Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формиру­ются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоцио­нального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недоста­точного взаимодействия «мать—ребенок» в раннем возрасте, а также недостаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. В настоящее время это подтверждено многими авторами.

Пассивность детей с нарушениями зрения является одним из важных симпто­мов недостаточной адаптации ребенка к своему окружению, недостаточности компенсаторных процессов в процессе обучения и воспитания.

Особенно это проявляется в современных условиях, когда у взрослых, окру­жающих и, главное, у родителей появилась неуверенность в возможности обеспе­чения нормальных жизненных условий и родители в этой ситуации сами нахо­дятся в состоянии стресса.

Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в дошколь­ном и школьном возрастах: многолетнее нахождение вместе с другими детьми в спальне, в столовой и в местах отдыха и развлечений, отсутствие возможности

побыть с самим собой в детском учреждении оказывают на развитие ребенка от­рицательное влияние, так как в этих условиях недостаточно удовлетворяются ес­тественные потребности ребенка.

Длительное отсутствие эмоциональной и духовной близости с матерью и род­ными в период нахождения в интернате, а также неблагоприятная обстановка в семье создают у ребенка психологическое напряжение, которое проявляется либо в форме пассивности, безразличия к окружающему, иногда с проявлением де-прессивности, либо беспокойного возбудимого и агрессивного поведения.

Особого внимания требует вопрос полового воспитания детей с нарушениями зрения. Индивидуальное тестирование детей и подростков с нарушениями зре­ния показывает особо сильную их тревожность и неуверенность в области семей­ных отношений, взаимоотношений с противоположным полом. Оно связано со страхом и опасениями, с сознанием вины и поэтому является источником силь­ных внутренних переживаний и конфликтов. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипы являются характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения. Задержка развития моторики и про­странственных представлений обусловливает замедленное формирование навы­ков самообслуживания, которые часто оказываются несформированными даже к периоду школьного обучения.

Дата добавления: 2015-04-17; просмотров: 547; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9886 — | 7540 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Елена Куликова
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)

Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.

Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

1 слайд

Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.

Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.

Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особыетрудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.

Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.

2 слайд

Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.

Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.

Наиболее сформированными оказались эмоции радости.

3 слайд

В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).

Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.

4 слайд

В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:

— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, — недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

5 слайд

Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения:

— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)

— использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.

— трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций

-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.

Источник

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)

Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.

Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.

Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.

Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.

Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.

Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.

Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.

Наиболее сформированными оказались эмоции радости.

В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).

Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.

В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:

— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;

— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;

— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, — недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;

— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.

Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения:

— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)

— использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.

— трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций

-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.

Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.

Источник

В статье рассматриваются проблемы эмоционального развития ребенка с нарушением зрения. Описано эмпирическое исследование по коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения. Указаны диагностические методики и направления программы коррекции.

Дошкольное детство — короткий отрезок в жизни человека, но он имеет очень важное значение, поскольку в этот период развитие происходит в достаточно стремительном темпе. В этот период происходит развитие всех сторон психики ребенка, закладываются основы для дальнейшего развития личности. У ребенка формируется самосознание, активность, деятельность, складывается самооценка. Эмоциональная жизнь дошкольника также претерпевает изменения: развивается содержание эмоций, на основании которых формируются высшие чувства.

Маленькому ребенку сложно управлять своими эмоциями. Его чувства быстро появляются и так же быстро угасают. С развитием эмоционально-волевой сферы у дошкольника чувства становятся подвластными воле и подчиняются мыслительным операциям. Но это происходит только тогда, когда ребенок в процессе воспитания и развития усваивает нормы морали и становится способным соотносить с ними свои действия. На развитие эмоционально-волевой стороны личности дошкольника оказывают влияние все виды деятельности и общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

Для слабовидящих детей зрение является основным средством восприятия. Если у ребенка имеются проблемы со зрением, то, соответственно, познание им окружающего мира, формирование всех видов деятельности происходит на наглядной и действенной основе. Дети с проблемами зрения получают меньший объем информации по сравнению с нормально видящими детьми, при больших временных затратах, что отражается на психоэмоциональной сфере. Нарушения подобного рода проявляются в эмоциональной сфере чаще всего следующим образом: высокий уровень тревожности; эмоциональной напряженности; эмоционального стресса; повышенного уровня агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности; чрезмерно импульсивная активность; эмоциональная холодность; нарушение эмоциональных контактов с окружающими, уход в себя; пассивность, депрессия.

С целью определения особенностей коррекции эмоционального развития ребенка с нарушением зрения нами была предпринята попытка изучить теоретические аспекты и провести эмпирическое исследование по проблеме эмоционального развития ребенка с нарушением зрения.

Теоретическое рассмотрение вопроса неблагополучного эмоционального развития детей с нарушениями зрения получило широкое обоснование в трудах отечественных и зарубежных психологов: В.П.Ермакова, Е.Р.Баенской, Т.П.Смирновой, А.А.Романова, С.Н.Ениколопова, М.Алворда, П.Бейкера, А.Бандуры, Р.Бэрона, М.Мак-Кэй,А.Реана, К.Лоренца, В.В.Гульдана и многих других.

Изучая теоретические подходы, мы определили, что эмоциональное неблагополучие, как правило, складывается из отрицательного отношения к окружающим. Такое поведение ребенка — это не нападение, не желание причинить кому-либо вред, а скорее способ отстаивания собственных прав и интересов, возможность выплеска напряжения (недовольства, усталости и пр.). Н.Л.Кряжева, М.В. Лаврентьева, Т.Г.Клименко, выделяют следующие аспекты проявления нарушений эмоционально-волевой сферы детей: гиперактивность, тревожность, агрессивность.

Специфика развития эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения формируется в связи:

  • с трудностями построения взаимодействия с окружающими, что обусловлено задержкой развития предметно-манипулятивной и игровой видами деятельностей, а также с общением;
  • со сложностью получения информации об эмоциональном состоянии окружающих людей;
  • с затруднениями в применении внешних проявлений, которое бы передавало эмоции ребенка.

В развитии эмоциональной сферы ребенка с проблемами зрения большое значение имеет социальное окружение (родители, знакомые, педагоги, сверстники), поскольку такой ребенок в сравнительно большей степени, чем обычный ребенок, зависит от общества и специально созданных коррекционных условий.

Обобщая всевозможные пути коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, предложенные различными авторами, можно выделить те общие моменты, которые являются едиными для исследователей. Авторы схожи во мнении на то, что для работы с детьми с проблемами зрения нужны систематические занятия, ориентированные на личностные особенности каждого ребенка. Если это требование будет нарушено, то, как отмечают авторы проанализированных коррекционных программ, эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Эмпирическое исследование проблемы эмоционального развития ребенка с нарушением зрения состояло в следующем: изучение наличия проблем эмоционального развития в поведении детей с нарушениями зрения, реализация программы коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, определение наличия проявлений эмоционального неблагополучия детей с нарушениями зрения после реализации программы коррекции. Исследование поводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 139 г. Сочи». Количество исследуемых детей — 10 человек в возрасте от 4 до6 лет, 4 девочки и 6 мальчиков с нарушениями зрения.

С целью изучения наличия проблем эмоционального развития в поведении детей с нарушениями зрения мы использовали методики: наблюдение за повседневной деятельностью детей, графическая методика «Кактус», анкетирование родителей. Из исследуемой выборки детей нами было выявлено 60% обследованных детей с низким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении, 20% детей — со средним уровнем и 20% — с высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении. Две последние группы детей со средним и высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении составили экспериментальную группу, в которой реализовывалась разработанная нами программа коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения, основанная на том, что коррекция эмоционального развития ребенка с нарушением зрения будет эффективной при условии построения коррекционной работы по следующим направлениям: 1) обучение детей с нарушениями зрения конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях, 2) обучение детей с нарушениями зрения техникам и способам управления собственным гневом, 3) снижение уровня личностной тревожности; 4) развитие эмпатии детей с нарушениями зрения. Данная коррекционная работа реализовывалась нами на протяжении трех недель в системе проведения специально разработанной сетки занятий.

На контрольном этапе эмпирической работы мы выявили, что 50% детей экспериментальной группы имеют низкий уровень проявлений эмоционального неблагополучия в поведении (что составляет 80% от общего числа детей в группе) и 50% детей экспериментальной группы имеют средний уровень проявлений эмоционального неблагополучия в поведении (что составляет 20% от общего числа детей в группе).

Реализованная программа коррекции эмоционального развития детей с нарушениями зрения позволила на 20% увеличить количество детей с низким уровнем, на 20% увеличить количество детей со средним уровнем и на 20% снизить количество детей с высоким уровнем проявлений эмоционального неблагополучия в поведении.

Данные показатели являются высокими по сравнению с коротким сроком реализации программы коррекции и доказывают её высокую результативность.

Практическая значимость проведенного нами исследованиясостоит в том, что полученные результаты, анализы и выводы могут быть применены в практической работе психологов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушениями зрения. Работу по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения необходимо продолжать, поскольку от того, насколько успешен ребенок во взаимодействии с окружающими, зависит его эмоциональное, социальное и личностное развитие.

Источник