Наблюдение как метод исследования ребенка с нарушениями развития

Методы
изучения детей с особыми потребностями
разнообразны и в основном совпадают с
методами изучения детей с нормальным
развитием, однако имеют свою специфику.

Изучение документации ребенка.
Задача изучения документации 
– сбор анамнестических данных 
и составление представления 
об истоках аномального развития.
В комплексном изучении ребенка 
каждый из специалистов должен 
уметь 

«читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения,
которые  необходимы 
ему для составления полной 
картины истории развития ребенка.
Для психологического изучения 
ребенка такие сведения можно 
получить из выписки из истории 
развития ребенка, которая должна 
содержать заключения:

– педиатра;

– психиатра,
невропатолога с обоснованным медицинским
диагнозом;

– отоларинголога
с характеристикой состояния;

– офтальмолога
с характеристикой состояния зрения;

– ортопеда
(для детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата).

Материалы
подробной выписки ориентируют психолога
и формируют исходные предпосылки для
выявления направления исследования
психических функций.

Важным
документом является педагогическая
характеристика ребенка, отражающая
данные о продолжительности его обучения
и воспитания в школе и детском саду,
подробный анализ успеваемости, поведения,
мероприятия, проведенные для повышения
успеваемости (индивидуальная работа,
лечение и т.д.). Эти данные станут полезными
при исследовании обучаемости ребенка
и прогнозировании темпов его развития.

2.
Изучение продуктов деятельности 
ребенка
.
Анализируя конечный результат
(детские рисунки, поделки, учебные 
работы: диктанты, упражнения, решение 
задач и т.п.), можно понять особенности 
работы ребенка и составить 
представление о его воображении,
формировании зрительных представлений,
развитии мелкой моторики, степени
формирования у ребенка навыков учебной
деятельности и др.

Для
правильной оценки достижений ребенка
необходимо знать:

– психологические
механизмы получения того или иного
результата, условия, в которых он получен;

– типичные
затруднения в усвоении знаний для разных
групп школьников;

– особенности
развития данного навыка в процессе
обучения;

– методы,
позволяющие обнаруживать подлинные
причины затруднений на каждом этапе
обучения.

3.
Метод наблюдения
.
Наблюдение  позволяет судить о состоянии 
тех или иных психических функций 
в процессе спонтанной деятельности 
ребенка при минимальном вмешательстве 
со стороны наблюдающего. Наиболее 
важными видами наблюдения при 
психологическом изучении ребенка 
является наблюдение за игрой,
поведением, общением и состоянием 
работоспособности ребенка. Начиная 
обследование ребенка с наблюдения 
за игрой, можно расположить ребенка 
к себе и ситуации обследования,
постепенно перейти к экспериментальным 
методикам.

4.
Метод беседы.

Беседа – метод 
сбора информации о психических 
явлениях в процессе личного 
общения по специально составленной 
программе. При изучении детей 
метод беседы используется в 
двух направлениях: беседа с родителями
(учителями, воспитателями) с целью 
сбора анамнестических данных и
беседа с ребенком с целью установления
контакта с ним и составления общего
представления о его развитии. Это
исходный этап знакомства, от которого
зависит установление контакта с ребенком
и очень важный метод, потому что многие
дети с отклонениями в развитии имеют
негативный опыт общения с взрослыми.

5.
Метод эксперимента
 предполагает 
сбор фактов в специально

 смоделированных условиях,
обеспечивающих активное проявление

 изучаемых явлений.
Он  может быть применен для изучения 
различных видов деятельности 
детей, выявления особенностей развития 
их личности и возможностей 
обучения. При проведении эксперимента 
ребенку предлагается по определенной 
инструкции выполнить задание,
представляющее 
собой модель обычной интеллектуальной 
или любой другой деятельности.

Метод
эксперимента, как и все другие методы,
призван обеспечить выявление и негативных,
и позитивных возможностей ребенка,
кроме того, обеспечить получение сведений
об обучаемости ребенка.

Определение
способности к обучению – это определение
резервов развития ребенка. Поэтому в
ходе изучения ребенка особое значение
имеет обучающий эксперимент. Принцип
обучающего эксперимента заключается
в следующем: при проведении эксперимента
избираются заведомо трудные для ребенка
задания, а затем экспериментатор обучает
ребенка решению задачи. Помощь
экспериментатора строго регламентируется
в виде фиксированных инструкций –
кратких «уроков». В качестве показателя
обучаемости учитывается:

– количество
и качество помощи, необходимой для
правильного выполнения задания (процесс
формирования навыка);

– возможность
и качество словесного отчета ребенком
о проделанной работе;

– возможность
переноса полученного навыка на новые
условия.

