Непременным условием для всестороннего развития ребенка является

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является thumbnail

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является
.его общение со взрослыми. Язык-« важнейшее средство человеческого
.общения». Среди многих важнейших задач воспитания и обучения
.детей в детском саду развитие речи- одна из главных.
Работая в логопедической группе, совместно с учителем-логопедом,
.уделяем большое внимание воспитанию звуковой культуре речи,
.обогащению, закреплению и активизации словаря, совершенствованию
.грамматической правильной речи, формированию разговорной (диало.гической) речи, развитию связной речи, воспитанию к художественному
.слову, подготовке к обучению грамоте.
В группе ведется большая работа по обогащению, закреплению и акти.визации словаря детей. На занятиях любого вида уделяется особое
.внимание ознакомлению детей с соответствующими группами слов
(понятий, определений) и закреплению этих слов в их памяти. Так, при
. формировании элементарных математических представлений особое
. внимание уделяем закреплению противоположных по значению пар. ных понятий : больше- меньше, справа- слева, над-под, до-после, сегод. ня- вчера, узкий-широкий, длинный-короткий и т.д. Группа слов для
. словарной работы определяется образовательной задачей, которая
. решается на данном занятии. Детям объясняется не только смысл
. слова, но и как правильно его произносить, употреблять в речи.
. В ходе упражнений и дидактических игр закрепляется и автоматизи. руется этот навык: «Найди другое слово», «Назови одним словом»,
. «Высокий-низкий», «Лето-зима», «Как сказать правильно». Формируем у
. детей умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходя. щее слово, развиваем понимание переносного значения слов. Даем
. более точное понимание слов, противоположных по смыслу: «Что может
. быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?». Широко используя
. пословицы и поговорки: «Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь
. хороша новая, а друг старый», «Декабрь зиме начало – году конец»,
. закрепляем представление об антонимах, используя многозначные сло. ва разных частей речи (бежит, растет, острый) подводит детей к пони. манию переносного значения слов. При формировании грамматическо. го строя речи проводится работа по согласованию существительных
. и прилагательных в роде, числе и падеже: «Один- много», «Спроси у
. белочки , сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот.», образо. ванию прилагательных от существительных: «Угощение». Учим детей
. подбирать однокоренные слова(весна- весенний- веснушки ;снег- снеж. ный-подснежник.), «Укрась слово».
. Без правильно поставленной словарной работы , обогащения и активи. зации словаря, не будет успешного развития связной речи. Какие же
. виды занятий по развитию связной речи мы используем- пересказ
. литературных произведений , рассказывание по картине и об игрушках,
. на темы из личного опыта, творческое сочинение на самостоятельно
. выбранную тему.
При обучении детей связной речи, мы столкнулись с такой проблемой,
. что дети не умеют четко и последовательно излагать свои мысли.
Для детей на начало года был характерен скудный словарный запас,
.неумение согласовывать слова в предложения. Большинство детей
.страдает нарушением внимания, несовершенством логического
мышления. Попытались использовать такие факторы, которые облегчают
.процесс становления связной речи.
Первый фактор- наглядность. Второй фактор- план высказывания.
Используя наглядность, учим детей самостоятельно рассказывать по серии
.сюжетных картин, составлять описательные рассказы о предметах. Дети
.не могут самостоятельно определить у предмета его главные свойства и
признаки, установить последовательность, удержать в памяти эту
последовательность. И поэтому взяли за основу план- схему рассказаописания. Схемы можно использовать для составления описательных
рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных, птицах,
временах года. Такие схемы можно использовать для придумывания
загадок, а также при обучении детей самостоятельной постановке
вопросов.
В рассказывании по серии сюжетных картин учим детей составлять
рассказ коллективно(командами). При этом каждый раз изменяем
варианты показа картин: сначала детям показывается только одна
картинка. Затем , когда первая группа детей составила рассказ,
открывается следующая картина, и составляет рассказ другая группа
детей. И, наконец , открываются все картинки, и дети составляют
коллективный рассказ по всем картинкам. Такое рассказывание развивает
у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.
В работе по развитию связной речи особое внимание уделяется
рассказам из личного и коллективного опыта, творческим рассказам на
темы, предложенные воспитателем. Темы могут быть различны, отражать
игры и развлечения детей, труд и наблюдения в природе, моральноэтические представления( « Школа, каким я буду школьником.» «Кем и
каким я буду, когда я вырасту.» , «Я мечтаю о…» , «Я добрый
волшебник.» и т.д. Прежде чем запланировать тему рассказывания нами
проводятся экскурсии, прогулки, занятия по изобразительной деятельности,
читается художественная литература. Хотя такие рассказы являются
творческими, используем план, образец, вопросы, объяснения, указания.
Для развития воображения, словесного творчества приучаем детей
оценивать свои рассказы и рассказы товарищей. Время от времени детские
рассказы записываются и с удовольствием слушаются детьми. А как детям
нравится придумывать сказки, веселые истории об игрушках.
Инсценировать элементы сюжета, привлекая игрушки- персонажи сказок.
Составляя повествовательные рассказы ,на занятиях по развитию
речи, дети придумывают начало и конец к тому что изображено, передают
сюжет. Нередко дети затрудняются в составлении такого рассказа,
поэтому приходится более четко ставить вопросы( Почему? Что? Как? ),
что способствует творческому воображению, дети учатся рассуждать,
фантазировать.
В своей работе широко используем сравнение картин, составление
рассказов по набору картин. Прием сравнения стимулирует развитие
сложных речевых форм.
В утренние и вечерние часы , в процессе бесед , дети составляют
небольшие рассказы о впечатлениях , полученных в течении дня (
«Дежурство, чему научились», «Любимая игра», «Воскресная прогулка»).
Дети в речи отражают последовательность действий, событий,
происходивших с их участием. Рассказы из опыта тесно связаны с
наблюдением и трудом детей, их игрой.
Чтобы ребенок смог творчески воспроизвести литературный образец
необходимо научить его пересказывать. Дети учатся четко и
последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская
главного, т. е. развиваем их речевые умения. Часто возникают
трудности при пересказе текстов описательного характера. Небольшие
по объему произведения дети пересказывают целиком. Если текст
небольшой и простой по содержанию и форме вызываются малоактивные
дети , с маленьким словарным запасом слов, слабые дети. Более длинные
произведения рассказываются по частям, по «цепочке» . Следим за тем,
чтобы каждый ребенок обязательно был опрошен. С детьми , речь
которых требует повышенного внимания , проводим индивидуальные
занятия во второй половине дня. Дети с большим удовольствием
пересказывают в лицах или драматизируют произведения.
На занятиях по развитию речи учим детей составлять
коллективные рассказы по пейзажным картинам ,где образец описания
дает воспитатель. Очень важно научить детей не только видеть то, что
изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие
события. Для лучшего понимания художественного замысла картины
используется музыка, поэтические произведения.
Очень любимы детьми занятия по развитию связной речи с
использованием игрушек. Это составление сюжетных рассказов по
набору игрушек, по одной игрушке. Дети по- новому смотрят на знакомые
игрушки и следят за их действиями в рассказах с огромным вниманием.
Интересно и увлекательно проходят занятия «Расскажем о своей любимой
игрушке», на которых побуждаем детей к творчеству и самостоятельности. Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору
игрушек. Рассказы сопровождаются действиями игрушек. После таких
занятий дети с удовольствием продолжают играть с ними и упражняются в
составлении различных инсценировок.
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и
обогащение речи ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной
литературой дети- слушатели, а задача воспитателя раскрыть замысел
произведения, заразить детей эмоциональным отношением к персонажам,
их чувствам, поступкам. Для этого используем различные приемы:
рассматриваем обложки книг, портрет писателя, рассказываем об авторе.
Понимание и запоминание содержания произведения улучшается тогда,
когда дети свои впечатления отражают в игре, лепке, рисовании. Работа
по заучиванию стихотворений и формированию умения читать
выразительно осуществляется совместно с учителем- логопедом. Чтобы
заинтересовать ребенка , мы используем такой прием, как « Нарисуй
стихотворение». Вместе с детьми обсуждаем каждое слово и обозначаем
его определенным символом. Дети безошибочно воспроизводят текст
стихотворения. При заучивании стихотворений идет обучение детей
технике речи, т.е. отчетливое произношение, умение управлять голосом,
правильное речевое дыхание. Когда стихотворение усвоено, предлагаем
детям читать его то быстро, то медленно, то громко, то тихо, обращая
внимание при этом на отчетливость
Под
произношения.
понятием «звуковая культура речи» мы понимаем не только
правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков,
слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.
Полноценное развитие этих сторон речи- необходимое условие подготовки
ребенка к обучению грамоте. Совместно с учителем – логопедом ведется
работа по звуковой культуре речи : развитие фонематического слуха,
артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики. На занятиях и
в свободное от занятий время , добиваемся от детей правильного
употребления звуков в отработанных словах и фразах. Учим выделять
звук в словах, определять его место в слове, анализировать слоги и слова.
Работу начинаем с простых слоговых упражнений, отрабатываем
произношение поставленных звуков в слогах. Используем чистоговорки ,
стихи с хлопками( СА- СА- СА- в лесу бегает лиса.) Такие упражнения
развивают чувство ритма, концентрирует внимание детей .
Игры на развитие фонематического слуха очень интересны детям. Вначале
дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном
слове(« Определи первый звук». «Составь слово»), затем – первый и
последний звуки в ряде слов(«Цепочка слов»).Далее дети определяют
любую позицию звука в слове(«Найди место звука в слове», «Поймай
звук в ладоши», «Повтори звуковую цепочку»).
В группе создан уголок по развитию звуковой культуры речи. В нем
собраны игры и игровые упражнения на определение количества звуков в
словах( «Теремок», «Пирамида», «Поезд»); на совершенствование навыков
звукового анализа и дифференциации звуков(« Разноцветные машины»); на
выработку длительной воздушной струи, формирования речевого
дыхания. Очень важно проводить игры и игровые упражнения на развитие
артикуляционного аппарата. Специальные движения для мышц лица, губ,
языка, нижней челюсти ( « Покажи веселого и грустного человека»,
«Кислый лимон», «Сладкое яблоко», «Вкусное варенье», «Маляр»,
«Часики», «Иголочка», «Трубочка», «Лопата»). Артикуляционные
упражнения можно сочетать с движениями рук (« Пропоем звук…»).
Известно, ребенок развивается в движении. С развитием двигательных
навыков связано и звукопроизношение. Поэтому в своей работе стараемся
использовать пальчиковую гимнастику.
Для развития мелкой моторики пальцев рук в группе имеется — шнуровка,
мелкая мазайка, крупы(для выкладывания),бусинки, разноцветные скрепки,
резинки. Дети вышивают, плетут коврики, лепят, рисуют. Играют в игры
«Волшебные точки», «Пушистое одеяло», «Быстрые пальчики».
Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются
в нашей группе, состоят в обучении детей составлять предложения из двухчетырех слов, членить предложения на слова, членить на слоги слова,
составлять слова из слогов. Ознакомление детей с термином «слово»
осуществляется с помощью чтения художественных произведений, игр(«
Черное и белое», «Краски», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»,
«Противоположности», «Закономерности», «Ассоциации»),загадок-складок,
различных словарных упражнений: «Слова- существительные, определения,
наречия; слова для обозначения действий».
Подготавливая детей к усвоению грамоты , знакомим их с тем , что такое
предложение, какие они бывают. Ребята учатся называть предложения,
определять последовательность слов, называть слова в разбивку(«Живые
слова»). При составлении предложений используется большой наглядный
материал- игрушки, различные предметы, предметные и сюжетные
картинки. Чтобы детям помочь наглядно представить, что предложение
состоит из слов предлагаем палочки, кружочки; отстукиваем, хлопаем в
ладоши. Все эти приемы оживляют занятия. Для совершенствования
навыков слогового анализа и определения слогов в слове
используем в
работе с детьми-«Слоговое лото», «Придумай слова с 3(4) слогами»,
«Пирамида», «Поезд», «Встаньте те, в имени кого 2 слога», «Измени
слово(имя)», «Молчанка». При проведении этих упражнений дети слышат
правильные грамматические формы.
Время вне занятий , в нашей группе, используется в основном на то,
чтобы закрепить навыки устной речи, активизировать словарь детей,
автоматизировать звуки в словах. Этому способствует чтение
художественной литературы, заучивание наизусть, показ настольного
театра, слушание магнитофонных кассет с записями сказок, стихов;
драматизация ,дидактические игры(« 4 лишний», «Трик-трак, это не так»,
«Отвечай быстро», «По кругу», «Угадай по описанию», «Предлоги»); вечера
досуга ,развлечения, рассматривание иллюстраций и картин. В группе
собран большой наглядный материал по развитию речи детей. Это
предметные картинки, пейзажи, картины с проблемным сюжетом,
сюжетные картины по темам( «Времена года», «Растения», « Звери», «
Птицы», «Транспорт», «Семья», «Человек», «Профессии», «Одежда»,
«ОБЖ», «Россия»).
Работа, которая проводится в нашей группе по развитию речи детей
обоюдная. В ее результативности заинтересованы ребенок, учительлогопед, воспитатель, родители. Ребенок доволен своими успехами,
логопед и воспитатель получают удовлетворение от своей работы ,а
родители радуются успехам своего ребенка.
.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка пятого года жизни

Источник

Оксана Колесниченко
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа)

Форма Ф. 4-40.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Истринский профессиональный колледж

Московской области

Развитие связной речи дошкольников по средствам сказки

Дипломная работа

Выполнила студентка

2 курса 22-П группы

Колесниченко О. А.

Специальность: Дошкольное образование

Заочная форма обучения.

Руководитель: Карасева В. П.

Дата защиты: 09.06.15.

Оценка:

Истра, 2015.

Оглавление

Введение…3

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших…. 8 дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста….8

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста….11

1.3. Методы и формы работы по развитию связной речи у дошкольников старшего возраста…. …14

Глава II. Из опыта работы по развитию связной речи старших дошкольников…22

2.1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников…. …22

2.2. Мониторинг развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста…. …32

Заключение…. ….42

Список литературы…45

Приложение…48

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку – развитие связной речи.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка

Читайте также:  Симферополь центр раннего развития ребенка

В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое внимание. Работа состоит из решения ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

У ребенка дошкольного возраста (6-7 лет) речь может быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Но не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее развитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных под его руководством в Институте дошкольного воспитания АПН СССР.

При разработке проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения языку в психолого-педагогическом аспекте Ф. А. Сохин выделил три основных направления:

1) структурное (формирование структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

2) функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения);

3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

В исследованиях второго направления авторы (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виноградова) стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Исследования третьего направления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

Поэтому одним из средств эффективного развития речи детей мы можем назвать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования: «Русская народная сказка, как средство развития связной речи у старших дошкольников».

Цель изучения: выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.

Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи изучения:

— проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

— экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников по средствам сказки.

1.1. Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т. к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада, которые не относятся к сказкам. Самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Читайте также:  Среда как условие психического развития ребенка

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности находится в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка – складка, песня — быль». [26; 28] .

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой. Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [33] .

В. Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь». [26] .

Для того чтобы понять, что такое сказка, приведем несколько определений сказки, взятых из разных источников И. В. Вачковым. [6]: «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994) .

«Повествовательное, обычно народно — поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986) .

«Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».(Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV) .

«Один из основных жанров устного народно — поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988) .

«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С. К. Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М., 1996) .

И это далеко не полный перечень определений сказки Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. [3].

В нашей стране изучением сказки занимался В. Я. Пропп. Проанализировав огромное количество сказок, он пришел к следующему выводу: сказки отличаются от других жанров однотипностью своего строения. Все сказки начинаются однотипно и также заканчиваются, но имеют самое разнообразное содержание. [26].

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками. [6].

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Каждый ребенок может научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. д.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Источник