Народная игра и ее роль в развитии личности ребенка

Ольга Елизарова
Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста

Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и само качество, суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. По мнению В. М. Григорьева – собирателя, организатора и реставратора народной игры, играть стали не меньше, а хуже. «Качество игр стремительно падает, — пишет он. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа»

Проведенное недавно психологическое исследование в детских учреждениях показало, что на вопрос «Во что вы любите играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру; 4% назвали компьютерные игры; четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры и т. п., которыми они просто манипулировали. Большинство детей называли подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит и ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности.

Через игровые действия человек приближался к пониманию законов мироздания и даже пытался повлиять на их ход. Проигрывая важнейшие события (женитьбу, рождение ребенка, люди подготавливались к ним и заранее принимали в свою жизнь. Так исподволь облегчался переход от одного жизненного этапа к другому.

Обязательным было присутствие игр (настольных, подвижных, ролевых) в быту городских семей. Они помогали преодолеть монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

Игры современных детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. В этой ситуации обращение к народным играм — основе и первоначальному источнику игровой культуры в целом может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Традиционные игры занимают особое место среди разнообразия детских игр. Они проверены временем и основываются на интуитивно правильном понимании личности ребенка и его потребностей. Это позволяет им органично и непринужденно входить в жизнь детей.

С педагогической точки зрения народные игрыотличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе).

Традиционные русские игры несут в себе неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности. В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешать неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в устоявшиеся комплексы.

Детская игра защищает еще не окрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Ребенок не просто играет, а рассказывает окружающему миру о том, что его радует или беспокоит.

Несхожесть жизненных ситуаций, в которые попадают маленькие игроки, порождает многоцветие придумываемых ими игр. Конкретные впечатления или проблемы требуют своего решения. Но, кроме того, народная культура предлагает россыпь универсальных игр, подходящих любому ребенку для решения общедетских задач.

Во многих народных играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм (переворачивание, разбивание вещей, кражи и другие малопривлекательные поступки).

В первые годы жизни ребенок должен многому научиться. Одно из самых важных осваиваемых им умений — искусство жить среди других людей. Чем гармоничнее складываются отношения малыша с окружающими, тем более уверенным в себе он становится, тем больше радости получает от встреч с внешним миром. Чем шире контакты ребенка с окружающими, тем чаще он сталкивается с необходимостью подчинять свои сиюминутные желания существующим в общественной жизни правилам. Для маленького человека это не всегда легко. Игра дает возможность хотя бы иногда вести себя не так, как надо, а так как хочется, нарушая все запреты, не опорочив при этом свое поведение в реальности. Таким образом, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, снимается психическое напряжение.

В народных играх ребенок не только находит лазейку для нарушения правил, но и, в первую очередь, учится их соблюдению.

Трудно назвать традиционную игру, которая бы не подчинялась правилам. В одних — это описание хода игры или запрет на выполнение определенного действия, в других — развернутая система разрешений и запретов, трудно запоминающихся с первого раза. В сюжетно-ролевых играх главное правило — следование определенной ролевой линии по ведения и ролевой речи (побывав в разных ролях, ребенок, кроме того учится понимать и уважать других людей). Самое главное, что в игре ребенок сам учится справляться со своими желаниями. Он в этом личностно заинтересован. Не соблюдающего правила, в следующий раз уже не позовут в игру, а чем старше ребенок, тем большую роль в его жизни играют контакты со сверстниками. Так что постоянным и неослабевающим мотивом выполнения правил в итоге служит потребность в полноценном общении с другими детьми и ценность их общества.

В настоящее время начинает значительно переоцениваться роль интеллектуального развития дошкольников в ущерб эмоциональному становлению личности. При этом забывается, что здоровый, с интересом смотрящий на мир ребенок с успехом овладеет большинством интеллектуальных навыков и в более старшем возрасте. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее ощущает он себя в жизни. Источником насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения служат игры. Подавляющее большинство народных игр сопровождается: фейерверком эмоций, давая возможность играющим вдоволь нашуметься, набегаться и насмеяться.

В играх построенных на принципах хоровода физические взаимодействия не только помогают детям лучше познать свое тело, но и успешнее, чем многие слова воспитателя, формируют понимание того, что значит быть в группе и вне её, как важно крепко держаться за руки товарищей и, наоборот, при необходимости прорваться сквозь цепь ладоней. И что разговаривать можно не только словами, но и языком тела. Хоровод — один из самых древних народных обрядов. Хоровод возник как народный обряд, посвященный приходу весны и лета.

«. Всякий, — писал в середине прошлого века русский этнограф П. Сухонин, — кто говорит о русской музыке, о русской драме, о русской опере, даже о русском языке, должен сознавать важность значения русского хоровода как первообраза самобытного проявления русского искусства» [25.6]. Хороводные игры различны по правилам и, соответственно отличаются характером взаимодействия на играющих. Они сопровождаются общим весельем, быстрым движением по кругу и незаменимы после умственных нагрузок как возможность кардинально сменить род деятельности и обеспечить полную психоэмоциональную разрядку.

Любимы дошкольниками игры, в которых действие построено вокруг выбора одних детей другими. Выбор подтверждает, что ребенка, ценят как партнера и товарища, а в старшем дошкольном возрасте признание и одобрение со стороны окружающих уже чрезвычайно важны для поддержания положительного самоощущения.

Традиционные игры — не единственный способ разрешения педагогических проблем. Однако и обойтись без них человеку, желающему вырастить разносторонне развитого ребенка, невозможно. Это именно та, часто забываемая и скрываемая от невнимательных глаз основа, на которой построено большинство новейших и остромодных изысканий в области педагогики и психологии.

Источник

Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль народных игр в развитии ребёнка

дошкольного возраста

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.

Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Источник

Тазаян Арменуи Анна
«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

«Традиционные и народные игры в формировании и развитии личности детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Закладывается фундамент здоровья, а также все психические процессы, необходимые для дальнейшего развития.

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Русские народные игры дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, ценности культуры своего народа, знакомится с представлением таких важных жизненных качеств, как честь, смелость, мужество, отвага, ловкость, смекалка, находчивость, волю и стремление к победе. Веселые подвижные игры – доставляют ребенку не только массу положительных эмоций, но и обладают великой воспитательной силой.

Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника. Именно благодаря игре у детей формируются такие качества,как: находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, чувства юмора.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Игры, связанные с движением, развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т. д.

В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, часто движения сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Актуальность данной работы в том, что с игрой мы не только формируем и развиваем личность ребенка, но и храним память о традиционные народные русских играх, которые дают нам возможность узнать о прошедшей жизни народа.

К. Д.Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность,на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно впечатления, полученные в детстве, образуют фундамент для развития нравственных чувств ребенка.

Однако в наше время и родители, и педагогики уделяют недостаточно внимания использованию народных игр в образовательном процессе. Дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса, а в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры – ценнейшее средство духовно – нравственного воспитания личности ребенка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Объект исследования — формирование и развитие личности детей.

Предмет исследования — особенности воздействия традиционной народной игры на формирование и развитие личности детей.

Целью данного исследования является изучение влияния народной игры на гармоническое развитие детей.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал по проблеме исследования;

2) подобрать методиках исследования;

3) провести наблюдения в процессе игры за детьми;

4) провести анализ полученных данных и дать рекомендации.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Значимость данной работы состоит в том, что проведено было детальное теоретическое исследование проблемы и практические исследования по ней, где изучение подобных вопросов остро необходимо, но ранее было изучено недостаточно.

Глава 1. Теоретическое изучение традиционных народных игр в формировании и развитии личности детей

1.1. Природа и функции игровой деятельности. Народная игра как явление традиционной культуры

Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории, Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет разнообразные роли. Именно ролевое начало характерно для любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. Ф.О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы. Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же.». [8]

Сущность игры основывается на побудительных мотивах, которые вовлекают человека в игровое действо. «Положение, определяющее сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего, различных сторон действительности». [10 ]

Такими побудительными мотивами могут быть:

• Стремление к подражанию

• Стремление к состязанию

• Стремление к оказанию помощи

• Стремление к самоутверждению

• Стремление к соучастию

• Азарт

Игра на протяжении многих веков служила созидательным процессам. Человек, играя, познавал мир. Игра позволяла стимулировать обучение; способствовала регулированию нагрузки, снимая напряжение через релаксацию; игра помогала формировать моральные ценности; игра учила нормам поведения, помогала человеку лучше узнать себя, раскрыть свои творческие и человеческие качества. Можно в связи с этим выделить следующие функции игры:

Формирования навыков социального поведения

• Самореализации личности

• Коммуникативная функция

Развлекательная функция

• Функция самопознания

• Функция обучения

В игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры — он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра — наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э. Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры.

В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого.

В играх формируется и проявляется потребность ребенка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется личность в целом.

Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные, спортивные игры, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.

На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико. В играх из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передается нечто общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, рас и религий, ступеней культурного развития, что несет в себе общечеловеческие, историко-образовательные признаки. Универсальная интрига любой игры – победа над собой, наслаждение от этой победы. Недаром Ф. Шиллер считал, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Источник