Науки изучающие развитие и воспитание ребенка

Педагогики как наука
Педагогика как
наука представляет собой совокупность
знаний, которые лежат в основе описания
анализа, организации проектирования и
прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска
эффективных педагогических систем для
развития и подготовки человека к жизни
в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).
Свое название
педагогика получила от греческих слов
«пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном
переводе «пайдагос» означает
«детоводитель». Постепенно слово
«педагогика» стало употребляться в
более общем смысле для обозначения
искусства «вести ребенка по жизни», т.
е. воспитывать его и обучать, направлять
духовное и телесное развитие. Часто
рядом с именами людей, ставших впоследствии
знаменитыми, называют и имена воспитавших
их педагогов. Со временем накопление
знаний привело к возникновению особой
науки о воспитании детей. Теория
очистилась от конкретных фактов, сделала
необходимые обобщения, вычленила
наиболее существенные отношения. Так
педагогика стала наукой о воспитании
и обучении детей.
Такое понимание
педагогики сохранилось вплоть до
середины ХХ в. И только в последние
десятилетия возникло понимание того,
что в квалифицированном педагогическом
руководстве нуждаются не только дети,
но и взрослые.
Самое краткое,
общее и вместе с тем относительно точное
опрёделение соврёменной педагогики —
это наука о воспитании человека. Понятие
«воспитание» здесь употребляется в
самом широком смысле, включая образование,
обучение, развитие. Расширение пределов
понятия «воспитание» вступает в
противоречие с историческим названием
наука.
Во все времена
педагоги искали лучших путей помощи
людям в использовании данных им природой
возможностей, формировании новых
качеств. Тысячелетиями по крохам
накапливались необходимые знания, одна
за другой создавались, проверялись и
отвергались педагогические системы,
пока не остались самые жизнестойкие,
самые полезные. Развивается и науки о
воспитании, главной задачей которой
становится накопление, систематизация
научных знаний о воспитании человека.
Функция педагогики
— познавать законы воспитания, образования
и обучения людей и на этой основе
указывать педагогической практике
лучшие пути и способы достижения
поставленных целей. Теория вооружает
педагов-практиков профессиональными
знаниями об особенностях воспитательных
процессов людей различных возрастных
групп, социальных образований, умениями
прогнозировать, проектировать и
осуществлять учебно-воспитательный
процесс в различных условиях, оценивать
его эффективность. Новейшие технологии
обучения, образования и воспитания,
эффективные методики также решаются в
педагогических лабораториях.
Несмотря на то,
что педагогика занимается «вечными»
проблемами, ее предмет конкретен: это
воспитательная деятельность, осуществляемая
в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная
наука, направляющая свои усилия на
оперативное решение возникающих в
обществе проблем воспитания, образования,
обучения.
Источники развития
педагогики: многовековой практический
опыт воспитания, закрепленный в образе
жизни, традициях, обычаях людей, народной
педагогике; философские, обществоведческие,
педагогические и психологические труды;
текущая мировая и отечественная практика
воспитания; данные специально
организованных педагогических
исследований; опыт педагогов-новаторов,
предлагающих оригинальные идеи и системы
воспитания в современных быстро
изменяющихся условиях (Подлысатый И.
П., с. 10-12).
Педагогика — это
наука о воспитательных отношениях.
Воспитательные отношения возникают в
процессе взаимосвязи воспитания,
образования и обучения с самовоспитанием,
самообразованием и самообучением. Еще
педагогику можно определить как науку
о том, как воспитывать человека, как
помочь ему стать духовно богатым и
творчески активным. Педагогика изучает
следующие проблемы: изучение сущности
и закономерностей развития и формирования
личности и их влияния на воспитание;
определение целей восприятия; разработка
содержания воспитания; исследование и
разработка методов воспитания. К
категориям любой науки относят наиболее
емкие понятия, отражающие, ее сущность
и наиболее часто ею использующиеся.
Основные категории педагогики: воспитание;
развитие; образование; обучение.
Воспитание — социальное, целенаправленное
создание условий для усвоения новым
поколением общественно-исторического
опыта. Целью воспитания является
подготовка нового поколения к общественной
жизни и производительному труду. Развитие
— это объективный процесс изменения
духовных и физических сил человека.
Образование — это система внешних
условий, специально организуемая
обществом для развития человека. Обучение
— процесс передачи знаний от педагога
ученику.
