Музыкальные школы как система развития ребенка

Музыкальные школы как система развития ребенка thumbnail

О воздействии музыки на человека говорилось во все времена.

Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете.

Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций.

В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса.

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека.

Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах. В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С.

Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития.

Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности?

В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств.

Читайте также:  Попить ребенку для умственного развития

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7].

Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся.

В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры.

Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика.

Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика.

Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.

Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием.

В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием.

Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения.

Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

1.                  Расширение музыкального кругозора.

2.                  Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

3.                  Воспитание воли и характера.

4.                  Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.

5.                  Воспитание актуальности и дисциплины.

6.                  Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.

7.                  Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.

8.                  Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.

Литература:

1.      Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993. — С.38 -77

2.      Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 281 с.

3.      Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2006. — 399с.

4.      Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 1947. — С. 62–103

5.      Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2011. — 383с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Источник

Де́тская музыка́льная шко́ла — музыкальное учебное заведение, в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в общеобразовательных школах время дополнительно получают начальные музыкальные знания и навыки[1]. Существующая ныне модель бесплатного и доступного музыкального образования была создана в Советской России в 1918 году, получила повсеместное развитие в Советском Союзе и во многом сохранилась в постсоветских странах до настоящего времени.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в день отзывы

Подобные заведения могут существовать как независимые учреждения или же быть интегрированы в структуру основной школы. По данным на 2015 год, в России насчитывалось 3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями[2]. Сокращение «ДМШ», в принципе, допустимо по отношению к любой детской музыкальной школе, но, во избежание путаницы, его стараются использовать только применительно к районным школам с 8-9-летней программой. В настоящее время такие школы в РФ и ряде постсоветских республик являются государственными или муниципальными учреждениями, обучение в них бесплатное.

При международном общении на тему музыкальных школ важно уточнять, что речь идет о «детской школе», так как понятие «школа» (англ. school, нем. Schule и др.) во многих странах трактуется шире, чем в России, и может подразумевать самый разный уровень, вплоть до консерваторского.

История системы музыкальных школ России[править | править код]

Российская империя[править | править код]

В первой половине XIX века в крупных городах Российской империи стали появляться первые платные частные музыкальные школы. Во второй половине XIX века по инициативе русских композиторов А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и С. И. Танеева создаются общедоступные музыкальные школы. Тогда они не были рассчитаны исключительно на детей. Среди подобных учебных заведений известность получила Бесплатная музыкальная школа, основанная в 1862 году в Санкт-Петербурге по инициативе М. А. Балакирева и Г. Я. Ломакина[3].

Советский Союз[править | править код]

В 1918 году в Петрограде была основана первая государственная детская музыкальная школа (Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова).

Ко второй половине 1920-х годов в стране было два типа музыкальных школ: четырёхлетняя музыкальная школа первой ступени для детей и курсы общего музыкального образования для взрослых.

В 1933 году детские четырёхлетние школы были преобразованы в семилетние ДМШ. Эти школы были сделаны начальным звеном профессионального музыкального образования. Основное внимание там уделялось обучению игре на музыкальных инструментах. Была создана система профессионального музыкального образования ШУВ («школа — училище — вуз»). В то же время при консерваториях были созданы специальные десятилетние музыкальные школы — ССМШ — которые наряду со средним давали и профессиональное образование, необходимое для поступления в музыкальный вуз. После войны появились пятилетние вечерние музыкальные школы, ориентированные на молодёжь[3].

В СССР детские музыкальные школы не только выполняли роль начального звена профессионального музыкального образования, но и обеспечивали общеэстетическое воспитание детей[4]. Эту систему в 1980-е годы подвергал критике музыковед Г. М. Цыпин. По его мнению, при таком обучении будущие профессиональные музыканты получают недостаточное количество навыков и умений, а дети, не имеющие профессиональных музыкальных способностей, вынуждены изучать ненужный им комплекс академических упражнений, что может вызвать негативное отношение к музыке и уход из школы[5]. Поэтому родителям продвинутых учеников ДМШ педагоги иногда советовали (и советуют сейчас) перевести своих детей в ССМШ в средних классах, а по отношению к слабым ученикам — облегчали требования.

В советское время обучение в музыкальных школах страны осуществлялось по единой образовательной программе[4].

При консерваторских музыкальных школах в Советском Союзе были созданы интернаты, в которых жили особо одарённые дети, направлявшиеся в эти школы из провинции. Программа отбора и воспитания талантливых детей действовала даже в тяжёлые годы Великой Отечественной войны: так, будущий композитор Александра Пахмутова была направлена осенью 1943 года из Караганды в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. Чайковского, где занималась по классу фортепиано у И. В. Васильевой и посещала кружок юных композиторов под руководством В. Я. Шебалина и Н. И. Пейко.

Российская Федерация[править | править код]

В постсоветский период контроль за детским музыкальным образованием со стороны Министерства культуры был снижен. Преподаватели музыкальных школ получили возможность самостоятельно выбирать программы обучения. В 1992 году вышел закон «Об образовании», в котором детские школы искусств определялись как учреждения дополнительного образования детей. Большинство музыкальных школ стали детскими школами искусств, благодаря появлению в них хореографического отделения, отделений эстрадного вокала и изобразительного искусства[4].

Стал снижаться статус музыкальных школ. В то же время перед детскими школами искусств были поставлены новые задачи, аналогичные тем, что выполняют клубы, кружки и творческие секции. Детские школы искусств не имели единых требований к образовательному процессу, а разработанные Министерством культуры учебные планы носили лишь рекомендательный характер. Качество детского образования сфере культуры и искусства стало снижаться[4].

Детские музыкальные школы столкнулись с нехваткой кадров и снижением количества учеников. Кадровый дефицит больше всего затронул классы духовых и струнных инструментов. Число детей, обучающихся игре на струнных инструментах, в период с 2005 по 2015 год сократилось почти на 35 тысяч. Эти проблемы детских музыкальных школ негативно сказались на качестве профессионального образования[2].

Тем не менее, в ССМШ уровень обучения по-прежнему остается одним из самых высоких в мире. В этих школах существует достаточно серьезный конкурс. В московскую школу-«десятилетку» приезжают талантливые дети из всей России (для них имеется общежитие), иногда принимаются и иностранцы. Подобных специальных музыкальных школ в 2016 г. было девять. Значительная часть их выпускников в дальнейшем становится видными музыкантами.

Читайте также:  Этапы психологического развития ребенка школьного возраста

Детское музыкальное образование за рубежом[править | править код]

Показательное (в присутствии правительственной делегации из Индии) занятие по музыке в одной из школ в Японии

Возможности для обучения детей музыке предусмотрены во всех развитых государствах мира[6], однако профессиональное музыкальное образование преимущественно платное. Ситуация различается по странам, но, в целом, просматриваются следующие особенности зарубежного детско-подросткового музыкального образования, по сравнению с Россией и странами бывшего СССР:

  • на обычных школьных уроках пения (музыки) детьми приобретается больший, чем в России, объем знаний, часто включающий элементы нотной грамоты;
  • во многих обычных школах — как факультатив — можно обучаться игре на струнном и/или духовом инструменте на минимальном уровне и участвовать в школьном оркестре (см. фото с такого занятия в Taimei Elementary School гор. Токио, сайт школы в гор. Гамбурге и др.);
  • при обнаружении музыкальных способностей есть варианты перехода в спецшколу или гимназию (примерами подобных учреждений являются ССМШ при Берлинской высшей школе музыки, школы при некоторых консерваториях в Китае и др.), причем в более юном возрасте, чем поступают в музыкальные училища в России. Аналогов советской системы ШУВ за рубежом не существует — и выпускники таких учреждений далее сразу идут в консерватории;
  • частное индивидуальное или в небольших студиях обучение музыке вне стен государственных учебных заведений распространено шире, чем в России;
  • как и в РФ, родители часто хотят, чтобы их ребенок получил какие-то музыкальные навыки, но традиций обучения до уровня выпускников советских ДМШ за границей почти нет: при отсутствии намерения стать профессиональным музыкантом обычно ограничиваются более простым уровнем, отвечающим трём-четырём годам занятий в ДМШ.

В сборнике[6] представлена информация о музыкальном образовании раздельно по странам Европы (ФРГ, Польша, Великобритания, Италия, Скандинавия), Юго-Восточной Азии (Корея, Китай, Япония), Северной и Южной Америки, а также по ЮАР, Австралии и Индии.

Обучение в детской музыкальной школе в России[править | править код]

Чему учат в музыкальной школе[править | править код]

Во всех музыкальных школах детей обучают игре на одном или двух музыкальных инструментах, пению в хоре. Прививается умение играть в ансамбле, аккомпанировать, сочинять и импровизировать. Преподаются и теоретические дисциплины, такие как сольфеджио и музыкальная литература[3]. Дополнительно могут преподаваться музыкальное моделирование, основы компьютерной аранжировки и запись нотного текста[1]. Занятия по игре на инструменте («по специальности») педагог проводит с каждым учеником индивидуально.

Поступление в музыкальную школу предполагает прохождение конкурсного отбора. Распространенной практикой является приглашение к ребенку частного учителя на 1-2 часа в неделю примерно в течение года перед планируемым поступлением для минимальной стартовой подготовки. Во всех музыкальных школах есть также подготовительные классы, где также можно подготовиться к поступлению на основной курс школы.

Районные детские музыкальные школы (ДМШ)[править | править код]

Детская музыкальная школа им. Ростроповича, г. Москва

Основной разновидностью детских музыкальных школ в России являются школы с 8-9-летним сроком обучения, имеющиеся в каждом районе (и в городах, и в сельской местности). Подобные заведения кратко называют «ДМШ», даже если они официально именуются не как «детская музыкальная школа», а, скажем, как «музыкальное отделение детской школы искусств». Обычно туда принимают детей в возрасте 7-8 лет[1]. Плата за занятия невысока. Окончание ДМШ совпадает с окончанием девятого класса обычной школы. Большинство выпускников ДМШ становятся культурными музыкантами-любителями, а профессионально одарённые ученики поступают в музыкальные училища.

Детские музыкальные школы-студии[править | править код]

При многих общеобразовательных школах и клубах имеются кружки, «школы» и студии, где детей обучают музыке. Общая длительность и организация обучения в них могут варьироваться. Уровень занятий ниже, чем в ДМШ; по окончании такой студии поступить в училище почти нереально. Но для ученика, не претендующего ни на какое музыкальное будущее, территориальная доступность подобных заведений может быть важнее.

Средние специальные музыкальные школы (ССМШ)[править | править код]

Здание «десятилетки» при Московской консерватории

Особой разновидностью музыкальных школ в России являются средние специальные музыкальные школы (ССМШ) при консерваториях. В учебном плане ССМШ объединены общеобразовательные и музыкальные предметы. Обучение длится 11 лет (ранее — 10, из-за чего появилось и сохраняется название «десятилетка») и является полностью бесплатным. Уровень во всех возрастах значительно превосходит районные ДМШ. «Десятилетки» готовят своих учеников для поступления непосредственно в консерваторию, минуя стадию училища. Наиболее известная ССМШ — Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Большинство концертирующих музыкантов прошло путь через ССМШ, а не через «ДМШ плюс училище».

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Из истории советского музыкального образования. Сборник материалов и документов. 1917—1927, Л. 1969;
  • Музыка-детям. Сборник статей. Выпуск 2. М.: Музыка, 1975;
  • Михайловская Н., Музыка и дети, М. 1977;
  • Музыкальное воспитание в СССР: Сб. ст., Вып. 1—2, М. 1978—1985;
  • Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. научных трудов / Консерватория им. П. И. Чайковского. Ред. В. П. Фомин. — М., 1986.— 153 с.

Источник