Музыкальная игра как средство музыкального развития ребенка

7
Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребёнка.
Автор: Рубцова Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №98» г.Чебоксары
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика, Россия.
Музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников. В программах по дошкольному воспитанию музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, коммуникативные качества, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.
Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, способствуют быстрому запоминанию и воспроизведению игры.
Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.
Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугиной. Они исследовали музыкальную игру как одно из активнейших средств для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, развитие эмоциональной отзывчивости средствами музыкальной игры будет усиливаться проявляющимся у ребёнка интересом к сюжету. К музыкальным играм А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугина предъявляли следующие требования:
Музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы;
Тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю;
Основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ – эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной музыкальной теме;
Музыкальная игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей, творческой активности.
В системе музыкальной игры должна устанавливаться последовательность с учётом усложнения, учитываться принцип повторности, принцип варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру).
А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугина подчёркивали, что доступная ребёнку творческая интерпретация образов музыкальной игры соединяет в себе два взаимосвязанных элемента. Один – общий для всех; другой – своеобразный (индивидуальный). Общий заключается в том, что каждый
ребёнок овладевает навыком согласованности движений с эмоционально-образным содержанием музыки, в соответствии с характеристикой игрового образа. Индивидуально – своеобразным является проявление детского творчества в посильном создании игровых образов; каждый ребёнок при передаче своей роли проявляет особую, свойственную только ему выразительность, творческую инициативу.
Актуальность взятой проблемы подтверждалась активной позицией лучших педагогов-музыкантов. Вспомним их:
Т.П.Ломова – автор большого количества несюжетных музыкальных игр и инсценировок под инструментальную музыку.
Н.А.Метлова и Л.И.Михайлова, которым принадлежат первые разработки игр-сказок(они вошли в сборник»Коза-дереза»)
В.К.Колосова создала жанр игры-оперы («Котята-поварята», «Снегурочка», «Скворцы и воробей»)
Л.С.Генералова работала над созданием сюжетно-музыкальных игр, играми-спектаклями, она же предложила новый тип игры – ритмические игры со словами
Н.Я.Френкель – автор многих игр-сказок.
Е.Н.Соковнина, В.В.Цивкина, Р.М.Борисова – активно пропагандировавшие систему музыкальных игр и создавшие новые игры.
Актуальность научных работ А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугиной
подтверждается работами учёных последующих поколений: Н.Л.Комиссаровой, Э.П.Костиной, М.Л.Палавандишвили и др. Большую роль игровой деятельности в музыкальном развитии детей отводит О.П.Радынова (автор программы «Музыкальные шедевры») К.В.Тарасова (руководитель авторского коллектива программы «Гармония»), уделяя большое внимание играм-драматизациям. Многие ученики и последователи А.В.Кенеман и Н.А.Ветлугиной в своей практической работе реализуют и успешно развивают результаты их научных исследований: Л.Е.Щёлокова (преподаватель факультета дошкольной педагогики и методики МИОО). Т.Ф.Коренева (автор программы «В мире музыкальной драматургии»). С.Н.Кузнецова разработала систему музыкально-драматических игр, игр-спектаклей на основе высокохудожественной литературы с использованием отечественной и зарубежной классической музыки. М.В.Хазова успешно использует малоизвестный тип музыкальной игры – фольклорную игру. Л.В.Гераскина активно использует в своей работе игры – спектакли интегрированного характера, в которых, кроме приоритетных видов деятельности (музыка, театр), выступают и другие – изобразительная деятельность, ручной труд и т.д. Н.А.Щербакова – автор многих игр для детей с нарушением речи и задержкой психического развития. В.А.Петрова (автор программы «Малыш») разработала музыкальные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
И учёные, и практики отмечают, что музыка в музыкальных играх усиливает эмоциональную окрашенность переживаний детей. Дошкольники с большим желанием включаются в передачу музыкально – игровых образов, привыкают не только слышать, но и слушать музыку, осознанно реагируя на особенности её формы, жанра, средств музыкальной выразительности.
Представляю виды или классификацию музыкальных игр.
Хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением
На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, динамического слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха
На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве
Музыкально-драматические, ритмопластические, на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций
Игры под инструментальную музыку
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности её характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и Лиса», «Кот и мыши» Т.Ломовой, «Поезд», «Пастух и козлята».
Несюжетные игры – наиболее привлекательный тип игры для детей за счёт элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринуждённую игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким», «Игра с бубном», «игра с цветными флажками», «Кто скорее»
Инсценировки под инструментальную музыкупостроены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит с сюжетом, дети прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развитие сюжета. Примеры таких игр: «Козлята и Волк», «Зимняя сказка».
Игры с пением
Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения для передачи игровых образов. Примеры хороводных игр: «Каравай», «Со вьюном я хожу», «В сыром бору тропина»
Инсценирование песен.Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передаче образа, в выборе нужных выразительных движений. Для инсценировки песен могут использоваться как народные, так и авторские песни («Теремок», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Тень – тень»
Народные игры – игры, которые передаются из поколения в поколение, имеют глубокие исторические корни и с годами не изменяются («»Бояре», «Гори – гори ясно», «Колпачок», «Златые врота»
Музыкально – дидактические игры
Игры на развитие сенсорных способностей. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предлагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами детей. Музыкально – дидактические игры спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого внимания, способствуют различению свойств музыкальных звуков (высота, длительность, динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Тихие и громкие звоночки», «Узнай по голосу», «Узнай», «»Повтори», «Передай»)
Ритмические игры со словами
Эти игры способствуют развитию такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально – образному содержанию они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух – тух, тру-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки – крутороженьки», «Как на горке снег», «Мыши водят хоровод»).
Игры – спектакли
Сразу хочу отметить, что речь идёт не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на основе импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегративному – в нём используется музыка, театр, пластика, литература. Игры – спектакли успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания с помощью различных выразительных средств. Главное здесь – переживания детей; игровые действия должны соответствовать музыкальным характеристикам образов. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрывание сюжета – оно предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки, разбор характеристики к каждому персонажу, выбор средств выразительности для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образная деятельность.
Музыкально – драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму. Сюжеты к таким игра не должны быть сложными («Муха – цокотуха», «Заюшкина избушка»)
Ритмопластические спектакли. Основным действием в этих спектаклях являются танцевально – игровые импровизации детей. Использование ритмопластического спектакля возможно при условии систематической последовательной работы над развитием импровизационных способностей детей с помощью специальных этюдов и творческих заданий. Для ритмопластических спектаклей желательно использовать высокохудожественную музыку, лучше всего классическую.
Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых навыков. Сюжеты к этим играм выбирают самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах пропевают, используя простейшие, основные движения для передвижения. («Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса»)
Игры – спектакли на обрядовой основе. Этим играм присуща интегративность – в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (украшение берёзки лентами, плетение венков, изготовление оберёгов и т.д.) Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры – спектакля.
Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально – ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические. Они формируют у детей музыкально – ритмические навыки и помогают ребёнку выделять средства музыкальной выразительности, динамические темповые особенности музыки, регистры, ритмическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (часть, фразы, предложения), жанр музыкальных произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
А самое главное, что все вышеперечисленные игры можно включать в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а так же использовать в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.
Источник
Музыкальная игра как средство развития детей дошкольного возраста
СЕРЖИ Р. Р.
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Чечек» с.Кызыл-Мажалык
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятия произведений искусства и музыки.
Однако взгляд на развитие музыкального восприятия далеко не однозначен. Многие зарубежные психологи и педагоги считают, что главная задача воспитателя — создать ребенку условия для развития музыкального восприятия и предоставить ему полную свободу. Ребенок сам разовьется. Отечественная наука и практическая педагогика исходят из положения, что ребенка надо направлять, а предоставить процесс развития музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснованная планомерная работа.
Таким образом, развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.
Моя музыкальная деятельность строится на игровых развивающих занятиях, разработанных в соответствии с ФГОС. Для решения различных воспитательных, обучающих и развивающих задач я использую большое количество игр. Среди них подвижные, стихотворные ( хороводные, Лого ритмические разминки, и т.д.), игры-упражнения по различным видам музыкальной деятельности, игры-драматизации, игры на развитие техники игры на муз. инструментах, интонационная игра-разминка, игры дидактические, ролевые, обучающие, на развитие внимания, памяти, мышления, с конструированием, рисованием, аппликацией.
Музыкально-дидактические игры для развития воспитательных, обучающих и развивающих игр: «Сколько птичек поет?» развивать у детей музыкальный слух, «Угадай на чем играю?» учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов, «Мама и детки» развивать звуковысотный слух, «Веселые петрушки» развивать звуковысотный слух, «На лугу» учить детей реагировать на характер музыкального произведения; передавать музыкальный образ насекомых: шмеля, стрекозы, бабочки; реагировать на окончание музыки, «Прогулка в парке» на развитие чувства ритма, «Найди шарик» учить детей различать динамику звучания «громко-тихо», «Птичий концерт» различать высоту звука.
