Нарушение развития личности ребенка в семье

Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей
Влияние семейных отношений на
психическое развитие детей.
Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.
Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.
Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.
Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.
• Авторитарный.
Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.
• Гиперопека.
Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.
• Гипоопека.
Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.
У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.
• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).
В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».
Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э
• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.
Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания, поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.
Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.
Источник
Создание
гармоничных отношений, благополучного
психологически комфортного климата в
семье должно стать первой задачей
супругов и родителей, так как без этого
невозможно формирование здоровой
полноценной личности ребенка. Отклонения
в семейных отношениях негативно влияют
на формирование личности ребенка, его
характера, самооценки и других психических
качеств личности; у этих детей могут
возникать различные проблемы: состояние
повышенной тревожности, ухудшение
успеваемости в школе, трудности в
общении и многие другие. Влияние семьи
на формирование личности ребенка
признается многими педагогами,
психологами, психотерапевтами,
психоневрологами.
Потребность
в общении появляется у ребенка с первых
дней жизни. Без достаточного удовлетворения
этой потребности ущербным становится
не только его психическое, но и физическое
развитие.
Прекращение
детско-родительского контакта на
длительное время нарушает естественное
формирование многих качеств
детей.
Оптимальные возможности для
интенсивного общения ребенка со
взрослыми создает семья как посредством
его постоянного взаимодействия с
родителями, так и посредством тех
связей, которые они устанавливают с
окружающими (родственное, соседское,
профессиональное, дружеское общение
и т.п.).
Существенное
влияние на ребенка оказывает
согласованность либо наоборот
дезорганизованность супружеских
отношений (и первое, и второе может быть
свойственно любому типу семьи). Имеются
данные, согласно которым неблагополучная
семья негативно влияет на познавательную
деятельность ребенка, на его речевое,
интеллектуальное, личностное развитие.
Установлена закономерность, согласно
которой дети, воспитанные в конфликтной
семье, оказываются плохо подготовленными
в семейной жизни, а браки, заключенные
выходцами из них, распадаются гораздо
чаще.
Конфликтная атмосфера в семье
объясняет ту парадоксальную ситуацию,
когда «трудные» дети растут в семьях
с хорошими материальными условиями и
относительно высокой культурой родителей
(в том числе и педагогической) и, наоборот,
когда в плохо обеспеченных семьях у
родителей с низким образованием растут
хорошие дети. Ни материальные условия,
ни культура, ни педагогические знания
родителей зачастую не способны
компенсировать воспитательную
неполноценность стрессовой, напряженной
атмосферы семьи.
Аномалии
в психическом и нравственном развитии
ребенка, возникающие в условиях
неблагополучных семейных отношений,
не есть следствие только их. Они могут
возникать под влиянием целого ряда
побочных, сопутствующих социальных
явлений, которые нередко становятся
причиной самой конфликтности либо
действуют на нее в качестве катализаторов
(отрицательные ориентации родителей,
их низкая духовная культура, эгоизм,
пьянство и т.п.).
Эмоциональное
состояние родителей остро воспринимают
дети любого возраста. Там, где
взаимоотношения родителей искажены,
развитие детей идет с отклонением от
нормы. В таких условиях омрачаются или
даже утрачиваются представления о
светлых идеалах любви и дружбы, которые
человек усваивает в раннем возрасте
на примере самых близких людей — отца
и матери. Кроме того, конфликтные
ситуации ведут к тяжелым психическим
травмам. В семьях с ненормальными
отношениями супругов более чем в два
раза чаще встречаются дети с аномалиями
психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях,
где родители конфликтовали между собой,
заметно возрастает массивность
невротических реакций. Духовное развитие
ребенка во многом зависит от контактов,
которые устанавливаются между родителями
и детьми. Влияние отношений родителей
к детям на особенности их развития
носит многообразный характер. Получено
достаточно убедительных доказательств
того, что в семьях с прочными, теплыми
контактами, уважительным отношением
к детям у них активнее формируются
такие качества, как доброжелательность,
способность к сопереживанию, умение
разрешать конфликтные ситуации и т.п.
Им свойственно более адекватное
осознание образа «Я», его целостность,
а, следовательно, и более развитое
чувство человеческого достоинства.
