Направленность личности ее роль в развитии ребенка

Развитие ребенка
Краткое содержание: Жизненный успех и психологические варианты направленности личности детей. Как вашему ребенку достичь жизненного успеха.
Выделяют
несколько основных психологических вариантов направленности личности
детей.
1. «Игровой» тип.
Для этих детей наиболее важным являются игровые предметы и игровые
ситуации, причем здесь существуют по крайней мере два направления:
манипулирование предметами и драматизация — перевод всех житейских
ситуаций в ролевые игры. Этим детям (а может, и иным взрослым) свойственно
все дела превращать в игру. Причем игры бесконечны и самозабвенны
и как бы во вред делу (но на самом деле это не так).
2. Тип «реально-бытовой», «реально-практический».
Эти дети предпочитают знакомые бытовые предметы, ситуации, практические
действия. Склонны действовать по определенному известному им образцу,
их мышление конкретно, они лучше воспринимают наглядные примеры,
а не отвлеченные рассуждения. Они особенно активны в ситуациях,
где можно применить практически имеющийся у них опыт.
3. Тип «живущих по правилам» («школяры»).
Для этих детей очень важны правила, требования взрослых, социальные
нормы. Делать как надо, правильно — это главное. Они хорошо усваивают
формальные требования, формально-логические схемы знаний и поведения,
что позволяет им хорошо справляться с социальными ролями.
4. Тип «отношенческий».
Детям с таким типом направленности личности наиболее близок и дорог
мир человеческих отношений, эмоциональных переживаний. В этот мир
они часто так глубоко погружены, что внешний мир — объективных предметов
и их связей — становится для них как бы чужим. В итоге они начинают
в нем хуже ориентироваться, больше подчинены внутренним импульсам,
нежели внешним сигналам. Окружающий мир воспринимается ими через
оценки «люблю — не люблю», «хороший (для меня) —
плохой». И чрезвычайно важно, чтобы другие люди считали, что
я — хороший. «Отношенческим» детям свойственно тонкое
различение эмоциональных состояний других людей, повышенная чувствительность
и впечатлительность, напряженность эмоций и интенсивность переживаний
внутри себя.
5. Тип «общенческий».
Эти дети предпочитают совместное с другими людьми времяпрепровождение,
совместную деятельность, обмен разнообразной информацией. Им интересен
мир людей и их социальное взаимодействие, и в нем они всегда активны.
Благодаря оживленным контактам, в которые они активно вступают,
они часто обладают довольно обширными сведениями из разных областей
жизни, словоохотливы и быстро продвигаются в накоплении всякой информации.
Но их практический опыт жизни, как правило, обеднен — ведь они больше
говорят, чем делают.
6. Тип «познавательный».
Такие дети заметно отличаются от остальных склонностью к умственной,
познавательной работе. У них развита речь, довольно широкие (для
их возраста) познания в разных областях, часто — ранний интерес
к какой-либо специальной области знаний. Они предпочитают интеллектуальные
занятия: решение логических задач, головоломок, рассуждения и обсуждение
разных вопросов, отмечены острой любознательностью.
В отличие от простой любознательности, свойственной всем детям определенного
возраста, они активны в поиске источников знаний (книги, общение),
стремятся обобщить узнанное, стараются логически организовать свои
знания (на доступном им уровне), подолгу обсуждают и возвращаются
к какому-либо заинтересовавшему их предмету, пока не составят четкого
представления о нем.
Однако и они часто бывают беспомощны в практических ситуациях и
действиях. Их общение не самоцель, а способ получения какой-то интересной
информации, тогда как у общенческих детей сам по себе контакт с
другими людьми дает заряд активности и чувство удовлетворения.
Конечно, ребенок в обычной жизни не ограничен исключительно рамками
одного типа. Сохраняя стержень своей личности, он может проявлять
в своем поведении черты других типов.
Родителям, которые узнали в одном из описаний своего ребенка, надо
помнить главное: ни один из этих типов не является однозначно плохим
или хорошим, более или менее удобным для самого ребенка и для окружающих.
Ломать кого-то бессмысленно.
Во-вторых, все мы, и дети в том числе, в течение жизни способны
изменяться, обогащая свой арсенал привычных целей и способов поведения.
Другие публикации на тему этой статьи:
— Воспитание лидера
— Три ипостаси «Я» и искусство развивающего общения
— Воспитание предприимчивого человека
— Восприятие мира (оптимист или пессимист)
— Конформизм
— Самостоятельность
Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей — games-for-kids.ru. Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта «Подготовка к школе игры». Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:
Видео — Букварь на YouTube
Источник
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подхо- дить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность Программы
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патри- отических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия— великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках сле- довать положительному примеру.
Нацеленность
на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); по- нимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирова- ние отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспи- тателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особеннос- тей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в фор- мах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы
«От рождения до школы» является принцип подачи материала — содер- жание психолого-педагогической работы излагается в Программе по об- разовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрас- тным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы)
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физическо- го и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы- шей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволя- ет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, фор- мируемую участниками образовательного процесса) — учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не противоречить целям и задачам про- граммы «От рождения до школы».
Наличие отдельного раздела
По развитию игровой деятельности
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра— ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психоло- го-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исклю- чительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу приложением, посвященным игре. В приложении рас-
крывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комп- лексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Взаимодействие
С семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитан- ников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Технологичность программы
Большим преимуществом программы «От рождения до школы» явля- ется ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестан- дартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной оргнизации материально- технической базе, при условии соответствия ее действующим государс- твенным стандартам и требованиям.
