Наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается как

Наличие в семье ребенка с отклонением в развитии рассматривается как thumbnail

Современная
семья представляет собой сложную по
структуре и достаточно устойчивую
систему, которая создает специфическую
атмосферу жизнедеятельности людей,
формирует нормы взаимоотношений и
поведения растущего человека. Конструируя
определенный социально-психологический
климат жизни ребенка, в том числе с
ограниченными возможностями, семья во
многом определяет развитие его личности
в настоящем и будущем. Как фактор
социализации семья занимает значительно
более высокий ранг, чем школа или другие
институты формирования личности.

Согласно
исследованиям семейной системы с
нетипичным ребенком, среди функций
семьи рассматривается не только
экономическая, ведение хозяйства и
забота о здоровье, но и рекреационная
(например хобби и другие мероприятии,
как семейные, так и индивидуальные),
социализирующая – развитие социокультурных
навыков и межличностных взаимосвязей,
самоидентификации (например признание
сильных качеств и слабостей, формирование
чувства принадлежности), аффективная
(например развитие интимности и
способности к воспитанию),
образовательно-профессиональная
(например приготовление домашних
заданий, осуществление выбора профессии
и карьеры), но и специфические, реализуемые
семьей по отношению к ребенку с проблемами
в ментальной сфере.

К
традиционному блоку функций добавляются
следующие:

– абилитационно-реабилитационная
– восстановление психофизического и
социального статуса нетипичного ребенка,
включение его в социальную среду,
приобщение к нормальной жизни и труду
в пределах его возможностей;

– корригирующая
– исправление, ослабление или сглаживание
недостатков психофизического развития
детей с ограниченными возможностями;

– компенсирующая
– замещение, перестройка нарушенных
функций организма, его приспособление
к негативным условиям жизнедеятельности
и попытка заменить пораженные, вышедшие
из строя или непродуктивно работающие
структуры относительно сохранными,
компенсаторными механизмами.

Реализация
данных функций может носить явный или
латентный характер. Главная задача
семьи с нетипичным ребенком является
предупреждение конструирования у такого
ребенка образа «Я», как «больного»
человека, субъекта с ограниченными
возможностями, со строго социально
заданным кругом притязаний. Необходимо
препятствовать формированию у ребенка
представлений о границах своих
возможностей, в противном случае,
существует риск появления у него
нежелательных поведенческих реакций.

Однако
снижение роли семьи и в ряде случаев
объективная невозможность выполнения
ею своих функций – неоспоримый факт. В
современных условиях семья не готова
взять на себя всю нагрузку по развитию
и воспитанию детей.

Появление
в семье ребенка с какими-либо отклонениями
в развитии всегда связано с тяжелыми
эмоциональными переживаниями родителей
и близких родственников. Для того чтобы
помочь такой семье, прежде всего
необходимо дать родителям полную
информацию об особенностях их ребенка:
указать его специфические положительные
и отрицательные особенности, сильные
и слабые стороны. Лучше всего информацию
такого рода получать у специалистов,
регулярно наблюдающих за ребенком.

Наиболее
часто время первичного обращения
родителей к специалистам совпадает со
вступлением ребенка в старший дошкольный
возраст.

Старший
дошкольный возраст является как бы
рубежом между дошкольным периодом и
началом обучения в школе. В это время
родители начинают более внимательно
присматриваться к своим детям, пытаются
оценить их способности, трудолюбие,
готовность к обучению. Требования к
детям в этом возрастном периоде обычно
резко повышают. Родители порой неумело
пытаются научить детей писать, читать,
считать. Столкнувшись с первыми
трудностями, они не всегда правильно
на них реагируют и оценивают их.

Родители
тех детей, которые посещали специализированные
детские сады, надеются на полную или
частичную реабилитацию дефектов развития
и нуждаются в квалифицированной оценке
степени компенсации дефекта у ребенка
и помощи в решении вопроса о типе школы.
Нередко в этот период в семьях возникают
конфликтные ситуации, вытекающие либо
из непонимания одним или обоими родителями
возможностей ребенка, либо из-за неприятия
решения специалистов. Все это побуждает
родителей стремиться получить всестороннюю
консультацию и объективную оценку как
способностям и возможностям ребенка,
так и собственным воспитательским
позициям.

В
настоящее время разработана следующая
схема консультирования:

1)
анализ жалоб родителей и внутрисемейной
ситуации;

2)
комплексное медико-психолого-педагогическое
исследование ребенка для постановки
диагноза и установления психологической
структуры дефекта;

3)
психолого-педагогическое консультирование
всех членов семьи.

Анализируя
жалобы, консультант помогает родителям
точнее их сформулировать, а затем
соотносит их с возрастом ребенка и
реальным положением в семье: воспитывается
ли он дома или посещает детский сад;
состав семьи, ее культурный и социальный
уровень, наличие дополнительных занятий
и т.д. Важно установить, кто уделяет
ребенку больше внимания, кого в семье
ребенок предпочитает и кому лучше
подчиняется, единодушны ли родители в
вопросах воспитания.

Комплексное
медико-психолого-педагогическое
исследование позволяет достаточно
точно установить диагноз. Психологом
при этом учитываются уровень
интеллектуального развития ребенка,
состояние сенсорных и моторных функций,
уровень знаний и навыков, особенности
и личности, и деятельности. На основании
обследования определяется психологическая
структура дефекта, а это необходимо,
чтобы дать родителям рекомендации в
плане обучения и воспитания ребенка.

Особенно
трудно бывает родителям, когда, кроме
отклонений в психическом или физическом
развитии, наблюдаются внешние дефекты.
В таких семьях, как правило, возникают
нарушения внутрисемейных отношений, в
частности отношений родителей и детей.

Искажение
поведения родителей (как правило,
неосознаваемое) приводит к следующему:

– нарушается
взаимодействие с социумом (родственники
и знакомые, врачи, дефектологи, учителя).
При этом наблюдается замыкание в своей
семье, неадекватные реакции на врачебные
и педагогические рекомендации,
конфронтация с детскими образовательными
учреждениями;

– нарушаются
внутрисемейные отношения, в особенности
супружеские. Как правило, в этом случае
наблюдается резкое искажение позиции
отца, который тяжелее, чем мать, переживает,
что его ребенок болен и что он, как и
другие здоровые члены семьи, оказывается
в положении «заброшенного». В крайних
случаях это приводит к распаду семьи;

– нарушается
дальнейшее репродуктивное поведение
(характерное для данного типа семей).
Это означает, что в случае небольшого
риска рождения ребенка с той же патологией
супруги принимают решение (в дальнейшем
строго его придерживаются) не иметь
больше детей, а в случае большого риска,
наоборот, горячо желают иметь последующих
детей;

– складываются
неверные представления о больном
ребенке, возможностях его лечения и
воспитания. Очень часто в семье не
признается необратимость диагноза и
соответственно вытекающих отсюда
последствий. Даже в случае декларируемого
понимания родители продолжают тратить
огромные силы и средства на так называемое
«хождение по кругу врачей» в надежде,
что диагноз не подтвердится либо в
крайнем случае найдутся лекарства,
которые помогут лечить ребенка.

Подобные
нарушения являются средствами
психологической защиты от фрустрирующей
ситуации, в которой оказывается семья.
Практика консультирования показывает,
что эти нарушения возникают не только
при тяжелых умственных или физических
нарушениях, но и в случаях более легких
дефектов. Степень дезадаптации семьи
зависит не только от степени тяжести
заболевания, но и от ценностных ориентаций
родителей, от их отношения к болезни и
ее предполагаемым последствиям.

Особенно
явно дезадаптация семьи обнаруживается
в период консультирования ребенка в
медико-генетической или психолого-педагогической
консультации. Часто оба вида консультирования
приходится вести одновременно.

В
ходе консультирования родители узнают
точный диагноз, получают информацию о
характере наследственного поражения
ребенка и риске его повторения в данной
семье, им рассказывают об особенностях
домашнего обучения и развития ребенка.

На
эффективность консультирования оказывает
влияние множество факторов как объективных
(уровень развития психодиагностики и
медицинской генетики в целом,
подготовленность специалистов-консультантов),
так и субъективных. К последним можно
отнести личные и интеллектуальные
особенности консультируемых; структуру
межличностных отношений в семье, включая
половые; предубеждения и ожидания, с
которыми люди приходят на консультацию,
эмоциональное состояние родителей в
этот момент.

Тяжелое
эмоциональное состояние, доходящее
иногда до ступора, не позволяет родителям
правильно понять и осознать информацию.
В связи с этим перед консультантом
возникает задача правильно оценить
состояние родителей (а иногда и других
родственников) и провести соответствующие
коррекционные мероприятия.

Целью
психологического консультирования
членов семьи является оптимизация
внутрисемейных отношений через принятие
родителями адекватных ролевых позиций
по отношению к ребенку и друг к другу,
обучение родителей навыкам вхождения
в контакт с ребенком и воспитание его
в соответствии с общественными нормами
поведения. В ходе консультирования
нередко приходится преодолевать
неправильные установки и заблуждения
родителей. Особенно часты ошибки
родителей при воспитании ребенка с
отклонениями в развитии. Одной из
наиболее постоянных ошибок воспитания
является снижение требований к ребенку,
закрепление за ним положения больного.

Наблюдения
показали, что в то время как снижение
требований в отношении уровня умственного
развития аномального ребенка и результатов
его обучения оправдано, оно должно быть
минимальным в воспитательном отношении.
Ребенку, отстающему в развитии, в равной
степени, как и нормально развивающемуся,
должны вовремя прививаться навыки
опрятности, самообслуживания, а в
дальнейшем и посильный труд в семье,
забота о близких. В подавляющем большинстве
случаев можно видеть обратное явление.
Родители начинают преждевременно
обучать ребенка чтению, письму, счету,
организуют дополнительные занятия с
педагогами, стремятся дать ребенку
такое количество информации, которые
он не может охватить. Все усилия родителей
направлены для обучения и устройства
ребенка в школу, а формированию навыков
поведения уделяется значительно меньше
внимания. Поэтому нередко приходится
наблюдать детей, знающих буквы, но не
обладающих элементарными навыками
самообслуживания. Родители излишне
опекают их, стремятся устранить даже
мельчайшие трудности в их повседневной
жизни, ни на шаг не отпускают от себя.
Это создает напряженную атмосферу в
семье, конфликтные ситуации между
родителями и другими детьми.

Часто
в семьях, где кроме ребенка с отклонением
в развитии есть полноценные дети,
складываются неправильные отношения
в целом. Полноценному ребенку в таких
семьях уделяют мало внимания, от него
требуют, чтобы он во всем уступал
«больному», всячески опекал его, не
реагировал и не жаловался на неправильные
поступки последнего. Все это отражается
на формировании характера полноценного
ребенка, а иногда приводит у него к
нервному срыву. Правильная оценка
родителями семейной ситуации, адекватное
воспитание аномального ребенка,
регулярное консультирование со
специалистами помогают установлению
оптимального климата в семье.

Таким
образом, правильное воспитание аномального
ребенка в семье оказывает благотворное
влияние не только на него, но и на
психологический климат всей семьи.

Соседние файлы в папке Контрольные

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии

Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии

Чигирёва Наталья Александровна, учитель — логопед,

МБДОУ №73

г. Каменск — Уральский

В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.

Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.

По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].

Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:

— психотерапевтическое

— социально-педагогическое.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.

Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.

В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.

Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей, которым свойственны специфические характеристики:

1. Родитель невротичного типа.

Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.

2. Матери авторитарного типа

Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

3. Матери психосоматического типа

Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.

Основные формы работы с матерями:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Три этапа в работе психолога с матерями:

1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.

2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.

3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.

Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].

Формы взаимодействия семьи и детских учреждений:

1) Создание более широкой сети консультаций

Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.

2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].

Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.

Помощь психолога.

В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.

Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Работа дефектолога

Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.

На консультативных пунктах предполагается проведение работы:

психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);

чтение лекций для родителей;

проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.

Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.

Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.

Список литературы

1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57

2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36

3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002

Источник