Народное пение и развитие ребенка

Народное пение и развитие ребенка thumbnail

Виктория Попова
Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением взглядов на историю России.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно- декоративного искусства.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. ,– это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Народ существует, пока существует его язык и значит судьба народа – это судьба языка. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Поэтому я поставила перед собой задачу – показать детям красоту русского языка, через устное народное творчество, выраженное в народных песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; поэтапно формировать интерес к песенному фольклору и обогащению словарного запаса детей.

Гипотеза: считаю, что грамотно организованная система, составленный перспективный план будут способствовать сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности, эмоциональной сферы и развитию певческих навыков, через детский музыкальный фольклор.

Принимая во внимание важность проблемы и опираясь на теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение практического опыта позволило мне в своей работе поставить цель:

Создание педагогических условий для формирования общечеловеческих нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

1. Выявление особенностей развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством слушания, восприятия, исполнения народной песни.

2. Построение системы педагогической работы по развитию певческих навыков у детей старшего возраста, посредством слушания и восприятия, а также регулярной проверке соответствия данной системы реальным достижением.

3. Выбор наиболее адекватных методов работы с детьми, отбор содержания обучения с учетом возрастных особенностей детей, подбор репертуара.

4. Реализацию помощи детям осуществлять на основе принципа, комплексной работы с детьми и преемственности в работе с воспитателями ДОУ, с родителями.

Одним из принципов ФГОС ДОУ является возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития). В связи с этим мы обязательно должны учитывать физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Большое значение для фольклорного творчества детей, для музыкального мышления имеют механизмы голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого ребенка, его одаренность. Друг с другом, взаимосвязаны голосовой аппарат и музыкальный слух, определяющий звуковысотность мелодической линии. От певческого регистра и диапазона зависят как вокальные возможности ребенка, так и репертуарные.

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Гортань с голосовыми связками в два – два с половиной раза меньше гортани взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие, а звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень легкий, несильный, но часто звонкий. Уже в дошкольном детстве голоса детей делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие. Каждый из них, характеризуется присущей ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазонами. (Примарный диапазон – это небольшая часть, полтора-два тона, общего диапазона певческого голоса).

Свою работу я начала с отбора детей для обучения их народному пению, я оцениваю ребенка не столько по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам к этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство. Я провела диагностику детей и получила следующие результаты:

Детское музыкальное интонирование

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Пение является основным средством музыкального воспитания. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Пение оказывает большую помощь в развитии речи у детей. Владение певческим голосом – результат специальной и очень тонкой работы по его постановке.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике, в то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Музыкальное воспитание, связано с пением, где главным образом идет работа над чистотой интонации, над дикцией и выразительностью исполнения.

Известно, что детям свойственна подражательность, и, если взрослый говорит или поёт громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с анатомическими особенностями певческого аппарата детей дошкольного возраста.

Поэтому необходимо заниматься постановкой певческого голоса в пределах примарного диапазона каждого из типов голоса. Затем, после укрепления голоса, он ведется вниз и только потом – вверх.

Направления и задачи при обучении фольклорному пению в детском саду

В детском саду знакомство с музыкальным фольклором я осуществляю на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Это вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство неуверенности, страха, беспокойства, тревоги.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, обязательно систематическое вокальное воспитание. Роль упражнений и их систематизация развивает самостоятельность, творчество в пении, музыкальный слух.

При обучении детей сольному, ансамблевому, хоровому народному пению большое значение имеет точная ориентация на возраст детей, так как воспитывать и приобщать к народной музыке нужно начинать с трех-четырех лет.

Читайте также:  Ребенок с 2 до 3 лет эмоциональное развитие

Опираясь на опыт таких педагогов как: Н. А. Метлов, Е. С. Марков, И. П. Павлов; педагогов фольклористов – С. Г. Виноградов, Г. М. Науменко, В. Н. Сорока-Росинский я выбрала работу с детьми по развитию певческих навыков, сформулировав такие задачи и направления:

1. Подготовительный период – составление плана обшей работы, состоящий из таких разделов: специально организованное обучение; совместная работа воспитателя, музыкального руководителя с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей; совместная работа с родителями; подбор репертуара.

2. Психологическая подготовка.

3. Ознакомление с народной музыкой. Детский фольклор.

4. Воспитание навыков пения без сопровождения.

5. Музыкально – образовательная работа.

6. Общая вокально-хоровая подготовка.

7. Показательные выступления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При обучении детей народному пению, большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления. Оно позволяет определить критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытие таланта; также позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так для овладения фольклорным интонированием и для успешной музыкальной исполнительской деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание навыками и умениями. Какую бы музыкальную одаренность не имел ребенок, но если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыкам, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.

Сложность обучения детей традиционным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. В старину специально не учили детей народным песням. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляя праздники и обряды с бесчисленным количеством песен, играли свадьбы, и цепкая детская память фиксировала все легко и точно. Проходило время, и подросший ребенок органично вписывался в мир взрослой жизни, взрослых песен. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад – и прервалась цепочка из устной, непосредственной передачи традиционного песенного искусства. Необходимо найти пути преодоления этого разрыва. И здесь очень важны вклады традиционных певческих очагов, где продолжает бытовать традиционное искусство. Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить и освоить её основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье.

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но и с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребёнка со взрослым и, самое страшное – с родителями,– наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои!

Источник

С. Громов
Старые и новые методы постановки голоса.
Правильное дыхание. Речь и пение.

Ни в одной области, кажется, нет такого хаоса мнений и разнообразных методов, как в школах пения. Методов пения очень много! Есть итальянский, французский, немецкий, русский — это все главные методы. В каждом из них есть еще разветвления.
Каждый профессор пения имеет свой собственный метод преподавания, основанный на “секрете постановки голоса”. Сколько на свете профессоров пения, столько же и методов преподавания, столько же и секретов.
Есть школы постановки на различных видах дыхания: школа высокого дыхания, грудного дыхания, бокового дыхания и диафрагмального дыхания.
Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Все учителя пения и ученые, инстинктивно чувствуя, что здесь лежит секрет постановки голоса, ищут разъяснения секрета правильного дыхания и как правильно пользоваться им.
Физиологи вообще долго или совсем оставляли в стороне вопрос о дыхании, или же касались его весьма поверхностно, говоря о нем лишь вскользь и не указывая самого способа.
Благодаря невозможности контроля знаний преподающих пение, уроки пения дают все, кому не лень.
Вокальная школа в своих блужданиях не стремится найти целесообразность явлений природы, а старается переделать эти явления на свой лад.
В литературе вокального искусства большинство книг, трактующих, носит громкое название “Школа пения, руководство к изучению пения”, “Речь и пение”. Школы, руководства, теории и т.д. принадлежат перу профессоров пения. Большинство, посвятивших себя изучению пения, надеются найти в них то, что обещало название книг, но, к своему удивлению, читатель не находит в них обещанного.
Все, сказанное в них, неясно, туманно, запутано, без доказательств.
Ученики часто не имеют ясного представления об устройстве голосового аппарата и о том механическом процессе, при помощи которого получается звук, не умея правильно и легко владеть своим голосом, поют в хоре с этим существенным недостатком, в результате чего голоса становятся слабыми, надорванными, рано спадающие, а, зачастую, даже более серьезные расстройства органов голоса, дыхания и здоровья.
Вот одна из причин того, что мы в настоящее время видим так мало хороших певцов с правильно поставленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непринужденно и легко.
В незнании голосового механизма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попыток стать искусным певцом, получить доступ к самому чувству, к самой душе слушателя, т.к. все это обуславливается естественностью голоса, на которой уже покоится задушевность, а с нею и все прочие приятные качества голоса, малейшая искусственность, манерность в пении лишают певца свободы. Знаменитые учителя пения (Франц Лампери и Эммануил Гарчна), давшие массу прекрасных певцов, заставляли своих учеников исполнять всевозможные трудности не ранее, чем те изучат основательно аппарат голоса, как музыкант прежде всего изучает механизм своего инструмента, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т.е. издавать тот или другой звук. Другими словами, ученик, прежде чем начать петь, должен как бы составить, собрать инструмент и только тогда можно на нем играть.
От умения хорошей сборки голосового инструмента зависит качество звука. Школа пения должна научить певца взять от своего голоса все луч-шее, на что способен голос. Эта школа должна быть основана на логических данных, подтвержденных наукою школы, она должна облегчать труд певца во время пения, что не может быть достигнуто усвоением (различных секретов пения) противоестественных приемов, часто грозящих не только потерей голоса, но и общему состоянию здоровья.

Источник

Народное пение — это естественное, открытое, с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанное на открытой, распевной и характерной речи.

Определение «естественное» исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и «открытый» голос. Народные певцы любой национальности поют в открытой и разговорной манере. Песня рождается на осознанные и прочувствованные слова, следовательно, изначально она имеет приоритет смыслового начала. Под определением «открытое» пение подразумевается полностью открытое — разговорное произношение гласных звуков. Это дает возможность открыть грудной резонатор и в полной мере реализовать его аккустику. Пение предусматривает округление и высокую позицию ( наличие «высокой певческой форманты») на всем протяжении диапазона, но при открытом произношении гласных. По мере движения голоса вверх, этот процесс приобретает все более энергичный и волевой характер. У поющего при этом появляется ощущение сужения звука, остроты головного резонирования и плотной, все понижающейся, опоры (давления звукового столба на низ живота).

Читайте также:  Развитие мозга ребенка упражнения видео

В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направленны на освоение основных навыков: закрепление правильной певческой установки, координации слова и звука, закрепление высокой позиции опоры звука на освоенном участке диапазона.

Певческая установка.

Певческая установка, почти в идеальном виде, образуется при позыве к зеванию. В этом положении мягкое небо поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Это, как известно, придает голосу блеск и полетность. Диафрагма опускается, раздвигая стенки брюшного пресса. При этом возникает ощущение давления (опоры) на живот, который заметно выпячивается вперед.

Певческая установка должна быть закреплена до автоматизма во время пения. Мягкое небо очень подвижно. Во время разговора или пения со словами оно может подниматься и опускаться в зависимости от формы звуков. Например, самое высокое положение мягкое небо принимает на узких гласных и, у. На широких гласных а, е — поднимается значительно меньше, в паузах опускается вниз. Это происходит непроизвольно, по наработанной привычке. Однако мы может поднимать его произвольно — достаточно вызвать рефлекс зевания.

Обобщая результаты наблюдений можно сделать вывод: пока не будет в открытом народном пении достигнуто отчетливое, ясное и распевное произношение слов, не будет хорошо звучать и голос. Поэтому мы начинаем обучение с распева речи.

В хорошей (распевной, отчетливой) разговорной речи все гласные звучат открыто и естественно.

Разговорная речь скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. В разговоре смысловая интонация сообщается протяженным интонационным посылом только на смысловых, ударных гласных, например: «ой да, заболе—ла моя голо—вушка». Неударные гласные почти не произносятся. Они, как бы, «съедаются».

Певческое дыхание.

Осваивая искусство пения, приходится переучивать, наработанную от рождения, автоматику дыхания и разговорной речи.

Голос человека может звучать только при наличии воздуха в груди, поэтому во время пения исполнитель осуществляет движение звукового потока, сознательно тормозя выдох и удерживая, как можно дольше, положение вдоха. При этом возникает ощущение напряжения — «опоры» в области диафрагмы. Опору необходимо удерживать постоянно. Поэтому в пении вдох — быстрый, а выдох медленный и постепенный. Чем прочнее и совершеннее опора, тем плотнее и ярче звучит голос, тем легче им управлять, недаром говорят, что искусство пения есть прежде всего искусство дыхания.

Наиболее целесообразный и экономичный тип дыхания — грудобрюшной или диафрагмальный. Он хорошо закрепляется, в ощущении, следующим упражнением: положите кисти рук (одна на другую) на область диафрагмы. Быстро и легко вдохните «в руки» и мысленно представляя огонь постепенно и длительно «раздувайте» его. Повторите несколько раз. Обратите внимание на напряжение в области диафрагмы и живота (ощущение «опоры»). Сделайте вывод, что во время вдоха диафрагма опускается, выдвигая живот вперед. Заметьте, что чем постепеннее вы «дуете на огонь», тем длительнее выдох. Оставляя небольшой запас грудного воздуха, подновляйте его быстрыми и короткими полувдохами и вы убедитесь, что долгое время, почти непрерывно и без усталости, можете «дуть на огонь». При пении механика та же, только подключаются голосовые связки. Смыкаясь, они регулируют выдох, создавая давление на грудной воздух сверху. Теперь можно с меньшими усилиями извлекать, вместо воздушной струи, длительный звук и воспроизводить протяжную мелодию.

Укрепление навыков дыхания — одна из важнейших задач в вокальном воспитании детей. Техника пользования дыханием — бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование.

Работа с детским голосом накладывает на учителя особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим, растущим организмом, очень хрупким и нежным голосовым аппаратом. Длина, ширина и толщина голосовых складок и жизненная емкость легких все время увеличиваются, расширяются полости резонанса (надставной трубы и груди). В силу этих обстоятельств в течение всего периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех своих основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону, продолжительности звучания и в регистрах. Все это протекает неравномерно, скачками.

Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество, физическое здоровье голосового аппарата. Отсюда первая и главная установка — не форсировать голосообразование, звук. Лучше сразу сконцентрировать внимание на правильных речевых навыках. Если родители, воспитатели и другие окружающие ребенка лица следят за культурой своей и его речи, она развивается естественно и правильно, отличается внятностью, выразительностью, логичностью, осмысленным отношением к содержанию, соблюдением правил орфоэпии, опорой «на дыхание», чистотой фонетики, распевности). В этом случае вокальное обучение будет протекать легче, свободнее.

Учитель обязан следить, чтобы занятия проходили с перерывами, продолжительность занятий не превышала 30-40 минут. Не злоупотреблять силой звучности, соблюдать удобную тесситуру и выполнимую длительность фраз.

Некоторые академические учителя пения боятся грудного резонирования у детей, которое они связывают с горловым, напряженным пением. Однако грудной регистр человеческого голоса является натуральным, то есть естественным и грудное резонирование наполняет его особыми, человеческими интонациями, придает сочность, благородство, обертоновую красочность звучания. Поэтому не надо боятся полноценного грудного резонирования. здесь важно только одно — неукоснительно соблюдать наличие в голосе высокой певческой позиции. Достигается же она головным резонированием возникающим в результате так называемого «зевка».

В системе навыков, необходимых для всех видов вокального искусства (и академического и народного), есть одна общая область, связанная с психофизиологией певческого процесса так такового, без знания которой невозможна никакая вокальная работа. Если не умеешь координировать работу всех органов голосообразующей системы, то не сможешь петь ни в какой манере.

Напомним несколько общих правил.

От положения корпуса зависит свобода и правильность работы внутренних частей голосового аппарата. Учитель тактично напоминает детям об этом, если замечает сгорбленную спину, бесформенно развалившуюся на стуле фигуру ребенка, гримасу при пении и т. п.

От навыков певческого дыхания зависит качество звука, его сила, тембр длительность, интонационная чистота: в коллективном пении — строй, хоровая звучность. Наиболее оптимальный — диафрагмальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий («в пояс») и является основой, на которой формируется смешанный тип дыхания, дающий возможность каждому певцу приспособиться к удобному для него состоянию вдоха, используя для этого все типы дыхания, кроме ключичного. Навыки певческого дыхания должны быть усвоены в детстве. Механизм дыхания можно представить в общих чертах так: при вдохе диафрагма (грудобрюшная мышечная перегородка) опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперед. Выдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать »дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние.

Читайте также:  Энциклопедия развития ребенка от года до трех лет

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления и плотности смыкания голосовых связок, брюшной пресс подается чуть вперед складок. Она регулируется работой дыхательного аппарата, в частности брюшным прессом. Под опорой голоса понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления. В народном пении для удержания на опоре открытого звука требуется большее подсвязочное давление. Поэтому обертоновое насыщение народного голоса происходит в большей мере за счет досвязочного давления, а академического — за счет вибрато.

Если в первый момент руководитель обращает внимание детей на то, куда брать дыхание («в пояс, в живот »), то в последующий момент внимание фиксируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его, обеспечивая по возможности длительное и плавное звучание. Первое время ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и, вбирая воздух одновременно через нос и рот, стараться в момент выдоха представить давление воздушного столба вниз (на диафрагму ) и ощутить тяжесть в животе, при этом брюшной пресс поддается чуть вперед. Существует немало упражнений, тренирующих мышцы, участвующих в дыхательном процессе . одно из них: проинтонировать слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга, при этом атака звука должна быть стремительной, сконцентрированной на одну точку — диафрагму, так как именно в этом месте ощущается опора звука . После его фиксации надо протянуть, продолжить звук на гласной «И» . В момент атаки певец чувствует своеобразный мышечный «удар» в область брюшного пресса и потом следит (по ощущениям ), как изменяется сила звука в зависимости от интенсивности мышечной работы дыхания: с увеличением давления воздушного столба на диафрагму усиливается звук и наоборот. Механизм дыхания, постепенно закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычные навыки, которые затем автоматизируются.

Певческий звук, как известно, возникает, в результате колебаний голосовых складок усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели, гортани, где помещаются голосовые складки, и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями, который служит для образования гласных и согласных звуков. Голосовые складки являются источником звука, их величина определяет тип голоса. А тембр звука изменяется благодаря резонансу полостей, которые расположены над гортанью (глоточная, ротовая, носовая и придаточные полости носа ).

Легкий «зевок», вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба. «Зевок» надо научится фиксировать и сохранять на протяжении всего пения. О нем всегда следует напоминать детям, пока он не станет рефлекторным. Определять его наличие можно по слуху: если пение тусклое, звук не летит, словно прижат, значит «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. В академическом и народном пении место «зевка» находится в разных точках мягкого неба: в народном — ближе к передним зубам, в академическом -чуть глубже. Окраска голоса подскажет верное месторасположение: она должна оставаться естественной для каждого конкретного голоса. При глубоком зевке звук народного голоса звучит задавленно, с глоточно — гортанным призвуком.

Вырабатывать правильный механизм голосообразования следует на динамике меццо-форте, поскольку начинающим легче соблюдать опору звука именно в этом динамическом режиме и лучше с примарного тона, где голос звучит более естественно.

Регистры детских голосов одинаковы с регистрами взрослых, то есть детские голоса имеют те же два основных регистра — грудной и головной. Тем не менее у детей довольно часто встречается микстовое (смешанное) звучание, что облегчает работу. Соединение регистров придает голосу акустическую объемность, полноценность, сочетание всех возможных обертонов. При воспитании детского голоса одинаково важными будут как выработка высокого головного звучания, так и соединение его с грудным регистром.

Овладение головным резонансом помогает упражнение — пение с закрытым ртом (на «М»), мычание. При этом следить, чтобы «дыхание всегда захватывало головные резонаторы» и голос звучал звонко и собранно. Упражнение помогает певцу найти точку головного резонирования.

К атаке звука следует подходить осторожно. С одной стороны, учителю надо каким-то образом активизировать пение начинающих заниматься им детей

и он просит активного начала; с другой стороны, это может спровоцировать форсировку, крик, пережим в пении.

Несколько советов по артикуляции и дикции.

У детей нередко артикуляционные движения вялы, их надо активизировать, тренируя органы артикуляционного аппарата — губы, язык, нижнюю челюсть. Для свободы движений рекомендуются упражнения на такие слоги, как «дай», «бра», «май», и т. п.. Подвижности языка способствует пение на слог «ля» вокальных упражнений, которые постепенно доводятся до быстрого темпа (конечно не в один урок!)

Вообще языку в народном пении отводится особое место, так как от его правильных действий зависит открытие гласных. Его положение во рту: лежит плоско на нижней части и по возможности действует с ней одним монолитом, упираясь в корни нижних резцов и образуя в этом местечке ямку, способствующую собиранию звука. Все гласные строятся языком именно в этом месте, на кончике (а не всем языком в целом). Действия языка быстрые, ловкие (для этого он должен быть подвижным), направленность действий — вперед и вниз, в корни зубов).

Открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку: ударные гласные открываются нижней челюстью, на которой лежит язык, безударные — только языком. Поскольку дети поют натуральными голосами нужно следить, чтобы пение не было плоским, «белым», то есть следить за округлением звука, за обязательным наличием высокой певческой позиции. Чтобы пение было кантиленным, надо учить детей переносить согласные, находящиеся в конце слога, в начало следующего. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно менее препятствовать звучанию голоса на гласных.

Специфика народной манеры пения заключается не только в открытом способе звукообразования, но и в особом складе вокального мышления певца. Если академист мыслит звуком, то народный певец словом, оно для него является главной заботой (чтобы его мысль, его дума дошла до людей), звук же при этом является как бы следствием слова, интонационным отражением его. Певец словно сказывает песню, а не вокализирует ее! Эта важнейшая специфическая черта народного пения должна быть всегда в поле зрения учителя.

Важно, чтобы процесс обучения народному пению носил творческий характер, школьники получали бы удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для самих себя певчески росли, расширяли бы репертуарный багаж, представления о глубине и многокрасочности русского песенного фольклора и как результат — формировали ценностные ориентации в огромном потоке современной музыкальной информации.

Источник