Недоношенный ребенок физическое и психическое развитие
Физическое
развитие
Для недоношенных
детей характерны более высокие темпы
нарастания массы тела по. сравнению с
доношенными. Они удваивают массу тела
к 2-3,5 мес, утраивают — к 4-6 мес, а к году
их масса увеличивается в 4-7 раз. Прибавка
массы тела на 1-м месяце составляет у
здоровых детей III-IV степени недоношенности
300 г, I-IIстепени недоношенности — 400 г, в
последующие месяцы (со 2-го по 10-й)
ежемесячно дети прибавляют 600 и 700 г
соответственно и за 11-12-е месяцы жизни
— ежемесячно 400-500 г.
Темпы увеличения
роста у недоношенных детей более высокие
в первые месяцы жизни, когда они ежемесячно
прибавляют в росте 3,5-5 см. В последующие
месяцы ежемесячное увеличение роста у
недоношенных детей приближается к
таковому у доношенных. За первый год
жизни увеличение длины тела у
недоношенных детей составляет 26-30 см.
Окружность головы
при рождении у недоношенных в среднем
больше окружности груди на 3-4 см. К 3-5
мес размеры окружностей головы и груди
сравниваются, в дальнейшем окружность
груди превышает окружность головы.
Для быстрой
ориентации в вопросах физического
развития недоношенного ребенка можно
воспользоваться следующим правилом:
если ребенок недоношен на 1 мес его
масса и рост приближаются к таковым
доношенных сверстников в 1-1,5 года, если
недоношен на 2 мес — к 2-2,5 годам, если на
3 мес — к 3-4 годам.
В дальнейшем период
«первого вытягивания» и «второго
вытягивания» у недоношенных детей
наступает на 1-2 года позднее, чем у
доношенных. Поэтому у недоношенных
детей в возрасте 5-6 лет и 11-14 лет имеется
отставание в росте и особенно в массе
по сравнению с доношенными детьми.
Следует подчеркнуть,
что на физическое развитие недоношенных
детей оказывают отрицательное влияние
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, родов и заболевания в
постнатальном периоде. Несмотря на то,
что недоношенный ребенок, особенно на
первом году, по массе и росту отстает
от доношенного, диагноз «гипотрофия»
ему может быть поставлен лишь в том
случае, если его физическое развитие
задерживается по сравнению с таковым
у здорового недоношенного ребенка
аналогичной степени недоношенности.
Нервно-психическое
развитие
Психомоторное
развитие недоношенных детей идет с
некоторым отставанием по сравнению
с доношенными детьми. У них на 1,5-2 мес
позже появляются зрительное и слуховое
сосредоточение, движения удерживания
головы в горизонтальном и вертикальном
положении, гуление, улыбка в ответ на
эмоциональное общение, узнавание
окружающих, смех, поворачивание со спины
на живот и обратно, целенаправленные
движения рук, опорная реакция ног,
сидение, стояние, ходьба. Они позже
начинают говорить (на 1-4 мес).
Установлено, что
неблагоприятные условия внутриутробного
существования, длительная гипоксия
плода, несвоевременная коррекция
метаболических и гемодинамических
нарушений после рождения, длительные
гипогликемические состояния,
постгипоксическая или посттравматическая
энцефалопатия отрицательно сказываются
на психомоторном развитии недоношенною
ребенка. У таких детей нередко
наблюдаются психоневрологические
нарушения в виде невропатических и
психопатических черт личности. Они
эмоциональны, нередко суетливы, возбудимы,
обидчивы. Им присущи чувство неуверенности,
слабость безусловнорефлекторных,
особенно самозащитных и оборонительных,
реакций, общая моторная неловкость.
Нередко наблюдается церебральная
спастическая параплегия, возможны
гемипарезы, олигофрения. Чаще это
легкая степень дебильности, что
проявляется в длительной неспособности
обучиться чтению, письму, счету.
Следует отметить,
что большинство недоношенных детей
развиваются вполне нормально и становятся
полноценными членами общества. Известно,
например, что Дарвин, Ньютон, Вольтер,
Гюго родились недоношенными.