Мера
помощи связана с изменением степени
сложности предлагаемой ребенку задания.
Учитывая это, каждое из экспериментальных
заданий может быть представлено как
задание с несколькими степенями
сложности. Понятие «степень сложности»
включает:

– характеристику
объема материала, с которым действует
ребенок во время выполнения задания;

– степень
участия экспериментатора в разъяснении
ребенку пути выполнения задания;

– виды
помощи, которые могут быть предложены
ребенку в процессе выполнения задания
(помощь стимулирующая, организующая,
разъясняющая, наглядно-действенная,
конкретная).

Помощью
является стимуляция к действию (подумай,
постарайся сделать, у тебя получится);
разъяснение сущности действия (например,
при классификации: сюда будем откладывать
все желтые, а сюда красные кружочки);
введение наглядности при показе пути
решения (экспериментатор выкладывает
перед ребенком детали, необходимые для
заданной конструкции, и начинает
конструирование, предлагая ребенку
продолжить действие); демонстрация
образца (конкретная помощь) – выполнение
задания с последующей репродукцией
ребенком (например, экспериментатор
сложил разрезную картинку, показал
результат ребенку, разобрал конструкцию
и предложил ребенку сделать то же самое).

При
таком подходе к исследованию способы
предъявления материала ребенку могут
быть разнообразными, что обеспечивает
постепенность изменения степени
трудности задания и требований к ребенку.
Это дает возможность ребенку перейти
от элементарных форм деятельности, к
более сложным . Такая последовательность
предъявления заданий позволяет определить
степень сформированности того или иного
действия. Результаты исследования
покажут, способен ли ребенок вообще
действовать в данной сфере деятельности,
может ли решать поставленную задачу в
обычных, или хотя бы облегченных условиях.

Полученные
с помощью обучающего эксперимента
данные могут быть использованы для
первичной оценки обучаемости детей,
для сравнения сдвигов в развитии при
различных системах обучения. Они помогут
обеспечить индивидуальный подход при
обучении.

В
процессе работы выделяются следующие
этапы обучающего эксперимента:

1.
Введение ребенка в ситуацию 
эксперимента.

2.
Сообщение содержания задания
(инструкция).

3.
Наблюдение за деятельностью 
ребенка при выполнении задания
(решение задания) и оказание дозированной 
помощи.

4.
Оценка результатов деятельности 
ребенка.

Читайте также:  Развитие коммуникативных способностей ребенка в семье

При
оценке результатов деятельности
фиксируется и анализируется принятие
задачи ребенком, понимание им инструкции,
возможность самостоятельного выполнения
задания и возможность коррекции ошибок
(контроль над деятельностью), обучаемость,
факторы, влияющие на изменение результатов
работы.

Резюмируя
вышеизложенное, можно сказать, что
анализ результатов изучения детей с
особыми потребностями в обучении
предполагает концентрацию внимания
исследователя на анализе характера
нарушений, возникающих при выполнении
ребенком заданий, и учет условий
эксперимента. Сюда относятся анализ
истощения, наступающего в процессе
выполнения ребенком экспериментального
задания; учет темпа проведения
эксперимента, характеризующего скорость
нервных процессов, изменение объема
предполагаемых задач или материала, с
которым действует ребенок (что в случаях
превышения доступных ребенку пределов
вызывает запредельное торможение).
Отражение этих результатов в заключении
по результатам эксперимента позволяет
получить объективные данные, характеризующие
особенности аномального ребенка.

Источник

методы психологического изучения- это те приемы и средства, с помощью которых психологи и дефектологи получают достоверные сведения об интеллектуальном, речевом и физическом развитии детей с ООП.

Самым распространенным и простым методом с точки зрения его организации является наблюдение. Существует несколько вариантов наблюдения: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное и стороннее.

Беседа как метод психологического исследования применяется психологами по отношению к аномальным детям довольно часто. Задавая определенные вопросы, анализируя полученные ответы и реакцию аномального ребенка, исследователь получает информацию о его представлениях об окружающем мире, самом себе, о его отношении к определенным понятиям, явлениям.

Тестирование является удобным методом психологического изучения аномальных детей. Применяя тестирование в процессе обследования, можно получить точную количественную или качественную характеристику интеллектуального, речевого и физического развития аномального ребенка. Этот вид психологического исследования предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Эксперимент как метод психического исследования аномальных детей используется не так часто, как наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой, так или иначе, проявляется исследуемое свойство личности или мышления аномального ребенка.

Метод — это способ получения информации о том или ином факте. Современная психология выделяет основные и дополнительные методы изучения психики. Основными являются наблюдение и эксперимент. Среди дополнительных выделяют метод тестов, метод опроса, метод моделирования, анализ продуктов деятельности и т.д.

Наблюдение в психологии — это научный метод исследования, не ограниченный простой констатацией и регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психического явления.

Эксперимент в психологии — изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяются замысел эксперимента и его цель.

Олигофренопсихология использует весь арсенал научных методов исследования, но их выбор определяется целью и задачами каждого конкретного исследования и особенностями исследуемой группы испытуемых. Наблюдение как метод олигофренопсихологии применяется достаточно широко, т.к. не требует создания особенных условий для проведения изучения и понимания инструкции испытуемыми. Эксперимент как метод используется реже, т.к. существуют ограничения по возрасту испытуемых, сложности в понимании инструкции умственно отсталыми детьми, возможно возникновение «эффекта присутствия экспериментатора и, соответственно, искажения результатов.

Дополнительные методы — тесты, опросы, анализ документов, анализ продуктов деятельности применяются в практике психолого-педагогического изучения детей с недоразвитием интеллекта. Например, анализ документов в варианте изучения анамнеза ребенка является первоначальным этапом диагностической процедуры.

Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

Метод наблюдения — один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.д.). В ходе производимых ребенком манипуляций наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 1577; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте также:  Что значит развитие личности ребенка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9065 — | 7314 — или читать все…

Источник

СТАТЬЯ  

«Наблюдение как метод

психолого-педагогической диагностики»

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного, планомерного и целенаправленного сбора информации с последующей  обязательной систематизацией полученных данных и формулированием возможных выводов.

    Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.

    Существенными недостатками метода наблюдения являются:

1) его длительность;

2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста;

3) невозможность статистической обработки результатов. 
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.

Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.

         Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

    Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения, с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

       Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом наблюдений. Именно поэтому при характеристике и развитии педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов нужно рассматривать способность к эмпатии. Педагог должен уметь становиться на точку зрения ребенка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого человека, могут служить рефлексивные суждения.

Метод  наблюдения – главный и наиболее доступный для педагога. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксирование наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождающих.

Выделяют стандартизированное и не стандартизированное наблюдение. Постановка вопроса при не стандартизованном наблюдении достаточно широка, но она присутствует. Например, при наблюдении за одной группой не требуется наблюдать за вербальными взаимодействиями и их участниками, но вхождение в ситуацию наблюдения начинается с вопросов: какие взаимодействия должны наблюдаться и с какой частотностью они возникают? Ведущий наблюдение следует всем методическим правилам, призванным исключить воздействие заблуждений и ложных установок, и тщательно ведет протокол.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка сыктывкар

Элементы поведения определяют содержание того, что должно наблюдаться. Элемент поведения — та составная часть поведенческого процесса, которая представляется исследователю мельчайшим, далее неделимым событием, необходимым для анализа поведения. Это может быть, к примеру, наставление перед игрой воспитательницы детского сада и последующая за этим реакция ребенка, но это может быть и реакция гимнаста после неудавшегося упражнения.

При установлении периодов наблюдения определение генеральной совокупности особенно важно, например, при установлении продолжительности языковой терапии. Так как постоянное наблюдение за всем процессом в целом чаще всего превышает возможности исследователя, то делается временная выборка. Частотность и продолжительность периодов наблюдения зависят от того, как часто ожидается интересующее исследователя поведение, и какого уровня точности выводов хотят достичь.

В своей практической работе педагоги чаще всего вынуждены обращаться к не стандартизованному, включенному наблюдению. Это негативно сказывается на генерализации результатов наблюдения, однако не должно соблазнять к отказу от соблюдения методических правил. Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».

       Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и не включенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.

     Контролируемое наблюдение — наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.

    Неконтролируемое наблюдение — наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.

    Открытое наблюдение — оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.

    Включенное наблюдение — непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.

      Не включенное наблюдение — осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.  При не включенном наблюдении, наблюдающий регистрирует явление «снаружи». Он сам не участвует в процессах, которые наблюдает.

     Полевое наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, парке и т.д.).

      Лабораторное наблюдение — создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.

    Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

    Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

При систематическом наблюдении большую роль играет выбор времени для проведения наблюдения. Наблюдать одних и тех же лиц поочередно в течение продолжительного времени удается редко. Поэтому, часто приходится обращаться к временным выборкам, когда в установленной последовательности наблюдаются первый, второй и так по порядку все остальные члены группы, каждый в течение 3 мин. В зависимости от цели наблюдения следует подумать над тем, сколько человек должны быть вовлечены в этот цикл, чтобы обеспечить репрезентативность наблюдения, и какой продолжительности должны быть временные отрезки, чтобы не слишком разрывать поведенческие процессы.

    Важнейшим в наблюдении является «непосредственное понимание ребенка, невольное проникновение в наблюдаемого ребенка, одновременное сопереживание ему и письменная фиксация всех этих моментов наблюдателем».

    Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.

Источник