Нарушений речи с нарушениями физического и психического развития ребенка

Нарушений речи с нарушениями физического и психического развития ребенка thumbnail

Марина Хохлова
Физическое развитие детей с нарушениями речи

С каждым годом колличество детей с нарушениями речи увеличивается. Речь — важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. В ходе эволюции человека в процессе филогенеза речь возникла одной из последних. Поэтому, как «молодая» функция, она наиболее ранима, наиболее чувствительна и подвержена воздействиям внешним среды и эндогенным факторам. Неблагоприятная экология, значительное повышение повседневного психоэмоционального напряжения, поток огромной и разнообразной информации при наличии еще небольшого словарного запаса негативно сказывается на сформировавшейся нервной системе ребенка. У детей усиливается страх перед собственной речью, развиваются речевые дефекты, которые ведут к формированию неврологических реакций, проявляющихся в затруднении общения со сверстниками, формируется замкнутость и отчужденность.

Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитие моторики, неуверенность в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.

У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость, им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка.

Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

*Нарушение дыхания и голосообразования;

*Нарушения общей и мелкой моторики;

*Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

*Повышенная утомляемость;

*Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

*Нарушение темпо-ритмической организации движений;

*Нарушение оптико-пространственного праксиса;

*Неустойчивость внимания;

*Расстройство памяти (особенно слуховой);

*Несформированность мышления;

*Задержка развития воображения.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по типам нарушений

*При моторной функциональной дислалии –сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.

*При ринолаллии имеются нарушения общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания; физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений.

*При эфферентной моторной алалии отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.

*При афферентной моторной алалии имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны, невнимательны.

*У детей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы — общее двигательное беспокойство.

*У дизартриков двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.

*При афазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.

*У заикающихся имеются свои особенности нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения; расхождение в моторике и речи.

Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:

— развитие общей и мелкой моторики;

— дыхательная и зрительная гимнастики;

— массаж и самомассаж;

— использование элементов су-джок и кинезиотерапии;

— утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;

— артикуляционная гимнастика;

— плавание, ритмика и т. д.

Для поддержания интереса детей актуально использовать:— музыкально-ритмические движения (придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;

— развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

— развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Источник

Речь
представляет собой очень сложную
психическую деятельность, присущую
только человеку. Важность речи определяется
ее ролью в общении и познании. В тех
случаях, когда у ребенка
сохранен

слух, не
нарушен интеллект
,
но имеются
значительные
речевые нарушения
,
которые так или иначе отражаются на
формировании всей его психики, мы говорим
об особой категории аномального развития
– об аномалии
речевого развития
.

Читайте также:  Игровые действия для развития ребенка

Изучением,
предупреждением и коррекцией речевых
нарушений занимается отрасль дефектологии,
которая называется логопедия.

Речевые
нарушения, возникнув под влиянием
какого-либо патогенного фактора, не
исчезают сами по себе и, без специально
организованной логопедической работы,
могут отрицательно сказаться на всем
процессе психического развития ребенка.
В связи с этим чрезвычайно важно
различать:

  • патологические
    речевые нарушения;

  • возможные
    речевые отклонения, вызванные возрастом,
    некоторыми речевыми особенностями
    семьи, двуязычием в семье.

Формируясь у
ребенка по мере овладения родным языком,
речь проходит несколько этапов развития,
превращаясь постепенно в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.

В качестве двух
основных самостоятельных видов выделяют
экспрессивную
и импрессивную
формы речи.

Экспрессивная
речь – высказывание (устное или
письменное), которое начинается с
программы, проходит стадию внутренней
речи и только потом переходит в стадию
развернутого внешнего речевого
высказывания (устного или письменного).

Импрессивная
речь – это процесс понимания речевого
высказывания (устного или письменного).
Начинается с восприятия речевого
сообщения (через слух или зрение),
проходит стадию выделения информационных
моментов и, наконец, завершается
формированием во внутренней речи общей
смысловой схемы сообщения и включением
в определенный смысловой контекст
(собственно пониманием).

В целом, в речи
можно выделить 4 самостоятельные формы
речевой деятельности:

  1. экспрессивная
    устная речь – говорение;

  2. экспрессивная
    письменная речь – письмо;

  3. импрессивная
    устная речь – понимание обращенной
    устной речи;

  4. импрессивная
    письменная речь – чтение.

Все
эти формы речи представляют собой
сложную, но единую функциональную
систему, обладающую многими характеристиками.
Сложность этой системы связана еще и с
тем, что каждая из четырех входящих в
нее подсистем имеет определенную
автономность и различные
сроки формирования
.

Классификация
речевых нарушений

В
настоящее время в логопедии на равных
правах существуют две классификации
речевых нарушений: клинико-педагогическая
и психолого-педагогическая.
Психолого-педагогический подход
выделяет
:
общее недоразвитие речи (ОНР)
и фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (ФФН).
Клинико-педагогический
подход выделяет следующие речевые
расстройства:
дисфония,
дислалия,
ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,
афазия, дисграфия и дислексия.

Дисфония
– расстройство голоса вследствие
патологических изменений голосового
аппарата. Полное отсутствие голоса
называется афонией.
Голос человека, страдающего дисфонией,
воспринимается как осипший, охрипший,
сухой, истощающийся, с малым диапазоном
голосовых модуляций. Нарушения голоса
встречаются как у взрослых, так и у
детей. Возрастные изменения голоса
бывают у подростков 13-15 лет, это связано
с эндокринной перестройкой в период
полового созревания. Этот период развития
голоса называют мутационным. В это время
подростку необходим охранительный
речевой режим. Нельзя перенапрягать и
форсировать голос. Лицам, профессия
которых связана с длительной голосовой
нагрузкой, рекомендуется специальная
постановка речевого голоса, которая
предохраняет его от перенапряжения.

Дислалия
нарушение произношения при нормальном
слухе и сохранной иннервации речевого
аппарата. Различают механическую
и функциональную дислалию.

Механическая
дислалия

связана с нарушением строения
артикуляционного аппарата: неправильный
прикус,
неправильное строение зубов, неправильное
строение твердого неба, аномально
большой или маленький язык, короткая
уздечка языка. Эти дефекты затрудняют
нормальное произношение звуков речи.

Функциональная
дислалия

может быть связана: с неправильным
речевым воспитанием ребенка в семье,
неправильным звукопроизношением
взрослых в ближайшем окружении ребенка;
педагогической запущенностью, незрелостью
фонематического восприятия. Иногда
функциональная дислалия может наблюдаться
у детей, которые в раннем возрасте
овладевают сразу двумя языками, при
этом может наблюдаться смешение звуков
речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией
может быть нарушено произношение одного
или нескольких звуков, трудных по
артикуляции: свистящих, шипящих, р, л.
нарушения звукопроизношения могут
проявляться в отсутствии тех или иных
звуков, искажениях звуков или их заменах.

Формирование
нормативного произношения происходит
постепенно и завершается к четырем
годам. Если у ребенка после четырех лет
наблюдаются дефекты звукопроизношения,
необходимо обратиться к логопеду. Однако
при необходимости, такую работу можно
начинать и несколько раньше.

Ринолалия
– нарушение произношения и тембра
голоса, связанное с врожденным
анатомическим дефектом строения
артикуляционного аппарата. Анатомический
дефект проявляется в виде расщелины на
верхней губе, десне, твердом и мягком
небе. В результате этого между носовой
и ротовой полостью имеется открытая
расщелина (отверстие), либо расщелина,
прикрытая истонченной слизистой
оболочкой. Часто расщелины сочетаются
с различными зубочелюстными аномалиями.
Речь ребенка при ринолалии
характеризуется невнятностью из-за
гнусавости голоса и нарушения произношения
многих звуков. В тяжелых случаях речь
ребенка непонятна для окружающих. Дети,
страдающие ринолалией,
нуждаются в ранней диспансеризации,
ортодонтическом и хирургическом лечении.
Логопедическая помощь таким детям
необходима как в дооперационный, так и
в послеоперационный период. Она должна
быть систематической и достаточно
длительной.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с особенностями развития

Дизартрия
– нарушение звукопроизносительной и
мелодико-интонационной стороны речи,
обусловленное недостаточностью
иннервации мышц речевого аппарата.
Дизартрия
связана с органическим
поражением нервной системы
,
в результате чего нарушается двигательная
сторона речи. Это нарушение может
возникать как у детей, так и у взрослых.
Причиной дизартрии у детей является
поражение нервной системы, как правило,
на фоне детского церебрального паралича.
При дизартрии
наблюдаются расстройства звукопроизношения,
голосообразования, темпо-ритма речи и
интонации. Степень выраженности дизартрии
может быть разной: от полной невозможности
произнесения речевых звуков (анартрия)
до еле заметной слушателю нечеткости
произношения (стертая
дизартрия),
что зависит от
характера и тяжести поражения нервной
системы.

