Нарушение в развитии ребенка до одного года

Нарушение в развитии ребенка до одного года thumbnail

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие ребенок отстает в развитииили отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелыхребенок отстает в развитии форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:

  • заболевания органического характера;
  • психосоматические отклонения.ребенок отстает в развитии

Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи, ребенок отстает в развитиикогда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:

  • неправильныйребенок отстает в развитии педагогический подход к ребенку;
  • умственная отсталость;
  • задержка психических реакций.

Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остаетсяребенок отстает в развитии без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка метро сходненская от года

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно ребенок отстает в развитииопекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения ребенок отстает в развитииработы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).

  • Травмы при рожденииребенок отстает в развитии

Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может ребенок отстает в развитиибыть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.

  1. После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
  2. После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
  3. Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
  4. Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
  5. От 3 месяцевребенок отстает в развитии обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  6. В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
  7. В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
  8. У дошкольника нет четкой, правильной речи.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, ребенок отстает в развитиикоторая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,ребенок отстает в развитии поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Читайте также:  Питание сон развитие игры ребенка до года

Класс коррекции ребенок отстает в развитиипомогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Источник

Людмила Волобуева
Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста?

выявить нарушения в развитии ребёнка раннего возраста прежде всего помогут наблюдения родителей за его речевой и двигательной сферой и познавательной деятельностью.

Выявление «группы риска» по формированию отклонений

в развитии у детей первого года жизни

В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, моторики, тонкой моторики, контроль за речевым развитием является необходимым при оценке нервно-психического развития всех детей раннего возраста (особенно на первом году жизни).

Первоначально «группу риска» по отставанию в развитии ребёнка определяет врач-невропатолог, учитывая особенности рождения ребёнка: показатели шкалы Апгар, срок рождения, степень доношенности ребёнка, появление и угасание безусловных рефлексов.Поэтому важно проходить медицинское обследование 4 раза на первом году жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев, чтобы отследить изменения в неврологическом статусе ребёнка и предпринять все меры в случае неблагоприятного развития центральной нервной системы, определить выраженность задержки развития (темповая или патологическая, требующая срочной медикаментозной и психолого-педагогической помощи).

На первом году жизни может задерживаться не только психомоторное, но и речевое развитие. Этапы речевого развития тесно взаимосвязаны между собой и закономерно сменяют друг друга. Только последовательное динамическое развитие речевой функции обеспечивает её полноценную деятельность. Знание основных закономерностей периодизации речевого развития является основой для диагностики нарушения темпов его формирования на 1 году жизни.

Первый год жизни ребёнка в отношении развитии речи является подготовительным (предречевым периодом, который в значительной степени реализуется за счёт безусловно-рефлекторной нервной регуляции речевого аппарата и речевых (предречевых) функций. Дети последовательно проходят ряд стадий предречевого развития, для каждой из которых характерны звуковые реакции (вокализации) определённого типа.Выделяют следующие типы вокализаций: крик, плач, кряхтение (появляются после рождения, гуление (появляется в конце 1 месяца и длится до 5 — 6 месяцев, лепет (от 5-6 до 9-12 месяцев). Стадии предречевого развития, как уже указывалось, тесно взаимосвязаны со стадиями психомоторного развития и являются неотъемлемой его составляющей. Оценка предречевого развития проводится при комплексном исследовании неврологического статуса и уровня психомоторного развития ребёнка с учётом не только календарного, но и скорригированного возраста (разницы между фактическим возрастом и недостающими до доношенного срока неделями беременности).

У доношенных новорождённых, особенно с малым сроком гестации (беременности, существенный период развития центральной нервной системы проходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной (послеродовой) адаптации. Продолжительность этого периода может варьироваться от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причём он часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических (телесного происхождения) осложнений. Это может служить дополнительным фактором, обуславливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей.

В связи с этим в «группу высокого риска» нарушения психоречевого развития будут включены дети, у которых в первые 3 месяца жизни в результате углубленного клинико-инструментального обследования были выявлены структурные нарушения со стороны головного мозга (кисты, расширение межполушарной щели, смещение срединных структур).

В «группу риска» должны быть включены недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела) дети с нарушениями со стороны зрительного и слухового анализаторов, недостаточностью функций черепных нервов (особенно 5,7,9,10,12, задержкой редукции безусловных рефлексов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам украина

У детей первого месяца жизни среди общемозговых симптомов особого внимания заслуживает длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. При этом в различной степени нарушаются функции черепных нервов, что клинически проявляется в первую очередь отсутствием безусловных оральных рефлексов (поискового, хоботкового, сосательного, глотательного) и значительными трудностями при проведении кормления. Кроме того, к ранним признакам, отражающим функцию бульбарной группы черепных нервов (языкоглоточных, блуждающих и подъязычных, можно отнести отсутствие крика (афония, слабый крик с носовым оттенком, монотонный немодулированный крик. Наличие судорог является клинически значимым признаком раннего органического поражения центральной нервной системы и определяет необходимость проведения углубленного инструментального обследования головного мозга.

Возраст 2-3 месяцев характеризуется формированием активного гуления, примитивных эмоциональных реакций, появлением «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения.В этот период особо значимыми признаками будущих речевых расстройств являются: отсутствие гуления; сохраняющиеся бульбарные нарушения или формирование псевдобульбарных расстройств (оживление рефлексов орального автоматизма, появление спастичности в мышцах (скованность и спазм мышц) языка, затруднения при кормлении); отсутствие реакций фиксации взора и прослеживания за объектом; отсутствие адекватных двигательных и мимических реакций на обращённую речь и её эмоциональную окраску.

Возраст 4-6 месяцев характеризуется появлением истинного гуления, отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонацией, появлением в конце периода сочетания губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. При перинатальных поражениях центральной нервной системы возможна задержка развития данного периода, сочетающаяся с задержкой темпов психомоторного развития. У детей в первую очередь снижены коммуникативные функции (зрительное и слуховое сосредоточение, низок интерес к окружающему, задержано статико-моторное развитие). Гуление и лепет монотонные, тихие, без модуляции и интонаций. Такие дети должны быть отнесены в «группу риска по речевой задержке».

Кроме выраженной задержки псимоторного развития, выявляются нарушения иннервации (связи с центральной нервной системой) мимических и речевых мышц. Прогрессируют трофические (сосудистые) расстройства в мышцах языка и глотки при бульбарных нарушениях, проявляющиеся как афонией, так ринофонией (носовым оттенком вокализации). Активация рефлексов оральной группы, которые к этому периоду должны практически угаснуть, наблюдаются при формировании детского церебрального паралича. Нарушения, наблюдаемые при этом (спастичность мышц рта и языка; неправильное положение языка в полости рта и его гиперкинезы (патологически внезапно возникающие непроизвольные насильственные движения); распространённые оральные синкинезии – добавочные лишние артикуляционные движения, препятствуют появлению гуления. Детей данной возрастной группы с такими нарушениями относят в «группу высокого риска по формированию грубых речевых расстройств».

Периоды речевого развития 6-9 и 9-12 месяцев характеризуются формированием лепета и концу 11-12 месяцев – слогов и односложных слов, усовершенствованием движений губ, языка, мягкого нёба, а также совершенствуется функция дыхания, удлиняется непроизвольный выдох, ребёнок регулирует громкость и высоту голоса в зависимости от ситуации. Лепет является закономерным продолжением истинного гуления и проявляется в норме соединением отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность. При общей задержке моторного развития без грубых симптомов поражение нервной системы в эти периоды может сохраняться примитивное гуление в виде однообразия, монотонности голосовых реакций, невозможности произвольного контроля громкости и высоты голоса. Кроме того, обычно имеют место недостаточность слухового внимания, затруднение в определении источника звука в пространстве, нарушение дифференцировки восприятия голоса и его тембра. Это является одним из главных факторов в задержке развития начального понимания обращённой речи. Такие дети формируют «группу риска по задержке речевых функций».

У детей, перенёсших тяжёлое перинатальное поражение центральной нервной системы, к 6-9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых отчётливо проявляются нарушение тонуса в мышцах языка и губ, оральные гиперкинезы, оральные синкенезии. Дети испытывают проблемы с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Гуление может быть рудиментарным или отсутствовать, лепета нет, нарушена синхронизация дыхания и голосовых реакций (если они есть, дыхания и еды. Эти дети составляют «группу высокого риска по формированию тяжёлых речевых расстройств».

Для выделения «группы риска» по формированию отклонений в развитии детей первого года жизни оценка неврологического статуса и психомоторного развитиядолжна проводиться по следующим критериям:

общемозговые симптомы (характер активного бодрствования, наличие и характер судорог);

состояние черепных нервов;

общая двигательная активность (поза, объём активных и пассивных движений, мышечный тонус);

сухожильные и безусловные рефлексы, их степень выраженности и редукция;

психоэмоциональные и предречевые реакции.

Консультацию подготовила учитель-логопед

Людмила Викторовна Волобуева

Источник