормления детей с 5-6-месячного возраста. В смесях второй возрастной группы белки представлены на 80 % казеином и на 20 % сывороточными фракциями. Кроме того, расширен углеводный состав за счет крахмала. Энергетически эти смеси соответствуют потребностям детей второго полугодия жизни.
Кисломолочные смеси для вскармливания детей на сегодняшний день представлены неадаптированными смесями. Их рекомендуется вводить в питание не раньше 12-го месяца жизни. На потребительском рынке для детей раннего возраста на сегодняшний день имеются адаптированные кисломолочные смеси — Лактофидус, НАН-кисломолочный, Бифидус и другие, которые можно по показаниям назначать с первого месяца жизни. Это, прежде всего для детей с относительной лактазной недостаточностью, проявляющейся диспептическим и кожным синдромами.
Детские молочные смеси частично или с полностью гидролизированым белком предназначены для лечебного или профилактического питания. Данные смеси как профилактическое питание желательно использовать в момент перевода детей с естественного на искусственное вскармливание, особенно если этого требуют обстоятельства в раннем возрасте (до 3-4 месяцев). Кроме того, эти смеси показаны для вскармливания детей с выраженной аллергией. Представителями гидролизированных смесей являются Нан Г.А., Нутрилон Комфорт, Нутрилон Г.А., Хипп Г.А., Хумана Г.А., Прегестемил, Фрисопеп.
Если есть проблема частичной или транзиторной лактазной недостаточности, клинически проявляющейся диспептическим симптомом, кожными проявлениями, то могут быть рекомендованы искусственные смеси с низким содержанием лактозы (Нутрилак,Nutrilon) или вообще не содержащие лактозы (Нутрилак, NAN). Вскармливание детей соевыми смесями в данном случае неоправданно.
Соевые смеси приготовлены на основе растительного белка (соевого изолята) с добавлением необходимых ингредиентов. Данные смеси должны расцениваться как лечебные. Они используются по показаниям, в определенный промежуток времени, и применяться как базовое длительное питание не должны из-за неполного набора аминокислот и полного отсутствия животных белков. Оправдано их назначение при аллергии на белок коровьего молока, к счастью, встречающейся крайне редко (менее 1 %). Смеси на основе гидролизатов соевого белка: Галлия Соя, Прособи, ПроСойел, Фрисосой, Алсой, Нутрисоя, Бона-соя и другие.
Специальные молочные смеси для вскармливания недоношенных отличаются от физиологических молочных смесей для вскармливания здоровых доношенных детей повышенным содержанием энергетических, микроэлементных и минеральных компонентов. Такими смесями рекомендуется кормить недоношенных детей по достижении ими массы 3 килограммов. Представителями этих смесей являются Энфалак, Альпрем, Ненатал, Фрисопре.
ГЛАВА 2. ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ
Первый дородовый патронаж проводится оптимально в сроки 8-12 недель. (Приложение 3)
Цель: Знакомство с семьёй, выявление неблагоприятных факторов риска, которые могут негативно повлиять на плод; обеспечение максимально комфортных условий для его развития.
Второй дородовый патронаж проводится оптимально в сроки 30-36 недель. (Приложение 4)
Цель: Оценка состояния здоровья, течение беременности, подготовка беременной и её семьи к появлению новорожденного.
Рекомендации во время проведения дородовых патронажей:
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 56409
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… тренированное дно таза не только препятствует опусканию матки и проблемам с мочеиспусканием, но и гарантирует превосходную осанку и натягивает ткани, т.е. предотвращает формирование «старческого живота». Гимнастика для ребенка первого года жизни. Новорожденный. Первый месяц после рождения – особый период в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время …
… в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха (№ 10, с 243). 1.3. Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и …
… Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные …
… свой домашний, настольный или теневой театр и предлагайте ребенку участвовать в этих театрализованных играх (обязательно приготовьте для этого театрализованные костюмы). Раздел IV Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года жизни 4.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни На третьем году жизни укрепляется …
Источник