Классификация музыкальных игр представлена в таблице
Игры под инструментальную музыку | Игры с пением | Музыкально-дидактические игры | Ритмические игры со словом | Игры спектакли |
Сюжетные, несюжетные, инсценировки | Хороводы инсценирование песен, народные игры с пением | На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти, на развитие ладотонального и гармонического слуха | На развитие чувства ритма, на развитие ориентировки в пространстве | Музыкально-драматические Ритмо-пластические на обрядовой основе, на основе певческих импровизаций |
Рассмотрим каждый вид отдельно.
Игры под инструментальную музыку
Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя на особенности ее характера, используя характерные имитационные движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Поездка», муз. В. Герчик, «Пастух и козлята», русская народная песня в обр. В. Трутовского.
Несюжетные игры- наиболее привлекательный тип игры для детей за счет элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости, быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки, смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли, особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Карасева, «Игра с цветными флажками», муз. Ю. Чичикова, «Кто скорее?», муз. М. Швардца.
Инсценировки под инструментальную музыку построены на основе конкретного сюжета. Сначала педагог знакомит детей с сюжетом, они прослушивают музыкальные характеристики всех персонажей, а затем им предлагается поиграть в сопровождении музыки (без пения), используя пластику, характерные движения персонажей, передавая их действия и развития сюжета. Педагог ограничивается небольшими репликами или текстовыми связками. Примеры таких игр: «Козлята и волк», муз. Т. Ломовой, «Зимняя сказка», муз. Е. Туманян.
Игры с пением
Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах используются плясовые и имитационные движения, для передачи игровых образов. «Со вьюном я хожу», «Каравай», «Кот Васька», «А я по лугу», «Земелюшка- черонзем».
Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом, наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием песни и конкретным содержанием, и характером персонажа. Воображение, детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передачи образа, выборе нужных выразительных движений. Для инсценировок могут использоваться как народные, так и авторские песни. «Пошла млада за водой», «Аннушка», «Бояре», «Где был Иванушка?».
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧКЕСКИЕ ИГРЫ
Игры, на развитие сенсорные способности. Одна часть таких игр используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами. Такие игры, спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного внимания, способствует различению свойств музыкального звука (высота, длительность. Динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас поёт?», «Узнай по голосу», )
игры со словом
Эти игры способствуют такой важной способности, как чувство ритма. Благодаря своему эмоционально образному содержанию, они упражняют детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше ориентироваться в пространстве («Трух-тух, тух-тух-тух, ходит по двору петух», «Барашеньки-круторожен, «Как на горке снег, снег», «Мыши водят хоровод.
Игры спектакли
Сразу же оговорюсь. Что речь идёт не о постановочных спектаклях, а о спектаклях игровых, театрализованных, построенных на импровизационных действий участников, где ведущую роль играет педагог. Данный вид игр относится к интегрированному -в нём используется музыка, театр, пластика. Литература. Игры-спектакли успешно решают воспитательные и образовательные задачи. Дошкольники учатся передавать чувства, переживания. С помощью различных выразительных средств. Главное здесь- переживания детей. От предварительной работы педагогов зависит успешность разыгрываемого сюжета- она предполагает знакомство с сюжетом, слушание музыки и разбор характеристики к каждому персонажу, набор средств для передачи образов. Такого рода игры опираются на все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство. Творчество, музыкально-творческая деятельность.
Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово, пение, танец, пантомиму.
Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты этих игр выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах припевают, используя простейшие танцевальные движения «Колобок», «Репка», «Теремок»)
Игры-спектакли на обрядовой основе.
Этим играм присушена интерактивность -в них используются песни, хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к обряду (плетение венков, изготовление оберегов.)Фольклорные праздники, которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам игры-спектакля.
Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых развитие основных танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах будут в дальнейшем построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально ритмические упражнение по характеру подвижные, а по содержанию и задачам дидактические. Они формируют у детей музыкально-ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры, ритмическую пульсацию отмечать форму и жанр музыкального произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
Заключение
Теоретический анализ изучения проблемы исследования и практические результаты работы позволили в заключении сделать следующие выводы:
Выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции развития музыкальных способностей. Определено, что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. При определении значимости использования музыкально-дидактических игр в обучении дошкольников становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.
Выделено несколько категорий игр, среди них сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические, музыкально-дидактические. Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Сформированы образная, игровая форма музыкально-дидактических игр на традиционных и интегрированных занятиях, что позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Развивая музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Используя игровую технологию, я выбрала девиз: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!» Если дети получают удовольствие, есть результаты в развитии музыкальных способностей, то я на правильном пути.
Список литературы:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное пособие. – СПб.: — Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
- Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: Просвещение, 2006.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Санкт-Петербург, 2005.
- Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду «Мозаика-Синтез» Москва 2006
- Журнал «Музыкальный руководитель» 2014 № 1
Источник