Народные игры в развитии ребенка

Валентина Корсакова
Значение народных игр в воспитании дошкольников

«Значение народных игр для детей дошкольного возраста«

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. Нельзя забывать, что игра является важным средством воспитания. Она — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Рассмотрим понятие «русские народные игры». Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают интерес к народному творчеству.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе.При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих.

Место для проведения игр.

Количество участников игры.

Наличие инвентаря для игр.

В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Читайте также:  Центр тренингов и развития золотой ребенок

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок.

Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого –либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а так же элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Итак, мы охарактеризовали детей дошкольного возраста, дали понятие игра, познакомились с историей возникновения народных игр, рассмотрели классификацию и типологию народных игр. Можно сделать вывод, что народные игры важны в жизни ребёнка. Они разнообразны и интересны детям. Поэтому их использование в дошкольном детстве необходимо.

Многие народные игры мы применяем в своей практике. Играем с детьми во время прогулки, в свободное время, а также не исключаем народные

игры в дни, когда музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирались игры с менее активными действиями. Подвижные игры проводятся на улице во время прогулки, а в группе используем игры малой подвижности.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дошкольники стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а так же образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье.

Мы заметили, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как

Источник

Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль народных игр в развитии ребёнка

дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2317 москва

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Источник

Наталья Баженова
Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Нельзя забывать и нужно широко использовать народные подвижные игры. В них на протяжении многих поколений вырабатывался и ярко отражался весь образ жизни и дух народа, его быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В таких играх радость общения согласовывается с духовным обогащением детей.

В народных подвижных играх хорошо развиваются и закрепляются ловкость, быстрота, а также такие физические действия, как прыжки, бег, метание и т. д.

По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой стадии развития.

В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора. Они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной практики определилось их содержание, были сформулированы правила. Создавались и новые игры, преследующие специальные педагогические цели.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию детей дошкольного возраста, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимается, прежде всего, сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. Ушинский К. Д. писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Процесс игрыприводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется

Картотека игр «КУБАНСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

1. «Кауны»

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож» засыпает,дети направляются к бахче со словами:

Крадем, крадем кауны,

Деда не боимся

Дед нас палкой – мы его каталкой.

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

2. «Гонка свинки».

Цель. Развивать ловкость, сноровку, точность движений.

Ход игры. В игре участвуют две команды, расположенные в длинную линию друг против друга. Начинают гнать «свинку» (деревянный шар) из центра по прямому направлению в противоположные стороны к двум конечным пунктам. Каждая команда старается поскорее прогнать свою «свинку» к своему пункту.

3. «Горю – горю пень».

Цель. Развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.

Ход игры. На определенном месте стоит ребенок, изображая собою пень. Сзади него становятся дети парами, взявшись за руки. «Горящий пень»громко произносит: «Горю – горю пень». При последних словах, пара разрывает руки и бежит с двух сторон пня к определенному месту, где она снова соединяется. Пень тоже срывается с места и старается поймать кого-либо из бегущих.

4. «Бой петухов».

Цель. Развивать сноровку, ловкость.

Ход игры. Дети делятся на пары и становятся на расстоянии 3-5 шагов.Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Если кто-то теряет равновесие и становится на землю двумя ногами, то он выходит из игры. Дети перед началом договариваются, как они будут держать руки (на поясе, за спиной, скрестив руки перед грудью или держать руками колено согнутой ноги). Играющие должны приблизиться друг к другу одновременно, а руками толкать противника нельзя. Победители из разных пар могут объединиться и продолжить игру.

5. «Брыль».

Цель. Развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль (соломенная шляпа с высокими полями) и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр – ведущий он, если не успел – выходит из игры.

6. «Тополек».

Цель. Учить действовать в соответствии справилами.

Ход игры.В игре участвуют: ведущий – «тополь», игроки – «пушинки», 3игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки», за кругом, на любом расстоянии.Ведущий:

На Кубань пришла весна,

Распушила тополя.

Тополиный пух кружится,

Но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!

После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т. е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они не досягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

7. «Подсолнухи».

Цель. Развивать наблюдательность.

Ход игры. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял.Считает ведущий:

Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит не моргая.

Земледелец не зевай, перемены отгадай!

8. «Горшок».

Цель. Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.

Ход игры. Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий _ изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев»и спрашивает:

— Почем горшок?

Хозяин отвечает:

— По денежке.

— А он не с трещиной?

— Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку»пальцем и говорит:

— Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки,напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин» а опоздавший – водящий.

9. «Селезень и утка».

Цель. Развивать сноровку, умение проговаривать слова игры.

Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку».Стоящие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень,

Девятая – утка,

Десятая – гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

Источник