Нарушения в психомоторном развитии ребенка

Нарушения в психомоторном развитии ребенка thumbnail

Содержание:

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Визуальные признаки задержки развития.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.
Читайте также:  Нормы психического развития ребенка детей дошкольного возраста

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

Источник

Нарушение психомоторного развития у детей раннего возраста (формирования корковых функций) проявляется отсутствием исследовательского интереса к игрушкам, к окружающим, бедностью эмоций, отсутствием предметно-манипуляционной деятельности, задержкой формирования импрессивной и экспрессивной речи, игровой деятельности. Задержка моторного развития тесно связана с психическими навыками. Оценку психомоторного развития (ПМР) предлагается проводить по календарю критических сроков в 1, 3, 6, 9 и 12-й месяцы (календарный метод) с определением соответствия хронологического возраста ребенка возрастному стандарту психомоторных навыков:

При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.

Отставание в развитии на 3 — 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.

Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.

Читайте также:  Что входит в сенсорное развитие ребенка

В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 — 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 — 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука — лицо», «рука — рука», «нога — нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 — 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 — 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 — 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).

Дополнительная информация:

Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 — 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 — 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.

Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года:

У новорожденного и ребенка 1 — 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 — 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 — 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.

источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин , Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)

читайте также:

статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017) [читать] или [читать];

статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать]

читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]

Читайте также:  Развития ребенка инвалида с синдромом дауна

Источник

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш малыш развивается правильно, обращайтесь к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ!

Источник