Как правило, при
дизартрии
речь детей развивается с задержкой.
Чаще всего страдает произношение сложных
по артикуляции звуков – с, з, ц, ш, щ, ж,
ч, р, л. В целом произношение звуков
нечеткое, смазанное, «каша во рту». Голос
часто слабый, хрипловатый. Речь мало
интонированная, невыразительная. Темп
речи может быть как ускоренным, так и
замедленным. Фонематическое восприятие,
как правило, недостаточно
сформировано. Отмечается также бедность
словаря, недостаточное владение
грамматическими конструкциями. Процесс
овладения письмом и чтением у таких
детей затруднен. Почерк неровный, буквы
несоразмерные, часто наблюдается также
дисграфия.
Чтение вслух интонационно не окрашено,
скорость чтения снижена, понимание
текста ограничено. Допускается большое
количество ошибок прочтения – дислексия.
Дети, страдающие дизартрией, нуждаются
в раннем начале логопедической работы
и длительной коррекции речевого дефекта.

Заикание
– нарушение
плавности речи, обусловленное судорогами
мышц речевого аппарата. Начинается, как
правило, в возрасте от 2 до 6 лет. Может
появиться у детей с опережающим речевым
развитием в результате излишней речевой
нагрузки, психической травмы, либо у
детей с задержанным речевым развитием
в результате поражения определенных
структур центральной нервной системы.

Основным проявлением
заикания являются судороги мышц речевого
аппарата, которые возникают только в
момент речи или при попытке начать речь.
Судорожная речь заикающихся, как правило,
сопровождается сопутствующими движениями:
зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев
носа, кивательными движениями головой,
притопыванием т.д. В возрасте 10-12 лет
начинает формироваться стойкий страх
речевого общения с навязчивым ожиданием
речевых неудач – логофобия.
Несмотря на речевые и психологические
трудности, учителю не стоит заменять
устные ответы заикающихся детей
письменными. Это может отрицательно
сказаться на формировании всех сторон
устной речи, а главное на речевом общении.
Для преодоления дефекта заикающемуся
ребенку требуется систематическая
помощь логопеда, а в тех случаях, когда
заикание носит затяжной характер, –
также помощь психолога, а возможно и
психотерапевта.

Алалия
– отсутствие или недоразвитие речи у
детей, обусловленное органическим
поражением головного мозга. Для этой
речевой патологии характерны: позднее
появление речи, ее замедленное развитие,
значительное ограничение как пассивного,
так и активного словаря. Речевое развитие
при данном нарушении идет по патологическому
пути. В зависимости от преимущественной
симптоматики различают две формы алалии:
экспрессивную и импрессивную.

При экспрессивной
(моторной) алалии
не
формируется
звуковой образ
слова. Для устной речи таких детей
характерны: упрощения слоговой структуры
слова, пропуски, перестановки и замены
звуков, слогов, а также слов во фразе.
Существенно страдает усвоение
грамматических структур языка. Речевое
развитие таких детей может быть разным:
от полного отсутствия устной речи до
возможности связных высказываний, в
которых наблюдаются разнообразные
ошибки. Эти дети хорошо понимают обиходную
речь, адекватно реагируют на обращение
к ним взрослых, однако только в рамках
конкретной ситуации.

Импрессивная
(сенсорная) алалия

характеризуется нарушением восприятия
и понимания речи при полноценном
физическом слухе. Ведущий симптом –
расстройство фонематического восприятия.
Оно может быть выражено в различной
степени: от полного неразличения речевых
звуков до затрудненного
восприятия устной речи на слух. Дети с
сенсорной алалией очень чувствительны
к звуковым раздражителям. Речь,
произнесенная тихим голосом, воспринимается
ими лучше. Для них также характерны
эхолалии. Нередко производят впечатление
глухих или умственно неполноценных. У
детей с алалией без специального
коррекционного воздействия речь не
формируется. Им необходима длительная
квалифицированная логопедическая
помощь.

Читайте также:  История развития ребенка форма купить

Афазия – полная
или частичная утрата речи, обусловленная
органическими локальными поражениями
головного мозга. Выделяют несколько
форм афазии. В тяжелых случаях при афазии
у человека нарушается способность, как
понимать речь окружающих, так и говорить.
Чаще всего возникает у лиц пожилого
возраста в результате травм, инсультов,
опухолей головного мозга. Афазия приводит
к тяжелой инвалидизации. Взрослые, как
правило, теряют профессию, с трудом
адаптируются в быту. Невозможность
выразить свои желания и непонимание
речи окружающих вызывают нарушения
поведения: агрессию, конфликтность,
раздражительность.

Возможности
компенсации речевых и психических
нарушений при афазии резко ограничены.
Логопедическая помощь должна обязательно
сочетаться с целым комплексом мер
реабилитационного воздействия. Помощь
лицам с афазией осуществляется через
систему здравоохранения.

Нарушения письменной
речи обозначают
терминами
дислексия
и
дисграфия. Дисграфия
проявляется
в стойких и повторяющихся ошибках
письма. Эти ошибки обычно проявляются
в смешении и замене букв, искажении
звуко-слоговой структуры, нарушении
слитности написания отдельных слов в
предложении – разрыв слова на части,
слитное написание слов; аграмматизмах,
смешении букв по оптическому сходству.
Письмо может нарушаться при поражении
почти любого участка коры левого
полушария мозга: заднелобных, нижнетеменных,
височных и затылочных отделов. Каждая
из этих зон коры обеспечивает определенное
условие, необходимое для протекания
акта письма. Лобные доли мозга обеспечивают
общую организацию письма как сложной
речевой деятельности.

Аграфия – полная
неспособность к овладению навыком
письма.

Дислексия –
нарушение чтения, связанное с поражением
или недоразвитием некоторых участков
коры головного мозга. Проявляется в
многочисленных повторяющихся ошибках
в виде замен, перестановок, пропусков
букв при чтении. Это приводит к
замедленному, часто угадывающему
характеру чтения, к неправильному
воспроизведению звуковой формы слова,
непониманию даже простейшего текста.
Ошибки при дислексии носят стойкий
характер. Дети с дисграфиями
и дислексиями

нуждаются в логопедических занятиях,
на которых используются специальные
методы формирования навыков письма и
чтения.

Дети с речевыми
нарушениями обычно имеют функциональные
или органические отклонения в состоянии
нервной системы. Эти дети, как правило,
плохо переносят жару, духоту, езду в
транспорте, долгое качание на качелях,
нередко жалуются на головные боли,
тошноту, головокружения. Часто наблюдаются
нарушения равновесия, координации
движений, недифференцированность
движений пальцев рук и артикуляционных
движений.

Такие
дети быстро истощаются и пресыщаются
любым видом деятельности. Они
характеризуются раздражительностью,
повышенной возбудимостью, двигательной
расторможенностью. Они эмоционально
неустойчивы, настроение быстро меняется.
Нередко возникают расстройства настроения
с проявлением агрессии, навязчивости,
беспокойства. Как правило, у таких детей
отмечается неустойчивость внимания и
памяти, особенно речевой, низкий уровень
понимании словесных инструкций,
недостаточность регулирующей функции
речи, низкий уровень контроля над
собственной деятельностью, нарушение
познавательной деятельности, низкая
умственная работоспособность.

Дети
с функциональными отклонениями в
состоянии ЦНС эмоционально реактивны,
легко дают невротические реакции, и
даже расстройства в ответ на замечание,
плохую отметку, неуважительное отношение
со стороны педагога, детей. Их поведение
может характеризоваться негативизмом,
повышенной возбудимостью, агрессией
или, напротив, повышенной застенчивостью,
нерешительностью, пугливостью. Все это
свидетельствует об особом состоянии
центральной нервной системы детей,
страдающих речевыми расстройствами.

Вопросы и задания
для самоконтроля

  1. В
    каком возрасте ребенок переходит к
    полноценной речи? Каков словарный запас
    3-х летнего ребенка?

  2. Какие
    нарушения речи вам известны? Как
    называется наука, изучающая речевые
    нарушения?

  3. Какими
    классификациями речевых нарушений
    оперирует логопедия? Какие нарушения
    речи выделяет психолого-педагогическая
    классификация речевых нарушений?

  4. Какие
    речевые нарушения выделяет
    клинико-педагогическая классификация
    речевых нарушений?

  5. Сравните
    нарушения речи, которые относятся к
    дислалиям, с нарушениями речи, относящимися
    к дизартриям. В чем их принципиальное
    различие?

  6. Какие
    нарушения речи относятся к ринолалиям?
    Почему ребенок с ринолалией нуждается
    в как можно более ранней логопедической
    коррекции?

  7. Какое
    речевое нарушение называют заиканием?
    Как должен вести себя педагог по
    отношению к заикающемуся ребенку?

  8. Какие
    нарушения речи относятся к алалиям?
    Какие виды алалии вам известны? Как
    отличить ребенка с алалией от умственно
    отсталого ребенка?

  9. Какие
    нарушения речи относятся к дисграфиям?
    Какие нарушения речи относятся к
    дислексиям?

  10. Как
    отражаются речевые нарушения на
    психическом развитии?

  11. Найдите
    в литературе перечисление видов афазий
    по А.Р. Лурия. Объясните их особенности
    исходя из локализации поражения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник