Наука о ребенке развитие это кратко

По словам В.П.Нечаева, известного русского иссле­дователя детской психики, первые замечания о душевной жизни детей можно встретить еще у древних авторов’.

Однако первое систематическое описание психичес­кой жизни ребенка было сделано Тидеманом в 1787 году в сочинении «Наблюдения над развитием душевных способ­ностей у детей». Но только спустя два века этот труд на­шел многочисленных последователей. Почему же наука о детях стала развиваться только в XIX веке?

Именно в это время в науке получает распростране­ние идея развития, сформулированная Ч.Дарвином в его «Происхождении видов путем естественного отбора…». Книга вышла в свет в 1859 году.

Желание ученых проследить исходные пункты этих эволюционных процессов привело к необходимости иссле­дования детства. Именно с этого времени и стало расти число книг по проблемам детства.

В 1888 году в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направ­лению, — книга, в которой автор описал свои тщательные

Нечаев Л.П. Руководство к экспериментально-психологичес­кому исследованию детей. Вып. 1,1925.

10 АверинВ. А.Психология детей иподростков_______

наблюдения за психофизиологическим развитием своего

сына в течение 3-х лет.

В это же время в Америке активно заявляет о себе С.Холл. Именно с его именем связывается рождение та­кой науки, как педология, получившей признание и широ­кое распространение в Америке и Европе на рубежеXIX-

XX веков.

С.Холл, вернувшись в 1881 году из Европы, читает в

Бостоне лекции по психологии и педагогике, основной мыслью которых было то, что педагогика должна осно­вываться на изучении психики учащихся. Справедливос­ти ради заметим, что подобная мысль была высказана еще за 13 лет до этого в России известным русским педагогом

К.Д.Ушинским.

Как же дальше развивались события? В том же 1881 году Холл возглавляет кафедру психо­логии и педагогики в Балтиморском университете и основы­вает первую американскую психологическую лабораторию. Именно поэтому США стали родиной педологии — науки, объектом изучения которой является ребенок, а основным вопросом -выяснение природы его развития. Педология со­средоточила свое основное внимание на качественных из­менениях в деятельности ребенка на каждом этапе его раз­вития. Особенностью педологического изучения ребенка яв­ляется комплексный подход к нему. Это и медицинский, и физиологический, и психологический, и педагогический подходы. Такой подход казался весьма перспективным и не случайно этот период охарактеризовался взрывом иссле­дований. Однако обратим свой взор на Россию.

Бурное развитие педологии в России, представлен­ное замечательными работами К.Д.Ушинского (1857 г.), Н.Н.Пирогова и П.Ф.Лесгафта (1900 г.), П.Ф.Каптерева (1890 г.), Н.НЛанге (1882 г.), получило свое логическое и достойное продолжение в трудах А.П.Нечаева, П.П.Блон-ского, Л.С.Выготского, А.Б.Залкинда, Б.Аркииа.

Глава 1. Психология развития ребенка

Однако в 1936 году этот процесс нормального раз­вития педологии был искусственно прерван известным постановлением ЦК ВКПб «О педологических извраще­ниях в системе Наркомпроса». Это сказалось не только на педологии, но и на всей психологической науке. Психоло­гия как наука фактически впала в анабиоз, постепенный выход из которого начался в начале 60-х годов.

Сегодня в психологии выделился целый блок дисцип­лин, связанных с изучением ребенка. Прежде всего, это детская психология, которая исследует возникновение и основные этапы в развитии деятельности, сознания и лич­ности ребенка. Во-вторых, этопедагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых. Подведем итоги наше­му краткому экскурсу в историю.

Педология, возникнув в самом своем начале как еди­ная наука о ребенке, включавшая в себя совокупность биологического, медицинского, психологического и со­циологического подходов к развитию ребенка, в дальней­шем, из-за отсутствия системного характера этих связей, распалась на ряд отдельных направлений. В то же время потребность в объединении знаний растет и происходит это из-за все большей дифференциации научных знаний о мире, в связи с их углублением. Но каков может быть путь этого объединения? Н.Винер, известный кибернетик, в свое время показал, что концептуально полезнее двигаться от функционально представленного целого к структурно представленным частям. Приложение этой формулы к определению характера научного подхода к изучению ребенка означает возрождение системного подхода. Важ­но, чтобы системный характер знания отражал системную организацию изучаемого объекта (ребенка). И если это положение будет выполнено, можно говорить о создании единой научной дисциплины о ребенке, отражающей этот системный подход.

t2 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 272; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10938 — | 8180 — или читать все…

Читайте также:

Источник

12.10.2019 в 17:43

Педология, как комплексная наука о ребенке. Педология и ее влияние на развитие образования

Известно, что педология как наука о детях оформилась в конце XIX—начале XX века. Ребенок изучался и раньше. Но это изучение велось тогда разными науками в присущем для каждой из них аспекте. Каждая из наук пользовалась собственными методами. Анатомы изучали анатомическое развитие ребенка—рост, вес в зависимости от возраста, генетическая психология—развитие психики ребенка, физиология—разви­тие физиологических функций организма ребенка, педагогика—действен­ность различных методов воспитания и обучения ребенка, гиги­ена—влияние различных внешних факторов на физическое и психическое состояние ребенка и т.д.

Педология видела в таком многоплановом изучении ребенка большой порок—отсутствие координации всех вышеназванных аспектов изучения ребенка, изолированность друг от друга всех данных, полученных в результате изучения ребенка. Педологи ставили своей целью преодолеть этот порок и заняться изучением ребенка в целом, во взаимосвязи и взаимодействии всех психических, физических проявлений ребенка под влиянием биологических и социальных факторов.

Интересно отметить, что сами педологи понимали сложность этих задач и поэтому испытывали большие трудности в определении предмета своей науки.

Так, основатель советской педологии профессор П. П. Блонский дает разные трактовки предмета педологии:

  • 1. Педология—наука об особенностях детского возраста.
  • 2. Педология—наука «о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные эпохи и фазы детства».
  • 3. «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий».

Педология — это наука, соединившая в себе подходы медицины, биологии, педагогики и психотехники к развитию ребенка. И хотя как термин она устарела и приобрела формат детской психологии, универсальные педологические методы привлекают внимание не только ученых, но и людей вне научного мира.

История

История педологии начинается на Западе в конце 19 века. Возникновению ее во многом способствовало интенсивное развитие прикладных отраслей экспериментальной педагогики и психологии. Объединение же их подходов с анатомо-физиологическими и биологическими в педологии произошло механически. Точнее, было продиктовано комплексным, всесторонним исследованием психического развития детей, их поведения. Термин «педология» введен был американским ученым-исследователем Оскаром Крисманом в 1853 году. В переводе с греческого определение звучит как «наука о детях» (педос — дитя, логос — наука, изучение).

Истоки

Первые работы по педологии были написаны американскими психологами Г.С. Холлом, Дж. Болдуином и физиологом В. Прейером.

Именно они стояли у истоков психологии развития и собрали огромный багаж эмпирического материала по развитию и особенностям поведения детей. Их работы стали во многом революционными и легли в основу детской и возрастной психологии.

В России

В начале 20 века новое научное течение проникло в Россию (тогда СССР) и получило достойное продолжение в работах психиатра и рефлексолога В.М. Бехтерева, психолога А.П. Нечаева, физиолога Э. Мёймана и дефектолога Г.И. Россолимо. Каждый из них в силу своей специальности пытался объяснить и сформулировать законы развития ребенка и методы его коррекции. Педология в России получила практический размах: были открыты педологические институты и «Дом ребенка» (Москва), проведен ряд специализированных курсов. В школах проводились психологические тестирования, по результатам которых происходила комплектация классов. К изучению детской психологии были подключены ведущие психологи, физиологи, врачи и педагоги страны. Все это делалось с целью комплексного изучения детского развития. Однако такая простая задача не совсем оправдала средства. К 20-м годам в России педология — это обширное научное движение, но не комплексная наука. Главной помехой для синтеза знаний о ребенке было отсутствие предварительного анализа методов наук, составляющих этот комплекс.

Педология, как комплексная наука о ребенке кратко. ) Какие принципы были положены в основу педологии, как комплексной науки о ребенке?

2) Какие принципы были положены в основу педологии как комплексной науки о ребенке? Первый принцип — отказ от изучения ребенка «по частям», стремление прийти к синтезу разносторонних знаний (физиологических, психологических, педагогических и др.) о ребенке.Второй принцип — генетический, который предполагал изучение ребенка в развитии, в динамике, через выявление тенденций его становления.Третий принцип — изучение ребенка в социальном окружений, в связи с условиями его жизни и воспитания.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июля 2018;
проверки требуют 26 правок.

Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому[1].

Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью — идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые философские школы не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А. Тойнби) или эсхатологическую картину «конца мира» (О. Хаксли).[1].

Развитие как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов в результате чего возникает их новое качественное состояние, основанное на возникновении, трансформации или исчезновении элементов и связей объектов; процесс, идущий на основе объективных закономерностей.
Развитие представляет собой самодвижение объекта — имманентный процесс, источник которого заключён в самом развивающемся объекте.

Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Если необходимо подчеркнуть скорость и характер изменений, то говорят об

  • эволюции (от лат. evolutio — развёртывание) — относительно постепенных большей частью количественных изменениях;
  • революции (от поздн. лат. revolutio — поворот, переворот, превращение) — относительно быстрых в основном качественных и кардинальных изменениях.

Содержание понятия[править | править код]

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;
  5. социальный прогресс.

В теории Ф.Гегеля принцип развития универсален, источником развития выступает возникновение, борьба и преодоление противоположностей.
В марксистской концепции (В.Ленин) развитие понимается как универсальное свойство материи, всеобщий принцип, движение как бы повторяющее уже пройденные ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;-перерывы постепенности, превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием; столкновение различных сил и тенденций, взаимосвязь и теснейшая неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии (ППС, Т.26, с.55).

Варианты[править | править код]

  • появление новых элементов и их структурных связей
  • появление новых объектов, дифференциация.

Характеристики[править | править код]

  1. Качественное изменение. Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), интенсивное развитие (эпигенез).
  2. Количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося.
  3. Необратимость развития. Развитие предполагает стабильность (постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  4. Направленность развития. Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации:прогресс, а развитие в направлении упадка, деградации и распада: регресс.
  5. Время, развитие протекает во времени, только время определяет направленность развития. Однако развитие объекта не является функцией времени и служит результатом жизнедеятельности самого объекта.
  6. Экзогенное развитие— имитация, неподлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром.
  7. Эндогенное развитие — настоящее развитие, источник которого находится внутри развивающегося.
  8. Специфичность объекта развития как целостного образования (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений, природа, общество, Вселенная и т. д.).

Закономерности[править | править код]

  1. Неравномерность и гетерохронность:

    • Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность

    • Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека[править | править код]

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  1. Материальное (физическое) развитие:
    • телесной составляющей (сила, выносливость, гибкость);
    • технической составляющей (аграрная, промышленная, информационная);
    • финансовой составляющей (личная, корпоративная, публичная).
  2. Духовное (психическое) развитие (самосознание: самооценка, самопознание, саморазвитие) культуры мышления:
    • бытовой;
    • этичной и моральной;
    • интеллектуальной и научной культур (естественная, гуманитарная, техническая);
    • интуиции и культуры искусства (выразительное, зрелищное, изобразительное).
  3. Социальное развитие (социальный статус).

История понятия[править | править код]

Современному понятию развития предшествуют:

  • платоническое понятие развития как развёртывания, посредством которого все возможности, с самого начала заложенные в зародыше, постепенно проявляются, приходят из имплицитного существования к эксплицитному
  • механистическое понятие развития как совершенствования, количественного увеличения.

Идея развития в своем первоначальном виде была сформулирована уже в античной философии Гераклитом, который полагал, что все существует и в то же время не существует, так как все течёт, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. 1966. C. 16).
В 18 веке И. Кант называл идею развития «рискованным приключением разума», так как многие области невозможно было представить как развивающиеся: небесный мир, органическая природа. Сам И.Кант применил идею развития для объяснения возникновения Солнечной системы, Ж. Л. Бюффон в связи с историей Земли, Ж. Б. Ламарк для объяснения эволюции живых существ, И. Г. Гердер для объяснения истории культуры, Ч. Дарвин положил принцип развития в основу своей концепции эволюции живых существ, включая человека.

Историческое развитие[править | править код]

Историческое развитие является одной из основных проблем философии и методологии истории. Понятие исторического развития следует отличать как от телеологической идеи прогресса, так и от естественнонаучного понятия эволюции.

См. также[править | править код]

  • Эволюция
  • Психология развития
  • Периодичность
  • Физическое развитие
  • Онтогенез
  • Биология развития

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. — 2-е изд. — М. : УРСС, 2007. — ISBN 978-5-484-00957-2.
  • Новиков А. М.Основания педагогики. — М. : ЭГВЕС, 2010. — 208 c.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб. : Наука, 2010. — 200 с.

Источник

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник