Наука о развитии ребенка в раннем детстве

Наука о развитии ребенка в раннем детстве thumbnail

Ребёнок делает первые в жизни шаги

Играющая девочка в возрасте двух лет

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

  1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
  2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
  3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
  4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

  1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
  2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
  3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
  4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры[править | править код]

Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

Читайте также:  Смс поздравление 5 месяцев ребенку развитие

  1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
  2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
  3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования[править | править код]

Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

  1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
  2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

Примечания[править | править код]

  1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
  2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
  4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

См. также[править | править код]

  • Анальная стадия
  • Кризис трёх лет
  • Дошкольный возраст
  • Детство
  • Возрастная периодизация
  • Возраст
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие

Источник

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка.Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года — от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в музыкальной деятельности

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Читайте также:  Ребенок 6 недель развитие что должен

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Источник

Научные исследования состояния здоровья и развития детей в раннем возрасте свидетельствуют о том, что здоровье детей, их рост и развитие, зависят не только от генетических факторов, но и, в очень большой степени, определяются влиянием окружающей среды. Уровень знаний родителей о физиологических и психических возрастных особенностях детей, о роли родительской любви, о благотворном влиянии психоэлевации (возвышения), о доминантных потребностях детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве, — о роли лекарственных растений в оздоровлении жилища, — играет очень большую роль для ребенка в раннем детстве.

Широко известный социолог и философ Питирим Сорокин, создавший при Гарвардском университете центр созидательного альтруизма, утверждает, что созидательная любовь способна преобразовать человека и человеческое общество, избавить его от войн, вражды, недоброжелательности и многих других пороков деструктивного характера. Особенно плодотворна любовь родителей при развитии ребенка в раннем детстве. У детей, лишенных родительской любви, замедляется рост, способность ходить, замедляется развитие речи и других физиологических и психологических функций.

Для обеспечения оптимальных условий полноценного психофизического развития детей необходимо, кроме любви родителей, их знание доминантных потребностей детей в игре, движении, подражании, знании и творчестве. Большой воспитательный потенциал имеет доминантная потребность ребенка в подражании. Известно, что трех-пятилетний ребенок может, благодаря этой потребности, усвоить многие профессиональные навыки, и, разумеется, поведение. Рассказывают, что маленькие внуки, за которыми приглядывают их дедушки — мастера деревянной игрушки из Павлова Посада, подражая своим наставникам, делали из дерева игрушки не менее качественно, чем взрослые.

В разновозрастных группах образовательных учреждений новой модели образования мы наблюдаем, как младшие воспитанники, подражая своим старшим товарищам, повышали качество своих рисунков, поделок, как обогащают они свой словарный запас, совершенствуют целесообразность и красоту танцевальных движений, как успешно идет их психическое и физическое развитие.

Новая креативная (творческая) педагогика, рожденная корифеями науки и искусства, находит свое подтверждение в практике работы Детских и юношеских центров «Экополис, культура, здоровье» и открывает большие перспективы для интеграции образования, искусства и здравоохранения в единую систему воспитания и образования человека — творца 21 века, в которой раннее развитие и профилактика здоровья ребенка, начиная с момента появления его на свет, будут играть определяющую роль.

Совет МДБО «Экополис и культура» работает в тесном контакте с московским комитетом образования, Минобразованием, Минкультурой, Министерством промышленности, Комитетом образования Госдумы, МПГИ, МГУКом, ГРДБ, ЦБС «Кунцево», «Черемушки», МАСКом, Муниципалитетами Москвы и рядом общественных организаций РФ, Международной ассоциацией работников образования за мир во всем мире при ООН и ЮНЕСКО.

Ключевыми проблемами детства в России, на наш взгляд, являются следующие проблемы:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры семьи, ее трансформация в психологическую и педагогическую ячейку общества, базирующуюся на принципах созидательного альтруизма и психоэлевации (возвышение) детей.
  2. Создание в семье и в системе детских учреждений оптимальных условий для творческого развития детей, режима оптимальной двигательной активности, системы эстетического и трудового воспитания.
  3. Создание системы центров самообразования на базе библиотек, обучение родителей методикам организации семейного чтения, предваряющего процесс самообразования, который становится доминантной потребностью в познании на всю последующую жизнь и способствует систематическому обновлению знаний, устаревающих каждые 5-10 лет.

Наш опыт убеждает нас в том, что широкое внедрение новой модели образования ДЮЦ «ЭКЗ» в регионы РФ и создание сети Центров самообразования на базе библиотек могут стать реальной предпосылкой для осуществления всеобщего высшего образования в РФ.

Великий русский философ и мыслитель Н.Ф.Федоров считал, что: «Не так страшна разница между бедными и богатыми, как страшна разница между учеными и неучеными».

Председатель Совета Международного добровольного благотворительного общества Экополис и культура» Ролик М.П., член-корреспондент РАЕН.
Доклад на конференции «Гражданское общество — детям России!»

Источник