Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Музыкальная сказка как средство развития ребенка thumbnail

Содержание

Введение 3

Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка

1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста 5

1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через

мир музыкальной сказки 11

1.3. Методика применения музыкальной сказки в программе

О.Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 15

Глава 2.Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста

2.1. Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста 17

2.2. Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста 19

Заключение 27

Библиография 28

Введение

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду — а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Влияние и значение сказок детям в дошкольном возрасте несомненно. Именно поэтому каждая сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого, и все чаще встает вопрос психолого-педагогической экспертизы современной детской литературы, которая включала бы в себя анализ разных видов сказочных форм, оценивала бы качество печатных изданий для детей и качество мультфильмов, как воплощения литературных сказочных образов.

Такой подход позволяет не только осознано подойти к выбору сказки для чтения или прослушивания из уже существующий произведений, но и дает возможность современным авторам и родителям написать именно те сказки, которые будут полезны и востребованы детьми.

Давайте задумаемся о влиянии сказочной формы на развитие ребенка и обозначим ее основные особенности и достоинства:

— Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло.

— Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.

— Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем.

— Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

Актуальность исследования: Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: диагностика и развитие музыкальных способностей детей через музыкальную сказку, как средство музыки.

Цель исследования: выявить, обосновать влияние музыкальной сказки на детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы.

2. Развивать слуховое внимание воображением.

3. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

База исследования:

Структура курсовой работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, библиография.

Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Читайте также:  Задержка в развитии ребенка проходит или нет

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже впервые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

Источник

Инфоурок

Доп. образование
›Презентации›Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития

Описание слайда:

Выпускная квалификационная работа « Музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста».   Выполнила: слушатель Добрынина Жанна Михайловна. Руководитель: Лазарева Ольга Сергеевна.

Читайте также:  Центр развития ребенка на домодедовской

2 слайд

Актуальность Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возра

Описание слайда:

Актуальность Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь. — Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло. — Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. — Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем. — Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

3 слайд

Объект исследования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Предмет

Описание слайда:

Объект исследования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Предмет исследования: музыкальная сказка как средство развития детей дошкольного возраста.

4 слайд

Проблема: Как развивать детей дошкольного возраста с помощью музыкальной сказ

Описание слайда:

Проблема: Как развивать детей дошкольного возраста с помощью музыкальной сказки? Противоречие: заключается в больших педагогических возможностях музыкальной сказки и малой методической разработанности её применения.

5 слайд

Изучить значение музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста. Це

Описание слайда:

Изучить значение музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста. Цель исследования

6 слайд

Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующие

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть значение музыки в развитии ребёнка дошкольного возраста. 2. Изучить психолого – педагогические особенности музыкального развития дошкольников. 3.Систематизировать музыкальные игры — сказки для детей дошкольного возраста. 4. Описать методику применения музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста.

7 слайд

Методы исследования: - сравнение, - систематизация, - классификация, и обобще

Описание слайда:

Методы исследования: — сравнение, — систематизация, — классификация, и обобщение опыта работы ведущих специалистов, — изучение и анализ научной психолого-педагогической и методической литературы. — педагогическое наблюдение, — беседа, — изучение продуктов деятельности.

8 слайд

Практическая значимость: заключается в описании методики применения музыкальн

Описание слайда:

Практическая значимость: заключается в описании методики применения музыкальной сказки в развитии детей дошкольного возраста.

9 слайд

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, им

Описание слайда:

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание. Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении.

10 слайд

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные

Описание слайда:

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, включение классической музыки в музыкальные развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, посещение театров оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.

11 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Курс повышения квалификации

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА » МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Музыкальная сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего детства, а часто и остается с ним на всю жизнь.

— Сказка задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, добро и зло.

— Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться.

— Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо, в том числе, и для решения ребенком его собственных проблем.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие что должен уметь вес и рост видео

— Отмечено, в процессе слушания сказок помимо развития сенсорной системы ребенка интенсивно развивается эгоцентрическая сторона речи, очень похожая на внутреннюю речь взрослого.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-592502

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Копылова Елена
Музыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детей

Музыкальная сказка-это одна из форм развлечений в детском саду.

Все музыкальные руководители стараются использовать на праздниках или в тематических развлечениях небольшие инсценировки или драматизации сказок.

Занимаясь проблемой по развитию певческих способностей у детей, я убедилась, что дети старшего возраста имеют желание не только петь в хоре или в ансамбле, но и сольно.

Я поняла, что именно в музыкальных сказках, инсценировках ребенок может не только проявить себя, раскрыться, перевоплощаясь в разные образы, но и развить еще и певческие способности.

Дети любят сказки, почти все хотят принять участие в театральной постановке, но также любят и петь. Поэтому возникла идея ставить музыкальные детские спектакли, мини-оперы.

Иногда приходится сочинять небольшие песенки, попевки, присказки для монологов героев сказок, подбирать нужную тональность, использовать нужный доступный диапазон.

Совместно с коллективом мы поставили музыкальные сказки: «Теремок», «Снегурочка», «Татьянкины санки», «Муха-цекотуха», «Репка на новый лад», «Заюшкина избушка» и др.

Дети не только благодарные слушатели, но и настоящие артисты! Как они радуются своим удачам и здесь важно не упустить, а поддержать стремление ребенка внести какие-то новые детали, характерные особенности в обыгрываемый образ.

Дети сами просят для себя роли: «Я хочу быть лисой, она хитрая, но ласковая, а как песенки поет!», приходится для роли лисы вставлять и романс.

Романс нужно исполнять протяжно, мелодично, а протяжность зависит от правильно взятого дыхания. При исполнении роли персонаж движется, это затрудняет дыхание — поэтому я уделяю большое внимание этому вопросу. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где «взять дыхание» и ребенок справляется с этим.

Во время зимних каникул мы подготовили инсценировку «Почему у зайца шубка белая?», постарались взять детей застенчивых, робких и стеснительных, детей у которых речь невнятная.

Пришлось потрудиться, много работать индивидуально, каждый герой, помимо роли, исполнял небольшую свою песенку,дети показали себя: старались, передали и характер героя, и голоса, и повадки, а песенки помогли раскрыться и творческим способностям.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных, т. е. четкая дикция, поэтому при разучивании текста песни сначала читаю сама текст и четко проговариваю слова, затем прошу детей повторить, а потом уже переходим к музыкальному сопровождению. Это способствует выразительному пению.

Мелодии песен к музыкальным сказкам бывают очень трудны: встречаются сложные широкие интервалы, скачки, в таких случаях приходят на помощь известные попевки «Эхо», «Качели» Тиличеевой. Тренировка и повторение этих попевок упражняет детей в правильном и чистом интонировании.

Новогодний праздник в старшей группе был построен на основе сказки «Морозко». К подбору ролей подходили избирательно, учитывая индивидуальность каждого ребенка и их возможности. Как чаще всего бывает, всем хочется сыграть роль главную и роль положительного героя, приходилось объяснять, что другие роли тоже важны, их сложно исполнять, и без их участия сказка не получится интересной. Сложную сольную песенку главной героини Настеньки «Все кукует кукушечка.» пробовали исполнять на выбор несколько девочек, обращали внимание и на тембр голоса и на внешность, обсуждали, выбирали коллективно, учитывая и мотивы поведения.

Музыкальная сказка как средство развития творческих и певческих способностей детейМузыкальная сказка как средство развития ребенкаМузыкальная сказка как средство развития ребенка

Все постарались, сказка удалась! Родители и гости оценили, в результате- море эмоций, хорошее приподнятое настроение и,конечно, стимул к дальнейшему творчеству.

Источник