Индивидуальный маршрут развития ребенка с дизартрией

Приложение № 1.

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________

Дата рождения_________________  дата заполнения ИОМ___________________________________________________

Состояние здоровья_____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выписка из заключения ПМПК __________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ _____________________________________________________

Вариант № 1.

Анализ результатов коррекционно-образовательного процесса: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант № 2.

Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2.

Состояние здоровья: ИМБТ, гиперметропия 1 степени, ХНЗЛ ремиссия, нарушения осанки.

Выписка из заключения ПМПК: —   Речевой диагноз: ОНР – 3 уровень, стертая форма дизартрии.

4.

5.

а)

Развитие моторики речевого аппарата.

Устранение дефектного звукопроизношения

Автоматиза ция звуков

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Лопатка», «Качель», «Горка», «Лошадка», «Лодочка»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Постановка звуков: [З], [Ц] – способ постановки смешанный.

Автоматизация звука [З] в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики».

Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»;

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Веселый язычок».

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и  газету  «Здравушка» — рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Учимся красиво говорить».

Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

Без напряжения выполняет: «Улыбка» — «Бублик», «Качель», «Горка», «Лодочку».

В спонтанной речи звуки    [З]

[Ц]

произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения

+

+

+

+

+

+

б)

6.

Дифференциация звуков

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» — «Четвертый лишний»

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима».

В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».

Аналогично провести автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Цып-цып-цыплятки!», «Выбегала девица …», «Метелица»).

Дифференциация звуков [С] — [З],  [С] —  [Ц] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» — «Звукопроизношение», «Звуковые часы».

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [З], [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» — «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».  

Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради

Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Учимся различать звуки», «Звукарик», просмотр открытых занятий.

Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

Выделяет звуки [З]

          [Ц]

в начале слова, в середине слова.

Определяет количество звуков в словах: дом, зуб.

Выполняет звуковой анализ слов: кот, зуб, цок.

+

+

_|_

_|_

Выполняет неуверенно, требуется дополнительная помощь.

7.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» — «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки».

Читайте также:  Последовательность стадий развития ребенка по фрейду

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Играем дома», «Уроки грамотной речи».

Игра в мяч «Один – много» (зуб – зубы, зонт – зонты, коза – козы, цепь – цепи, цветок – цветы, кузнец – кузнецы).

Д/и «Какой это предмет?» (меховая шапка, металлическая цепь, стеклянная ваза)

Д/и «Что у Зои?» (у Зои цветы, цыплята, козы)

Составляет простое предложение с заданным словом.

+

_|_

+

_|_

Неуверенно отвечает.

Аналогично отве

та педа

гога.

8.

Развитие психологической базы речи

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

Игра в мяч  «Что лишнее?» (са-са-за-са, зуб-суп-зуб-зуб).

Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением).

Запоминает и повторяет произнесенные 4-5 слов.

+

_|_

+

Неуверенно отвечает.

С 21.11.07 ПО 23.05.08

1.

Развитие общей моторики, зрительно-пространст

венной ориентации

Совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат – логоритмика, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подв/игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.

Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом «Дед Мороз», «Колобок» и др.; «Школа мяча».

Уверенно показывает: правая – левая сторона

в пространстве;

на листе бумаги.

Движения уверенные, координация удовлетворительная.

+

_|_

+

Неуверен, путается.

2.

3.

4.

а)

б)

5.

6.

7.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие моторики речевого аппарата.

Устранение дефектного

звукопроизно

шения.

Автоматиза

ция звуков

Дифференциа

ция звуков

Развитие функций фонематичес

кого слуха и навыков звукового анализа

Развитие и совершенствование лексико-грамматичес

кой стороны речи

Развитие психологической базы речи

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии.

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Бублик», «Иголочка», «Качель», «Чьи зубы чище?»,  «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Индюшата»; дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Постановка звуков: [Ш], [Л], [Ж] – способ постановки смешанный; подготовка к постановке звука [Р], изолированное произношение.

Автоматизация звука [Ш] в слогах (шта, ша, аш) – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; д/у: «Ступеньки», «Повтори для Мишки»; к/и «Игры для Тигры»: «Ветерок», «Рыбка», «Часы».

Автоматизация в словах (шта, ша, аш, шка) – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»; д/и: «Звуковые домики», «Улитка», «Ромашка», «Муравейник», «Живые слова»; к/и «Игры для Тигры» — «Четвертый лишний», «Часы».

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Тише, мыши…», «Кошка в окошке…», «Кукушонок», «Плюшевый Мишка».

В спонтанной речи – в подвижных играх: «Раздувайся пузырь», «Смешинка»,  «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй», «Угадай по описанию».

 Аналогично провести автоматизацию звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, в спонтанной речи (стихи для разучивания – «Жук», «Жужжит над …», «Медвежонок»).

Аналогично провести автоматизацию звука [Л] в слогах, словах (в прямых слогах, обратных и в слогах со стечением согласных) предложениях, чистоговорках; стихи для заучивания «Скакалочка», «Заяц белый», «Клава…», «Мила в лодке…».

Дифференциация звуков [С] — [Ш],  [Ш] —  [Ж], [З] — [Ж]  в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках: д/и «Собери бусы», «Звуковые домики», «Звуковые часы»», «Ромашка», «Рассели картинки в дом», «Логопедическое лото»; к/и «Игры для Тигры» — «Ветерок», «Звуковые часы».

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ш], [Л], [Ж]: в начале середине или в конце слова?»;

д/и Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Найди свою картинку»,  «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» — «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово»; «Весёлая логоритмика» — развивалочки.  

Читайте также:  Ребенок 12 недель развитие видео

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – пять», «Один – много», «Мой, моя, моё, мои»; д/и «Магазин», «Посмотри какой цветочек!» «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» — «Что из чего?», «Найди четвертого», «Профессии».

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай кто это», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Профессии», «Цвет, форма, размер»; к/и «Зайка в школе».

Воспитатели: пальчиковая гимнастика с текстом, игры со шнуровкой, мелким конструктором; изодеятельность, воскотерапия.

Родители: пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.        

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических минуток (выполнение аналогичных упражнений).

Родители: организация домашних занятий по рекомендациям логопеда через индивидуальную тетрадь; семинар – практикум «Зарядка для Язычка».

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков.

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь и  газету  «Здравушка» — рубрика «Играем дома») проводить домашние занятия, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении; семинар – практикум «Речь и общение…».

 Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения (через ИОМ заполняемы воспитателями), контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.

Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради.

Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх «Скажи наоборот», «Эхо», «Отгадай слово»; д/и «Лото», «Где чей дом?», «Улитка».

Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Развитие функций фонематического слуха, как предупреждение дизграфии», просмотр открытых занятий.

Воспитатели: индивидуальные занятия согласно ИОМ, словесные и д/и.

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультации «Домашняя игротека», «Учимся составлять короткие рассказы».

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

.Уверенно показывает упражнения с чередованием поз: «Кулачок – ребро – ладошка»;

Выполняет шнуровку.

Штрихует предметы ровно в заданном направлении, за контур не выходит.

Без напряжения выполняет: «Улыбка» — «Бублик»,

«Качель»,

«Чашечка»,

«Индюшата»

В спонтанной речи звуки    

[Ш]

[Л]

[Ж]

произносит артикуляционно верно, без оглушения и замещения.

Выделяет звуки

         [Ш]

          [Л]

          [Ж]

в начале, середине и в конце слова.

Определяет количество звуков в словах: жук, шуба, лук.

Выполняет звуковой анализ слов: шок, жук, лук.

Игра в мяч «Один – много» (жук – жуки, стол – столы, стул — стулья).

С/и «Какой это предмет?» (меховая, зимняя шапка, детский, деревянный стул)

Правильно понимает и использует в речи предлоги НА

ПОД

ЗА

ПЕРЕД

Составляет простое предложение с заданным словом.

Д/и «Четвертый лишний» (ответ дает полным предложением, с объяснением).

Запоминает и выкладывает в заданной последовательности 6 картинок

_|_

+

_|_

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

_|_

_|_

+

_|_

+

_|_

_|_

_|_

   +

+

_|_

Путается, делает в медленном темпе.

Выходит за контур.

В  утрироваванном произношении.

С дополнительной помощью

Подбирает один -два примера, из бытового словаря

Ответы неуверенные, часто путается.

Не всегда запоминает последовательность расположения картинок

Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: мальчик получал логопедическую помощь в течение одного учебного года и по всем видам проведенной логопедической коррекции наблюдаются положительные результаты. За этот период работы были исправлены все нарушенные звуки (благодаря четкой работе всех субъектов коррекционного процесса). Звук [Р] необходимо автоматизировать в летний период (разработать ИОМ на летний период для воспитателей, дать рекомендации родителям). Функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза сформированы и соответствуют требованиям и нормам возрастной группы. Необходимо обратить внимание на развитие лексико-грамматической стороны речи и совершенствованию связной речи  — данную работу продолжат воспитатели (на следующий учебный год по специально разработанному ИОМ).

Читайте также:  41 детский сад центр интегративного воспитания центр развития ребенка

Выпущен с логопункта с чистым звукопроизношением и улучшением в речевом развитии. Провести контрольное психолого-медико-педагогическое обследование в сентябре 2008 года, и в мае 2009 года для анализа и эффективности педагогической работы по ИОМ.

