Влияние состояния здоровья ребенка на его развитие

Влияние состояния здоровья ребенка на его развитие thumbnail

Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»

Белова Ольга Константиновна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью  организма к вредным факторам среды и устойчивостью  к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный  М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых

превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье — это счастье! Когда человек здоров,  все получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи  
-влияние окружающей среды, экология
— наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
    В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает  и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
     Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
— рациональный двигательный режим,
— разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
— соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
— смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Источник

Психологи давно доказали, что все наши проблемы родом из детства. Но однажды ученые взялись исследовать влияние пренатального, или дородового, периода на дальнейшую жизнь человека. И обнаружили факты, которые не только впечатляют, но и дают объяснение тому, что и почему происходит с нами во взрослой жизни.

Мы в AdMe.ru очень заинтересовались этим вопросом. Нам удалось выяснить, что желание изучить память человека до его появления на свет появилось у психологов уже очень давно. И их жажда познания привела к интересным выводам. Однако давайте по порядку. И помните, что в конце статьи вас ждет приятный бонус.

100 лет назад того, кто начал изучать жизнь человека до рождения, предали анафеме. Но времена изменились

Все началось в 1924 году. Отто Ранк (Otto Rank), ученик и коллега Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud), заявил, что если устранить последствия родовой травмы, то пациента можно вылечить от невроза. За столь новаторские мысли коллеги изгнали его из Венского психоаналитического сообщества.

Однако в 1980-х, когда общество так продвинулось, что психологи стали использовать психоделики для исследования памяти плода, в один и тот же период 3 психиатра (Stanislav Grof, Athanassios Kafkalides и Frank Lake) опубликовали свои исследования. Кое-какие пункты из них обсуждаются, исследуются и используются по сей день:

  • Неродившийся ребенок может получить до рождения позитивную информацию, которая будет способствовать расцвету задатков, заложенных в генах. Но может быть и наоборот: негативная информация затормозит их проявление.
  • Можно проработать травмы, о которых мы даже не догадываемся. И это ключ для решения многих психических проблем.

Тяжелое эмоциональное состояние матери во время беременности порождает трудности в дальнейшей жизни ребенка

То, что откладывается у ребенка в голове во время нахождения в утробе матери, называют пренатальной, или фетальной, памятью. Больше всего на будущее плода воздействует эмоциональный аспект: психологическое состояние будущей матери влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Если мать испытывает стресс, уровень кортизола, гормона стресса, повышается в околоплодных водах и оказывает воздействие на развитие ребенка в будущем.

Читайте также:  Утвердить индивидуальный план развития ребенка

Психологи связывают многие наши нынешние состояния с тем, что происходит с матерью и ребенком еще до его рождения:

  • Неврологические расстройства. Депрессия во время беременности не такой уж редкий гость. Замечено, что дети, родившиеся у матерей с депрессией, имели низкую оценку по шкале Апгар и им часто были необходимы реанимационные действия после рождения. Чем более выраженной была депрессия у матери, тем менее спокойным был ребенок. Считается, что такое состояние матери может привести к неврологическим проблемам и психическим расстройствам у детей в будущем.
  • Ожирение и диабет: исследования показали, что младенцы, матери которых голодали, впоследствии были более подвержены этим заболеваниям гораздо сильнее, чем те, у которых дородовой период прошел в благоприятных условиях.
  • Когнитивные расстройства. Тревожность не менее частое явление у женщин в положении. Ученые обнаружили, что у детей, матери которых страдали от тревожных расстройств, память хуже, чем у сверстников, им труднее концентрироваться и запоминать информацию. Кроме того, часто наблюдалось нарушение привязанности между матерью и ребенком, особенно у мальчиков.
  • Сексуальные проблемы. Существует мнение, что если во время беременности мать хотела ребенка другого пола, то в подростковом возрасте он может бессознательно переживать сложности со своей половой самоидентификацией. С началом же половой жизни возможно появление различных проблем (импотенция, фригидность, гомосексуальность).
  • Заниженная самооценка. Нежеланные дети также могут испытывать трудности во взрослой жизни. Они могут быть пессимистичны, обидчивы, с заниженной самооценкой. Такие люди часто жаждут общественного признания, им трудно чувствовать привязанность, нередко их мучают неврозы.
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сильный стресс также оказывает большое влияние на плод, при этом результат зависит от конкретного срока беременности. Например, если стресс был перенесен в 1-м триместре, когда закладывается нервная система плода, то повышается риск шизофрении. Если же стрессовое событие произошло во 2-м или 3-м триместре, то более вероятна склонность к СДВГ.
  • Аутизм. Дэвид Беверсдорф (David Beversdorf) долго изучал генетические причины аутизма. Однако позже он исследовал социально-психологические факторы этого явления и неожиданно обнаружил, что во многих случаях матери испытывали сильнейшие стрессы (смерть близких, потеря работы и т. п.). Больше всего влиянию таких стрессов были подвержены еще не рожденные дети (21–32-я недели беременности и особенно период 25–28-й недель).

