Нарушение темпов развития речи у ребенка

Нарушение темпов развития речи у ребенка thumbnail

речевое развитиеТемп речи является одним из выразительных средств устной речи, он
зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых
звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и
предложениями.  Нормально говорящий человек произносит за одну секунду
от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15-20
звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и
разборчивости.

Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и
такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят
быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные
процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая,
торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном
возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый
темп речи приводит к возникновению заикания.

В процессе развития речи
быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может
привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей
неряшливости в речи.

Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи, при котором вместо 10-12 звуков в
секунду произносится 20-30. Речь отличается неудержимой
стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства
речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки
слогов, слов, неясность произношения фраз… Однако при привлечении
внимания к речи запинки исчезают.

В
зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности
симптоматики. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых
ситуациях, общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в
моменты возбуждения, спора.

Тахилалия
часто сопровождается нарушениями общей моторики, психических процессов,
эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системой. Поэтому
преодоление тахилалии следует начинать с нормализации общих движений:
замедления их темпа, тренировки координации, формирования ритмичности,
плавности.

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
D. Weiss считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением
центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит
наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи
с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная
речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

М.
Е. Хватцев основной причиной тахилалии считал врожденную
речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую,
неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного
исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки
моторного и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г.
Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения
восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие
того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется
следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал
причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, поскольку больные
испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Речевая
симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:
ненормально быстрый темп (вместо 10-12 звуков в секунду произносится
20-30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается
неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться
расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания,
перестановки слогов, слов, искажения предложений, неясность произношения
фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией
происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней
речью, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих,
запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии
интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в
многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное
слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д.
произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения
выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых
артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить
тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние
коры головного мозга на течение речи.

Наряду
с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней
речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое
слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На
письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов.
Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по
написанию.

У
человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и
стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка,
гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время
сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с
объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и
моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее
артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко
возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции:
покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость
рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными.
Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что
отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности.

Брадилалия
— неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность
голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков
речи.

Брадилалия
может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в
клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в
неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при
дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы,
травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с
брадикинезией (замедленностью всех движений) астенизацией, общей
заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как
самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц
флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с брадилалией особенности
речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной
формой речи.

Речевая
характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность
темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов
чтения и письма, монотонность голоса, интер- и интравербальное
замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое
произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки
и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях,
хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими
паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться
артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или
слов.

При
брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну
и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент
меняется и при произношении отдельных слогов, высота голоса колеблется
кверху или книзу.

Дети с брадилалией
произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных
звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с
окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания,
неприятные ощущения и утомление.

Указанные
выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в
диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста,
рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не
способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова
правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более
фразы.

Неречевая
симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики,
тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения
замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему,
наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и
психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия,
внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с
трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не
сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к
стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

При
слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы
самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется
осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Заикание (логоневроз),
т. е. нарушение ритма, темпа и плавности речи вследствие судорожного
сокращения различных групп мышц, образующих звуковое оформление речи
(экспрессивная речь) является одним из самых распространенных
расстройств в детском и подростковом возрасте (у 70-90% пациентов оно
начинается в 2-4-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи).

Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Источник

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Нарушение развития речи можно заметить уже в младенчестве

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

Важный этап дошкольного развития − сюжетно-ролевая игра

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

Недоношенность как фактор риска речевых нарушений

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Генетическая предрасположенность к развитию нарушений речи

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Дислексия или неспособность к овладению чтением

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Пальчиковые игры полезны для развития речи ребенка

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Источник