Направления развития ребенка в начальной школе

Направления развития ребенка в начальной школе thumbnail

Основные направления работы начальной школы

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

В.А. Сухомлинский

Обучение в начальной школе ориентировано, прежде всего, на усвоение детьми полной программы I ступени базового образования российской школы.

На этом этапе основной акцент делается на:

  • Формирование прочных навыков учебной деятельности
  • Овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью
  • Воспитание культуры речи и общения
  • Развитие общей культуры и эрудиции ребенка
  • Индивидуальный подход к каждому ученику
  • Развитие познавательных способностей и социальных навыков
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная задача педагогического коллектива — создание благоприятных условий, для развития, совершенствования и самореализации личности учащегося, через дифференциацию подходов в воспитательной обучении.

Для решения этой задачи педагогический коллектив обеспечивает:

  • эффективную систему обучения и воспитания учащихся;
  • поиск, разработку и экспериментальную проверку нового содержания образования, форм и методов его реализации;
  • объединение учебно-воспитательного процесса в единый комплекс, использующий современные методические и технические средства обучения и воспитания учащихся.

Преподаватели начальной школы реализуют принципы развивающего обучения, которое позволяет раскрыть индивидуальные способности детей и дает возможность каждому ученику показать максимальный для его способностей уровень.

Для обеспечения этой цели проводятся предметные недели, олимпиады по русскому языку, математике, иностранным языкам, природоведению, ведется проектная деятельность. Учащиеся школы неоднократно побеждали в городских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

В школе проводятся дополнительные занятия для отстающих учеников.

Наряду с общеобразовательными предметами дети изучают со второго класса иностранный язык, участвуют в соревнованиях, посещают кружки и факультативы.

В работе начальной школы используются современные различные методики, основанные на принципе развивающего обучения.

В первой половине дня в каждом классе работает учитель начальных классов, ведущий основные предметы, учителя- предметники.

Во второй половине дня работает группа продленного дня.

Дети выполняют домашнюю работу в школе и в случае необходимости получают помощь учителя и воспитателя. То есть ребенок не получает готового ответа на свой вопрос, а он вместе с педагогом разбирает вопросы, вызвавшие затруднения.

В начальной школе обучение ведется по образовательной программе «Школа России»

Характерной особенностью этой программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.

В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и лично- ориентированный подходы к процессу обучения.

Авторы учебников исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен, каждый ученик должен реализовать свое «Я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее. В начальной школе ведется серьезная воспитательная работа.

Во время каникул дети выезжают в лучшие детские театры, организуются интересные экскурсии, поездки по памятным местам Москвы и Подмосковья.

В начальной школе создаются условия, чтобы к концу обучения дети: Усвоили как минимум государственную программу начальной школы Познакомились с элементарными основами логики .

Научились работать с информацией, добывать ее из различных источников, сопоставлять, анализировать данные, делать выводы на их основе.

Учились творчески подходить к решению задач Приобрели навыки исследовательской работы Учились аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

Учились анализировать свои поступки, признавать ошибки и находить разумный выход из конфликтных ситуаций Познакомились с традициями и историей России.

Успехи начальной школы:

Необходимо отметить, что кризиса начальной школы при переходе в основную школу не существует.

Все выпускники начальной школы переходят в основную школу плавно, как бы врастая в нее.

Источник

Основные направления воспитания личности младшего школьника

и их реализация на практике.

Выбор ведущего направления воспитательной работы с младшими школьниками проводится в соответствии с результатами диагностики, уровня развития и интересов учащихся, выявленных проблем в личном развитии и в межличностных отношениях.

Первое направление – интеллектуальное.

Целью является оказание помощи учащимся в развитии способности мыслить рационально, успешно проявлять интеллектуальные умения в реальной жизни. Данная цель достигается через определение круга реальных учебных возможностей учащегося и зоны его ближайшего развития; создание условий для продвижения школьников в интеллектуальном развитии; формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. Реализация данных задач осуществляется через проведение тематических недель, экскурсий познавательного характера, работы по разработке презентаций, через проектную деятельность.

Второе направление – коммуникативное.

Целью является передача школьникам знаний, умений и навыков общения. Данная цель достигается через формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся группы; освоение учащимися приемов преодоления проблем в общении. Реализация данных задач осуществляется через изучение способности к общению посредством проведения социометрии, диагностики, организацию коррекционной работы по результатам диагностики, через проведение занятий, бесед по темам «Добро. Зло», «Азбука вежливого человека» и др.

Третье направление – нравственное.

Целью является обучение школьников пониманию смысла человеческого бытия, ценности существования людей. Данная цель достигается через формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания; осознания значимости нравственного опыта и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к окружающим людям; воспитание добросовестного отношения к обязанностям, к себе и к общественным поручениям. Реализация данных задач осуществляется через проведение конкурсов рисунков, газет, плакатов, проведение уроков памяти, бесед по темам «Школа вежливости», «Доброта и отзывчивость», «Ты не один» и др., психологических игр и упражнений, прослушивание музыкальных произведений, разыгрывание сюжетов.

Четвертое направление – досуговое.

Целью является создание условий для реализации учащимися инициативности и самостоятельности, искренности и открытости в жизненных ситуациях. Данная цель достигается через создание условий для проявления учащимися индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; через использование различных форм внеклассной деятельности; развитие способностей объективно оценивать собственные и чужие достижения, радоваться успехам и огорчаться за неудачи.

Реализация данных задач осуществляется через посещение кружков, секций, студий, участие в классных собраниях, распределение поручений, участие в делах класса и школы, проведение мероприятий по различным темам.

Источник

Цели и задачи начального общего образования на современном этапе развития начальной школы

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное,гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное раз­витие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности начального общего и основ­ного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; включение обучающихся в процессы познания и пре­образования внешкольной социальной среды (района, города).
Читайте также:  Раннее развитие ребенка в первоуральске

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, спо­собов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
  • взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе, с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Источник

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

                                                     Одарённость человека – это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли

 и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё, чтобы он вырос

 и дал обильный плод.

 В.А.Сухомлинский

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
        В настоящее время  существуют две  точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

             Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

Читайте также:  Центр развития ребенка 40 лет победы

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети — это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Выделяют следующие виды одарённости:

  1. одарённость в практической деятельности;
  2. одарённость в познавательной деятельности;
  3. одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  4. одарённость в коммуникативной деятельности;
  5. одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они  имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности  школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
      Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский; 
-частично-поисковый; 
-проблемный; 
-проективный;

Формы работы: 
— классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 
— консультирование по возникшей проблеме; 
— дискуссия; 
— игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады; 
-интеллектуальные марафоны;                                                                                                            
-различные конкурсы и викторины; 
-словесные игры и забавы; 
-проекты по различной тематике; 
-ролевые игры; 
-индивидуальные творческие задания.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей;
  2. развитие творческих способностей на уроках;
  3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  4. создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.          Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение  их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

Для создания мотивации используются следующие приёмы:                                                     — рейтинг учащихся;                                                                                                

  — «почётное место» в классе, в классном уголке;                                                  

   — классные часы по самоопределению;                                                                  

    — создание  портфолио с последующей презентацией.                                            

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

         «Каждое дитя до известной степени гений», — писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого —  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка по антропометрическим данным

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя — в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.                                                                                                                                                

Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  при которой младшие  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями,  навыками и  развитие мыслительных способностей.  

         Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Уроки окружающего мира  и занятия кружков «Эрудит», «Юный эколог». Помогают максимально реализовать  дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяя разные методы работы: — наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать  серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.                                                      

Эффективным  будет использование  на уроках в начальной школе следующих приемов  работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей:  Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал, что  Земля имеет форму шара?)

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да — нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Применение  дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.    

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 
           Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Источник