Некоторые последствия такого рода, как это ни странно, были весьма кстати для наших предков. Например, в мире, полном опасностей, тревожный ребенок был более бдительным, а малыш с быстро переключающимся вниманием (СДВГ) обладал более быстрой моторикой. Но в современном мире некоторые из этих изменений могут создавать проблемы для ребенка и его семьи.

Разумеется, мы не можем поставить жизнь на паузу, чтобы спокойно и безмятежно прожить 9 месяцев до рождения ребенка. В мире происходит множество событий, которые так или иначе затрагивают нас, в нашей жизни участвуют люди, которые приносят нам печали и радости. Невозможно защититься от всего.

Однако в наших силах внимательнее относиться к своему психологическому и физическому состоянию. Мы можем заботиться о себе и оказывать своевременную помощь. Потому что так мы помогаем сохранять здоровье и радость от жизни не только себе, но и будущему поколению.

Бонус: есть и хорошие новости

Пренатальная память является своего рода залогом привязанности ребенка к родившей его женщине.

  • Плод запоминает не только голос матери, но и язык. Еще не рожденные малыши способны различать разные речевые звуки и впоследствии предпочитают родной язык своих матерей. Из этого следует, что процесс овладения языком начинается еще до рождения. Можно предположить, что если мать говорит на 2 языках, то потом ребенку будет легче освоить и второй язык.
  • Вкусовые пристрастия, формирующиеся у ребенка, зависят от того, чем принято питаться в семье. Амниотическая жидкость, в которой находится ребенок, насыщена вкусами еды, употребляемой матерью. Так как ребенок постоянно глотает эту жидкость, он чувствует вкус пищи. В дальнейшем эти же вкусы малыш ощущает и в материнском молоке, что способствует успешной лактации.
  • Наблюдения показывают, что матери, у которых сильно изменился рацион до рождения ребенка, испытывают трудности в установлении грудного вскармливания. Это может быть одной из причин, почему кормящей матери лучше не садиться на жесткую диету без особых показаний после рождения ребенка, а продолжать питаться как обычно.

Все это не значит, что женщина во время беременности должна вдруг начать слушать классическую музыку, к которой равнодушна, и питаться гуакамоле и аргентинскими стейками, а не привычным картофельным пюре с котлетами. Это значит лишь, что неосознанно мы даем нашим детям то, что может помочь им через много-много лет.

А что вы думаете о пренатальной памяти? Может быть, вам известны факты о том, как события в жизни родителей оказали влияние и на вас?

Иллюстратор Leisan Gabidullina специально для AdMe.ru

  • Как выглядели 10 звездных пар в день их свадьбы и какими они стали спустя много лет

  • 20+ эпичных провалов, после которых вы начнете срочно учить английский

  • 14 киногероев, которых все невзлюбили, но зря (За Дженис особенно обидно)

  • Фанат кино выискивает секреты съемок фильмов. Многие режиссеры предпочитают о них молчать

  • 35+ умиротворяющих фото, которые заменят любую игрушку-антистресс

  • 17 твитов от пользователей, которые обладают особой суперсилой — смешить всех до чертиков

  • 14 случаев, когда реальный возраст актеров может сломать мозг

  • Чтобы попросить руки своей девушки, парень полгода перерисовывал мультфильм «Спящая красавица». И этот ролик достоин «Оскара»

  • 16 запредельно крутых десертов, созданных настоящими профи

  • 16 человек рассказали о странных правилах, которые в детстве в их семьях считали нормой

  • 9 мистических полотен с историями, от которых по спине пробегают мурашки

  • 15+ кинодеталей, которые мы бы ни за что не заметили с первого раза

  • Я переехала в Швейцарию 6 лет назад, но до сих пор удивляюсь особенностям здешней жизни

  • 15 доказательств того, что мир полон бесконечной доброты, просто иногда мы ее не замечаем

  • Хорошие новости: семья Ирвин спасла тысячи животных во время лесных пожаров в Австралии

  • Девушка рассказала о личной жизни немцев. И она отличается от того, что мы себе представляли

Читайте также:  Возраст ребенка для развития его основных двигательных качеств

Источник

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Читайте также:  Как развитие памяти у ребенка 3 лет

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

— употребление алкоголя,

— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

— курение,

— компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник