Настольные игры в развитии ребенка
Значение настольных игр для развития детей
Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.
Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:
— у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;
— у малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;
— происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;
— развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;
— развивается смекалка и память;
— малыш учится переключаться между различными видами деятельности;
— ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.
Значение настольных игр для развития ребенка
Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.
Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?
Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.
Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.
Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.
Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».
Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.
Впрочем, многое зависит от ребенка.
Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?
Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.
Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.
Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!
Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.
А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.
Источник
Корни настольных игр уходят во времена древних цивилизаций. Первая появилась примерно 5,5 тысяч лет назад, это была простейшая игра в кости. Со временем игры развивались и в настоящее время их существует множество и для любого возраста.
Польза настольных игр для детей:
- с помощью таких игр развиваются личностные качества, развиваются зрительная память, внимание, логика, смекалка, мышление, расширение словарного запаса;
- в настольные игры играют, как правило, минимум 2 человека, а значит дети в процессе игры учатся общению;
- настольные игры веселят и расслабляют;
- можно играть всей семьёй, что конечно-же сближает.
Настольные игры народов мира помогут провести время с пользой и удовольствием для Вас и ваших детей, а ещё и познакомиться с культурным наследием разных уголков нашей планеты.
Китайские шашки (Германия)
Несмотря на своё название, родом эта игра из Германии (1892 год). Поле для игры представляет собой шестиконечную звезду, игрок получает 15 шашек (если 2 игрока) или 10 (если игроков 3 и более).
Цель игры — переставить свои фишки на противоположный луч поля. Бить, как в обычных шашка нельзя.
Го (Китай)
Очень старинная настольная игра (около 3000 лет назад), популярна во всем мире, хорошо развивает логическое мышление. Поле — доска с клетками. Играют с помощью камешек двух цветов (белые, черные).
Цель игры: отгородить большую территорию на игровом поле, чем у противника.
Кульбуто (Франция)
Название от слова «неваляшка». Игровое поле, это столешница, с лунками. С помощью передвижения столешницы необходимо закатить шарики в лунку.
Маджонг (Китай)
Одна из древнейших игр. Игра развивает внимание, усидчивость, память, но довольно сложная для детей.
В комплект игры входят кости (обычные кубики) и 144 фишки. Они делятся на 7 родов: бамбук, кружки, китайские таблички по 9 штук, 16 табличек ветров (по 4 на каждую сторону света), маджонг Драконы 12 разноцветных табличек и 8 изображение цветов (по 4 штуки). Помимо фишек.
Маджонг это вид пасьянса, играть могут только 2 или 4 игрока.
Микадо (Япония)
Подойдёт детям от 6 лет. Одновременно могут играть до 8 игроков. Игра состоит из набора разноцветных бамбуковых палочек. Суть игры: из кучи палочек вытащить одну, не задев другую. Каждый цвет палочек даёт какие — либо преимущества, например дополнительный ход. Игра заканчивается, когда палочек на столе больше не осталось. Побеждает игрок у кого больше очков.
Игра Микадо развивает мелкую моторику, аккуратность, сообразительность, ловкость,
Шахматы (Восток, Азия, Европа)
Всемирно известная игра. Существует более 20 различных вариантов игры. Шахматами можно заниматься с 3х лет, играют 2 человека. Игра развивает в ребёнке внимательность, логику, абстрактное мышление, усидчивость, концентрация, память, упорство, интуицию, учится дисциплине.
Морской бой (США)
Популярная игра во всем мире. Играют двое. Игроки располагают корабли на своём «фронте» (квадрате 10х10 с цифрами по одной стороне и буквами на другой). Соперник называет координаты, пытаясь попасть в ваш корабль. Победил тот, кто попал во все корабли противника.
Домино (Индия или Китай)
Еще одна игра популярная во всём мире. Игра представляет собой специальные пластинки с изображением на них точек разного цвета (или картинок). Цель игры построить из них цепочку (соединяя одинаковое число точек или одинаковые картинки), избавиться от своих пластинок.
Пачиси (Индия)
Появилась примерно 4000 тыс. лет назад. В переводе с хинди означает 25.
Набор игры состоит из специальной доски в виде креста и 4х кругов по углам (означает дом для фишек), а также 16 фишек (по 4 фишки разного цвета) и 2 игральные кости. Играть можно от 2 до 4 человек.
Цель игры пройти сначала по внешней дорожке креста, а затем по внутренней и привести фишки в центральное поле, а также опередить соперника по количеству очков.
Нарды (страны Востока)
Более 3000 лет назад появилась, эта полюбившаяся многим игра. Существует много вариантов игры, России полюбились две это короткие и длинные. Игра проходит на специальной доске, разделённой на две половины. У каждого игрока по 15 шашек, бросая кости нужно передвигать их по доске. Побеждает тот, кто быстрее придёт в свой дом и «выбросит» все шашки.
Манкала (Африка)
В переводе на русский означает «перемещение». Игра очень древняя появилась примерно 5000 лет назад. Игра представляет собой доску с лунками (в древности играли даже на песке, выкапывая небольшие лунки) и небольшие камешки 60 шт. . Цель захватить как можно больше камешков «посева» противника. Вариантов игры множество.Подходит для двоих игроков. Хорошо развивает математические способности.
Джэнгa (Англия 1974 год )
Из деревянных брусков нужно построить башню, затем каждый игрок вытаскивает по одному брусочку. Его необходимо положить на верх башки. Проиграл тот у кого обрушилась башня.
Игра развивает мелкую моторику, пространственное мышление.
Скрэббл (США)
Игра в слова, развивает словарный запас, память, кругозор. Представляет собой игровое поле в виде клеток (15х15), 104 фишку с буквами с обозначением очков и мешочек для них. Каждый игрок берет из мешочка по 7 букв, и из них выкладывает слово на поле. Чем длиннее слово, тем больше очков получает игрок.
Похожие игры: Эрудит, Словодел
Уно (США 1971)
Очень простые правила игры, можно играть в любом месте и большой компанией. Представляет собой колоду карт (112шт), каждому игроку раздаётся по 7 шт. На стол кладётся одно карта, с неё и начинается игра. Задача игрока «избавиться» от своих карт.
Развивает внимательность, умение ориентироваться в ситуации, наблюдение.
Монополия (США)
Это экономическая игра, подходит для игры всей семьёй. Нужно ходить по полю с помощью игральных костей и выполнять различные задания.
Шашки
Суть игры в передвижении по полю шашек по клеткам по специальной доске. Игра для двоих игроков, побеждает тот, кто взял все шашки соперника. Есть множество вариантов игры в шашки.
Бирюльки (Русская народная игра)
Было две разновидности игры: 1 палочками, соломинками 2 выточенными фигурками. Игра очень простая. Бирюльки высыпаются на стол кучкой, игроки по очереди достают их специальным крючком. Шевелить рядом лежащие бирюльки нельзя. Побеждает тот, кто наберет больше фигурок, тот и победил.
Гусек
Старейшая игра — ходилка. Развивает усидчивость, математические способности, внимание, терпение, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений.
С помощью игральных кубиков определяется количество ходов. Цель игры первым попасть в ячейку 63.
Лото (Италия)
Игра на картах с изображением в 3 рядах 15 любых чисел. Суть игры закрыть специальными фишками с номерами соответствующие числа на картах. Фишки или бочонки достают по очереди из специального мешочка.
Крестики нолики (точное происхождение неизвестно)
До 1918 года называлась «херики-оники», соответственно буквам алфавита в то время. Игра на логику. Представляет собой поле в клетку 3х3 (есть варианты большего размера). В крестики ноли играют 2 игрока поочерёдно рисуя или выкладывая крестик либо нолик. Побеждает тот кто первым занял ряд (по горизонтали, вертикали и диагонали)
Игральные карты (Индия или китай)
Отношение к карточным играм неоднозначное, но польза от них все же есть. Такие игры развивают внимание, память, логическое мышление.