Наличие приложения
С подробными перечнями
В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Програм- мы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зави- симости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализи- ровать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.
Перспективы работы по совершенствованию
и развитию содержания Программы
В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «МОЗАИКА-СИН- ТЕЗ» при участии авторов Программы и разработчиков ФГОС ДО создана
проектно-исследовательская группа по подготовке полного УМК к про- грамме «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее примере. В задачи проектно-исследовательской группы входит работа по ме- тодическому, организационному, кадровому и информационному обеспе- чению введения ФГОС ДО на базе программы «От рождениядо школы».
Источник
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная направленность: для них важно хорошо учиться, выполнять требования учителя, их очень заботит оценка школьной успеваемости. Иногда такая направленность приобретает несколько формальный, школярский характер. Других детей отличает познавательная направленность.
Они любят решать задачи, получать новые знания. Однако не ко всем учебным предметам школьники относятся одинаково старательно. Этим детям не столько важна оценка, сколько познавательная ценность и интересность для них данных занятий. Для многих детей наиболее значимы взаимоотношения с окружающими. Поведение этих детей определяется достижением определенной позиции в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми. Для младших школьников иногда очень важными оказываются сложившиеся у них ранее, еще в дошкольном возрасте, привычные способы поведения и отношений. В подростковом возрасте наряду с другими типами выражена направленность на утверждение и формирование своей личности, а также установка на будущую деятельность.
Ведущая личностная направленность определяет многие другие важные стороны психического развития детей. В то же время эти школьники могут недостаточно старательно отрабатывать действия, навыки, дети не всегда целенаправленны в достижении результата деятельности (особенно когда это касается выполнения практических заданий). Детей с учебной направленностью отличает тщательная отработка учебных заданий, отдельных операций, однако иногда у ребят возникает тенденция действовать по шаблону, их может затруднить самостоятельнее выделение общего способа решения новой (не по усвоенному образцу) задачи. Дети, для которых особо значимы взаимоотношения с другими людьми, могут реализовать эту направленность по-разному.
Общая направленность будет определять школьную жизнь детей и особенности формирования у них представлений, знаний, способов поведения. Учет личностной направленности, таким образом, первое и необходимое условие для осуществления наиболее эффективного обучения (овладения знаниями и способами) и воспитания (развития личности) школьников.
Направленность не является неизменным качеством, раз и навсегда определяющим тип личности школьника. С возрастом ведущая направленность учащихся может изменяться, принимая ту или иную разновидность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Ограничения личностной свободы
Личностная свобода может быть ограничена различными способами. Поведенческие недостатки сужают его возможности выбора и сокращают число благоприятных случаев для реализации его предпочтений. Поэтому расширение сфер компетенции
Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49]
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку
Формы направленности личности
Самые простые – это влечения и желания. В основе влечения лежит деятельность на уровне основных инстинктов, присущих и высшим животным, и человеку. Отличием от животных являются их иное содержание и способы удовлетворения. Влечение,
15. Понятие о направленности личности
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали,
1.1. Паратеатральные системы учебно-воспитательной направленности
1.1.1. Драматическое воспитание
Согласно одному из определений (Valenta J., 1999), воспитательная драма, творческая драма, драмика (в английской терминологии drama in education, DIE или developmental drama), является
1.2. Паратеатральные системы терапевтической направленности
Непосредственными предшественниками драматерапии были формы психотерапии, в которых использовались театральные методы и процедуры. Ранние примеры использования драмы в терапии можно найти в большинстве
Игры, упражнения для тренингов различной направленности
Как
Глава 18. УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
§ 18.1. ПОНЯТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИСамореализация – это осуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех
37. Расшифровка типологии антисоциальной направленности
Ни одна классификация не может учесть индивидуальные черты конкретного преступника, но может развести их по типам, что позволяет найти общие закономерности и выявить между ними сходство и отличие. Классификация,
Принцип направленности в будущее
Принцип направленности в будущее («Зачем, а не почему»). Настоящее должно быть организовано не прошлым, а будущим. Действие от причины, от основания должно быть дополнено действием к цели.Обычные отношения строятся по принципу «Ты мне,
1.7. Изменение личностной истории
Фрейд утверждал, что инсайт часто сам по себе и вызывает изменения, но метамодель не предназначена выполнять функцию “терапии” или техники решения проблем. На самом деле одной из ее целей является направление к нахождению тех областей,
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Вчера мы описали несколько способов, с помощью которой вы можете достичь рапорта и присоединиться к миру другого человека для того, чтобы в последствии помочь ему сделать новые выборы в своем поведении. Все это были примеры
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ИСТОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Вчера мы описали несколько способов, с помощью которой вы можете достичь рапорта и присоединиться к миру другого человека для того, чтобы впоследствии помочь ему сделать новые выборы в своем поведении.Все это были примеры того,
Глава 12. Участвуйте в личностной терапии
На мой взгляд, личностная терапия, безусловно, представляет собой самую важную часть психотерапевтического обучения. Вопрос: что является самым ценным орудием терапевта? Ответ (и на это нельзя не обратить внимания): его
9.8. Возрастные изменения направленности личности
В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной
Стратегии, которые соответствуют вашей направленности
Представьте, что вы охотник и прячетесь в лесной чаще, ожидая появления ничего не подозревающего оленя. Вы слышите шорох и видите, как в отдалении мелькает что-то коричневое. На таком расстоянии вы не разберете, что
Источник