Направления соответствующие основным линиям развития ребенка
Физическое развитие
Познавательное развитие
Социально-
Коммуникативное
развитие
Художественно –
Эстетическое
развитие
Цель и задачи
цель: формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
задачи:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задачи:
— сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
— формирование элементарных математических представлений;
— формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Цель :позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Задачи: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Содержание
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Средства
— Физические упражнения
— Воспитание культурно – гигиенических навыков
— Подвижные и спортивные игры
— Закаливающие процедуры с использованием природных факторов: воздух, солнце и вода
— внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);
-игры
-Познавательные занятия
— применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);
Наблюдения – рассматривание картин- чтение художественной литературы – просмотр видеоматериалов – беседы – игры – драматизации – сюжетно – ролевые игры
— разнообразные виды игр
— искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества
Методы и приемы
— наглядные,
— словесные,
— практические
-игра
-сюжетно-ролевая игра
-рассматривание
-наблюдение
-чтение
-игра-экспериментирование
-конструирование
-исследовательская деятельность
-беседа
-проектная деятельность.
Проблемная ситуация.
— наглядные,
— словесные,
— практические
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры.
Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ.
Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми
метод приучения,
.
— метод убеждения,;
— метод приучения,;
— метод проблемных ситуаций,
— метод побуждения.
— наглядные,
— словесные,
— практические
Формы организации
физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).
— Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы
— дидактические и развивающие игры,
Индивидуальная работа,
Прогулки,
Организованная образовательная деятельность,
применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения,
Организованная образовательная деятельность,
с/р игры,
— дидактические и развивающие игры.
Организованная образовательная деятельность,
Досуги,
утренники,
театральная деятельность,
музыкальные занятия,
самостоятельная деятельность.
1
2
«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое.
3
Общие требования (требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования) Требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, образовательные области)
4
Соответствует Закону РФ «Об образовании», другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования. Выступает как общественный договор в качестве инструмента реализации целей дошкольного образования в интересах личности ребенка, семьи, общества и государства. Обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие.
5
Способствует достижению ребенком уровня психологической и физической готовности к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием. Преемственна с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования».
6
Определена структура содержания дошкольного образования без его детальной конкретизации. «Образовательные области» позволяют конкретизировать наполняемость основных направлений развития детей, с другой стороны, не нарушают принцип интегративности содержания дошкольного образования. Организационные требования – самые главные (требования, отражающие наличие компонентов программы, их объема, соотношения и др., то есть то, что наиболее измеримо; что такое инвариантная часть, что такое вариативная, в каких объемах они соотносятся).
7
ФГОТ – там, где они что-то конкретизируют – касаются, в основном, инвариантной части. Это компетенция федерального уровня управления дошкольным образованием. Инвариантная часть является базисом дошкольного образования и реализуется во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования. Вариативная часть, отражающая специфику климатических, национальных, социально- экономических и других условий, а также видовое разнообразие учреждений дошкольного образования. Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса. P.S.Рассчитана нагрузка в течение дня на разные виды деятельности.
8
Нормативно зафиксирована реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей. Появление учебной модели (специально организованных занятий) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
9
Культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) Деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) Личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) Каждый возраст, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка (психологическими новообразованиями), на которых строится развитие в следующем возрасте.
10
В силу такого понимания развития каждый возраст уникален и им нельзя пренебрегать. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам. В 7 лет, и обычно не ранее, ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только в игре. Поэтому с 7 лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Но все это происходит в том случае, если ребенок развивался до 7 лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Игра рассматривается Л.С.Выготским как обучение, осуществляемое в адекватной для дошкольного возраста форме.
11
В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Все эти новообразования являются характеристикой развития ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, а потому могут рассматриваться как результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом, если основная задача преемственности понимается как обеспечение условий для полноценного вхождения ребенка (будущего ученика) в учебную деятельность. Итак, переход от дошкольного к школьному возрасту осуществляется в тот момент, когда игра выполнила свои функции по созданию зон ближайшего развития, и эти функции должно взять на себя школьное обучение.
12
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре. Итак, цель развития ребенка – развитие его как целостной личности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования в разделе «Результаты освоения программы» это записывается через качества. Педагогический коллектив учреждения идет к этой цели через организацию взрослым ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности с переходом этих видов деятельности в детскую самодеятельность.
13
Результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от латин. resultatus — отраженный) — конечный итог, следствие. конечныйитогследствие 1)текущие (промежуточные) результаты освоения программы – качества, формируемые в течение всего периода дошкольного образования, оценка которых осуществляется с определенной периодичностью; знания, умения и навыки, способы овладения ребенком той или иной деятельностью; 2)итоговый результат освоения программы — физическая и психологическая готовность к школе, оценка которой осуществляется при переходе ребенка с уровня дошкольного образования на уровень общего (начального общего) образования.
14
Личностные качества — качества, характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие. Физические качества — качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.), а также антропометрические и физиометрические показатели. Интеллектуальные качества — качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта). Знания, умения, навыки — средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств. Формы оценки – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком, критериально-ориентированное тестирование, критериально-ориентированные методики нетестового типа, скрининг-тесты и др.
15
Педагогическая часть диагностики состоит из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей. Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом). Создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы: Критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом. Базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе). Согласно ФЗ «Об образовании» (п.3 ст.15) «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации воспитанников».
16
Основные направления развития детей Образовательные области Физическое развитие «Физическая культура» — развитие основных движений детей; — сохранение и укрепление здоровья воспитанников; — воспитание физических и личностных качеств. «Здоровье» — сохранение и укрепление здоровья детей; — воспитание культурно-гигиенических навыков; — формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; -развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств. Познавательно-речевое развитие «Коммуникация» — развитие активной речи детей в различных видах деятельности; — практическое овладение воспитанниками нормами русской речи; — развитие свободного общения со взрослыми и детьми; — развитие личностных и интеллектуальных качеств. «Чтение детям художественной литературы» — формирование целостной картины мира; — развитие литературной речи; — приобщение к словесному искусству; — развитие личностных и интеллектуальных качеств. «Познание» — развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование; — формирование сенсорных, элементарных математических представлений; — формирование целостной картины мира; — расширение кругозора детей; — развитие личностных и интеллектуальных качеств. «Кругозор» — формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; — формирование целостной картины мира; — развитие личностных и интеллектуальных качеств.
17
Художественно-эстетическое развитие «Музыка» — развитие музыкально-ритмической деятельности; — приобщение к музыкальному искусству; — развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. «Художественное творчество» — развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); — развитие творчества; — приобщение к изобразительному искусству; — развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств. Социально-личностное развитие «Социализация» — личностное развитие воспитанников; — формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу; — приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; — развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. «Труд» — формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; — воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; — развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. «Безопасность» — формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; — формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира); — развитие личностных и интеллектуальных качеств.