Все это делает их коммуникабельными,
обеспечивая высокий престиж в группе
сверстников.
Существуют
варианты взаимоотношений, мешающие
нормальному развитию личности ребенка.
1.
Авторитарное отношение родителей к
детям, при котором формирование нужных
качеств затрудняется и искажается.
Многие
исследователи приходят к выводу, что
особенности взаимосвязи родителей и
детей закрепляются в их собственном
поведении и становятся моделью в их
дальнейших контактах с окружающими.
Отношение
родителей, которое характеризуется
отрицательной эмоциональной окрашенностью,
ранит и ожесточает ребенка. Поскольку
детское сознание склонно к односторонним
выводам и обобщениям в силу ограниченности
жизненного опыта, постольку у ребенка
возникают искаженные суждения о людях,
ошибочные критерии их взаимоотношений.
Грубость или равнодушие родителей дают
ребенку основание считать, что чужой
человек причинит ему еще больше
огорчений. Так возникают чувства
неприязни и подозрительности, страх
перед другими людьми.
Формирование
личности ребенка происходит как под
непосредственным влиянием объективных
условий его жизни в семье (семейных
отношений, структуры и численности
семьи, примера родителей и т.д.), так и
под воздействием целенаправленного
воспитания со стороны взрослых.
Воспитание активизирует процесс
освоения ребенком общественно необходимых
нормативов поведения, оказывает
серьезное влияние на его способности
к восприятию стихийных воздействий
окружающей Среды, стимулирует усвоение
положительного примера.
Успех
сознательной воспитательной деятельности
взрослых зависит от многих обстоятельств.
Она становится эффективной в том случае,
если осуществляется не в отрыве от
реальной жизни родителей, а находит
свое подтверждение в ней. Влияние на
семейное воспитание оказывает духовная
культура родителей, их опыт социального
общения, семейные традиции. Особая роль
принадлежит психолого-педагогической
культуре родителей, которая дает
возможность сузить тот элемент
стихийности, свойственный семейному
воспитанию в большей мере, чем любой
иной его форме.
Личностной
особенностью младших школьников может
стать тревожность. Высокая тревожность
приобретает устойчивость при постоянном
недовольстве учебой со стороны родителей.
Допустим, ребенок заболел, отстал от
одноклассников и ему трудно включиться
в процесс обучения. Если переживаемые
им временные трудности раздражают
взрослых, если родители все время
говорят ребенку о том, что он не сможет
наверстать упущенную программу, у
ребенка возникает тревожность, страх
отстать от одноклассников, остаться
на повторное обучении, страх сделать
что-то плохо, неправильно. Тот же
результат достигается в ситуации, когда
ребенок учится достаточно успешно, но
родители ожидают большего и предъявляют
нереально — завышенные требования.
Из-за
нарастания тревожности и связанной с
ней низкой самооценки снижаются учебные
достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к ряду
других особенностей:
·
желанию бездумно следовать указаниям
взрослого;
·
действовать только по образцам и
шаблонам;
·
боязни проявить инициативу;
·
формальному усвоению знаний и способов
действий;
·
боязнь идти к чему-то новому;
·
браться за новое дело;
·
ставить перед собой какие-либо цели и
добиваться их.
Взрослые,
недовольные падающей продуктивностью
учебной работы ребенка, все больше и
больше сосредотачиваются на этих
вопросах в общении с ним, что усиливает
эмоциональный дискомфорт.
Получается
замкнутый круг: неблагоприятные
личностные особенности ребенка
отражаются на его учебной деятельности,
низкая результативность деятельности
вызывает соответствующую реакцию
окружающих, а эта отрицательная реакция
в свою очередь, усиливает сложившиеся
у ребенка особенности. Разорвать этот
круг можно, изменив установки и оценки
родителей. Родители, концентрируя
внимание на малейших достижениях
ребенка, не порицая его за отдельные
недочеты, снижают уровень его тревожности
и этим способствуют успешному выполнению
учебных заданий.
1.
Демонстративность — особенность
личности, связанная с повышенной
потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Источником демонстративности
обычно становится недостаток внимания
взрослых к детям, которые чувствуют
себя в семье заброшенными, «недолюбленными»
[6]. Но бывает, что ребенку оказывается
достаточное внимание, а оно его не
удовлетворяет в силу гипертрофированной
потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования к взрослым
предъявляются не безнадзорными, а
наоборот, наиболее избалованными
детьми. Такой ребенок будет добиваться
внимания, даже нарушая правила поведения.
(«Лучше пусть ругают, чем не замечают»).
Задача взрослых — обходиться без нотаций
и назиданий. Как можно менее эмоционально
делать замечания, не обращать внимание
на легкие проступки и наказывать за
крупные (скажем, отказом от запланированного
похода в цирк). Это значительно труднее
для взрослого, чем бережное отношение
к тревожному ребенку.
Если
для ребенка с высокой тревожностью
основная проблема — постоянное неодобрение
взрослых, то для демонстративного
ребенка — недостаток похвалы.
3.
«Уход от реальности» [6]. Наблюдается в
тех случаях, когда у детей демонстративность
сочетается с тревожностью. Эти дети
тоже имеют сильную потребность во
внимании к себе, но реализовать ее не
могут благодаря своей тревожности. Они
мало заметны, опасаются вызвать
неодобрение своим поведением, стремятся
к выполнению требований взрослых.
Неудовлетворенная потребность во
внимании приводит к нарастанию еще
большей пассивности, незаметности, что
затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности
детей, проявлении внимания к результатам
их учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их
развития.
В
кризисном состоянии почти всегда
кажется, что ничего нельзя изменить.
Даже если это действительно так, то все
одно выход есть — человек способен
изменить свое отношение к тому, что
случилось.
Поскольку
успех в решении сложной жизненной
ситуации зависит прежде всего, от самого
человека. Рассмотрим отношения ее к
собственным возможностям решить
конфликт, преодолеть напряженность,
уменьшить тревогу. Прежде всего,
определимся с пониманием понятия
«самореабилитация».
Реабилитация
в личностном контексте — это активизация
функций конструктивно-положительного
приспособления к социуму после
преодоления сложной жизненной ситуации.
Это восстановления на более высоком
качественном уровне, если человек
становится способным конструктивнее
одолевать трудность, чем к началу
психолого-реабилитационных влияний.
В
отличие от реабилитации как профессиональной
помощи человеку, который попал в
жизненную кризисную ситуацию,
самореабилитация направлена на
самостоятельную работу человека с
собою в сложных жизненных обстоятельствах,
которые нельзя назвать еще кризисными.
Самореабилитация — это самопомощь в
продуктивном преодолении внутренних
и внешних препятствий, выходе из
затруднительного положения, возвращение
во временно утраченную траекторию
жизненного пути [12].
Такая
психологическая помощь оказывает
содействие раскрытию субъективного
потенциала человека, стимулирует
самостоятельные поиски внутренней
целостности, гармоничности, новых
возможностей саморазвития,
самоосуществление, облегчает разработку
индивидуальных стратегий преобразования
проблемной ситуации, устаревшего,
хронического конфликта, болезненного
состояния на этапы личностного
взросления, приближение к себе, к
собственной сущности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Светлана Гнилицкая
Консультация «Роль семьи в развитии гармоничной личности ребенка»
Никто не станет оспаривать постулат о том, что семья является основой развитии личности ребенка, именно здесь закладываются все основные представления о социуме, в котором малышу предстоит жить. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка настолько высоко, что было бы крайне неосмотрительно полностью передоверять эту функцию воспитателям и педагогам.
Семья – это основа в развитии личности ребенка, именно в семье закладываются основные представления о социальном мире, в котором предстоит жить ребёнку. Влияние отношений внутри семьи на формирование личности ребенка столь высоко, что было бы опрометчиво полностью возлагать эту функцию педагогам и воспитателям [1, с. 7].
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и, ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», — писала С. А. Блохина [2, с. 11].
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.
Детско-родительские отношения занимают важную роль в целостности семьи. Влияние на развитие личности ребенка семьи очень длительно, ведь отношения родителей и детей непрерывны и в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям они меняются. На контакт с ребёнком влияет эмоциональное отношение родителей — наличие любви, а ответное отношение ребенка — привязанность и иные возникающие эмоции и чувства. Детско-родительские отношения обычно ставятся выше других межличностных отношений и всегда имеют огромное значение для двух сторон. Особенности этих отношений зависят от того, насколько вовлечены в них родители, насколько удовлетворяют потребности ребёнка, уделяют ему внимание ребенку, от методов воспитания, способов общения, разрешения конфликтов, от степени предоставления самостоятельности ребёнку и контроля, а также системности в воспитании [3, с. 24].
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:
-диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью;
-опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома;
-мирное сосуществование – позиция родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;
-сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество [6, с. 29].
Согласно другой, более традиционной классификации, существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.
При демократическом стиле взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем [2, с. 17].
Негативное влияние внутрисемейных отношений на формирование гармоничной личности ребенка может возникнуть по различным причинам:
— нереализованные личные потребности, например, получения высшего образования или желаемой работы, вследствие рождения и воспитания ребенка, значительные ограничения общения, лишение сна и отдыха из-за необходимости ухода за младенцем;
-неадекватное восприятие родителями образа ребенка и преувеличение его недостатков или приписывание несуществующих. В этом случае, родители переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к родному ребенку;
-нарушение любви родителей может произойти в результате психической травмы, например, если рождение младенца или первые месяцы после рождения совпали с какими – либо трагическими событиями или утратой близкого. В этом случае все связанное с малышом, и он сам становятся напоминанием о неприятном событии;
-неадекватное отношение родителей к своему ребёнку может возникнуть у инфантильных, невротических, с эмоциональными расстройствами личностей ис патологическими чертами характера людей;
-родители могут поменять отношение к своему ребенку, если по мере роста и развития ребенок становится более активным, порывистым, недисциплинированным, хотя это иногда может быть следствием дефектов воспитания или особенностей темперамента. Родители начинают воспринимать противоположность качеств ребенка как признак слабости, задержки психического развития, незрелости, ведь ребенок не хочет становиться взрослым, т. е. таким, как сами родители. В данном случае следует понять причину разногласий в общении и расхождений в темпераменте, а также признать индивидуальность ребенка и его право быть самим собой;
-нарушение родительской любви часто может возникнуть при проблемах в супружеских отношениях и неудовлетворенности браком [9, с. 4].
Американская писательница Э. Галински, автор многих книг по воспитанию детей, выделяет в детско-родительских отношениях шесть стадий. Каждая, из которых оказывает большое влияние на ребенка, для которого семейные отношения являются залогом будущего психического здоровья.
1. Стадия формирования образа ребенка. Эта стадия начинается с момента зачатия и является основной для выработки родительской позиции. Она становится основой для влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка, а также представлений об образце родителей, воспитании ребенка и способах взаимодействия с ним.
2. Стадия выкармливания младенца. Данная стадия продолжается от рождения и до конца первого года жизни младенца. Члены семьи учатся взаимодействию, и хотя в этот период минимально развитие личности ребенка, между родителями вырабатывается привязанность, распределяются роли в семье и формируется структура семейных ценностей.
3. Стадия авторитета. Продолжается со 2-го по 5-й годы жизни малыша. Родители обучают своего ребенка общению, многим навыкам, правилам поведения в обществе и семье. В этом периоде родители дают первые оценки своей воспитательной деятельности.
4. Стадия интерпретации. Приходится на период младшего школьного возраста ребенка. В этой стадии пересматриваются подходы родителей к воспитанию, а также функции семьи в развитии личности ребенка.
5. Стадия взаимозависимости. Совпадает эта стадия с подростковым возрастом ребенка. В этот период максимально влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. Родителям приходится считаться с самостоятельностью и независимостью ребенка, в связи с этим в семье происходит изменение структуры власти. В этот период родители становятся для подростка либо партнерами и старшими друзьями, либо между ними возникают конфликты и противоборство.
6. Стадия расставания. Родители понимают, что их дети выросли, стали независимыми, самостоятельными и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь, оценивают результаты своей воспитательной деятельности и определяют то, какими они были родителями [5, с. 64].
Родители с безусловной любовью проходят через все шесть стадий воспитания ребенка. Взрослые не могут пройти первые три стадии детско-родительских отношений в семьях с нарушенными отношениями, а значит, не смогут перейти к последующим. В этих семьях ребенок не получает истинной любви, находится в постоянном нервно-психическом напряжении, не может полноценно развиваться как личность, и вследствие этого часто заболевает.
В психологии разделяют понятия отцовской и материнской любви, потому как они различаются по содержанию, происхождению и особенностям проявления. Этому посвятили свои труды всемирно известные психологи прошлого века — Э. Фромм и А. Адлер. Отец в семье оказывает влияние на социализацию личности ребенка как источник норм и правил, он имеет право требовать и контролировать их исполнение. Именно по этой причине дети старшего и подросткового возраста более спокойно воспринимают наказание от своего отца, чем от матери. Также роль отца в воспитании включает поощрение активности ребенка, которая направлена на освоение нового, достижение успехов, получение знаний. Это помогает ребенку становиться самостоятельным, развиваться и преодолевать комплекс неполноценности. Отец должен для этого показывать своим примером, как ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать трудности, находить способы выхода из сложных ситуаций.
Мать же учит ребенка любви и умению проявлять заботу к другим. Наказание от нее ребенок всегда воспринимают как враждебность, отторжение и проявление нелюбви. Мать играет значительную роль в формировании у ребенка чувства осознания себя в этом мире, принадлежности к социуму. Именно от матери ребенок ждет безусловной любви, заботы и нежности, от нее он усваивает модели определенного поведения в обществе и семье. Взаимоотношения с матерь влияют на формирование его дружеских и других связей. Между тем мама не должна сосредотачиваться на ребенке полностью, так как другая социальная деятельность и отношения с другими членами семьи имеют большое значение.
На взаимоотношения между родителями и детьми влияют разные факторы, такие как возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности отношений между супругами тоже оказывают воздействие на отношение супругов как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в мире и согласии, то отец в полной степени занимается воспитанием детей, он способствует развитию женских качеств и поведения у дочери, а сыну помогает вырабатывать ответственность, мужество, настойчивость, самостоятельность. Если между супругами нарушена гармония, то между всеми членами семьи могут появиться различные противодействующие группировки, например отец, настраивает сына против матери или мать и дочь объединяются против отца. Семейные конфликты влияют на ребенка настолько сильно, что дети часто страдают от неврозов и недостатка любви [7, с. 19].
Нарушение отношений между супругами может вызвать у одного из родителей к ребенку противоположного пола эмоциональную холодность. Случается, так, что в сыне/дочери один из родителей ищет недостающие качества своего супруга. Например, мать в сыне ищет опору и поддержку, в итоге начинает требовать от него слишком многого, возлагать на него огромную ответственность и при этом лишает ребенка детства.
В семье, где воспитываются несколько детей, отец обычно больше уделяет внимания старшему ребенку. Он ожидает от него значительных успехов и связывает с ним свои надежды. Мать же чаще более привязана к младшему ребенку, делает ему поблажки, относится более снисходительно, случается, что и потакает во всем. Влияние этих серьёзных ошибок воспитания, может оказать огромное воздействие на развитие личности ребёнка.
Для родителей в принятии ребенка особое значение имеет его послушание. Обычно при сформированной позиции отца в семье ребенок растет дисциплинированным. В проблемных семьях и чаще растут дети с трудным характером, часто отвергаемые матерями. Это становится причиной конфликтов и психосоматических болезней, а также вносит определенные коррективы в семейные отношения.
Для здоровья ребенка крайне важны авторитет родителей и сохранение в доме гармоничных отношений. В семье ребенок перенимает опыт родителей, наследует их особенности характера и модели поведения. Для срабатывания данных механизмов социализации имеет большое значение авторитет родителей[4, с. 9].
Авторитет может быть:
• формальным, который зависит только от роли;
• функциональным, связанным с опытом родителей и их компетентностью;
• личным, который основан на личностных качествах [9, с. 12].
В семьях, где слишком часты конфликты, их влияние в итоге оказывает решающее значение на формирование личности ребенка, при этом родительский авторитет неизбежно падает.
В семье на авторитет родителей влияют особенности и частота общения с ребенком, умение понимать его и помогать решать проблемы, волнующие ребенка, проявление интереса к его делам, стремление к развитию отношений. Главной шибкой родителей является попытка завоевать авторитет ребенка с помощью подкупа, высокомерия и притеснения,
Таким образом, родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательн?