Научная статья развитие речи ребенка

Ситнова Ольга Евгеньевна
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Ребёнок — дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:

• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;

• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);

• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

• являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её — нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Мы рассказываем обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши — зелёные, у Никиты — синие, у Маши — коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани — с ремешком, у Кати — сапоги,.»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даёт указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).

Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще мы должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т. д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Поэтому мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,

«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,

Читайте также:  Ребенок в 4 месяца развитие вес рост кормление

«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

• Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения — ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

Источник

     в  мире»

 год

    учреждение

  № 212»

    У  С  НЕДОРАЗВИТИЕМ

 статья

Выполнил:

    Николаевна,

учитель-логопед

  г.

    у дошкольников

с  недоразвитием.

  Николаевн учитель-логопед

   № 212» г. Зима

Аннотация.            у  с   и  с   развития. В             с  недоразвитием.        у  с ОНР.          в    –  в   а    в   практике.

                уровень.

В            –        в школе.                и            и      и сочинения.       в      речи.      и  в  личности.  в    коммун   и речи.

  –         и    (Т.В.  Л.С.  Н.И.  А.А.  С.Л.  Ф.А.  и др.).

В                  значимости. В     с  и         в  В.П.  [2] Л.Н.  Т.Б.  [14] [15] Т.А.  [12] Г.В.Чиркиной [13] А.М.  О.И.  А.П.  В.К.  и других. В         с                развития.

     а        н  средств.        у    с    актуальность.

Актуальность.   и    дан    о    у    с  недоразвитие        с    высказывания.

 изу и     у  с   и  с  нормой.

В  с     задачи:

1.         у  с ОНР.

2.       с н  развитием.

3.    связ     и   нормой.

     у   возраста.

      у  с  и   высказывания.

        с  и     методы:

—  литературы;

—  —     с   заданий.

—  и     исследования;

—  с   и детьми.

          беседа  в    —  и        эксперимент.

  –          в    –  в   а    в   практике.

           №     области.

        и заключительного.

  с       у          в       с  (        с    и  в       с   развития.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка спецкурс

В       с       с  в      данных.         В.П. «      с         с  [4]. В ц              сказки)                   началу.

                 у  с    и у  с   развитием.

   к             заданий. К                   заданиям. К                заданиям. К   —    6      заданиям. К   —    1  5  [4].

     и   данные.

В              в  5      с  (  и    патологии.

          В.П.,    выводы. У      с             с     у  с  нормой.

Д с           и  расс    картин.

          сказки.   с   и                работ.                  ошибок.

       у  с ОНР. А именно.                       и          и    а     и   ошибок.      в  и др.)    в      и  вопросов.

У  с  (    и                    и др.).       у  с                аграмматизмы.           обследуемыми группами,  говорить о том, что дети с ОНР  свои  намного беднее, чем дети без  патологии. Отмечается  пауз с  нужного  пропуски   звеньев  высказывания, что могло быть  с  операций  программирования;  в  оформлении  и др. Для рассказов, составляемых детьми, в  случаев, были  нарушения   повествования, которая была   пропусков  действия;   между  рассказа;   и синтаксической  между  и др.

При  и оценке  детей с  речи, было выявлено, что для  детей  бедность и   средств  речи — короткие фразы,   сложных предложений, что  возможности  в  информативно  сообщения.

Итак, были отмечены  при  предложений —  оформление  и  слов, ошибки в  глагольных форм,   фразы, различные аграмматизмы.  серьезные  в  организации  — нарушение   между фразами,  всего, из-за   форм глаголов в  друг за другом предложениях,   и других  речи. Часто   затруднения, ошибки, связанные со  лексических дифференцировок.

Для  с ОНР  трудной  соблюдение   при построении  во всех обследуемых  работ.  того, нарушалась  высказывания. Дети с ОНР могли  свое  с развязки событий, в  чего были непонятны   высказывания. Адекватность  вызывало  затруднений, то есть  детей  предложенной теме и лишь в   дети придумывали лишнее.  связная речь  с  речи является  по своей  организации. У них  развито  связно и   свои мысли.

Результаты  уровня   связного  у детей   (с ОНР) говорят о  недостаточного   связного высказывания, что  60% от общего  группы.  речь этих детей  неверным или   текста, нарушением его структуры,  лексики, многочисленными  при пересказе,  описания  вида героев и  текста.  детям  стимулирующие, наводящие  логопеда.

 уровень  навыков  высказывания  40% дошкольников. Дети последовательно,  пересказывают  сказки, составляют рассказы, но при этом   количество подсказок,  вопросов, пауз. В своей речи   используют  и глаголы.

У контрольной  (у  с речевой  преобладает   сформированности  высказывания, что составляет 80% от   группы. Это говорит о  уровне   связного высказывания. Следовательно,  связность и  изложения. Дети  строят  и рассказ по картинкам,  в речи  и распространенные предложения, существительные,  название  прилагательные,  свойства; глаголы,  действия   в речи предлоги. Остальные 20%  удовлетворительный уровень.   случаи  логической  в  признаков  или смешение  последовательности),  незавершенность  микротем, отдельные  в  оформлении высказываний.

 образом, в ходе исследования и  данных,  при обследовании детей,  сделать   развития  речи детей с ОНР  ниже, чем у  с нормальным  развитием и не   сформированным по  с уровнем  этих  у дошкольников с  нормой. Имеет ряд особенностей,   в невозможности  и последовательно   излагаемого, оформить  свое высказывание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гвоздев, А.Н.   детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.:  ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007. — 472 с.

2. Глухов, В.П.   речи детей  возраста с   речи. М., 2006 . — 168 с.

3. Граб, Л.М. Творческое рассказывание.  детей 5-7 лет. — Волгоград, 2012. — 136 с.

4. Гербова, В.В.Составление   // Дошкольное образование. — 2006. — № 9. С.- 28-34.

5. Жукова, Н.С.  общего  речи у  / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева //  — Екатеринбург: Литур, 2004. — 320 с.

6.   мнемотехники  рассказыванию   возраста :  пособие /   Т.Б. — Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 64 с.

7. Капитовская, О.А. Развитие  речи у детей с   / О.А. Капитовская, М.Г. Плохотнюк — СПб.: КАРО, 2005. — 59 с.

8.  : учебник для студ. дефект, фак. пед. высш. учеб.  / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. Изд.  ВЛАДОС, 2006. — 703 с.

9. Нищева, Н.В. Система  работы в   для детей с  недоразвитием речи / Н.В.  – СПб.:  ВО — ПРЕСС», 2003. — 560 с.

10. Ромусник, М.Н. Комплексный  в работе с   возраста с  недоразвитием речи //  в  саду. 2006. — №1. С.- 39-43.

11. Серебренникова, С.Ю. Онтогенез и  детской речи / С.Ю. Серебренникова. — Иркутск, 2014. — 86 с.

12. Ткаченко, Т.А.  и  связной речи у  дошкольного  4-6 лет / Т.А.  — М.: Издательство  — 2007. — 46 с.

13. Чиркина, Г. В. Основы   с детьми Г.В. Чиркина, Т.Б.  — М.: АРКТИ, 2005. — 240 с.

14. Филичева, Т.Б. Коррекционное  и  детей  возраста с   речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 2006. — 63 с.

15. Филичева, Т.Б., Устранение  недоразвития речи у   возраста / — Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.:  ПРЕСС, 2009. — 314 с.

16. Шевцова, Е.Е. Развитие речи от  года до семи лет / Е.Е. Шевцова, Е.В.  — М.: В. Секачев, 2006. — 96 с.

Источник

Светлана Сотникова
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки»

Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки.

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов. Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтимена, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог гуманист Коменский Я. А. (1592 — 1672, которого называют отцом научной педагогики. Коменский писал, что человеку от природы присущ разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенности развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он обращает на правильное произношение, на четвертом, пятом и шестом годах обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи. Обращать внимание детей на различие между простой речью и поэзией, учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественную литературу.

Читайте также:  Мотивация для развития психических функций ребенка

Близкими трудам Коменского Я. А. по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Песталоцци И. Г. (1746 — 1827). Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:

• Обучение звуку, или средству развития органов речи;

• Обучение слову, или средство ознакомления с отдельными предметами;

• Обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

Идея Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870 — 1952, итальянского педагога, разработанной ею для домов ребенка. Монтессори считала, что одной из основных задач, является развитие речи. Эта задача включает в себя упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Особую роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Ушинскому К. Д. (1824 — 1870). для обучения Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности развивающего обучения. В современной практике широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Ценнейший опыт создания ситуации общения с воспитанниками, на основе которых у детей с учетом их возрастных особенностей воспитываются навыки речевого взаимодействия и культуры речи заключен в деятельности известных педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, Е. Л. Ильина, С. Ю. Курганова, С. Н. Лысенковой, Ю. П. Львовой, В. Ф. Шаталова и др.

В последние десятилетия появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства.

Наблюдения и исследования ученых показали, что чем раньше начать и больше разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей, что в свою очередь способствует правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до трех лет, особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и т. д. Причем, слова должны исходить от окружающих, а не доноситься из телевизора. Во-вторых, некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Ребенок узнает голос матери с очень раннего возраста, поэтому врачи советуют женщинам уже во время беременности разговаривать со своими детьми. Считается также, что беременной женщине полезно слушать музыку — это развивает мозг ребенка. Интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества, происходит только в ранние годы. Такого не будет ни в один последующий период жизни. К семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, к трем годам — составляет три четвертых массы мозга взрослого.

Ребенок овладевает речью за 2-3 года. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Ребенок познает грамматический строй языка от простых предложений переходя к сложным и т. д.

Огромное влияние на содержание и методы работы оказала деятельность Тихеевой Е. И. (1867 — 1944).

Теоретическую основу разработанной Тихеевой Е. И. системы составляют следующие положения:

развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особое внимание требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

• речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи взрослого и всех окружающих людей;

• речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

• руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада;

• обучение на специальных занятиях является самым необходимым и важным средством речевого развития дошкольников.

Тихеева Е. И. поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками, что облегчает ребенку умение составлять описательные рассказы.

Значительное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста оказала Флерина Е. А. (1889 — 1952).

Флерина Е. А. провела исследование восприятия детьми игрушек, на основе чего сформулировала требования к отбору игрушек, к их эстетическому оформлению.

В работах Флериной Е. А. встречаются разные принципы классификации игрушек. В ряде статей и методических указаний она

группирует игрушки по типам: сюжетные или образные, моторноспортивные и тренировочные, технические, строительно-конструктивные, дидактические, творческо-трудовые (полуфабрикаты для игрушексамоделок).

Современный подход наблюдался и в разработке проблемы словарной работы, которую тесно связывают с сенсорным воспитанием. Указывалось, что ребенка необходимо учить выделять в предмете наиболее значимые, существенные в данных обстоятельствах признаки, свойства, причем не только воспитывать умение различать и называть отдельные изолированные качества, а формировать способы обследования предметов, обобщенные знания и умения, которые в конечном итоге помогут ему лучше ориентироваться в окружающей жизни (В. И. Логинова, В. Н. Аванесова, Г. М. Лямина, Ю. С. Ляховская).

В итоге следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, — она продолжает обогащаться и совершенствоваться.

Источник