Нарушение развития личности у ребенка
Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.
Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:
нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
(слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
сферах, условно могут быть разделены на два класса:
- специфические для определенного возрастного этапа
(например,
отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
явлением развития); - неспецифические (общие) — такие нарушения
в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
ситуативное эмоций и пр.
Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.
Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
в личностном развитии.
Так, в младенческом
возрасте эмоциональными нарушениями личности
являются:
эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
развитии ребенка);
эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
которая в норме возникает в три месяца;
(например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
т.п.);
взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На втором году жизни
эмоциональными нарушениями являются:
в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
серьезной аномалией процесса развития личности;
заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
при общении с близкими людьми прежде всего,
родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
занятия) вызвать недовольство или противодействие;
чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
нежели в осторожности взрослых людей;
предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
манипулировании предметом являются признаком нормального развития
эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
дошкольного возраста такое явление не свойственно,
так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
«мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
эмоции;
социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
восстанавливает нормальное развитие ребенка.
В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
являются следующие
феномены:
неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
явление, но оно еще и негативно влияет на
развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
межличностные отношения.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
«застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
нейродинамики психических процессов.
Отсутствие эмоционального предвосхищения
может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
желаний другого человека;
откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
«близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
раннем, но и дошкольном возрасте;
саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
агрессивность.
Отклонения, которые отрицательно сказываются на приспосабливаемости детей к окружающей их среде, сегодня принято называть расстройствами личности. Такие нарушения психики у детей выявляются довольно редко, так как на протяжении всего периода взросления психика постоянно претерпевает изменения. Иногда у детей возникают состояния, имеющие признаки расстройства личности.
По достижению ребенком подросткового возраста можно говорить об окончании формирования личности. Если признаки расстройства личности сохраняются в этом периоде, то уже можно говорить о состоянии, которое нуждается в коррекции.
Причины дисгармонии
Расстройство личности у детей может иметь различные формы. Исходя из причин заболевания, выделяют три основных его типа:
- наследственное расстройство обусловлено наличием генной предрасположенности и передается из поколения в поколение:
- приобретенное расстройство прогрессирует при неправильном подходе к воспитанию ребенка, а также при длительном влиянии негативного окружения и примеров;
- органические психопатии развиваются в результате травмы или инфекционного заболевания некоторых отделов головного мозга или всей ЦНС.
Предпосылки для развития дисгармонии могут появиться во время беременности. Чтобы этого не произошло женщина должна следить за своим здоровьем и не допускать отклонений, которые могут негативно отразиться на состоянии малыша.
Большое значение на процесс формирования личности ребенка оказывает психологический климат в семье. Если ребенок получил травму головы или заболел инфекционным заболеванием, необходимо предпринимать активные действия для скорейшего его выздоровления. В противном случае велик риск развития осложнений, в том числе и расстройства личности.
Симптомы и диагностика
Диагностировать расстройства личности у детей довольно сложно. Специалистам необходимо около 6 месяцев наблюдать маленького пациента, чтобы иметь возможность поставить точный диагноз.
Проявляется расстройство личности по-разному, в зависимости от вида заболевания:
1. Расстройство параноидального типа сопровождается появлением у ребенка появлением одной идей, которая оказывается для него сверхценной. Это может быть идея заболевания, преследования или ревности и т.д. В таком состоянии дети становятся сверх подозрительными, они очень остро реагируют на отказы в удовлетворении желаний.
2. Расстройство может иметь шизоидную окраску. Типичным поведением ребенка, имеющее подобный дисбаланс личности, является отказ от общения. В таком состоянии доверительные отношения с кем-либо установить очень сложно, ребенок сдержан в эмоциях и не способен к сопереживанию. Но при этом, пациент очень любит фантазировать.
3. Безвольная психопатия или диссоциальный тип расстройства личности проявляется в полном несоблюдении общепринятых моральных норм. Ребенок не имеет собственных принципов, а также не в состоянии поддерживать семейные и дружеские связи.
4. Эмоциональная неустойчивость также может наблюдаться у детей с дисбалансом личности. Наиболее часто данный вид психопатии встречается у подростков. Агрессия и жестокость являются обычными симптомами такого состояния, проявляются они вспышками. Время от времени, от подростка можно услышать угрозы покончить жизнь самоубийством.
5. Отличительной чертой истерической психопатии является демонстративность. Поведение больного, все его поступки и эмоции направлены на привлечение внимание к себе.
6. Расстройство психастенического характера диагностируется у ребенка, если он постоянно находится в тревожном состоянии, связанным с переживаниями о каждой мелочи или детали. Пациент стремится выполнить любое задание наилучшим образом, в итоге это становится навязчивой идей, приводящей к появлению дисбаланса личности.
7. Чрезмерные опасения и тревога, приводящие к самоограничениям в деятельности или общении, характерны для сенситивного расстройства личности у детей.
Также у детей может развиться расстройство личности, которое специалисты называют зависимым. В таком состоянии ребенок боится своей беспомощности. Такие дети не умеют самостоятельно принимать решения.
Проявления некоторых видов расстройства личности очень часто принимают за педагогическую запущенность. Отличить патологические изменения психики от элементарной невоспитанности может только опытный психоаналитик или психиатр. При появлении первых симптомов родителям следует обратиться за квалифицированной помощью. Если не провести должного лечения и коррекции, у ребенка в будущем возникнут трудности с адаптацией в социуме.
Лечение
Наиболее подходящую схему лечения врач выбирает исходя из причин, вызвавших патологические изменения в психике ребенка. Если речь идет о наследственной форме заболевания или органических нарушениях в работе ЦНС, то упор делается на медикаментозное лечение и поддерживающую терапию. Специалисты, работающие в Психоэндокринологическом Центре, для диагностики используют самые современные разработки и методики, направленные на выявление причины заболевания. Наблюдение за маленьким пациентом ведется на протяжении длительного времени, после чего принимается решение о выборе схемы лечения.
Приобретенные формы расстройств личности у детей поддаются коррекции в большинстве случаев. Медикаментозное лечение редко приносит значительные результаты, большую роль в излечении играет психотерапия. Если же необходимость в приеме препаратов все же возникает, то врач Психоэндокринологического Центра назначает всего одно средство, которое принимается курсом.
Независимо от того, какие причины лежат в основе расстройства личности у детей, необходимо приступать к лечению после обнаружения первых признаков заболевания. Своевременное обращение к специалистам и строгое следование рекомендациям обеспечит положительный успех от лечения.
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903—1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий «индивид» и «личность».
Даже в обыденном языке слово «личность» мы употребляем только по отношению к определенному человеку, и притом лишь с определенного этапа развития. Мы не говорим о личности животного, новорожденного или младенца, однако у нас не возникает затруднений говорить о животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости, агрессивности и прочих.
В психиатрии мы можем встретиться со случаями болезненного раздвоения личности, но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида, целостности его биологической организации. Разумеется, что понятие личности, также как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, но целостность личности — уже особого рода. Она приобретается не генотипически, а в процессе воспитания, обучения, т.е. личностного развития: «личностью не рождаются, личностью становится…». Таким образом, личность есть относительно поздний продукт как общественно-исторического, так и онтогенетического развития человека.
Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С. Выготского [10] о сущности дефективности, в которой подчеркивается, что огромную роль в развитии личности аномального ребенка играет социальная среда и общество. Л.С. Выготский (10) отмечал, что физический недостаток сам по себе не делает ребенка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность аномального ребенка важными являются положения Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования.
В.Н. Мясищев, изучая структурно-динамические характеристики личности, подчеркивал, что к первичным особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребенка может быть вызвано рядом Причин, к которым относятся переживания по поводу физического дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье ребенка. Все это приводит к нарушению системы отношений ребенка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие Перед ним проблемы, то это может привести к нарушению социальной Адаптации.
Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, т.е. изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребенку с ограниченными возможностями. Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у такого ребенка.
При ДЦП страдает формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное «развитие при этом заболевание часто сочетается с отсутствием уверенности: в себе, самостоятельности повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности.
Выдержанные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто, по данным Э.С.Калижнюк (26) при ДЦП встречаются астеноневротический, психоастенический, реже — неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.
Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степени
определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте.
Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку, чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитательного процесса влияет на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоятельности, сенситивность, фрустрированность.
В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности развития личности сочетаются с низким познавательным процессом, недостаточное критичностью. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.
Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с церебральным параличом необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на ярко выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности проявления его характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, развитие деятельности и общения с окружающими.
Психологу важно отметить не только отрицательные черты личности, а, прежде всего, положительные, на которые можно будет опереться в психокоррекционной работе.
7.2. Психопатологические варианты личности при ДЦП
Нарушение личности при ДЦП чаще всего встречается по типу психического инфантилизма. Поражение незрелого головного мозга приводит к тому, что формирование лобных долей происходит замедленно и неравномерно, что является причиной изменений личности (51).
Специфическим условием развития психического инфантилизма является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, что связано с двигательной и речевой недостаточностью при ДЦП.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной,
трудовой и социально адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у отдельных детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в целенаправленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.
Выделено три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом. Первый невропатический вариант осложненного инфантилизма представляет собой сочетание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (29).
При невропатическом варианте психического инфантилизмадети с церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью с тормозимостыо, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Они обычно бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Все эти особенности личности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к социальному окружению в целом у детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах, повышенной тормозимостыо и пугливостью.
Не найдя признания у сверстников, некоторые из этих детей проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать первичными, что будет способствовать формированию характерологических отклонений тормозного типа.
«Аффект неадекватности» при невропатическом варианте психического инфантилизма проявляется в различных формах. Одной из форм являются реакции протеста, которые представляют собой преходящие расстройства поведения, возникающие на основе аффективных переживаний (переживания обиды, ущемленного самолюбия и т.д.). Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность.
При невропатическом варианте психического инфантилизма у детей с церебральным параличом преобладают реакции пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), в уходах из дома или из школы, иногда они проявляются в виде нарушений отдельных соматовегетативных функций: рвоты, энуреза (недержания мочи), энкопреза (недержания кала). Значительно реже как результат пассивного протеста может возникать суицидальное поведение, которое проявляется либо только в мыслях и представлениях либо в совершении суицидальной попытки. Несмотря на то, что у детей с церебральным параличом при правильном их воспитании эти формы поведения встречаются чрезвычайно редко и проявляются в основном в мыслях и представлениях, педагогам и воспитателям важно знать, что суицидальные попытки как реакции пассивного протеста возникают в основном в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острого переживания чувства обиды, недовольства окружающими и самим собой; поводом для возникновения суицидального поведения может быть незаслуженное наказание, получение плохой оценки, неразделенное первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно, по механизму «короткого замыкания»; оно может быть достаточно неожиданным для окружающих.
Наиболее частым проявлением пассивного протеста учащихся с ДЦП может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в семье — отказ от выполнения требований родителей.
Формой проявления «аффекта неадекватности» у учащихся с ДЦП могут быть также реакции отказа. Они проявляются в пассивности ребенка, в отказе от его обычных желаний и стремлений, нередко в бездумном характере его ответов, в отсутствии стремления к контакту с окружающими. Ребенок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции у детей с церебральным параличом могут возникать на ситуацию фрустрации. Состояние фрустрации — сложное состояние, которое возникает при встрече с трудностями, неудачами. С психологической стороны это расстройство планов, крушение на-
дежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущения беспомощности. Проявлением подобного рода состояния у учащихся с ДЦП могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения и т.д.
Закрепление вышеописанных форм поведения, проявляющихся в виде пассивного протеста, отказа, при неправильном воспитании способствует так называемому патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.
При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера, как неуверенность в себе, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. У детей с церебральным параличом этому в значительной степени способствует воспитание по типу гиперопеки, которое ведет к подавлению естественной активности ребенка, его стремления к самостоятельности; в результате у ребенка постепенно начинают закрепляться ощущение зависимости от взрослых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.
Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с ДЦП представляет собой сочетание психического инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный вид описан в литературе как цереброастенический вариант осложненного инфантилизма(29). Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушениями внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Поведение данных школьников отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; характерной для этих школьников является склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, но и с их повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение у них крайне неустойчивое,, иногда проявляется с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто наблюдаются аффективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обстановке может, напротив, проявляться повышенная тормозимость.
У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимоотношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии их личности. Особенностью
школьного возраста является возникновение новой социальной потребности найти свое место в коллективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возникнуть различные эффективные реакции, проявляемые в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессивного поведения.
Взаимоотношения детей в коллективе зависят от многих факторов, прежде всего от особенностей характера, поведения, от прежнего опыта социального общения. В семье и в специальном детском саду к детям с церебральным параличом предъявляются другие требования, чем в школе. В школе уровень этих требований намного Возрастает, цереброастеническое состояние детей углубляется, и теперь они уже могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя, воспитателя, выносимые в отношении медлительности, недостаточной сформированности навыков по самообслуживанию, «грязного» письма и т.д., травмируют детей, вызывают у них отрицательной отношение к школе. Возникает конфликт между ставшей привычной самооценкой ребенка и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раздражительными, плаксивыми, иногда агрессивными. Аффективное поведение связано здесь с тем, что предъявляемые требования окружающих начинают превышать возможности детей. Все это вместе взятое порождает атмосферу постоянного недовольства педагога и воспитателя ребенком, приводит к возникновению у последнего чувства неполноценности.
Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом относится к так называемому органическому инфантилизму,описанному отечественными психиатрами (29)
В основе органического инфантилизма — сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятельности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.
Проявления органического инфантилизма чаще наблюдаются при атонически-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной деятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности.
Эмоционально-волевые расстройства при ограниченном инфантилизме характеризуется большой дисгармонией. Наряду с чертами «детскости», повышенной внушаемость, несамостоятельностью, наивностью суждений для этих детей характерными являются склонность к «расторможению» влечений, недостаточно высоко развитая критичность; элементы импульсивности сочетаются у них с проявлением инертности.
Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них неадекватно завышены; отсутствует и адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов окружающей среды у этих детей наблюдается формирование склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию, некритичны к себе и своему поведению.
Таким образом, формирование личности детей с церебральным параличом связано, как с ранним органическим поражением мозга, так и с особенностями их воспитания и окружения. Специфика ДЦП определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений. При более тяжелых формах заболевания, когда ребенок длительной время нуждается в уходе и помощи со стороны взрослых и у него бывают резко ограниченными социальные контакты, предметно-манипулятивная деятельность, отклонения в развитии личности по типу осложненного психического инфантилизма проявляются в более выраженной, форме.
Специфика двигательного поражения, связанная с вовлечением в патологический процесс различных мозговых структур, также, оказывает определенное внимание на особенности развития личности детей с церебральным параличом. Так, при спастической диплегии наиболее часто наблюдаются проявления невропатической формы осложненного психического инфантилизма с преобладанием тормозимости, повышенной пугливости, неуверенности в своих силах. При осложненных формах спастической диплегии, когда пораженными бывают как корковые отделы двигательного анализатора, так и подкорковые структуры, а также при гиперкинетической форме заболевания с преимущественными поражениями подкорковых мозговых структур, преобладает цереброастен