Вариантов игр великое множество, вот например некоторые из них в которые можно поиграть с ребёнком: «дурак», пасьянсы, «пьяница», «ведьма», «мокрая курица»,»21″ и др.
Жульбак (Голландия)
Суть игры закатить деревянные фишки в лузы на доске. Выигрывает игрок, который набрал больше всего очков.
Настольные игры принесут радостные впечатления для детей и родителей. А ещё и внесут огромный вклад во всестороннее развитие ребёнка.
Источник
На сегодняшний день существует большое разнообразие детских развивающих настольных игр. Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей малыша.
К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужны настольные игры. Зачем нужно терять время на игру с детьми, когда в доме и так все есть компьютер и телевизор. Выбрать настольную игру для детей на любой вкус и кошелек можно по ссылке https://inshop.lv/ru/blogs/nastolnye-igry/vo-chto-poigrat-doma-nastolnye-igry-dlya-detei
Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (большинство игр уже укомплектованы всеми необходимыми предметами – досками, карточками, фишками, игровыми кубиками и т.п.).
Использование настольных игр для детей
- для проведения совместного семейного досуга и для сплочения членов семьи
- при организации детских праздников, чтобы создать веселую, соревновательную атмосферу
- в дороге, когда требуется чем-то занять заскучавшего ребенка
- во время пребывания в больнице, когда активные движения игрока должны быть ограничены
- в дошкольных и школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала
Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компанией.
Польза настольных игр для детей
- Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, как и развивающие игрушки, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
- Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
- Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
- Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.
Полезные функции настольных игр
- Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса.
- Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.
- Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.
Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, фанты, монополию и настольный футбол. Игры подарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу.
Повзрослев, ваш ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи. Кто знает, возможно такие семейные посиделки за очередной увлекательной игрой станут доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения.
Подготовила Марьяна Чорновил
Источник
Дина Сазонова
Доклад «Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста»
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста.
Содержание настольных игр очень разнообразно.Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.
У детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.
Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все ситуации проигрыш, либо выигрыш остаются в памяти и накладывают определенный отпечаток, формируя поведение ребенка в дальнейшем.
Настольная игра наиболее свойственна детям старшего возраста, т. к. младшей возрастной категории, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.
Современный мир достаточно богат всевозможными играми:
— игры на выделение части и целого;
— игры на развитие логического мышления, на классификацию, на сериацию;
— игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;
— игры, способствующие усвоению знаков и символов;
— классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации;
— огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико – грамматических представлений, связной речи детей.
Игры, направленные на ориентировку в пространстве.
Игра «Бродилки». В этих играх предполагается использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. В этих играх формируется умение ориентироваться в пространстве, формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействия друг с другом. Главное в этих играх – решение поставленной задачи, соблюдение правил.
Игры на выделение части и целого.
Игра в «Пазлы». Эти игры развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи, сценки из мультфильмов и т. д.
Другими, более сюжетными, но очень полезными играми на соотношение части и целого являются игры – головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо». Каждая из этих игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. К этой же серии игр можно отнести игры Воскобовича «Соты», «Волшебный круг», игры Никитина «Кубики для всех», «Сложи узор», палочки Кюизенера.
Игры на классификацию.
Дети в старшем дошкольном возрасте рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют такие игры: «На что похоже?», «Краски», «Что из чего?», «Четвертый лишний».
Игры, способствующие усвоению знаков и символов.
Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов,употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, и т. д.
Разнообразные игры: «Азбуки», числовое и цифровое «Домино», «Арифметика», «3 из 9», «Ассоциации», «Логические цепочки», «Логические квадраты», «Лабиринт».
Настольно – печатные игры лото: «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?»,»Домашние животные»
Предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
Игры на развитие логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.
Таким образом, увлекательные настольно – печатные игры создают у дошкольниковинтерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что – то узнать, ищет, проявляет усилие и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
В заключение можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.
Главное и очень важное, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии и выделить необходимое на данный момент ребенку, соответственно возрасту.
Источник