Наблюдения за ребенком с отклонением в развитии

В последние годы увеличивается процент детей так называемой группы риска, т.е. имеющих биологическую или социальную «предрасположенность» к нарушению нормального онтогенеза или его дисфункции. Одной из важнейших задач специального психолога, особенно в дошкольных образовательных учреждениях любого вида, является выявление скрытых, «донозологических», слабо выраженных особенностей развития, выходящих за рамки индивидуальных вариантов нормативной линии возрастного развития, и создание условий для их последующего преодоления.

В связи с расширяющимися во всем мире тенденциями к так называемому включенному обучению (inclusive education), т. е. обучению детей с особыми образовательными потребностями вместе с нормально развивающимися детьми, повышаются требования к знанию специальной психологии и основ коррекционной педагогики воспитателями и педагогами не только специальных, но и общеобразовательных учреждений. Кроме того, часть детей с пограничными вариантами нормального онтогенеза не попадают на прием к специалистам. В связи с вышеизложенным педагогический персонал образовательного учреждения должен владеть базовыми методами по выявлению детей группы риска и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, является метод наблюдения. Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях, во время прогулки, отмечает особенности формирования моторных навыков, навыков самообслуживания, особенности развития личности, специфику в формировании коммуникативных навыков, степень сформированности познавательных психических процессов, различных видов деятельности. Эта информация очень важна для других специалистов, так как она характеризует ребенка наиболее полно и собрана в процессе длительного динамического наблюдения. Воспитатель фиксирует результаты своих наблюдений за детьми в специальном дневнике, который должен быть доступен для других специалистов. Важность такой деятельности воспитателя можно проиллюстрировать следующим образом. Например, врач назначает медикаментозное лечение ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата. Однако повседневное наблюдение за ним во время медикаментозной терапии врач осуществить не может, вместе с тем ему важно знать степень эффективности назначенных препаратов, их влияние на соматическое и психическое состояние данного пациента. Только воспитатель может дать подобную информацию врачу и педагогу-психологу на основании длительного, повседневного наблюдения за ребенком.

Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми. Известно, что именно в деятельности проявляются особенности психики человека. Поэтому воспитатель, участвуя, например, в игровой деятельности вместе с детьми, может более полно, чем при внешнем наблюдении со стороны, выявить особенности взаимодействий между детьми, личностные особенности, особенности общения, ролевые предпочтения, творческий потенциал и др.

Существуют и другие виды наблюдений (групповое, индивидуальное; кратковременное, долговременное; внешнее, внутреннее и др.). Мы остановились на наиболее значимых в контексте деятельности воспитателя в специальном дошкольном учреждении. Еще раз напомним, что наблюдение проводится в естественной, повседневной обстановке, при этом ребенок не должен знать, что за ним ведется наблюдение.

Итак, роль воспитателя в реализации данного метода диагностики чрезвычайно велика.

Сформулируем некоторые принципы, которыми сотрудники образовательного учреждения, учитывая современные тенденции в состоянии здоровья детей и изменений в образовательных стратегиях, могут руководствоваться в целях раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи.

Сотрудники обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с детьми.

Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, сотрудники выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Сотрудники обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития, таких, как:

уровень общей и двигательной активности;

ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;

характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);

интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;

качество настроения ребенка;

способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;

способность ребенка к преодолению препятствий.

На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых сотрудники ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), сотрудники организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).

При квалификации наблюдаемых особенностей детского поведения как отклонений сотрудники могут руководствоваться следующими критериями:

изменение привычного для данного ребенка поведения в целом;

несоответствие поведения половозрастным нормам развития;

длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;

тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения (изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины);

«синдромологичность», т.е. множественность своеобразных черт (более пристальное междисциплинарное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности);

специфичность возникновения того или иного симптома отклонения, указывающая на социальный характер причины его возникновения;

пристрастие к ритуализированным, однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;

запаздывание в формировании навыков опрятности.

Пока причины отличающегося от общевозрастных норм поведения не выяснены, сотрудники строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди». Например, ребенка, испытывающего выраженный страх перед любым новым объектом или изменением привычных условий, постепенно готовят к встрече с новым взрослым, смене обстановки.

По выяснении причин отличающегося от общевозрастных норм поведения ребенка и разрабатывается перспективный план его развития и коррекции; сотрудники, используя возможности игр, занятий, режимных моментов, включаются в коррекционный процесс. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения (см. приложение к данному разделу — «Лист адаптации»).

Проводится специальная работа с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.

С целью предотвратить закрепление у детей возникающих защитных реакций на какое-либо препятствие или затруднение в деятельности, сотрудники изучают характер эмоциональных реакций и действий ребенка в данных ситуациях.

Выделяют детей со следующими типами защитных реакций:

пассивный молчаливый уход;

эмоциональный уход, сопровождающийся плачем;

аффективный уход, сопровождающийся агрессивными действиями, направленными как на ситуацию, так и на окружающих людей.

На основании наблюдений за детьми в различных видах деятельности (социальной, познавательной, речевой, двигательной) выделяют детей с отставанием в смене ведущих форм общения со взрослым (тех, у которых, например, вместо предметно-действенных средств установления контакта продолжают доминировать экспрессивно-мимические формы взаимодействия со взрослым и т.п.).

В качестве базового развивающего и коррекционного метода широко используется игровая деятельность. В процессе педагогического взаимодействия выявляются дети с низким, не соответствующим возрастным нормам уровнем развития игровой деятельности. В случае выраженного отставания и отсутствия положительной динамики в развитии игровой деятельности должно проводиться тщательное обследование ребенка с привлечением различных специалистов для выяснения причин данного отставания.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 1037; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10928 — | 8175 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Семинар
№3:

Первичное
выявление отклонений в развитии (основы
психологической диагностики)

План:

  1. Первичное
    выявление детей с отклонениями в
    развитии с использованием педагогического
    наблюдения.

  2. Психологическое
    изучение семьи, воспитывающей ребенка
    с нарушениями развития.

  3. Особенности
    психолого-педагогического изучения
    детей с отклонениями в развитии на
    разных возрастных этапах.

3.1.Психолого-педагогическое
изучение детей первого года жизни

3.2.Психолого-педагогическое
изучение детей раннего возраста (1 — 3
года)

3.3.Психолого-педагогическое
изучение детей дошкольного возраста
(от 3 до 7 лет)

3.4.Психолого-педагогическое
изучение детей школьного возраста

3.5.Психолого-педагогическое
изучение подростков с нарушениями
развития

В
последние годы увеличивается процент
детей так называемой группы риска, т.е.
имеющих биологическую или социальную
«предрасположенность» к нарушению
нормального онтогенеза или его дисфункции.
Одной из важнейших задач специального
психолога, особенно в дошкольных
образовательных учреждениях любого
вида, является выявление скрытых,
«донозологических», слабо выраженных
особенностей развития, выходящих за
рамки индивидуальных вариантов
нормативной линии возрастного развития,
и создание условий для их последующего
преодоления.

В
связи с расширяющимися во всем мире
тенденциями к так называемому включенному
обучению, т. е. обучению детей с особыми
образовательными потребностями вместе
с нормально развивающимися детьми,
повышаются требования к знанию специальной
психологии и основ коррекционной
педагогики воспитателями и педагогами
не только специальных, но и общеобразовательных
учреждений. Кроме того, часть детей с
пограничными вариантами нормального
онтогенеза не попадают на прием к
специалистам. В связи с вышеизложенным
педагогический персонал образовательного
учреждения должен владеть базовыми
методами по выявлению детей группы
риска и при необходимости направлять
таких детей на комплексное
медико-психологическое обследование
с целью уточнения структуры нарушения
и определения необходимой
коррекционно-педагогической помощи.
Базовым методом, которым должен владеть
педагогический персонал, является метод
наблюдения. Существует несколько видов
наблюдений
.

Стандартизированное
наблюдение
предусматривает наличие заранее
составленного плана наблюдения, цели
и задачи которого заранее определены,
а также выбран объект наблюдения. Такой
вид наблюдения обычно проводит
педагог-психолог. Однако данный вид
наблюдения может проводиться и
воспитателем под руководством
педагога-психолога.

Свободное
наблюдение
не предусматривает специальной подготовки
к процессу наблюдения, оно обычно
осуществляется воспитателем в повседневной
обстановке. Воспитатель наблюдает за
детьми на занятиях, во время прогулки,
отмечает особенности формирования
моторных навыков, навыков самообслуживания,
особенности развития личности, специфику
в формировании коммуникативных навыков,
степень сформированности познавательных
психических процессов, различных видов
деятельности. Эта информация очень
важна для других специалистов, так как
она характеризует ребенка наиболее
полно и собрана в процессе длительного
динамического наблюдения. Воспитатель
фиксирует результаты своих наблюдений
за детьми в специальном дневнике, который
должен быть доступен для других
специалистов. Важность такой деятельности
воспитателя можно проиллюстрировать
следующим образом. Например, врач
назначает медикаментозное лечение
ребенку с нарушением опорно-двигательного
аппарата. Однако повседневное наблюдение
за ним во время медикаментозной терапии
врач осуществить не может, вместе с тем
ему важно знать степень эффективности
назначенных препаратов, их влияние на
соматическое и психическое состояние
данного пациента. Только воспитатель
может дать подобную информацию врачу
и педагогу-психологу на основании
длительного, повседневного наблюдения
за ребенком.

Включенное
наблюдение
также может проводиться воспитателем
и имеет значительную диагностическую
ценность. Данный вид наблюдения
осуществляется в процессе совместной
деятельности воспитателя с детьми.
Известно, что именно в деятельности
проявляются особенности психики
человека. Поэтому воспитатель, участвуя,
например, в игровой деятельности вместе
с детьми, может более полно, чем при
внешнем наблюдении со стороны, выявить
особенности взаимодействий между
детьми, личностные особенности,
особенности общения, ролевые предпочтения,
творческий потенциал и др.

Существуют
и другие виды наблюдений (групповое,
индивидуальное; кратковременное,
долговременное; внешнее, внутреннее и
др.). Мы остановились на наиболее значимых
в контексте деятельности воспитателя
в специальном дошкольном учреждении.
Еще раз напомним, что наблюдение
проводится в естественной, повседневной
обстановке, при этом ребенок не должен
знать, что за ним ведется наблюдение.

Итак,
роль воспитателя в реализации данного
метода диагностики чрезвычайно велика.

Сформулируем
некоторые принципы, которыми сотрудники
образовательного учреждения, учитывая
современные тенденции в состоянии
здоровья детей и изменений в образовательных
стратегиях, могут руководствоваться в
целях раннего выявления детей с проблемами
в развитии и оказания своевременной
помощи.

Сотрудники
обеспечивают как можно более раннее
выявление индивидуальных и типологических
особенностей ребенка и последующий их
учет в работе с детьми.

Используя
анализ имеющейся на ребенка документации,
а также результаты наблюдения за его
поведением в различных видах деятельности,
сотрудники выделяют детей, нуждающихся
в дополнительном внимании, а в некоторых
случаях специальном психолого-педагогическом
сопровождении.

Сотрудники
обращают внимание на особенности базовых
проявлений активности ребенка,
составляющих основу его психосоциального
развития, таких, как:


уровень общей и двигательной активности;


ритмичность различных психофизиологических
отправлений ребенка;


характер эмоциональной и поведенческой
реакции на новые стимулы, например еду,
игрушки, людей (стремление избежать их
или приблизиться к ним с целью познания);


интенсивность эмоциональных реакций
при выражении своих желаний, отношений
и т.д.;


качество настроения ребенка;


способность ребенка к сосредоточению
на эмоциональном контакте или манипуляции
с предметами;


способность ребенка к преодолению
препятствий.

На
основании наблюдений за реакциями
ребенка на взрослых сотрудники ДОУ
выявляют детей со сниженной потребностью
в общении, которая иногда доходит до
полного отказа от социальных контактов.

При
обнаружении у ребенка отличающегося
от большинства детей поведения (например,
у ребенка постоянно плохое настроение),
сотрудники организуют более тщательное
наблюдение за ним, привлекая для этого
и других специалистов (психологов,
медиков, коррекционных специальных
педагогов).

При
квалификации наблюдаемых особенностей
детского поведения как отклонений
сотрудники могут руководствоваться
следующими критериями:


изменение привычного для данного ребенка
поведения в целом;


несоответствие поведения половозрастным
нормам развития;


длительность отмечаемого своеобразия
в поведении ребенка;

-тяжесть
и частота наблюдаемых симптомов нарушения
(изредка возникающее своеобразие вполне
допустимо, длительные и часто повторяющиеся
расстройства поведения и
эмоционально-личностного развития
говорят о наличии серьезной причины);


«синдромологичность», т.е. множественность
своеобразных черт (более пристальное
междисциплинарное внимание должно быть
уделено детям с множественными
поведенческими и эмоциональными
отклонениями, особенно в сочетании с
нарушениями в других характеристиках
психической деятельности);


специфичность возникновения того или
иного симптома отклонения, указывающая
на социальный характер причины его
возникновения;


пристрастие к ритуализированным,
однообразным действиям с предметами
при отсутствии привязанности к близким
взрослым;


запаздывание в формировании навыков
опрятности.

Пока
причины отличающегося от общевозрастных
норм поведения не выяснены, сотрудники
строят свое взаимодействие с ребенком
по принципу «не навреди». Например,
ребенка, испытывающего выраженный страх
перед любым новым объектом или изменением
привычных условий, постепенно готовят
к встрече с новым взрослым, смене
обстановки.

По
выяснении причин отличающегося от
общевозрастных норм поведения ребенка
и разрабатывается перспективный план
его развития и коррекции; сотрудники,
используя возможности игр, занятий,
режимных моментов, включаются в
коррекционный процесс. Специальные
методы наблюдения применяются в течение
первых двух-трех недель пребывания в
ДОУ, а также после длительного перерыва
в посещении ребенком дошкольного
учреждения (см. приложение к данному
разделу — «Лист адаптации»).

Проводится
специальная работа с родителями по
разъяснению особенностей данного
периода в жизни ребенка и оптимальных
методов взаимодействия с ним.

С
целью предотвратить закрепление у детей
возникающих защитных реакций на
какое-либо препятствие или затруднение
в деятельности, сотрудники изучают
характер эмоциональных реакций и
действий ребенка в данных ситуациях.

Выделяют
детей со следующими типами защитных
реакций:


пассивный молчаливый уход;


эмоциональный уход, сопровождающийся
плачем;


аффективный уход, сопровождающийся
агрессивными действиями, направленными
как на ситуацию, так и на окружающих
людей.

На
основании наблюдений за детьми в
различных видах деятельности (социальной,
познавательной, речевой, двигательной)
выделяют детей с отставанием в смене
ведущих форм общения со взрослым (тех,
у которых, например, вместо
предметно-действенных средств установления
контакта продолжают доминировать
экспрессивно-мимические формы
взаимодействия со взрослым и т.п.).

В
качестве базового развивающего и
коррекционного метода широко используется
игровая деятельность. В процессе
педагогического взаимодействия
выявляются дети с низким, не соответствующим
возрастным нормам уровнем развития
игровой деятельности. В случае выраженного
отставания и отсутствия положительной
динамики в развитии игровой деятельности
должно проводиться тщательное обследование
ребенка с привлечением различных
специалистов для выяснения причин
данного отставания.

Литература:
Основы специальной психологии: Учеб
пособие для студ сред пед учеб заведений
/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И.
Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузне.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник