Музыкальные способности ребенка чувство ритма и его развитие

Оксана Барангулова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

Ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки — одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б. М. Теплов)

Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».

Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут осознать, охватить целиком.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

Музыкально – ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.

Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только через слух, но и всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.

Изучив опыт ведущих педагогов –музыкантов,проанализировав результаты диагностического обследования возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений, что позволило работу по данной теме.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.Данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной.

Для развития чувства ритма весьма интересны и плодотворны речевые упражнения, ритмодекламации. вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения,

Целесообразно применять также чисто ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Развивая чувство ритма у детей необходимо большое внимание уделять музыкально-дидактическим играм и ИКТ, направленным на развитие этой способности.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально-ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у дошкольников. В основе музыкально-ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.Я перед собой ставила задачу: научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метро-ритмические особенности.

Для развития чувства ритма на занятиях целесообразно использовать все виды музыкально-ритмических движений – музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные, игры под пение, хороводы и пляски. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.

Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность – это эффективное средство познания объективной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.

Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:

• Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка средне гармоничное

• Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.

• Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.

• Творческие ритмопластические импровизации.

Для развития чувства ритмапри пении можно использовать следующие упражнения:

• Прохлопывание ритма ладошками, палочками.

• Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.

• Пение по ритмическим картинкам.

Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).

• Хлопки по кругу. (например игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)

• Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение ИКТ помогает:

— сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;

— предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

— обладает стимулом познавательной активности детей;

— позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,

— стимулирует непроизвольное внимание детей.

Заключение

Подводя итоги можно, с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников.

В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, выступать перед зрителями.

Список литературы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю. Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.

2. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учеб для студ высш. Учеб заведения – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 – («Коррекционная педагогика», реком. Министр. Образования РФ)

3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.

4. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям

Источник

     Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет  три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство — проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство — музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие — неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Читайте также:  Развитие ребенка в доу истоки

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников:

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам — барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 — выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 — руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

4 — качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 — ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 — быстро качаем ладонями (дрожь).

7 — запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это — мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит — останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это — мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 — Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 — Раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы)

4 — Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 — Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Читайте также:  Слонимский дошкольный центр развития ребенка

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3.Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно — эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1.  Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. — М.,1989.

2.  Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л.. 1971.

3.  Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5.  Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6.  Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7.  Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

Источник