Музыкально дидактические игры в речевом развитии ребенка

Жанна Герасимова
Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников.

Музыкально — дидактические игры, как средство развития речи дошкольников.

Семинар — практикум для воспитателей.

(Каждый раздел с использованием игр может быть самостоятельной консультацией для педагогов)

Музыкально-дидактические игры.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности,в доступной игровой форме помочь им разобраться:

— в соотношении звуков по высоте (звуковысотный слух)

развить чувство ритма (ритмический слух)

— тембровый слух

— динамический слух

— побуждать к самостоятельным действиям, используя знания, полученные на музыкальных занятиях.

Как любая игра – музыкально-дидактическая является:

— игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке

— одной из игровых форм обучения

— самостоятельной игровой деятельностью

средством музыкального общения

Музыкально- дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Основные виды музыкально-дидактических игр.

Существуют различные классификации игр и пособий.

1. Н. А. Ветлугина разделяет игры : настольные, подвижные, хороводные.

2. Л. Н.Комиссарова выделяет три такие группы: для различения характера музыки, для различения элементов изобразительности, для различения средств музыкальной выразительности.

3. Можно классифицировать игрыосновываясь на виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

4. Так как главная задача музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей, то можно игры классифицировать: на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений (тембр, звуковысотность, чувства ритма.

В педагогической практике чаще используются музыкально-дидактические игры, которые воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяют музыкальное восприятие в целом.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий внимания, памяти, развития мышления, речи и других разнообразных знаний. Ребёнка необходимо научить разбираться в особенностях музыки как вида искусства, акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Однако практика показывает, что полноценное восприятие музыки возможно лишь в том случае, если ребёнок понимает о чём музыка «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем- то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.

«Ребёнок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить всё это с чем-то реальным» Н. А. Ветлугина.

Используют музыкально-дидактические игры как на занятиях со всеми детьми, с подгруппами и индивидуально, а так же в самостоятельной деятельности.

Начинают проводить музыкально-дидактические игры с младшего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий (игрушки животных).

В старшем возрасте – это музыкальные игрушки, настольно-печатные игры, а так же использование ИКТ.

Структура дидактической игры:

— обучающая задача (упражнять в различении звуков по высоте, определять жанр, узнать ритмический рисунок, повторить и т. д. ,

— воспитывающая задача,

— игровые действия (отгадать, выбрать, выложить, пропеть,

— правила, которые определяются задачей обучения и содержанием игры. Правила помогают педагогу формировать у детей умение сдерживаться, проявлять эмоционально-волевые усилия (не мешать ответам товарищей, не подсказывать, развивать речевые навыки, умение высказывать свои мысли.

Методика применения (до 8 занятий):

1. Педагог знакомит с музыкальным произведением, беседа о музыке.

2. Педагог знакомит с внешним видом игры, содержанием, игровым заданием и действиями.

3. Перенос игровых действий в свободную деятельность.

4. Самостоятельное использование музыкально-дидактических игр.

Демонстрация и разучивание с педагогами музыкально-дидактических игр на развитие различных музыкальных способностей: ритм, тембр, ладового чувства, определение жанров музыки, формы музыкального произведения и т. д.

— Спой песню под фиксированный ритм хлопков, притопов и шлепков по коленям.

— Выложи на магнитной доске при помощи различных геометрических форм разного цвета схему песни, форму музыкального произведения, расскажи.

«Весёлый дятел» — повтори ритм по схеме или на слух.

— Узнай песню по ритмическому рисунку, спой и прохлопай.

— Расскажи отрывок текста песни с разным настроением, темпом или динамикой. И т. д.

Средства развития речи ребёнка.

Содержательная жизнь детей в детском саду, богатая впечатлениями обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло (игры, развлечения, наблюдения, обсуждения, рассматривание, слушание и т. д.). Если нет ярких впечатлений, если жизнь ребёнка бедна и однообразна – то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно.

Важнейшим средством развития речи является художественная литература. Она используется как образец построения связного высказывания, которое закрепляется при пересказе, рассказывании, повторении текста песни. Художественная литература развивает воображение, расширяет круг представлений об окружающем мире.

В целях речевого развития детей применяются художественные средства – рисование – особый вид речи! (Л. С. Выгодский – «образная графическая речь — рисунок ребёнка») Дети дошкольноговозраста почти никогда не рисуют молча: шепчут, разговаривают, напевают. Слово позволяет осмыслить процесс изображения, в свою очередь в процессе рисования дети учатся употреблять слова, изобразительные термины (цвет, линия, штрих и т. д.). Таким образом, рисунок и речь два взаимосвязанных и взаимообогощающих средства, при помощи которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему.

Велика роль в развитии речи музыки. Музыка сродни речи, но если вербальная речь по преимуществу логична, то музыка эмоциональна.

Музыка – это язык чувств, переживаний, настроений. «Музыка начинается там, где кончаются слова» (Г. Гейне)

У музыки и речи много общих понятий,расходящихся лишь в частностях: «язык музыки», музыкальный стиль, музыкальная интонация, ритм, мелодика и т. д. Текст сближает музыку с потоком жизни (например, в песне, романсе, опере). И в то же время, есть жанры в которых текст и музыка меняются местами, то есть ведущую роль играет текст (частушки, былины)

Важным компонентом в освоении ребёнком речи является пение, задача которого – научить понимать звуки, сделать доступным вхождение в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение, развивает музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленького зрителя целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в музыкальном спектакле расширяет кругозор, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания.

Одним из средств развития речи являются наглядные пособия и музыкально-дидактические игры. Однако, их наличие само по себе не решает задачу речевого развития ребёнка, если их не будет сопровождать слово взрослого (направлять, объяснять и называть показываемое).

Методы развития речи.

Методы обучения- способы работы педагога и детей, обеспечивающие приобретения детьми знаний, умений, навыков.

Ребёнок усваивает слова, их значение, формы, сочетания и т. д. из речи окружающих людей. Поэтому для развития речи нужна речевая среда, дающая образцы языка и речевая активность самого ребёнка. Отсюда выводится метод обучения,получивший название:- имитационного метода (обучение по образцу).

Исследователи считают, что ограничиваться только образцами нельзя, необходимо организовать процесс познания. Добиться этого можно используя проблемный (поисковый) метод обучения.

Назначение языка – быть средством общения – отсюда выводится коммуникативный метод развития речи, который имеет множество методических приёмов: создание речевых ситуаций, беседы, ролевые и театрализованные игры, наблюдения, рассуждения и т. д. – то, что может вызвать у детей потребность в высказывании.

Важным моментом является умение обеспечить обратную связь, стараться высказывания дошкольников не оставлять без внимания, необходимо широко практиковать анализ высказывания детей, важно делать замечания по существу, делать добавления, всем вместе обдумать как удачнее построить рассказ и т. д.

Развитие выразительности речи у детей.

Выразительность речи – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени осознанного использования языка. Понятие «выразительность» — интегративная особенность речи, основными из которых являются вербальные и невербальные средства.

Вербальные средства речи.

1.Звуковая выразительность: чёткая артикуляция звуков, интонация – основное выразительное средство звучащей речи, включающая в себя темп и ритм речи, мелодику голоса, фразовое и логическое ударение, логические паузы — всё то, над чем ведёт работу педагог музыкант при обучении пению детей.

2. Лексика — придаёт речи эмоциональность, образность (синонимы, эпитеты, метафоры в текстах песен)

3. Синтаксическая структура речи – порядок слов в предложении.

Невербальные средства речи.

Невербальные средства выразительности – это жесты, поза, мимика — обеспечивают точность интерпретации вербального сообщения.

Для младшего возраста характерна непосредственная, спонтанная выразительность речи. Речь малыша имеет изобразительный характер, она изобилует повторами, восклицаниями. Нарушением порядка слов с использованием невербальных средств. Речь непроизвольна и неосознанна, является естественным следствием собственных переживаний и эмоций.

В возрасте 5-7 лет – речь менее эмоциональна, более осмысленна, сдержанна. В этом возрасте у детей наблюдается интерес к выразительным средствам речи, возникает потребность рассказать «красиво», употребляя «взрослые» слова.

Одним из эффективных средств развития выразительной и эмоциональной речи является устное народное творчество.

Словарная работа в детском саду – это закономерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Она проводится в процессе всей воспитательно- образовательной работы с детьми (в том числе и на музыкальных занятиях, ведётся систематично, управляет этой работой педагог.

Активный словарь – слова понимает и употребляет сам.

Пассивный словарь – понимает, но сам не употребляет.

Задачи словарной работы:

— обогащение словаря детей (словарь эмоций)

— закрепление и уточнение (повтор)

— активизация словаря детей (учить осмысленно использовать слова текста песен)

— устранение нелитературных слов, исправление ошибок в ударении, произношении

Источники развития словаря:

— мир вокруг нас (наблюдения)

— общение со сверстниками и взрослыми

— речь взрослых – пример

— художественная литература и музыка – анализ и обсуждение содержания.

Источник: Н. А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников»

Источник

«Значение музыкально-дидактических игр

в речевом развитии ребенка».

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста — логопеда.

Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, в свободной музыкальной деятельности, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов.  

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.

Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.

В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом.  

Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях

Игры на развитие художественного словаря.

Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.

Игра «Копилка»

Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.

Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.

Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки (невербальные средства общения).

Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.

Игра «Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения).

Игры: «Художники», «Поющие руки», «Живая картина», «Скульпторы

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы полезно использовать музыкально-дидактические игры, «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки». На втором этапе развития фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слова целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки. Например: «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой.

На последующих этапах нужно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в словах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в трезучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения соответствующие данному образу.  

Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи.  

Источник

         Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством  музыкально –   дидактических игр, пособий. Дефекты речи.

     Речь занимает важное место в развитии ребёнка, так как является средством общения, выражения мыслей. В настоящее время возросло число детей с нарушением речевого развития.

     Врожденная патология у детей встречается не так часто. Запаздывание речи бывает в основном по трем причинам: заболевания ушей и носоглотки, а также тяжелые длительные заболевания, которые приводят к физическому истощению ребенка; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; и наконец, недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Если раньше бабушки и дедушки, мамы и папы пели детишкам колыбельные перед сном, рассказывали сказки, читали книжки или показывали диафильмы, то сейчас все за них делает телевидение и прочая домашняя аудио- и видеотехника. Ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, он испытывает недостаток в речевом общении.

     Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности. Давайте рассмотрим, как посредством музыкально – дидактических игр можно развивать речь ребёнка, а также предупредить, устранить недостатки звукопроизношения. Ведь через игру любая информация воспринимается эффективнее и качественнее. Учитывая особенности детей, я систематизировала музыкальный материал и определила следующие направления:

1.Искажение речевого дыхания.

2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков–з,с,р,ш,щ и т.д.)

3.Заикание.

4.Застенчивость детей.

5.Неясная речь (шепелявость, картавость)

6.Скудный словарный запас слов.

1.Искажение речевого дыхания.

Как известно органы дыхания играют ведущую роль в пропевании, разговорной речи, поэтому необходимо закаливание, укрепление мышц носоглотки. Для профилактики и коррекции дыхания провожу  дыхательные упражнения.

                                                    1 Упражнение «Вырасти хочу»

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

И.п. – основная стойка.

1.Поднять руки вверх, потянуться на носки (вдох)

2.Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох) Произнести «У-у-х»

                                                        2Упражнение «Часики»

Часики вперёд идут, за собою нас ведут.

И.п – основная стойка.

1.Взмах руками вперёд – тик (вдох)

2.Взмах руками назад – так (выдох)

                                                        3Упражнение «Поворот»

Вправо, влево повернёмся и друг другу улыбнёмся.

И.п. – основная стойка.

1.На поворот вправо – вдох

2.На поворот влево – выдох

 ( Упражнения по системе Г.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазорева, Б.Толкачёва)

2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков – з,с,р,ш,щ и т.д.)

Всё чаще детей встречаются с дефектами речи, т.е. с неправильным произношением звуков.

Для их устранения на  занятиях использую  музыкально-дидактические игры, попевки, для распевания отдельных звуков.

                                               Музыкально – дидактическая игра «В лесу»

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании  мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, поют о них попевки, изображают мимикой, движениями, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица – «Лес», картинки зайца, медведя, лисички т.д,  кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр. Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

                                                                                 Лиса

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су — и живёт она в лесу

Сы-сы-сы — много дела у лисы

Со-со-со — она крутит колесо.

                                                                         Колыбельная

Ю-ю-ю-ю-ю-ю — колыбельную пою

Ю-ю-ю-ю-ю-ю – колыбельную пою

Баюшки баю деточке пою,

Баюшки баю деточке пою.

                                                                            Курочка

Курочка кудахчет – ко-ко-ко

Слышен её голос далеко

Ко-ко-ко-ко-ко…………………….

                                                                                Коза

За-за-за-за — прибежала к нам коза

Зы-зы-зы-зы ой беда от той козы

Зо-зо-зо-зо и поют козлята зо

Зу-зу-зу-зу надо выручить козу.

3.Заикание

Пение-один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для  заикающихся и  для тех,  кто имеет другие нарушения речи.  Для этого я использую пропевание прибауток, скороговорок, загадок, частушек, применяю музыкально – дидактические игры.

                                                            Прибаутка « Лиса по лесу бежала»

Лиса по лесу бежала, лиса хвостик потеряла,

Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.

                                                             Прибаутка «Петя – петушок»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.

Скороговорки можно проговаривать, а можно и петь.

  • У ёлки иголки колки.
  • Бу–бу-бу-бу-бу-бу-бу сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебряную.

                                          Музыкально – дидактическая игра «Имена»

Цель: учить детей изображать ритмический рисунок.

Ход игры: Ребёнок пропевает своё имя громко и чётко, одновременно отхлопывает ритм в ладоши или ударяет в бубен или другой инструмент. То же с картинками и игрушками. Муз.рук. показывает картинку, игрушку, дети пропевают слова.

Игровой материал: Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

4.Застенчивость детей.

Для активизации детей использую на занятиях музыкально – дидактические игры с проговариванием слов.

                              Музыкально – дидактическая игра «Водят мыши хоровод»

Цель: учить детей держать ровный круг, выполнять движения со словами.

Игровой материал: маски кота, мышек, муз.инструмент — барабан.

Ход игры:

Кот с барабаном стоит в центре круга, «мышки» взявшись за руки водят хоровод со словами:

«В барабан ударил кот, трум – трум-трум.

Водят мыши хоровод, брум-брум-брум.

Стали мыши танцевать тир, ля-ля.

Так что начала дрожать вся земля!

Игра повторяется несколько раз.

                                         Музыкально – дидактическая игра «Почта»

Цель: учить детей держать ровный круг, проговаривать слова, выполнять движения в кругу.

Игровой материал: атрибутика почтальона, колокольчик.

Ход игры:

«Почтальон» стоит в центре круга, звонит колокольчиком.

П-н: Динь-динь-динь.

Дети: Кто там?

П-н: Почта.

Дети: А откуда?

П-н: Из города.

Дети: А что в городе делают?

П-н: Танцуют. (поют, играют на балалайке и т.д.)

По команде «почтальона» дети выполняют разные движения.

5.Неясная речь (шепелявость, картавость)

Для исправления ряда речевых недостатков использую попевки, прибаутки, загадки, скороговорки а также пальчиковые игры и упражнения.

Тренировка тонких движений пальцев, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

 (Массаж рук, пальцев, пальчики «здороваются» — прикосновение пальчиков)

  Пальчиковые игры

  • Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз – Егорка, Два – Егорка, Три –Егорка………..
  • Этот пальчик — дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик — я, вот и вся моя семья.

6. Скудный словарный запас слов.

Для обогащения музыкального словарного запаса детей  (звук, нота, тембр, динамика, настроение, темп, характер музыки) и улучшения произносительной стороны, использую прослушивание музыкальных произведений, а также музыкально – дидактические игры.

                                 Музыкально – дидактическая игра « Кто поёт?»

                                         Игра на развитие звуковысотного слуха

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Муз.рук. играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную геом. фигуру.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

                                  Музыкально – дидактическа игра «Музыкальный домик»

                                                Игра на различие тембровой окраски

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, звучание инструментов.

                                  Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо»

                                                   Игра на различие динамики инструментов

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

Грамотно организованная система по развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием музыкально – дидактических игр и пособий будет способствовать повышению уровня развития речевой деятельности у детей, формированию музыкальных способностей и музыкальной культуры. Сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Источник