Науки изучающие развитие и воспитание ребенка

Науки изучающие развитие и воспитание ребенка thumbnail
    1. Педагогики как наука

Педагогика как
наука представляет собой совокупность
знаний, которые лежат в основе описания
анализа, организации проектирования и
прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска
эффективных педагогических систем для
развития и подготовки человека к жизни
в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Свое название
педагогика получила от греческих слов
«пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном
переводе «пайдагос» означает
«детоводитель». Постепенно слово
«педагогика» стало употребляться в
более общем смысле для обозначения
искусства «вести ребенка по жизни», т.
е. воспитывать его и обучать, направлять
духовное и телесное развитие. Часто
рядом с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших
их педагогов. Со временем накопление
знаний привело к возникновению особой
науки о воспитании детей. Теория
очистилась от конкретных фактов, сделала
необходимые обобщения, вычленила
наиболее существенные отношения. Так
педагогика стала наукой о воспитании
и обучении детей.

Такое понимание
педагогики сохранилось вплоть до
середины ХХ в. И только в последние
десятилетия возникло понимание того,
что в квалифицированном педагогическом
руководстве нуждаются не только дети,
но и взрослые.

Самое краткое,
общее и вместе с тем относительно точное
опрёделение соврёменной педагогики —
это наука о воспитании человека. Понятие
«воспитание» здесь употребляется в
самом широком смысле, включая образование,
обучение, развитие. Расширение пределов
понятия «воспитание» вступает в
противоречие с историческим названием
наука.

Во все времена
педагоги искали лучших путей помощи
людям в использовании данных им природой
возможностей, формировании новых
качеств. Тысячелетиями по крохам
накапливались необходимые знания, одна
за другой создавались, проверялись и
отвергались педагогические системы,
пока не остались самые жизнестойкие,
самые полезные. Развивается и науки о
воспитании, главной задачей которой
становится накопление, систематизация
научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики
— познавать законы воспитания, образования
и обучения людей и на этой основе
указывать педагогической практике
лучшие пути и способы достижения
поставленных целей. Теория вооружает
педагов-практиков профессиональными
знаниями об особенностях воспитательных
процессов людей различных возрастных
групп, социальных образований, умениями
прогнозировать, проектировать и
осуществлять учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность. Новейшие технологии
обучения, образования и воспитания,
эффективные методики также решаются в
педагогических лабораториях.

Несмотря на то,
что педагогика занимается «вечными»
проблемами, ее предмет конкретен: это
воспитательная деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная
наука, направляющая свои усилия на
оперативное решение возникающих в
обществе проблем воспитания, образования,
обучения.

Источники развития
педагогики: многовековой практический
опыт воспитания, закрепленный в образе
жизни, традициях, обычаях людей, народной
педагогике; философские, обществоведческие,
педагогические и психологические труды;
текущая мировая и отечественная практика
воспитания; данные специально
организованных педагогических
исследований; опыт педагогов-новаторов,
предлагающих оригинальные идеи и системы
воспитания в современных быстро
изменяющихся условиях (Подлысатый И.
П., с. 10-12).

Педагогика — это
наука о воспитательных отношениях.
Воспитательные отношения возникают в
процессе взаимосвязи воспитания,
образования и обучения с самовоспитанием,
самообразованием и самообучением. Еще
педагогику можно определить как науку
о том, как воспитывать человека, как
помочь ему стать духовно богатым и
творчески активным. Педагогика изучает
следующие проблемы: изучение сущности
и закономерностей развития и формирования
личности и их влияния на воспитание;
определение целей восприятия; разработка
содержания воспитания; исследование и
разработка методов воспитания. К
категориям любой науки относят наиболее
емкие понятия, отражающие, ее сущность
и наиболее часто ею использующиеся.
Основные категории педагогики: воспитание;
развитие; образование; обучение.
Воспитание — социальное, целенаправленное
создание условий для усвоения новым
поколением общественно-исторического
опыта. Целью воспитания является
подготовка нового поколения к общественной
жизни и производительному труду. Развитие
— это объективный процесс изменения
духовных и физических сил человека.
Образование — это система внешних
условий, специально организуемая
обществом для развития человека. Обучение
— процесс передачи знаний от педагога
ученику.

Педагогика — это
самостоятельная наука, имеющая свой
объект и предмет изучения (см. прил.,
рис. 1). Коллектив ученых под руководством
академика В.А. Сластенина считает, что
«объектом педагогики выступают те
явления действительности, которые
обусловливают развитие человеческого
индивида в процессе целенаправленной
деятельности общества. Эти явления
получили название образования. Оно и
есть та часть объективного мира, которую
изучает педагогика. Образование изучают
и другие науки (философия, социология,
психология, экономика и т.д.). Однако эти
науки не изучают закономерности
целостного процесса обучения, воспитания
и развития личности (Интернет-ресурс).

Предметом педагогики
является реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает
сущность, закономерности, тенденции и
перспективы развития педагогического
процесса как фактора и средства развития
человека на протяжении всей его жизни.
Она разрабатывает теорию и технологию
образовательного процесса.

Таким образом,
педагогика — это наука о целостном
процессе образования человека, включающем
в себя обучение, воспитание и развитие
личности. Об этом же писал известный
публицист и педагог С. И. Гессен:
«Педагогика — наука. Этим она отличается
от самого образования, служащего ее
предметом. В этом смысле педагогика
является одной из наук о человеке, а
именно — о его образовании, становлении
как личности.

Предмет обусловливает
функции педагогики, которые представлены
на схеме (см. прил. рис. 2) (Интернет-ресурс).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1. Современная
педагогика – разветвленная система наук о воспитании.

2.
Отрасли педагогики.

3. Новые отрасли педагогики.

1. Педагогика — обширнейшая
наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить
сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития,
накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему
научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой
наук о воспитании
.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка дипломная работа

Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как
методологическая основа педагогики.

2. Фундаментом системы наук о
воспитании является общая педагогика,
которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы
учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и
вида.

В системе наук о воспитании
особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением
закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями
возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к
состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом
изучения — закономерности, методы, средства технологии организации
учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст,
дошкольный, школьный).

Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и
образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы представляет собой одну из старейших
отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о
закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных
учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает
подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в
стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы
профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности
учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические
основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и
взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

— 
вопросами обучения и воспитания глухих и
слабослышащих занимается сурдопедагогика;

— 
обучения и воспитания слепых — тифлопедагогика,

— 
с речевыми нарушениями — логопедия,

— 
обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие
педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические
эпохи.

Особую группу педагогических наук
составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания
конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

3.По мере роста объема новых
знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни
появляются новые отрасли педагогики.

 1. Этнопедагогика — наука об
эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о
морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода,
племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практическую
педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

 2. Семейная педагогика
наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания,
его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации
родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы
воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.

 3. Социальная педагогика
содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного
воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные
учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального
искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и
развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей
людей.

 4. Производственная педагогика
изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства
и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

 5. Исправительно-трудовая педагогика
содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц,
находящихся в заключении за совершенные преступления.

Сравнительная педагогика исследует закономерности
функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных
странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Лечебная педагогика разрабатывает систему
образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими
и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука,
когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Источник

Возникновение педагогической науки связывают с именем:

Выберите один ответ:

a. французского учёного Жана Жака Руссо

b. чешского педагога Яна Амоса Коменского 

c. русского учёного П.Ф. Каптерева

Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:

Выберите один ответ:

a. воспитательного процесса

b. образования и воспитания

c. педагогического процесса 

Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:

Выберите один ответ:

a. В.А. Сухомлинский

b. А.С. Макаренко 

c. Ю.К. Бабанский

Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:

Выберите один ответ:

a. П.П. Блонским

b. К.Н. Вентцелем 

c. М. Монтессори

К представителям педагогики сотрудничества — движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России — относятся известные учёные и творчески работающие учителя:

Выберите один или несколько ответов:

a. Ш.А. Амонашвили 

b. В.А. Караковский

c. И.Я. Лернер

d. Т.А. Ильина

e. В.Ф. Шаталов 

Основателем научной педагогики и народной школы в России является:

Выберите один ответ:

a. К.Д. Ушинский 

b. Л.Н. Толстой

c. А.С. Макаренко

d. В.А. Сухомлинский

Педагогика в дословном переводе означает:

Выберите один ответ:

a. учительство

b. детоводство 

c. сопровождение

d. воспитание

Педагогика как самостоятельная наука возникла:

Выберите один ответ:

a. в первой половине XVI века

b. во второй половине XVII века 

c. в середине XVIII века

Современная педагогика – это:

Выберите один ответ:

a. наука об образовании и воспитании человека 

b. практическая педагогическая деятельность

c. искусство преподавания

Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:

Выберите один ответ:

a. в психологии

b. в социологии

c. в философии 

Читайте также:  Развитие ребенка от оплодотворения до рождения

В качестве объекта педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. образование как социальный феномен 

b. воспитательный процесс

c. образование как целостный педагогический процесс

В качестве предмета педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. воспитание и образование

b. педагогическое явление

c. образование как целостный педагогический процесс 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса 

b. выявление и описание возрастных особенностей детей

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. проектирование способов работы со школьниками

b. проектирование педагогических теорий и технологий 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников

b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики 

К функциям педагогической науки относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. теоретическая

b. практическая 

c. технологическая

d. методическая 

Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:

Выберите один ответ:

a. закон

b. закономерность 

c. принцип

Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции 

b. технологической функции

Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно — корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции

b. технологической функции 

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. дефектология 

b. социология

c. военная педагогика 

d. сравнительная педагогика

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. общая педагогика 

b. философия и история образования

c. возрастная педагогика 

d. психология обучения

В систему педагогических наук не входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. этнопедагогика

b. социальная работа 

c. психология воспитания

d. социальная педагогика

e. школьная гигиена 

Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:

Выберите один ответ:

a. теория обучения и воспитания

b. андрогогика 

c. социальная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:

Выберите один ответ:

a. гендерная педагогика

b. медицинская педагогика 

c. лечебная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:

Выберите один ответ:

a. логопедия

b. тифлопедагогика 

c. сурдопедагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:

Выберите один ответ:

a. социальная педагогика

b. история педагогики и образования

c. сравнительная педагогика 

Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:

Выберите один ответ:

a. саморазвитие

b. самовоспитание

c. самообразование 

К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:

Выберите один или несколько ответов:

a. образование 

b. обучение 

c. развитие

d. воспитание 

e. формирование

Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. самообразование

c. образованность 

Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:

Выберите один ответ:

a. представление

b. категория 

c. определение

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:

Выберите один ответ:

a. образование как педагогический процесс 

b. образование как социокультурный феномен

c. образование как социальное явление

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:

Выберите один ответ:

a. образование как результат

b. образование как педагогический процесс 

c. образование как социокультурный феномен

Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:

Выберите один ответ:

a. образование как социокультурный феномен 

b. образование как социальное явление

c. образование как педагогический процесс

Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:

Выберите один ответ:

a. общенаучные понятия

b. философские понятия 

c. частнонаучные понятия

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:

Выберите один ответ:

a. воспитание в широком социальном смысле

b. воспитание в узком социальном смысле 

c. воспитание в педагогическом значении

Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:

Выберите один ответ:

a. преподавание 

b. обучение

c. учение

Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:

Выберите один ответ:

a. самовоспитание 

b. самоопределение

c. саморазвитие

Отсутствие общепринятого определения понятия «воспитание» объясняется тем, что воспитание — это:

Выберите один или несколько ответов:

a. сложный и многогранный процесс 

b. многоаспектное явление 

c. процесс, тесно связанный с обучением

Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:

Читайте также:  Академия развития ребенка санкт петербург

Выберите один ответ:

a. развитие личности

b. формирование личности 

Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:

Выберите один ответ:

a. обучение

b. воспитание

c. социализация 

Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. обучение 

c. педагогический процесс

Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:

Выберите один ответ:

a. социализация

b. воспитание 

c. обучение

Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:

Выберите один ответ:

a. в широком социальном смысле

b. в узком социальном смысле

c. в педагогическом значении 

Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая технология

b. педагогическая система 

c. педагогическая задача

Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие

b. педагогическая деятельность 

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие 

b. педагогическая деятельность

Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая деятельность

b. педагогический процесс 

Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:

Выберите один ответ:

a. возрастной физиологией

b. медициной 

c. школьной гигиеной

Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:

Выберите один ответ:

a. Односторонний

b. двойственный 

c. многосторонний

Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:

Выберите один ответ:

a. биология

b. социология

c. педология 

Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:

Выберите один ответ:

a. антропология

b. коррекционная педагогика 

c. педология

Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:

Выберите один ответ:

a. философия 

b. психология

c. физиология

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:

Выберите один ответ:

a. психология

b. медицина

c. физиология 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:

Выберите один ответ:

a. школьная гигиена

b. антропология

c. психология 

Начало формы

Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:

Выберите один ответ:

a. этстетика

b. социология 

c. кибернетика

К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов 

b. перенос категориального аппарата этих наук

c. использование конкретных результатов исследований 

d. участие в комплексных исследованиях человека 

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. анатомия и физиология 

b. история

c. экономика 

d. философия 

e. литература

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. обществоведение

b. психология 

c. география

d. этика 

e. политология 

Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:

Выберите один ответ:

a. эстетикой

b. этикой 

c. этнологией

Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:

Выберите один ответ:

a. информатики

b. статистики

c. кибернетики 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:

Выберите один ответ:

a. политология

b. логика 

c. этика

Конец формы

Закончить обзор

Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:

Выберите один ответ:

a. гуманистической 

b. схоластической

c. догматической

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:

Выберите один ответ:

a. ценности-знания

b. ценности-средства

c. ценности-цели 

d. ценности-отношения

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:

Выберите один ответ:

a. ценности-средства 

b. ценности-цели

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:

Выберите один ответ:

a. инструментальные ценности

b. самодостаточные ценности 

Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:

Выберите один ответ:

a. оценки

b. ценности 

c. знания

Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы:

Выберите один или несколько ответов:

a. собственно педагогические действия 

b. действия, отражающие субъектную сущность педагога 

c. гностические действия 

d. коммуникативные действия 

e. рефлексивные действия 

Источник