Музыка в образовательной деятельности как средство развития ребенка
Музыка обладает возможностями воздействия не
только на взрослых, но и на детей самого раннего
возраста.
Более того, и это доказано, даже внутриутробный
период чрезвычайно важен для последующего
развития человека: музыка, которую слушает
будущая мать, оказывает положительное влияние на
самочувствие развивающегося ребенка (может быть,
и формирует его вкусы и предпочтения). Только
развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно
приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основы. Дошкольный возраст важен для
последующего овладения человеком музыкальной
культуры. Если в процессе музыкальной
деятельности детей будет развито их
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет
бесследно для последующего развития человека,
его общего духовного становления.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо
разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает
характеристику эмоционально-образного
содержания. Словарь детей обогащается образными
словами и выражениями, характеризующими
настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание, и таким образом
способствует не только музыкальному, но и общему
развитию ребенка.
Очень важно создавать условия для формирования
основ музыкальной культуры детей дошкольного
возраста. В дошкольной педагогике музыка
рассматривается как ничем не заменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе и прекрасное, с которым они
встречаются в жизни.
Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности, и прежде
всего музыкальный слух и эмоциональную
отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои
воспитательные функции.
В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку
из окружающих его звуков, шумов. Он
сосредоточивает свое внимание на услышанной
мелодии, замирает на какое-то время,
прислушивается, реагирует улыбкой, гулением,
отдельными движениями, проявляет “комплекс
оживления”. Дети постарше обладают уже
возросшими психическими способностями. Они
осмысливают некоторые связи между явлениями,
способны сделать простейшие обобщения —
определить, например, характер музыки, назвать,
по каким признакам сыгранная пьеса веселая,
радостная, спокойная или грустная. Им понятны и
требования: как надо спеть различную по
характеру песню, как двигаться в спокойном
хороводе или в подвижной пляске. Складываются
также и музыкальные интересы: оказывается
предпочтение тому или другому виду деятельности,
жанру музыки.
К шести-семи годам наблюдаются первоначальные
проявления художественного вкуса — способность
дать оценку произведениям и их исполнению.
Певческие голоса в этом возрасте приобретают
звонкость, напевность, подвижность.
Выравнивается диапазон, вокальная интонация
становится более устойчивой. Если четырехлетние
дети еще нуждаются в постоянной поддержке
взрослого, то при систематическом обучении
большинство шестилетних детей поет без
инструментального сопровождения.
Действия детей на музыкальных занятиях
направлены на выполнение учебных и творческих
заданий. Они усваивают исполнительские навыки и
импровизируют собственные незатейливые мелодии,
а при исполнении различных танцев стремятся
по-своему передать различные танцевальные
движения, музыкально-игровые образы.
Разностороннее развитие личности ребенка
обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи
эстетического воспитания с нравственным,
умственным, физическим. Осуществлению
идейно-нравственного воздействия помогают
правильно разработанная программа и подобранные
в соответствии с возрастными возможностями
детей произведения. Но самое главное — это
“школа чувств”, которые формируются благодаря
особому свойству музыки — вызывать
сопереживание слушателей.
На музыкальных занятиях активизируется также
познавательная и умственная деятельность. Дети о
многом узнают, внимательно слушая произведение.
Однако воспринимают они лишь самые общие его
черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная
отзывчивость не утрачивает своего значения, если
перед ребенком будут поставлены задачи
вслушаться, различить, сравнить, выделить
выразительные средства. Эти умственные действия
обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний
ребенка, придают им осмысленность.
Гармоничность музыкально-эстетического
воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности,
доступные дошкольному возрасту, все творческие
возможности растущего человека. Вместе с тем,
усложняя педагогические задачи, нельзя
злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Само музыкальное искусство, его особенности
выдвигают перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только
развитие эмоциональной отзывчивости и
восприимчивости дает возможность широко
использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в
определенно организованной системе с
разнообразными музыкальными произведениями и
используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам
музыкальной деятельности, формируя восприятие
музыки и простейшие исполнительские навыки в
области пения, ритмики, игры на детских
инструментах. Знакомить с начальными элементами
музыкальной грамоты. Все это позволит им
действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей
(сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом возрасте
ребенка обучают и приобщают к активной
практической деятельности, то происходит
становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать первоначальному развитию
музыкального вкуса. На основе полученных
впечатлений и представлений о музыке
проявляется сначала избирательное, а затем
оценочное отношение к исполняемым
произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке
прежде всего в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных
играх и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению
самостоятельности, инициативы, стремления
использовать в повседневной жизни выученный
репертуар, музицировать на инструментах, петь,
танцевать. Конечно, такие проявления более
характерны для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных действий,
в которых можно видеть предпосылки к
формированию в дальнейшем основных музыкальных
способностей.
Чтобы развитие детей в этом направлении
совершалось успешно, необходимо организовать
работу по музыкальному воспитанию с учетом
особенностей музыки и возрастных возможностей
детей.
Содержанием музыкального воспитания детей от
рождения до четырех лет является вовлечение их в
разные виды музыкальной деятельности,
формирование у них внимания, интереса к музыке,
подготовка их к приобретению некоторых
исполнительских навыков.
Уже на первом году жизни педагог организует
общение детей с музыкой, накапливая у них опыт
слушания простейших мелодий (спетых или
исполненных на детских музыкальных
инструментах), побуждает реагировать на них
голосом или движением, создает предпосылки для
активной музыкальной деятельности ребенка на
последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым
понятием — музыкальность. “Музыкальность – это
комплекс способностей, развиваемых на основе
врождённых задатков в музыкальной деятельности,
необходимых для успешного её осуществления”
(Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).
Ядром музыкальности являются три основные
способности, которые необходимы для успешного
осуществления всех видов музыкальной
деятельности: эмоциональная отзывчивость,
музыкальный слух, чувство ритма.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — это
центр музыкальности ребенка, основа его
музыкальной деятельности, необходимая для
прочувствования и осмысления музыкального
содержания и его выражения в исполнительской и
творческой деятельности.
Музыкальный слух необходим для чистого
интонирования при пении, чувство ритма – для
движения, танцев и игре на музыкальных
инструментах.
Современными исследователями доказано, что
формировать основы музыкальной культуры,
развивать музыкальные способности нужно
начинать как можно раньше. Бедность музыкальных
впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно
будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для
формирования основ культуры необходима
соответствующая окружающая среда, которая даст
ему возможность познакомиться с разнообразной
музыкой, научиться воспринимать и переживать её.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются
следующие виды музыкальной деятельности:
восприятие, исполнительства, творчество,
музыкально-образовательная деятельность. Все
они имеют свои разновидности. Так, восприятие
музыки может существовать как самостоятельный
вид деятельности, а может предшествовать и
сопутствовать остальным видам. Исполнительство
и творчество осуществляется в пении,
музыкально-ритмических движениях и игре на
музыкальных инструментах. Музыкально-
образовательная деятельность включает в себя
сведения общего характера в музыке как виде
искусства, музыкальных жанрах, композиторах,
музыкальных инструментах и т.д., а так же
специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои
особенности, предполагает овладение детьми теми
способами деятельности, без которых она не
осуществима, и оказывает специфическое влияние
на музыкальное развитие дошкольников. По этому
та важно использовать все виды музыкальной
деятельности.
Музыкально-образовательная деятельность не
существует изолированно от других видов. Знания,
сведения о музыке даются детям не сами по себе, а
в процессе восприятия музыки, исполнительство,
творчество, по ходу, к месту. Каждый вид
музыкальной деятельности требует определенных
знаний. Для развития исполнительства, творчества
нужны специальные знания о способах, приемах
исполнительства, средствах выразительности.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания,
необходимые для овладения певческими навыками
(звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В
музыкально-ритмической деятельности
дошкольники осваивают различные движения и
способы их исполнения, что также требует
специальных знаний: о слитности характера музыки
и движений, о выразительности игрового образа и
его зависимости от характера музыки, от средств
музыкальной выразительности (темпа, динамики,
акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия
танцевальных шагов, усваивают названия танцев,
хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных
инструментах, дети так же получают определенные
знания о тембрах, способах, приемах игры на
разных инструментах.
Таким образом, необходимо помнить, что
музыкальное развитие положительно влияет на
общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется
мышление, обогащается эмоциональная сфера, а
умение переживать и чувствовать музыку помогает
воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость
в жизни. Развиваются и мыслительные операции,
язык, память. Поэтому развивая ребёнка
музыкально, мы способствуем становлению
гармонично развитой личности, что очень важно.
Музыкальная деятельность дошкольников – это
различные способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и
окружающей жизни, и самого себя), с помощью
которого осуществляется и общее развитие.
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском
саду. –М.; Просвещение, 1981г. - Методика музыкального воспитания в детском
саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г. - Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального
воспитания. – М.: 1972г. - Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального
образования. – М.; 1986г - Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей
– М., Л., 1977г. - Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.
Методика музыкального воспитания – М., 1989г.
Источник
Анастасия Смирнова
Доклад «Музыкально-образовательная деятельность»
МКДОУ Тишанский детский сад
Доклад на тему:
«Музыкально-образовательная деятельность»
Выполнила:
музыкальный руководитель
Смирнова А. Н.
Музыкально-образовательная деятельность
Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальный жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства.
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях ; чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.
Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть).
Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний.
Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную.). Педагог объясняет, с помощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.
Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления
Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно, как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко.
В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения,что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки,переменный шаг, галоп, усваивают названия танцев, хороводов.
Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.
Методы и приемы формирования знаний о музыке.
а) наглядно — слуховой метод (звучания произведения в «живом»исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.
б) наглядно-зрительный метод, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой.К зрительной наглядности относятся: показ певческих приёмов, движение в плясках, играх, упражнениях, показательных картинок, игрушек, цветных карточек, костюмов относящихся к данному музыкальному произведению.
Зрительная наглядность должна помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младшей группе применение более оправданно). До прослушивания музыкального произведения, зрительная наглядность привлекает лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать.
в) словесный метод применяют когда сообщают детям различные сведения о музыке, проясняют ее содержание, разъясняют, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками.
г) практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность, игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод — метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами.
д) дидактические игры. Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки, как вид искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Музыкально дидактические игры, воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Формы организации музыкально-образовательной деятельности.
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ее.
К формам музыкальной деятельности детей относятся:
— Образовательная деятельность: Основной формой образовательной работы с детьми в ДОУ является музыкальное занятие. На музыкальном занятии осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
— Музыкав повседневной жизни детского сада: Всем известно, что музыка звучит не только на музыкальных занятиях,но и в повседневной жизни ДОУ: включение музыкальных произведений в другие занятия (чтение литературы, изобразительная деятельность, утренняя гимнастика, прогулка, сон. В этом случае огромная ответственность ложиться на плечи воспитателя, потому что именно от уровня его музыкальной культуры зависит качество используемого музыкального репертуара. Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные в процессе музыкальных занятий, могли быть использованы детьми самостоятельно.
— Музыкальное воспитание в семье: Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни в семье, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит, понимает, разбирается как в современной, классической и народной музыке.
Источник