Источник

Наталья Кротенко
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с дизартрией и алалией

Комитет образования и науки города Новокузнецка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» (ул. Жасминная, дом № 29, г. Новокузнецк Кемеровской области, 654028,тел. 39-14-11, ОКПО 37710452, ОГРН 1124253001641, ИНН / КПП 4253006219 / 425301001, E-mail: detskijsad-15@yandex.ru

Утверждаю

Заведующая ___Е. В. Вороненко

Приказ № ___ от “___” ___ 20__г

Индивидуальный образовательный маршрут

Разработчик: Кротенко Наталья Сергеевна

учитель- логопед

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

на Диану Г., 14.05.2013 г. р.

Поступила в старшую логопедическую группу в возрасте 5 лет 4 мес. с заключением ТПМПК Дизартрия средней степени Синдром алалии ОНР (I уровень). Низкий уровень сформированности регуляторной сферы и познавательных процессов (№ 1052от 23.05.17)

Обращенную речь девочка понимает в полном объеме.

Моторика. Состояние общей моторики без особенностей, уровень развития мелкой моторики недостаточен, ведущая правая рука, при выполнениее упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья») наблюдаются неточности.

Артикуляционный аппарат строение без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движеий. Звукопроизношение. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения

Звуко-слоговая структура. Умеет воспроизводить слова 1-3–го типов, в более сложных конструкциях — затруднения.

Фонематическое восприятие. Грубо нарушена дифференциация парных звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих звуков.

Грамматический строй. Не способна изменять по числам имена существительные с окончаниями –А, -Ы по инструкции без изменения основы слова (глаз – глаза, нос — носы). Наблюдаются аграмматизмы в согласовании прилагательного с существительным (например: красный кукла, существительного с числительным 1,2,5 (например: 5 дома)

Словарный запас. Словарь ограничен пределами обихода. В речи преобладают имена существительные, реже глаголы. Девочка не знает обобщающие слова.

Связная речь. Наблюдается отстование в развитие связной речи, при ответах на вопросы пользуется простыми словами, пересказа нет.

Логопедичекое заключение: Дизартрия средней степени, ОНР II уровень.

Направления коррекционно – развивающей работы Задачи коррекционно – развивающей деятельности Методы, приемы, способы Дидактические игры, упражнения, задания Форма оценки результатов работы

октябрь ноябрь декабрь

Моторика Упражнять в поочереднодном показывании, поднимании и перебиранием пальцев рук, поочередно правой и левой рукой, совместно обоими. Показ,

Повтор сопряженно,

Отраженно.

Кинизионогические упражнения типа «Колечко»

Игры типа

«Этот пальчик»

Артикуляционный аппарат Вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционого апарата (точность движений, их плавность)

Выработка широкой, теплой, слабой рассеяной струи по направлению к передней части языка Выполнение упр. по подражанию взрослого,

• по образцу,

• по словесной инструкции.

Удержание позы на счет.

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Чистим широким язычком нижние зубки»

«Чашечка»,

«Вкусное варенье»,

«Чистим широким язычком верхние зубки»

«Сдуй снежинку с носика»

Звукопроизношение. Формировать у ребенка правильного звучания нарушенного звуков С, Ш

Использование двигательно — кинестетического метода, по подражанию.

На индивидуальных занятиях концентрический метод (использование базовых звуков для постановки других). «Повтори»

«Бусы»

«Найди звук»

«Найди букву»

Д. и. «Лото»

Звуко-слоговая структура Формирование умения воспроизводить слова 4-6 го типов Многократное повторение,

Повтор слов (сопряженно, отраженно). Игры типа «Повтори»

Фонематическое восприятие Формирование умения выделять заданный звук в начале слова (б-п, д-т)

Коментирование,

Проговаривание,

Ответы на вопросы. «Отбери картинку на заданный звук»

Игры типа «Какой звук спрятался»

Грамматический строй Упражнять в изменении существительных по числам,

в согласовании прилагательного с существительным, существительного с числительным Показ образца,

Коментирование,

Проговаривание,

Договаривание.

Игры типы «Один — много»,

«Какой, какая»

«Сколько»,

«Сосчитай»

Словарный запас Расширение и активизация словарного запаса: накопление колличественного словаря через тематическое ознакомление с окружающем миром с учетом основных частей речи Многократное повторение,

Повтор слов (сопряженно, отраженно,

Коментирование,

Проговаривание,

Договаривание. Игры типа «У кого что?»,

«Что у вас?»

«Назови общим словом»

Связная речь Формировать умения отвечать на вопросы распространенным предложениям Коментирование,

Поговаривание,

Ответы на вопросы.

Игры типа «Какая, какой»

«Повтори»

«Что запомнил?»

Условные обозначения оценки результатов работы:

0- не выполняет

1 – выполнить без помощи не может

2- вылоняет, с незначительной помощью

3 — выполняет самостоятельно

Источник