Нарушения в развитии ребенка воспитательного процесса

Татьяна Гаврилова
Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей
Нарушение семейного воспитания – причина нарушения поведения детей.
Консультация для родителей
В семьях часто встречаются различные нарушения воспитательного процесса. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.
Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям (уровень протекции). Выделяют два уровня протекции:
1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.
2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Второе основание определения нарушений – степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:
1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.
2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.
Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, — количество требований к подростку в семье.
Требования – это и обязанности подростка — те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи, и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:
1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе.
В другом случае — от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.
2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.
3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоя-тельность.
4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.
Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправ-ленного воспитания.
Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:
1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
2. Доминирующая гиперпротекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».
4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.
5. Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
— расширении сферы родительских чувств;
— предпочтении в подростке детских качеств;
— воспитательной неуверенности родителя;
— фобии утраты ребенка;
— неразвитости родительских чувств;
— сдвиге установки родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;
— проекции на ребенка собственных нежелательных качеств;
— вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания.
Подобные отношения родителей вызывают повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.
Источник
Независимо от того, кто был инициатором
патопсихологического обследования
ребенка (врач, педагог, представители
правоохранительных органов, родственники
и т. д.), его результаты должны быть
доведены до сведения родителей (или
лиц, их заменяющих). Когда родители
узнают о том, что их сын или дочь имеют
отклонения в психическом развитии, они
ведут себя по-разному. Одни подавлены
и растеряны, считая, что их ребенок
обречен на несчастье; другие возмущаются
и протестуют, хотят скрыть эту информацию,
изо всех сил стараясь устроить ребенка
в обычную школу, третьи начинают
воспринимать ребенка как больного,
ограждая его от любых усилий (даже от
работы по самообслуживанию) и потакая
всем его капризам.
В то же время позиция родителей, их
правильное отношение к ребенку и
особенностям его психики играют решающую
роль в том, будет нарушение компенсировано
либо, напротив, осложнено. Поэтому
задачей психолога является предоставление
родителям полной информации о ребенке:
о его возможностях и ограничениях,
сильных и слабых сторонах, перспективах
дальнейшего развития и т. д. Желательно
объяснить родителям причины нарушений
психической деятельности, их структуру
(например, какие трудности в обучении
связаны с органической недостаточностью
нервной системы, т. е. являются первичным
дефектом, а какие носят вторичный
характер и вызваны педагогической
запущенностью) и пути коррекции.
Сообщать родителям о наличии нарушений
в развитии психики их ребенка следует
в щадящей форме. Начать беседу лучше с
того, что есть положительного в характере
ребенка, в каких видах деятельности он
проявил наибольшие успехи. Обязательно
надо вместе с родителями наметить
дальнейшую программу действий, объяснить,
что и почему надо делать, как заниматься
с ребенком, как строить с ним отношения,
на что обратить внимание. При этом всегда
учитываются условия жизни конкретной
семьи, ее состав (особенно наличие еще
детей и их состояние здоровья), культурный
уровень, материальные и бытовые условия,
чтобы советы психолога не казались
родителям невыполнимыми, не вызывали
чувства беспомощности и безнадежности.
Иначе следует подходить к отбору
информации при сообщении результатов
патопсихологического обследования
ребенка его педагогам. Психолог,
работающий в системе народного
образования, значительно чаще обследует
ребенка по просьбе учителей, чем
родителей. Однако отсюда не следует,
что учитель должен получить больше
сведений о ребенке, чем родители.
Напротив, именно с родителями надо
обсудить, что и как сообщить классному
руководителю. Скрывать результаты
обследования нельзя, поскольку (если
ребенок остается учиться в той же школе)
именно на основе выводов психолога и
его рекомендаций учитель сможет правильно
организовать учебно-воспитательный
процесс в классе, где обучается ребенок.
Если педагог не знает, в чем состоит
истинная причина отклоняющегося
поведения ученика, он часто истолковывает
его действия неадекватно. Это приводит
к усугублению социальной дезадаптации
ребенка.
Тем не менее далеко не всегда можно дать
учителю информацию о ребенке в полном
объеме. Особенно это касается терминов,
названия диагноза. Учитывая уровень
психологической культуры нашего
населения (в том числе педагогов), мы не
рекомендуем говорить с учителем,
употребляя специальные термины, поскольку
иногда они очень скоро (например,
шизоидная акцентуация характера,
развитие личности по эпилептоидному
типу) превращаются в обидные клички
учеников. Поэтому, давая рекомендации
учителю в отношении учеников с нарушениями
в психическом развитии, лучше употреблять
выражения типа: повышенная утомляемость
(вместо – церебрастения), вспыльчивый
характер (вместо – возбудимый психопат),
весьма скромные способности (вместо –
психическое недоразвитие), слишком
детское восприятие мира (вместо –
дисгармонический психический инфантилизм)
и т. д. Давая рекомендации педагогу,
следует учитывать и то, как он относится
к ученику, его родителям и, при
необходимости, начинать коррекционную
работу с нормализации этих отношений.
Поскольку патопсихологическое
обследование ребенка всегда включает
обучающий эксперимент, его результаты
уже сами по себе могут иметь корригирующее
воздействие. Напомним и о психотерапевтическом
эффекте, который можно получить при
оценке результатов. Для этого, независимо
от того, какие ребенок показал результаты,
надо похвалить его, подбодрить, подчеркнуть
его успехи и сильные стороны, настроить
на оптимистическую перспективу.
В зависимости от результатов
патопсихологического обследования
ребенка психолог предлагает различные
способы и методы коррекции его развития
путем соответствующей организации
учебно-воспитательного процесса.
Источник
Независимо от того, кто был инициатором
патопсихологического обследования
ребенка (врач, педагог, представители
правоохранительных органов, родственники
и т. д.), его результаты должны быть
доведены до сведения родителей (или
лиц, их заменяющих). Когда родители
узнают о том, что их сын или дочь имеют
отклонения в психическом развитии, они
ведут себя по-разному. Одни подавлены
и растеряны, считая, что их ребенок
обречен на несчастье; другие возмущаются
и протестуют, хотят скрыть эту информацию,
изо всех сил стараясь устроить ребенка
в обычную школу, третьи начинают
воспринимать ребенка как больного,
ограждая его от любых усилий (даже от
работы по самообслуживанию) и потакая
всем его капризам.
В то же время позиция родителей, их
правильное отношение к ребенку и
особенностям его психики играют решающую
роль в том, будет нарушение компенсировано
либо, напротив, осложнено. Поэтому
задачей психолога является предоставление
родителям полной информации о ребенке:
о его возможностях и ограничениях,
сильных и слабых сторонах, перспективах
дальнейшего развития и т. д. Желательно
объяснить родителям причины нарушений
психической деятельности, их структуру
(например, какие трудности в обучении
связаны с органической недостаточностью
нервной системы, т. е. являются первичным
дефектом, а какие носят вторичный
характер и вызваны педагогической
запущенностью) и пути коррекции.
Сообщать родителям о наличии нарушений
в развитии психики их ребенка следует
в щадящей форме. Начать беседу лучше с
того, что есть положительного в характере
ребенка, в каких видах деятельности он
проявил наибольшие успехи. Обязательно
надо вместе с родителями наметить
дальнейшую программу действий, объяснить,
что и почему надо делать, как заниматься
с ребенком, как строить с ним отношения,
на что обратить внимание. При этом всегда
учитываются условия жизни конкретной
семьи, ее состав (особенно наличие еще
детей и их состояние здоровья), культурный
уровень, материальные и бытовые условия,
чтобы советы психолога не казались
родителям невыполнимыми, не вызывали
чувства беспомощности и безнадежности.
Иначе следует подходить к отбору
информации при сообщении результатов
патопсихологического обследования
ребенка его педагогам. Психолог,
работающий в системе народного
образования, значительно чаще обследует
ребенка по просьбе учителей, чем
родителей. Однако отсюда не следует,
что учитель должен получить больше
сведений о ребенке, чем родители.
Напротив, именно с родителями надо
обсудить, что и как сообщить классному
руководителю. Скрывать результаты
обследования нельзя, поскольку (если
ребенок остается учиться в той же школе)
именно на основе выводов психолога и
его рекомендаций учитель сможет правильно
организовать учебно-воспитательный
процесс в классе, где обучается ребенок.
Если педагог не знает, в чем состоит
истинная причина отклоняющегося
поведения ученика, он часто истолковывает
его действия неадекватно. Это приводит
к усугублению социальной дезадаптации
ребенка.
Тем не менее далеко не всегда можно дать
учителю информацию о ребенке в полном
объеме. Особенно это касается терминов,
названия диагноза. Учитывая уровень
психологической культуры нашего
населения (в том числе педагогов), мы не
рекомендуем говорить с учителем,
употребляя специальные термины, поскольку
иногда они очень скоро (например,
шизоидная акцентуация характера,
развитие личности по эпилептоидному
типу) превращаются в обидные клички
учеников. Поэтому, давая рекомендации
учителю в отношении учеников с нарушениями
в психическом развитии, лучше употреблять
выражения типа: повышенная утомляемость
(вместо – церебрастения), вспыльчивый
характер (вместо – возбудимый психопат),
весьма скромные способности (вместо –
психическое недоразвитие), слишком
детское восприятие мира (вместо –
дисгармонический психический инфантилизм)
и т. д. Давая рекомендации педагогу,
следует учитывать и то, как он относится
к ученику, его родителям и, при
необходимости, начинать коррекционную
работу с нормализации этих отношений.
Поскольку патопсихологическое
обследование ребенка всегда включает
обучающий эксперимент, его результаты
уже сами по себе могут иметь корригирующее
воздействие. Напомним и о психотерапевтическом
эффекте, который можно получить при
оценке результатов. Для этого, независимо
от того, какие ребенок показал результаты,
надо похвалить его, подбодрить, подчеркнуть
его успехи и сильные стороны, настроить
на оптимистическую перспективу.
В зависимости от результатов
патопсихологического обследования
ребенка психолог предлагает различные
способы и методы коррекции его развития
путем соответствующей организации
учебно-воспитательного процесса.
Источник
Независимо от того, кто был инициатором
патопсихологического обследования
ребенка (врач, педагог, представители
правоохранительных органов, родственники
и т. д.), его результаты должны быть
доведены до сведения родителей (или
лиц, их заменяющих). Когда родители
узнают о том, что их сын или дочь имеют
отклонения в психическом развитии, они
ведут себя по-разному. Одни подавлены
и растеряны, считая, что их ребенок
обречен на несчастье; другие возмущаются
и протестуют, хотят скрыть эту информацию,
изо всех сил стараясь устроить ребенка
в обычную школу, третьи начинают
воспринимать ребенка как больного,
ограждая его от любых усилий (даже от
работы по самообслуживанию) и потакая
всем его капризам.
В то же время позиция родителей, их
правильное отношение к ребенку и
особенностям его психики играют решающую
роль в том, будет нарушение компенсировано
либо, напротив, осложнено. Поэтому
задачей психолога является предоставление
родителям полной информации о ребенке:
о его возможностях и ограничениях,
сильных и слабых сторонах, перспективах
дальнейшего развития и т. д. Желательно
объяснить родителям причины нарушений
психической деятельности, их структуру
(например, какие трудности в обучении
связаны с органической недостаточностью
нервной системы, т. е. являются первичным
дефектом, а какие носят вторичный
характер и вызваны педагогической
запущенностью) и пути коррекции.
Сообщать родителям о наличии нарушений
в развитии психики их ребенка следует
в щадящей форме. Начать беседу лучше с
того, что есть положительного в характере
ребенка, в каких видах деятельности он
проявил наибольшие успехи. Обязательно
надо вместе с родителями наметить
дальнейшую программу действий, объяснить,
что и почему надо делать, как заниматься
с ребенком, как строить с ним отношения,
на что обратить внимание. При этом всегда
учитываются условия жизни конкретной
семьи, ее состав (особенно наличие еще
детей и их состояние здоровья), культурный
уровень, материальные и бытовые условия,
чтобы советы психолога не казались
родителям невыполнимыми, не вызывали
чувства беспомощности и безнадежности.
Иначе следует подходить к отбору
информации при сообщении результатов
патопсихологического обследования
ребенка его педагогам. Психолог,
работающий в системе народного
образования, значительно чаще обследует
ребенка по просьбе учителей, чем
родителей. Однако отсюда не следует,
что учитель должен получить больше
сведений о ребенке, чем родители.
Напротив, именно с родителями надо
обсудить, что и как сообщить классному
руководителю. Скрывать результаты
обследования нельзя, поскольку (если
ребенок остается учиться в той же школе)
именно на основе выводов психолога и
его рекомендаций учитель сможет правильно
организовать учебно-воспитательный
процесс в классе, где обучается ребенок.
Если педагог не знает, в чем состоит
истинная причина отклоняющегося
поведения ученика, он часто истолковывает
его действия неадекватно. Это приводит
к усугублению социальной дезадаптации
ребенка.
Тем не менее далеко не всегда можно дать
учителю информацию о ребенке в полном
объеме. Особенно это касается терминов,
названия диагноза. Учитывая уровень
психологической культуры нашего
населения (в том числе педагогов), мы не
рекомендуем говорить с учителем,
употребляя специальные термины, поскольку
иногда они очень скоро (например,
шизоидная акцентуация характера,
развитие личности по эпилептоидному
типу) превращаются в обидные клички
учеников. Поэтому, давая рекомендации
учителю в отношении учеников с нарушениями
в психическом развитии, лучше употреблять
выражения типа: повышенная утомляемость
(вместо – церебрастения), вспыльчивый
характер (вместо – возбудимый психопат),
весьма скромные способности (вместо –
психическое недоразвитие), слишком
детское восприятие мира (вместо –
дисгармонический психический инфантилизм)
и т. д. Давая рекомендации педагогу,
следует учитывать и то, как он относится
к ученику, его родителям и, при
необходимости, начинать коррекционную
работу с нормализации этих отношений.
Поскольку патопсихологическое
обследование ребенка всегда включает
обучающий эксперимент, его результаты
уже сами по себе могут иметь корригирующее
воздействие. Напомним и о психотерапевтическом
эффекте, который можно получить при
оценке результатов. Для этого, независимо
от того, какие ребенок показал результаты,
надо похвалить его, подбодрить, подчеркнуть
его успехи и сильные стороны, настроить
на оптимистическую перспективу.
В зависимости от результатов
патопсихологического обследования
ребенка психолог предлагает различные
способы и методы коррекции его развития
путем соответствующей организации
учебно-воспитательного процесса.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник