Не педагогическое использование игры в развитии ребенка

Лариса Орехова
Педсовет «Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»

Педагогический совет на тему:

«Использование развивающих игр в процессе осуществления образовательной деятельности дошкольников»

Цель педсовета: Формирование компетентности педагогов в применении развивающих игр в образовательном процессе.

Задачи педсовета:

Изучить научно-методическую литературу по теме педсовета.

Уточнить и систематизировать знания педагогов по внедрению развивающих игр в образовательный процесс. Дать практические рекомендации по планированию развивающих игр в работе с детьми.

Познакомить педагогов с игровой технологией интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича» в образовательном процессе.

Показать мастер – класс по использованию развивающих игр В. Воскобовича.

Ход педагогического совета.

1. Вступительное слово старшего воспитателя «Об использовании развивающих игр в образовательном процессе ДОУ»

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно совершенствовать педагогическое мастерство по использованию развивающих игр в образовательном процессе.

Перемены, произошедшие в обществе за последние десятилетия, не могли не затронуть образовательную сферу. Информационный взрыв, меняющиеся социальные условия жизни ведут к пересмотру процесса воспитания подрастающего поколения.

Все участники образовательного процесса: педагоги, дети, родители и детский сад, как организация испытывают трудности, связанные с изменением жизни в целом.

Детский сад одновременно решает задачу исторического масштаба — воспитание будущих граждан страны и испытывает многообразные финансовые, кадровые, организационные трудности. Приняты ФГОС ДО. В них педагогам заявлено, что воспитатель должен владеть и использовать в образовательном процессе современные методы, формы обучения и воспитания, современные образовательные технологии.

Что же это за технологии такие?

Вот базовое определение: Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом воде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности.

Теперь ребенок не должен получать знания слушая. Он должен получать знания, действуя (например, человек не сможет научиться плавать, если будет только слушать про движения рук и ног в течение этого процесса, а вот если он попробует, будет иметь практику, то у него все получится)

Идеи обучения в деятельности, в игре, поддержания детского интереса к получению знаний не новы.

Франзузский писатель Эрнст Легуве сформулировал цель воспитания – «научить детей обходиться без нас (взрослых)».

Японская мудрость гласит: если я слышу, то скоро забываю, если я вижу, то помню долго, если действую – понимаю.

Встает вопрос: Как обучать по-новому?

К таким технологиям, в которых ребенок добывает знания самостоятельно,а не получает их в готовом виде относятся:

Проектный метод;

Технология «Ситуация», основанная на базовом уровне деятельностного метода Л. Г. Петерсон;

Технология интеллетуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича;

Любые развивающие игры.

Мы знаем, что основным видом деятельности у дошкольников является игра. Именно в ней он развивается и получает ЗУН. И именно в развивающих играх он может добыть эти знания самостоятельно.

Сегодня мы и поговорим о развивающих играх, об их сущности и особенностях, познакомимся с технологией В. Воскобовича и проведем мастер – класс по использованию развивающих игр Воскобовича в образовательном процессе.

2. Использование развивающих игр в образовательном процессе ДОУ.

1)Что же такое развивающая игра?

На этот вопрос мы сейчас и попытаемся ответить. Заглянув в энциклопедический словарь, мы найдём: «Развитие – это направленное, закономерное изменение объекта, в результате которого возникает его новое качественное состояние». Тогда, по аналогии, можно сказать, что развивающая игра это некая деятельность, которая должна изменить нашего ребёнка таким образом, чтобы он в своих способностях шагнул на другой, более высокий уровень своего развития.

Но мы же с вами взрослые люди и прекрасно понимаем, что для того, чтобы любая деятельность давала нужный результат, она должна быть правильно организована.

Это значит, что у неёдолжна быть:

1. Ясная и реальная цель.

2. Мы должны чётко понимать, на «что» или на «кого» эта деятельность направлена и что мы хотим с её помощью изменить, т. е. представлять себе объект нашей деятельности.

3. Должны быть методы и средства деятельности. У нас должен быть необходимый инструмент, и мы должны уметь правильно его использовать.

4. Невозможно правильно организовать деятельность, если у вас нет её программы или плана.

Всё это справедливо и для деятельности, которую мы рассматриваем, т. е. для развивающей игры. Если взрослый действительно хочет провести с ребёнком развивающую игру,он должен:

1. ясно и чётко сформулировать для себя цель этой игры, т. е. определить какую способность (группу способностей) он хочет в данной игре у ребёнка развивать;

Читайте также:  Показатель развития 3 месяца ребенок

2. хорошо представлять себе «объект» деятельности, т. е. не только «знать вообще» своего ребёнка: уровень развития его способностей, склонности и интересы и пр., но и представлять себе его текущее эмоциональное состояние, уметь определить его желание или, наоборот, нежелание именно сейчас участвовать в игре;

3. подобрать инструмент, т. е. такое (или такие) ИСО, чтобы оно в наибольшей степени было пригодно для достижения целей игры и, главное, уметь его правильно использовать;

4. наметить (а при необходимости записать) план игры.

На разработке плана развивающей игры надо остановиться особо.

Мы говорили с вами, что результатом такой игры должен быть переход ребёнка на более высокий уровень своего развития. Но это должен быть действительно «переход», а не «заброс» с нашей помощью. Ребёнок должен сам, шаг за шагом, испытывая определённое напряжение, подняться на этот уровень, только тогда мы получим эффект развития. При этом, как говорил Б. П. Никитин, ему может быть оказана «умная помощь взрослого».

Эта умная помощь, прежде всего, должна заключаться в правильном планировании развивающей игры. Составляя план игры, взрослый, по сути, должен сконструировать «лестницу», с помощью которой ребёнок сможет подняться на более высокий уровень развития способностей. Эта «лестница» должна состоять из ступенек-заданий возрастающей сложности, при этом «высота» ступенек, т. е. трудность заданий должна быть для ребёнка посильной. Преодоление такой «лестницы», движение «от простого к сложному» и делает детскую игру развивающей.

Развивающие игры являются эффективным средством воспитания и обучения детей, с их помощью ребенок может добывать знания самостоятельно, а взрослый быть лишь его помощником и направлять действия ребенка.

В основе системы развивающихигр лежат следующие принципы:

совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;

постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;

органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;

единство обучающих и воспитательных воздействий.

2)Особенности развивающих игр.

1. Развивающая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает сам, с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, различных деталей.

2. Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, письменной или устной инструкции, знакомя его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.

4.Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры возбуждают интерес в течение многих лет (до взрослости)

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. (Если вы сами будете делать по утрам зарядку, вряд ли это сделает вашего ребенка физически развитым, не так ли)

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно, малыш не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, в виде реальных и осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять и проверять точность выполнения задания.

9. Игры не исчерпываются предлагаемыми заданиями, что позволяет составлять новые задания, т. е. творить.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов развивающего обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребенок может подняться «до потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитиемтворческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

Читайте также:  Как влияют физические факторы на развитие ребенка

2. Их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

3. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно «до своего потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

Первое условие успешного развития — раннее начало. Но когда именно начать? Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения. Наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Необходимо поступить подобным образом в развитии других способностей ребенка и результат не заставит себя ждать.

3) Практическое задание для педагогов.

Давайте разделимся на 2 команды.

Задания:

Каждой команде даны 2 развивающие игры. Необходимо определить для какого возраста подходит данная игра, ее цель и придумать по – возможности несколько уровней сложности данной игры, на каких занятиях ее можно применить.

Проект решения:

Педсовет подготовила ст. воспитатель Орехова Л. В.

Источник

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам вес рост возраст

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства,обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные:игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник