Научная статья о развитии ребенка дошкольного возраста

Научная статья о развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Гузель Мошнина
Конспект-анализ статьи «Развитие инициативности в дошкольном возрасте» из журнала «Педагогика»

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты изучения вопроса регуляции (саморегуляции) произвольной активности через субъективный подход к исследованию психики. Представлены результаты изучения инициативности детей дошкольного возраста по методике «Семантический дифференциал». Рассматриваются категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности.

Ключевые слова. Инициативность, осмысленная инициатива, активная позиция, волевая регуляция, дошкольный возраст.

Прочитав данную статью, я решила сделать ее анализ.

Автор большое внимание уделяет проблемам в развитии личностной сферы детей дошкольного возраста. Эта проблема ставит ребенка в условия неравных возможностей. Мы, педагоги, общаясь ежедневно с детьми, видим, что одни дети расторможены, обладают неустойчивыми формами поведения, часто отвлекаются, испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми. Другие, наоборот, неактивны, инертны, бездеятельны.

Автор отмечает, что современные требования подготовки детей к школе включают освоение дошкольниками навыков самостоятельности и самоконтроля и, ссылаясь на мнение Г. Г. Кравцова, раскрывает понятие «осмысленная инициатива«, которая включает в себя совокупность двух компонентов: осмысления (осознания) и активности субъекта. Это было подтверждено в работе Л. А. Кожариной, которая занималась изучением становления волевого и произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Возрастные этапы развития волевого поведения у дошкольников, которые выделила Л. А. Кожарина, являются приемлимыми в повседневной работе с детьми

Также автор отмечает, что в своих работах по изучению воли Г. Г. Кравцов, Л. А. Кожарина и др. опирались на культурно-историческую концепцию о развитии высших психических функций Л. С. Выготского, который полагал, что личностью является человек, который может управлять своим поведением. Таким образом, проблема регуляции (саморегуляции) произвольной активности тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики. Регуляция произвольной активности представляет собой совокупность таких аспектов, как инициация, построение, поддержание, управление не только поведением, но и внутренними психическими процессами (восприятия, мышления, памяти.).

По мнению многих ученых, регуляция произвольной активности невозможна без осознания личностью собственных потребностей, интересов, мотивов, целей, а осознание (осмысление) — это функция мышления, а инициативность рассматривается как активная позиция (в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребенок. Предполагается, что наличие инициативности оказывает положительное влияние на обучение, общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

В своей статье автор раскрывает изучение инициативности по методике «Семантический дифференциал», разработанной Ч. Осгудом в 50-е гг. прошлого столетия. Данная методика относится к психосемантическим методам шкалирования исследования личности.

В результате исследований были выявлены общие особенности общения, взаимодействия дошкольников с разной степенью инициативности.

Дети с низкой степенью инициативности.

Младшие дошкольники пассивны, молчаливы, бездеятельны. Обладают маловыраженной эмоциональностью. Познавательный интерес снижен. Отсутствует самостоятельность мышления. При выполнении заданий нуждаются в помощи взрослого.

Старшие дошкольники обладают избирательностью мышления (если задание привлекательно или знакомо, то действуют активно и уверенно. Настороженно относятся к новым видам деятельности, к трудному и неизвестному). К другим видам деятельности познавательный интерес снижен.

Дети со средней инициативностью.

Младшие дошкольники проявляют интерес на занятиях, готовность правильно выполнить задание. Родители замечают появление активности во взаимодействии с близкими взрослыми, братьями и сестрами. Дети умеют организовать самостоятельную деятельность на непродолжительное время.

Старшие дошкольники на занятиях выражают готовность выполнить задания. Прилагают усилия, пытаясь действовать согласно заданным условиям. Однако усилия имеют кратковременный характер и не всегда приводят к положительному результату.

Дети с высокой инициативностью.

Младшие дошкольники выражают активное желание сотрудничать со взрослыми, пытаются осмыслить правильный способ выполнения предложенного задания. Полученные знания реализуют в самостоятельной деятельности. Проявляют активность познания в различных видах деятельности.

У старших дошкольников педагоги отмечают усидчивость, концентрацию, настойчивость, самостоятельность, энергичность, проявленные на занятиях при самостоятельной работе. Данные качества помогают достичь высоких результатов в предложенной деятельности.

Описанные категориальные характеристики детей с разной степенью инициативности позволяют говорить о наличии связи между процессом осмысления и инициативностью ребенка. Инициативность и осмысление — два единых компонента сознания, обусловливающих психологическое развитие детей. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Степень выраженности инициативности у детей 3 — 6 лет не является постоянным признаком.

2. Инициативность у ребенка в дошкольном возрасте имеет три степени выраженности: низкая, средняя, высокая.

3. Степень выраженности инициативности меняется в зависимости от активно развивающегося процесса осмысления, возрастных показателей и социальной ситуации развития.

В конце статьи автор указывает, что есть необходимость разработки содержания программы по развитию инициативности детей дошкольного возраста. Следует обратить особое внимание на развитие инициативности детей шести лет, в предшкольный период. Я согласна с автором, что инициативность детей является важным личностным показателем их успешного обучения и развития.

Словарь: Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов. (Источник: Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь». – 480 с. 2003)

Источник

Проблемы времени

О. Гукаленко. Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития 

Аннотация. В работе представлены отдельные направления совершенствования образования с учетом современных проблем. Обоснованы сущностные функциональные характеристики поликультурного образования. Раскрыты отдельные подходы к формированию целостного поликультурного образовательного пространства России.

Доступность дошкольного образования

Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования. Показатели информационной доступности дошкольного образованияФГОС ДО: комментарии и рекомендации

Читайте также:  Особенности развитие воображение у ребенка в 4 года

И. Слепцова. Адаптированные образовательные программы дошкольного образования как средство индивидуализации развития и инструмент реализации ФГОС ДО  

Аннотация. В статье рассматриваются сущностные и отличительные особенности адаптированных образовательных программ дошкольного образования с учетом инновационных установок ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Рассматриваются способы создания специальных психолого‐педагогических условий удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально‐коммуникативное развитие

Т. Оганян‐Захараш, О. Болдинова. Условия организации процесса социализации дошкольников в группах комбинированной направленности

Н. Быкова. Конкурс чтецов «Маленький ребенок с большими правами». Для детей 6–8 лет

Год российского кино

Н. Герасимова. Кино о детях и для детей

Речевое развитие

А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста  

Аннотация. В статье представлен анализ феномена «речевое творчество дошкольника» на основе системного подхода. Обосновано авторское определение этого конструкта, и выделены его структурные компоненты (когнитивный, рефлексивный и продуктивный), обусловленные наличием творческой мотивации ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. Наиболее изученные виды речевого творчества дошкольника дополнены новыми видами интегративного характера, что позволило определить стратегию психолого‐педагогических исследований проблемы.

З. Гриценко. Поэзия детства нынешнего

Л. Зиман. Сказочные образы и романтическая мечта в стихотворениях Романа Сефа

Физическое развитие

З. Макарова. Состояние здоровья и основные направления оздоровления часто болеющих детей  

Аннотация. Представлены данные об особенностях состояния здоровья и классификация группы часто болеющих детей. Выделены факторы риска, предрасполагающие к повторным вирусно‐бактериальным инфекциям. Описаны клинические типы часто болеющих детей, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к проведению их медико‐психолого‐педагогической реабилитации. Определены основные направления оздоровления детей в разные возрастные периоды.

Н. Стрельникова. Откуда игры к нам пришли. Для детей 6–8 лет  

Перспективное планирование по физическому развитию (таблицы)

Коррекционная работа

М. Ромусик, С. Шаховская. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений у детей с общим недоразвитием речи 

Аннотация. В статье представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Такая система может быть более эффективной за счет внедрения методов и приемов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Работа по развитию предикативной лексики на основе формирования пространственно‐временных отношений требует углубленного изучения лексико‐грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения синтаксических конструкций.

Е. Лежнива. Мы – дружные ребята! Тренинг длядетей 6–8 лет

Методическая картотека

Подвижные игры народов России. Л. Куканова. Охота на куропаток. Саамская подвижная игра

В. Ильгова, Е. Сокорева. Подвижные народные игры. Старший дошкольный возраст

Предметно‐пространственная среда

Е. Смирнова. Исследование игровой среды участков детских садов в Москве 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования участков детских садов. Был проведен анализ количественного состава и качественных особенностей объектов научастках ДОО: степень востребованности во время прогулки и характер активности детей на разных объектах. В результате выявлены проблемы в организации пространственной среды на территории детских садов, среди которых – дефицит зелени и растений, недостаток свободной площади для двигательной активности, несоответствие оборудования возрастным особенностям детей (в том числе их росту). Наиболее острые проблемы – научастках садов‐новостроек. Самые популярные – объекты, предполагающие вариативное использование (поле, песочница, веранда).

Л. Бабушкина, О. Никифорова. С чего начинается праздник в детском саду?

Е. Гусева. Пазл «Конструктор». Авторская дидактическая игра  

Карточки – 1

Карточки – 2

Карточки – 3

Научный поиск

С. Кожокарь. Техническая игрушка – средство развития познавательного интереса к творческой деятельности  

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты ознакомления дошкольников с технической игрушкой как результатом творческой деятельности человека. Представлена методика ознакомления с технической игрушкой.

И. Мартынова. Изучение опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью

Аннотация. В статье представлена часть констатирующего эксперимента, посвященного изучению опыта взаимодействия в ближайшем социальном окружении у детей предшкольного возраста с умственной отсталостью. Показано, что при относительно сходном клиническом диагнозе и оценке психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью отмечается вариативность их жизненной компетентности во взаимодействии с ближайшим социальным окружением, что диктует необходимость разработки дифференцированного содержания коррекционно‐педагогической работы.

Готовимся к празднику

День матери

Л. Понаморева. Моя любимая мамочка. Занятие длядетей 6–8 лет

Мастер‐класс «Принтер, ножницы, бумага»

Г. Егоров. Предметные картинки по теме «Искусство» 

Искусство – 1

Искусство – 2

Искусство – 3

Искусство – бонус

Искусство – интерактивные игры и задания

Источник

Воспитание и формирование социальной адаптации у детей дошкольного возраста.

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Читайте также:  30 неделя беременности развитие плода вес и шевеление ребенка в животе

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

Современный дошкольник. Каков он? Этот вопрос являются важнейшими для ученых и практиков, а ответ на него решающим для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве лет назад, устарели, а граница начала дошкольного возраста резко снизилась. Современный ребенок это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка. Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Так в чем принципиальные различия между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет? Ученые и практики подчеркивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные. Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, неодобрение, унижение, упреки оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, они активнее отвечают насилием на насилие. Вследствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, дети стали чувствовать себя более свободными, раскрепощенными. Исследователи отмечают, что у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. У детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Очень отчетливо прослеживается негативная тенденция в состоянии здоровья современных детей, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. Это касается отклонений в физическом и нервнопсихическом развитии дошкольников. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Результаты исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева, О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр. Выяснение сюжетов детских игр свидетельствовало о том, что они весьма однообразные и ограничены в основном семейной тематикой. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (около 15% случаев). Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.), которые были популярны лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. Между тем, именно такие игры и такие «профессиональные» роли в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Таким образом, дети все более отдаляются от взрослых: они не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. У современных детей в период расцвета ролевой игры в средней и старшей группе преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Серьезной проблемой является и то, что сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому, помогала социальной адаптации. Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками. Коммуникативный дефицит приводит к разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминированию собственных интересов, неумению понимать собеседника или игрового партнера. Наблюдается отторжение партнера, игнорирование его программы, повышенная конфликтность детей. Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор всѐ более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причѐм они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают еѐ. Экран становится главным «воспитателем» ребѐнка. Теле воздействия формируют душу и ум ребѐнка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Всѐ, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. Они разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступают место прагматизму, рационализму, не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие, вводя раннее обучение по школьному типу. Модная сейчас концепция раннего развития приводит к тому, что дети устают от учебы задолго до школы. Постоянный стресс, которому подвергаются современные дошкольники, приводят в дальнейшем к более серьезным последствиям: заболеваниям телесным и духовным, к апатии, равнодушию и агрессивности. В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. К положительным изменениям в личности и деятельности современного ребенка можно отнести те, что характеризуют его как развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. К отрицательным — импульсивный, конфликтный, агрессивный, гиперактивный, социально незрелый, воспитываемый телевизором. В числе многих факторов, определяющих развитие детей в современном обществе, американские ученые выявили пять процессов: маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация. Возможно, мы не в состоянии остановить глобальные социальные, культурные и экономические процессы жизни общества, но мы можем сделать очень многое в наших семьях и дошкольных учреждениях для того, чтобы изменить отношение к детству как субъекту взаимоотношений, чтобы нас не вытесняли раньше времени из жизни наших детей. И здесь на первый план перед педагогами и родителями выходит проблема формирования культуры использования Интернета и телевидения. Особый смысл приобретает проблема отношений детей, отношений их к себе, к миру и к другому человеку, понимания, чувствования ими другого человека. Отношения являются не только основой наших трудностей как родителей и воспитателей, они также могут стать ключом к их преодолению. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения и совместной деятельности со своими детьми, оказания им должной духовной поддержки. Малышам не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. По сути, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. Здесь существует ещѐ одна особенность воспитания современных детей — это повышенная занятость родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда — не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. С учетом сказанного, задача воспитания современных детей должна состоять также в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.

Читайте также:  Цитата о развитии одаренного ребенка

Список литературы:

1. Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб. // Современное дошкольное образование С Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч С Грэй, Дж. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе/ перев. с англ./ Джон Грэй. М.: ООО Издательский дом «София», с. 4. Смирнова, Е.О., Гударева, О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников: Электронная библиотека МГППУ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: 5. Солнцева, О.В.Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей/ О.В.Солнцева. СПб.: Речь; М.: Сфера, с. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Электронный ресурс]. Режим доступа.

Источник