Источник
Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.
Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.
Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.
Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.
В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.
В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем — чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.
Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки — взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.
Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.
Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.
Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.
А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.
Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.
Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.
Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.
Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.
Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.
Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.
Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.
Источник
Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные позже начинают сосредотачиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности: при II степени — на 1-1,5 мес, при III—IV степени — на 3-4 мес К концу первого года жизни большинство детей с I степенью недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные У длительно болеющих детей при отсутствии необходимого ухода отставание в нервно-психическом развитии более выражено (табл. 3-3 и 3-4)
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕДОНОШЕННЫМИ НА УЧАСТКЕ
Первое посещение недоношенного участковым педиатром (совместно с заведующим отделением) проводят в первый день поступления на ребенка участок, а повторный осмотр — на следующий день. На первом месяце педиатр посещает ребенка 1-2 раза в неделю, в возрасте от 1 до 6 мес — 1 раз в 2 нед, а в возрасте 6-12 мес — 1раз в месяц (по показаниям чаще). В первые 3-4 мес жизни, а также в период повышенной заболеваемости ОРВИ, врач осматривает ребенка только на дому.
В связи с более частым поражением ЦНС, опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и слуха, недоношенные должны уже на первом месяце жизни осматриваться специалистами (невропатологом, хирургом, ортопедом, окулистом) в поликлинике и повторно (по их рекомендации) — на дому. При массе тела при рождении менее 1500 г, при патологическом течении беременности и родов повторный осмотр этими специалистами показан во 2-м полугодии и в возрасте 1 года. Дети с выявленной патологией должны наблюдаться у соответствующих специалистов до возможной реабилитации.
Недоношенные, перенесшие тяжелую форму гемолитической болезни, нуждаются на протяжении первых 3 месяцев в регулярном и более частом наблюдении невропатолога и отоларинголога В реабилитации принимают участие врачи-физиотерапевты, специалисты ЛФК.
Таблица 3-3. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в первые 6 мес
Возраст (Мес) недоношенные дети | Показатель | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1S0O | 1501-1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
1 | Фиксирует взпят | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | 1-1,5 |
Первая ушбка | 2-4 | 2-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
Попытка удержать голову, лежа на животе | 3-4 | 2,5-3 | 2-2,5 | 1-2 | |
2 | С тежение и прислу шивание | 4-5 | 3,5-4 | 5-3 | 2-2,5 |
Быстро отвечает у тыбкой | 4-6 | 3,5-4,5 | 3-4 | 2-3 | |
3 | Сосредоточение зрительное и стуховое | 5-6 | 5-5,5 | 4-4,5 | 3-4 |
Комплекс «оживление» | 5,5-6 | 5,5-6 | 4-4,5 | 3-4 | |
С тучайно наталкивается рукой на игрушку висянгую над грудью | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Хорошо удерживав голову и сосредоточивай взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном почожении | 6-6,5 | 5 | 4 | 3-4 | |
Есть упор ног | 5-6 | 5 | 4 | 3-4 | |
Начало гутения | 4-5 | 4^1,5 | 3-4 | 3 3,5 | |
4 | Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5-5,5 | 4,5 |
I ромко смеется | 6 | 5-5,5 | S | 4,5 | |
Захватывает подвешенную игрушку | 6 | 6 | 6 | 4,5 | |
Гуэение | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
5 | Различает тон, обращенный к нему речи, оттичает чужих от близких | 6^ 7 | 6 | 6 | 5,5 |
Четко берет игрушку из рук взрос того | 6,5-7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
Переворачивается на живо) устойчиво стоит приподдержке | 7,5 | 7 | 65 | 6 | |
Подолгу гутиг | 7,5 | 7 | 6 | 5,5 | |
6 | Свободно берет игрушку из разных положений | 7,5-8 | 75 8 | 7 | 6-7 |
Переворачивается с живота на спину, подпотзает | 8-8,5 | 7,5-8 | 6,5-7 | 6-6,5 | |
Начало тенета | 8 | 7,5 | 7 | 6-7 | |
Fct с южки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 |
Таблица 3-4. Основные показатели нервно-психического развития недоношенных в возрасте 6-12 мес (по методическим рекомендациям МЗ СССР, 1979)
Возраст (мес) недоношенные дети | Показатели | Возраст (мес) недоношенных детей, родившихся с массой тела (г) | |||
до 1500 | 1501 1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | ||
7 | Хорошо потзаег | 10-11 | 10 | 9 | 8,5 |
Подолгу лепечет | 9,5 10 | 8,5-9 | 8-8,5 | 8 | |
На вопрос «Где9» находит предмет расположенный в одном и том же месте | 9 | 9 | 8 | 75 | |
8 | Долго занимается игрушками | 10 | 11 | 9 | 85 |
Сам садится и тожится встает держась за барьер перест)пает | 10-12 | 11 12 | 9-10 | 9 | |
Громко повторно переносит слоги | 10-12 | 12 | 10 | 9,5-10 | |
Выполняет «тадушки» «дай ручку», «до свидания» | 10-11 | 11,5 | 9-10 | 8-9 | |
Сам ее] хлеб, пьет из чашки, которую держит взрослый | 9,5 10 | 9,5 | 9 | 8 | |
9 | Действует с предметами по разному катает вынимает | 11,5 | 11 | 10,5 | 8-9,5 |
Ходит, слегка придерживаясь | 12,5-13 | 11-12 | 10-11 | 9-10 | |
Повторяет различные слоги за взрослыми | 12-12,5 | 12 | И | 10 | |
Знает свое имя на вопрос «Vie>» находит предмет в разных местах | 12 | 11,5 | 10-11 | 9 10 | |
Появзяется навык опрятности | 9,5-10 | 9,5 | 9 | 9 | |
10 | Открывает, вкладывает итрушку | 125 | 12 | 11,5 | 11 |
Взезает на невысокую поверхность и стезает с нее | 13-14 | 12-13 | 11-12 | 10-11 | |
По просьбе «дай» подает знакомые предметы | 13-14 | 12-13 | 11,5-12 | 10-11 | |
11 | Накладывает кубики, снимает котъцо с пирамиды с большим отверстием | 13,5 | 12 5 | 12 | И |
Сачосюяте ]ьно стоит | 12-13 | 11,5-12 | И 11,5 | 11,5 | |
Употребтает первые слова обозначения ав-ав, кис кис | 14-14,5 | 13 | 11-12 | 11-12 | |
12 | Самостоятетьно хотит | 14-15 | 13-14 | 12-13 | 12-13 |
Запас слов окою 10 | 15 16 | 14-15 | 12 13 | 12-13 | |
По просьбе выпотняет действие покачай лялю, где глазки и прочее | 13 14 | 12-13 | 12-13 | 12-13 |
Источник
В каком бы сроке гестации ни родился недоношенный малыш, ему требуется время, чтобы его органы и системы могли дозреть для обеспечения полноценной внеутробной жизни. Поэтому физическое и психическое развитие такого ребенка в первые месяцы будет отличаться от доношенных детей. И эти отличия будут тем выраженнее, чем глубже недоношенность.
Физическое развитие недоношенных детей
Родившийся раньше срока ребенок имеет меньшую массу тела. В 22 недели она составляет около 500 грамм, в 28 недель – примерно 1 кг. Малыши в это время выглядят худыми и длинными. Активное накопление подкожно-жирового слоя начинается после 32 недель, когда все жизненно важные органы уже сформированы, и у плода остается излишек энергии, преобразующийся в запасы неонатального бурого жира, который, распадаясь, дает значительно больше килокалорий, чем «взрослый» белый жир. Он необходим для того, чтобы младенец смог без последствий для здоровья пережить родовый стресс и период адаптации к внеутробному существованию.
Кроме того, если в первые несколько дней доношенный младенец теряет 5-7% от своего первоначального веса, то недоношенный – около 10%. Восстановление же потерянной массы тела происходит за одну неделю — у родившегося в положенный срок малыша, в то время как у недоношенного это может затянуться до 3 и более недель. Поэтому родившиеся раньше срока дети в первый месяц жизни имеют очень малую прибавку в массе тела, в то время как доношенные – одну из самых больших за весь первый год.
Прибавка веса по месяцам у недоношенных детей зависит от постконцептуального возраста при рождении, от причин, вызвавших преждевременные роды и от потребности в интенсивном лечении. Ориентировочные показатели выглядят следующим образом:
Как видно из таблицы, после периода, когда малютка прибавляет в весе понемногу, наступает перелом, и ребенок начинает быстрыми темпами догонять своих доношенных сверстников. Если к 5 – 6 месяцам после рождения доношенные дети обычно удваивают свою массу, то родившиеся раньше срока – утраивают.
Каким должен быть вес ребенка и как оценить его по отношению к росту и возрасту – читай в нашей статье «Сколько должен весить ребенок? Каким должен быть рост ребенка? Оцениваем физическое развитие малыша».
Не менее активно недоношенные дети прибавляют в росте: до 32 см за первый год жизни после родов. Для сравнения: средняя годовая прибавка длины тела доношенных детей составляет 25 см. К году рост ребенка, родившегося раньше срока, составляет примерно 70 — 77 см.
Самая большая скорость прибавки окружности головы у недоношенных детей отмечается на 2-м и 3-м месяце жизни: до 4 см. Далее она замедляется и вплоть до года равна около 0,5 -1 см. Такая же закономерность наблюдается и в увеличении окружности груди.
В целом физическое развитие детей, родившихся раньше срока, выравнивается с их доношенными сверстниками к полутора – четырем годам (чем меньше постконцептуальный возраст, тем позже).
Психическое развитие недоношенных детей
Нервно-психическое развитие недоношенных детей на первом году жизни протекает на фоне выраженной незрелости головного мозга, недостаточной миелинизации (то есть формирования плотной наружной оболочки) чувствительных и двигательных нервных волокон. В связи с этим им требуется щадящий уход и режим дня. Малюток необходимо оберегать от стрессов, резких звуков, вирусных инфекций, переутомления, так как на любой сильный раздражитель они могут дать чрезмерную по силе ответную реакцию в виде длительного монотонного крика, тремора рук, ног и подбородка, даже судорог.
Если преждевременные роды вызваны истмико-цервикальной недостаточностью, а не заболеваниями плода, то задержка психического развития у малютки, как правило, не возникает. Наоборот, если сравнивать по постконцептуальному возрасту, то он по сравнению со своими доношенными сверстниками может опережать их. Подробнее об этом смотри в статье «Недоношенные дети: как оценить их физическое и психическое развитие?».
Становление двигательных функций у недоношенных детей протекает быстрее, чем развитие высших психических функций. У малышей, родившихся с массой тела менее 1500 грамм, значительно чаще наблюдается общая задержка речевого развития. Эту особенность следует учитывать и не ожидать от крохи быстрой отдачи.
Родителям не стоит сильно перегружать ребенка развивающими занятиями, так как из-за несовершенства регуляции процессов торможения и возбуждения в головном мозге усталость может обернуться перевозбуждением, последствиями которого будут заикание, тики, ночные страхи и энурез. В данной ситуации как никогда права народная мудрость: «Тише едешь – дальше будешь». Это не значит, что малышу не надо уделять внимания. Наоборот, он требует больше сил и терпения, чем доношенные дети, но занятия должны быть с дозированной нагрузкой, ориентируясь на выносливость малютки.
В каком бы сроке ни родился недоношенный ребенок, как правило, к тому моменту, как приходит пора идти в школу, никаких отличий от доношенных сверстников у него уже нет. И не исключено, что на физкультуре при построении по росту он будет стоять в числе первых, а в языках или математике ему не будет равных.
Темы материала: недоношенные дети, физическое развитие детей, психическое развитие ребенка, задержка психического развития, вес ребенка, рост ребенка
Источник