Нарушение развития ребенка чтения и письма дислексия
Нарушение чтения и письма (дислексия и дисграфия) у детей
Причины, симптомы, последствия
Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей в овладении данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество ошибок. Почерк при этом нарушении также далёк от должного уровня. Часто дисграфия сопровождается нарушением чтения (дислексия).
Причины возникновения дисграфии и дислексии
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Среди перечня возможных причин специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:
- нарушения/ задержка развития фонематического восприятия (нечетко слышит звучащую речь), звукопроизношения (имеет нечеткую артикуляцию);
- неполная сформированность звукового анализа и синтеза;
- нарушение «зрения на буквы», которое предназначено для запоминания и воспроизведения очертаний букв;
- привычка хаотичного движения глаз (в раннем детстве ребенка могут приучить кушать с включенным телевизором, за картинками которого ребенок хаотично следит, что приучает его к отсутствию последовательного слежения за строкой – необходимы упражнения для подготовки мышц глаз к возможности последовательного слежения);
- недоразвитие грамматического строя речи (дисграфия в таком случае может явно проявиться в 3-м классе);
- неравномерное развитие полушарий мозга (влияет сначала на особенности формирования речи);
- генетический фактор (наличие похожих нарушений у родственников)
- двуязычие в семье (ребенку тяжело усвоить два языка одновременно, что провоцирует дисграфию);
- расстройство в системах, поддерживающих временное и пространственное ориентирование;
- негативный образ отношений «мать-ребенок» (побуждает иногда дислексию; происходит перенос опыта насильственного кормления в противостояние «интеллектуальному кормлению»).
По каким симптомам можно распознать диграфию и дислексию?
Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз, при чтении или письме, должно вас насторожить:
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д;п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это, при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне, может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописывание слов.
Частые, при дисграфии, ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить),въезет (везет)полит (полить).
Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Помните, наличие дисграфии может установить только логопед.
Если все-таки логопед распознал у Вашего ребенка дисграфию и/или дислексию, не падайте духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы.
Важно помнить, что такие нарушения не проходят сами собой, а трансформируются в дисорфографию и являются серьезным препятствием для обучения в каком-либо учебном заведении. Своевременно обращайтесь к специалистам, которые помогут справиться с нарушением письма и чтения у вашего ребенка.
Детский центр и школа раннего развития «Дельфания» предоставляет услуги по дошкольному образованию в новосибирске. Детский центр. Раннее развитие. Высокое качество работы с детьми. Большой выбор программ. Детский фитнес. Группа продленного дня. Индивидуальные занятия по плаванью. Детский психолог.
Источник
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся
в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно
охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное. Если
проанализировать чтение ребенка, то можно выявить следующие ошибки: 1) вставка в
слова добавочных звуков, 2) пропуск отдельных букв и слогов, 3) замена слов
одного другим, 4) перестановка букв, слогов, 5) повторение слов, 6) добавление
слов, 7) пропуск слов.
Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыка чтения
и, как правило, письма, несмотря на нормальный уровень интеллектуального
развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и
педагогической запущенности. Дислексия у детей проявляется в неспособности
достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии,
которые были бы пропорциональны их умственным способностям. Дислексия нередко
сопровождается диcграфией и дисорфографией.
Под термином дисграфия понимают стойкие нарушения письма, не связанные с
незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным
повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс
письма.
Появлению дисграфии способствует задержка формирования различных функций:
зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а
также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений.
При желании все эти проблемы можно выявить еще задолго до начала школьного
обучения и вовремя провести коррекцию. «Борьба» с дисграфией должна начинаться
не в школе, когда обнаруживаются специфические ошибки на письме, а в дошкольном
возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте, чтобы устранить сами причины
возникновения ошибок.
Основные симптомы дисграфии – специфические ошибки, которые не связаны с
применением орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются
неоднократно.
Специфические ошибки можно разделить на группы:
Ошибки на уровне буквы и слога:
Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или
слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и
т.д.);
Ошибки на уровне слова:
Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям;
неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар»,
«лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища»,
нога-«ногища», «медведий хвост», «ветерный день»);
Ошибки на уровне предложения:
Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена
грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов,
пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по
дорожках сада», «играю из девочкой Леной».
Существует еще и ложная дисграфия, которая является проявлением естественных
затруднений детей в ходе начального обучения письму.
Признаками незрелого письма могут быть:
- отсутствие обозначения границ предложений;
- слитное написание слов;
- нетвердое знание (забывание) букв;
- зеркальное написание букв;
- трудности усвоения обозначения мягкости согласных на письме («йолка»,
«мое брат поемал заеку», «Вана взал конки»).
Эти ошибки не являются дисграфией в том случае, если они единичны и нестойки.
Однако при наличии таких ошибок рекомендуется проводить логопедические занятия.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи,
поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными
школьными методами.
Что важно знать о ребенке с дислексией:
Считается, что во всей своей полноте трудности чтения проявляются в 3–4-х
классах, когда возрастает объем чтения по всем предметам.
Такой ребенок обычно имеет трудности в пространственной ориентировке, что
вызывает затруднения на уроках чтения, письма, ручного труда, географии,
геометрии, рисования и черчения. При изучении иностранного языка также возникают
сложности: ребенок начинает путать одинаковые по написанию буквы двух алфавитов
– иностранного и родного. Следствием нарушения чтения являются трудности решения
текстовых задач по математике, в геометрии – трудности запоминания и различения
конфигураций. Это не дефекты мышления, а пробелы в сфере восприятия,
представления, пространственного воображения, которые должны быть базой для
мышления.
Неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация
«хронического неуспеха» – все это может привести к так называемой школьной
дезадаптации. У ребенка нарастает утомление, может появиться протест на любые
трудные ситуации, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще
посещать школу.
Для ребенка важно понимание и тактичное отношение со стороны учителей и
родителей. Ведь ошибки происходят не потому, что он глупый или ленивый, а из-за
несформированности «почвы» для овладения такими сложными навыками, как чтение и
письмо.
Неуместны дисциплинарные меры и авторитарный стиль общения. Исправлению
дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьет раз и навсегда.
Нельзя пытаться ускорить темпы овладения чтением. Если повышать учебные
нагрузки, то этого будет недостаточно для того, чтобы ребенок начал лучше и
быстрее читать. Чтобы повысить качество чтения, придется терпеливо провести
специальную коррекционную работу.
В случае возникновения школьных трудностей необходимо проведение диагностики
и коррекционной логопедической работы. Если у ребенка уже нарушен весь процесс
обучения, появился протест или асоциальное поведение, то ему и его семье
рекомендуем обратиться к психологу или психотерапевту.
Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?
Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением
и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы
занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного
зрения.
Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с
ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе:
используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для
складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен
усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук
соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”,
чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого…
Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным
звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный
материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” –
жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не
следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).
Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим
занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен
веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это
состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача,
логопеда и родителей.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с
дисграфией:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме
газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем
перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а
зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в
произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р –
л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5
мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит
ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты
по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте
на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!)
Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не
зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки
найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной
артикуляцией и списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
- На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим
благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных
разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. - Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти
проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и
дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает
ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и
так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят
на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть,
для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов
может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на
скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме. - Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с
ошибками (подлежащими исправлению). - Подход “больше читать и писать” успеха не принесет. Лучше меньше, но
качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с
ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью:
упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в
длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. - Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не
огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать
ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не
радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и
уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым
хорошим результатам.
Источник
Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
- дислексию,
- дисграфию,
- дизорфографию,
- дискалькулию,
- диспраксию и
- СДВ(Г),
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Описание[править | править код]
В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.
В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Профилактика[править | править код]
Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.
Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.
Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.
История[править | править код]
Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
Причины[править | править код]
Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].
Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.
Диагностика[править | править код]
Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.
Симптомы дислексии
- интеллект сохранён;
- плохие навыки чтения;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- излишняя эмоциональность;
- раздражительность;
- импульсивность;
- эмоциональная нестабильность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обострённый эстетический вкус;
- выраженное чувство справедливости.
У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.
Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.
Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.
Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Проблемы дислексиков[править | править код]
Психологические трудности при дислексии:
- эмоциональная нестабильность;
- изменчивость настроений;
- склонность витать в облаках;
- психологический дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- склонность быстро терять интерес;
- непосредственность;
- неуверенность в себе;
- подверженность скуке;
- стремление уйти от действительности;
- рассеянность и мечтательность;
- проблемы идентификации: я кто? я какой?
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.
Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.
Документальные фильмы[править | править код]
- 2014 — Правописание! / Ortho! (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)
См. также[править | править код]
- Психолингвистика
- Нейролингвистика
- Дефект речи
- Фильм «Звёздочки на земле» (2007)
Примечания[править | править код]
- ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
- ↑ Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
- ↑ Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
- ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
- ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
- ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
- ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
- ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
- ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
Литература[править | править код]
- Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.
Источник