Педагогика — это
самостоятельная наука, имеющая свой
объект и предмет изучения (см. прил.,
рис. 1). Коллектив ученых под руководством
академика В.А. Сластенина считает, что
«объектом педагогики выступают те
явления действительности, которые
обусловливают развитие человеческого
индивида в процессе целенаправленной
деятельности общества. Эти явления
получили название образования. Оно и
есть та часть объективного мира, которую
изучает педагогика. Образование изучают
и другие науки (философия, социология,
психология, экономика и т.д.). Однако эти
науки не изучают закономерности
целостного процесса обучения, воспитания
и развития личности (Интернет-ресурс).
Предметом педагогики
является реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях
Педагогика изучает
сущность, закономерности, тенденции и
перспективы развития педагогического
процесса как фактора и средства развития
человека на протяжении всей его жизни.
Она разрабатывает теорию и технологию
образовательного процесса.
Таким образом,
педагогика — это наука о целостном
процессе образования человека, включающем
в себя обучение, воспитание и развитие
личности. Об этом же писал известный
публицист и педагог С. И. Гессен:
«Педагогика — наука. Этим она отличается
от самого образования, служащего ее
предметом. В этом смысле педагогика
является одной из наук о человеке, а
именно — о его образовании, становлении
как личности.
Предмет обусловливает
функции педагогики, которые представлены
на схеме (см. прил. рис. 2) (Интернет-ресурс).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1. Современная
педагогика – разветвленная система наук о воспитании.
2.
Отрасли педагогики.
3. Новые отрасли педагогики.
1. Педагогика — обширнейшая
наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить
сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития,
накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему
научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой
наук о воспитании.
Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как
методологическая основа педагогики.
2. Фундаментом системы наук о
воспитании является общая педагогика,
которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы
учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и
вида.
В системе наук о воспитании
особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением
закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями
возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к
состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом
изучения — закономерности, методы, средства технологии организации
учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст,
дошкольный, школьный).
Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и
образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).
Педагогика школы представляет собой одну из старейших
отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о
закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных
учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).
Педагогика профессионально-технического образования изучает
подготовку рабочих высокой квалификации.
Педагогика среднего специального образования находится в
стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы
профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.
Педагогика высшей школы изучает закономерности
учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения высшего образования.
Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические
основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и
взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:
—
вопросами обучения и воспитания глухих и
слабослышащих занимается сурдопедагогика;
—
обучения и воспитания слепых — тифлопедагогика,
—
с речевыми нарушениями — логопедия,
—
обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.
История педагогики изучает развитие
педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические
эпохи.
Особую группу педагогических наук
составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания
конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).
3.По мере роста объема новых
знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни
появляются новые отрасли педагогики.
1. Этнопедагогика — наука об
эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о
морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода,
племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практическую
педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.
2. Семейная педагогика —
наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания,
его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации
родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы
воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.
3. Социальная педагогика
содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного
воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные
учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального
искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и
развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей
людей.
4. Производственная педагогика
изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства
и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
5. Исправительно-трудовая педагогика
содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц,
находящихся в заключении за совершенные преступления.
Сравнительная педагогика исследует закономерности
функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных
странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Лечебная педагогика разрабатывает систему
образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими
и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука,
когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.
Источник
Возникновение педагогической науки связывают с именем:
Выберите один ответ:
a. французского учёного Жана Жака Руссо
b. чешского педагога Яна Амоса Коменского
c. русского учёного П.Ф. Каптерева
Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:
Выберите один ответ:
a. воспитательного процесса
b. образования и воспитания
c. педагогического процесса
Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
a. В.А. Сухомлинский
b. А.С. Макаренко
c. Ю.К. Бабанский
Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
Выберите один ответ:
a. П.П. Блонским
b. К.Н. Вентцелем
c. М. Монтессори
К представителям педагогики сотрудничества — движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России — относятся известные учёные и творчески работающие учителя:
Выберите один или несколько ответов:
a. Ш.А. Амонашвили
b. В.А. Караковский
c. И.Я. Лернер
d. Т.А. Ильина
e. В.Ф. Шаталов
Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
a. К.Д. Ушинский
b. Л.Н. Толстой
c. А.С. Макаренко
d. В.А. Сухомлинский
Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
a. учительство
b. детоводство
c. сопровождение
d. воспитание
Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
a. в первой половине XVI века
b. во второй половине XVII века
c. в середине XVIII века
Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
b. практическая педагогическая деятельность
c. искусство преподавания
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
a. в психологии
b. в социологии
c. в философии
В качестве объекта педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. образование как социальный феномен
b. воспитательный процесс
c. образование как целостный педагогический процесс
В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитание и образование
b. педагогическое явление
c. образование как целостный педагогический процесс
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
b. выявление и описание возрастных особенностей детей
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. проектирование способов работы со школьниками
b. проектирование педагогических теорий и технологий
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
К функциям педагогической науки относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. теоретическая
b. практическая
c. технологическая
d. методическая
Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
a. закон
b. закономерность
c. принцип
Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно — корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. дефектология
b. социология
c. военная педагогика
d. сравнительная педагогика
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. общая педагогика
b. философия и история образования
c. возрастная педагогика
d. психология обучения
В систему педагогических наук не входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. этнопедагогика
b. социальная работа
c. психология воспитания
d. социальная педагогика
e. школьная гигиена
Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:
Выберите один ответ:
a. теория обучения и воспитания
b. андрогогика
c. социальная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:
Выберите один ответ:
a. гендерная педагогика
b. медицинская педагогика
c. лечебная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:
Выберите один ответ:
a. логопедия
b. тифлопедагогика
c. сурдопедагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:
Выберите один ответ:
a. социальная педагогика
b. история педагогики и образования
c. сравнительная педагогика
Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:
Выберите один ответ:
a. саморазвитие
b. самовоспитание
c. самообразование
К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:
Выберите один или несколько ответов:
a. образование
b. обучение
c. развитие
d. воспитание
e. формирование
Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:
Выберите один ответ:
a. образование
b. самообразование
c. образованность
Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:
Выберите один ответ:
a. представление
b. категория
c. определение
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:
Выберите один ответ:
a. образование как педагогический процесс
b. образование как социокультурный феномен
c. образование как социальное явление
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:
Выберите один ответ:
a. образование как результат
b. образование как педагогический процесс
c. образование как социокультурный феномен
Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как социальное явление
c. образование как педагогический процесс
Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:
Выберите один ответ:
a. общенаучные понятия
b. философские понятия
c. частнонаучные понятия
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:
Выберите один ответ:
a. воспитание в широком социальном смысле
b. воспитание в узком социальном смысле
c. воспитание в педагогическом значении
Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:
Выберите один ответ:
a. преподавание
b. обучение
c. учение
Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:
Выберите один ответ:
a. самовоспитание
b. самоопределение
c. саморазвитие
Отсутствие общепринятого определения понятия «воспитание» объясняется тем, что воспитание — это:
Выберите один или несколько ответов:
a. сложный и многогранный процесс
b. многоаспектное явление
c. процесс, тесно связанный с обучением
Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:
Выберите один ответ:
a. развитие личности
b. формирование личности
Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:
Выберите один ответ:
a. обучение
b. воспитание
c. социализация
Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:
Выберите один ответ:
a. образование
b. обучение
c. педагогический процесс
Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:
Выберите один ответ:
a. социализация
b. воспитание
c. обучение
Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:
Выберите один ответ:
a. в широком социальном смысле
b. в узком социальном смысле
c. в педагогическом значении
Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая технология
b. педагогическая система
c. педагогическая задача
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогический процесс
Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:
Выберите один ответ:
a. возрастной физиологией
b. медициной
c. школьной гигиеной
Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:
Выберите один ответ:
a. Односторонний
b. двойственный
c. многосторонний
Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:
Выберите один ответ:
a. биология
b. социология
c. педология
Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:
Выберите один ответ:
a. антропология
b. коррекционная педагогика
c. педология
Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:
Выберите один ответ:
a. философия
b. психология
c. физиология
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:
Выберите один ответ:
a. психология
b. медицина
c. физиология
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:
Выберите один ответ:
a. школьная гигиена
b. антропология
c. психология
Начало формы
Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:
Выберите один ответ:
a. этстетика
b. социология
c. кибернетика
К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов
b. перенос категориального аппарата этих наук
c. использование конкретных результатов исследований
d. участие в комплексных исследованиях человека
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
a. анатомия и физиология
b. история
c. экономика
d. философия
e. литература
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
a. обществоведение
b. психология
c. география
d. этика
e. политология
Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:
Выберите один ответ:
a. эстетикой
b. этикой
c. этнологией
Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:
Выберите один ответ:
a. информатики
b. статистики
c. кибернетики
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:
Выберите один ответ:
a. политология
b. логика
c. этика
Конец формы
Закончить обзор
Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:
Выберите один ответ:
a. гуманистической
b. схоластической
c. догматической
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:
Выберите один ответ:
a. ценности-знания
b. ценности-средства
c. ценности-цели
d. ценности-отношения
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:
Выберите один ответ:
a. ценности-средства
b. ценности-цели
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:
Выберите один ответ:
a. инструментальные ценности
b. самодостаточные ценности
Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:
Выберите один ответ:
a. оценки
b. ценности
c. знания
Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы:
Выберите один или несколько ответов:
a. собственно педагогические действия
b. действия, отражающие субъектную сущность педагога
c. гностические действия
d. коммуникативные действия
e. рефлексивные действия
Источник