Музыка как средство эмоционального развития ребенка
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство – это очень короткий период в жизни человека, всего пять лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие ребенка идет стремительно, из малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций; получают развитие все стороны психики ребенка.
Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка, и очень важна для его психического здоровья. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной сферы, самосознания.
Для взрослого человека порою бывает сложно разобраться в своих чувствах, а для ребенка эта задача еще труднее. Ребенок не умеет управлять своими эмоциями, его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы, у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Эмоциями называются специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологическое состояние человека, возникающее у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент.
Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому очень важно обогащать эмоциональную сферу дошкольника. Дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций, прошлого опыта.
В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка. Музыка – это и есть эмоции.
Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенки, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. «Музыка, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», — писал психолог Б.М.Теплов.
На музыкальных занятиях музыка воспринимается детьми через разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. Благодаря положительному эмоциональному переживанию во время звучания приятных слуху музыкальных произведений у детей усиливается внимание, тонизируется центральная нервная система.
Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно, снижается утомление, улучшается самочувствие детей.
Дети разные. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала общий жизненный тонус – это произведения подвижного, бодрого характера. Активные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние; детям, у которых в течение дня происходит резкая смена настроения, нужна музыка спокойного характера.
Музыка близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается ее сила воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Нет детей равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих переживаниях. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с эмоциональным развитием и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, видеть красоту природы.
С помощью музыки происходит эмоциональное и личностное осознание себя и других людей: осуществляется художественное познание окружающего мира: реализуется индивидуальный творческий потенциал. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства.
Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, позволяет ребенку «проживать» собственное эмоциональное переживание. Чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучание музыки. Придумывая движения под музыку, ребенок делает образ более реальным, конкретным, понятным. Движение становится средством восприятия музыки, понимания ее характера.
Очень важно проводить словесное определение настроение музыки. Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо использовать стихотворения, иллюстрации, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ.
Можно использовать:
-эмоциональные открытки в форме цветка, выражающего цветом и формой чувства как: взволнованность, тревожность, печаль, радость;
-мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, веселость, хитрость, спокойствие;
-цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: восторг, нежность, радость, грусть;
-гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, веселый, испуганный, удивленный.
Слушая музыку, предложите ребенку самостоятельно определить по картинке настроение музыкального образа.
В этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Театральная, игровая деятельность сыграет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. Всякую выдумку, яркое впечатление из окружающей жизни ребенок с помощью взрослого сможет воплотить в живые образы, получая при этом огромное эмоциональное удовольствие. Театрализованные игры позволят ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать окружающий мир.
И все знания, которые дети получают в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Очень важно, когда родители интересуются, чем занимается их ребенок на музыкальных занятиях, какие песни поет. Поют вместе с ним, повторяют танцевальные, игровые движения, посещают все праздники, развлечения, ведь праздник будет радостен вдвойне, когда ребенок будет радоваться не один, а со своим близким человеком – мамочкой, папочкой.
Музыка – волшебница, она способна объединить усилия педагогов и родителей, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармонического развития личности ребенка.
Источник
ДОКЛАД
«МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Концертмейстер
Преподаватель
ТУРКИНА Е.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ПРОЯВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ……5
2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК РЕБЕНКА
И ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ………………………..9
3. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ …………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».
В.Г. Белинский
Музыка — это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Музыка — один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни, прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются — это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по — своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому — либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечать динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрольных тем и их завершение. Восприятия слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Музыка звучит по радио, телевидению, на концертах — слушатели бывают разных возрастов: молодежь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность человека.
Дети, они так восприимчивы. Ребенок воспринимает материнскую песню вместе с её существом, её образом. И голосом матери, напев колыбельной песни остается в памяти навсегда. А песня эта мелодичная, душевная. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое — то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».
Дети старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать веселой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. К шести семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
1. Проявление музыкальности в раннем детстве
Великий советский композитор Д.Д.Шостакович отмечал «В горе и радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и огромно вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат не задумываясь, не замечая… На сколько бы беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка помогающего людям лучше понимать друг друга». Любителями и знатоками музыки не рождаются, подчеркивал композитор, а становятся. Эти слова Д. Шостаковича об огромном значении воспитания в человеке любви к музыке, умении её воспринимать. И чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем глубже и точнее это искусство займет место в его душе. Все то, что получает ребенок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, её интересы и способности. Психологи отмечают, большая часть приобретенного в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
Уже известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности — эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения. Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года: он играл на органе, скрипке в пять лет, создавал первые сочинения.
Цель влияние музыки на воспитание детей — это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребенка. Часто взрослые задают вопрос: « Надо ли приобщать ребенка к музыке, если у него нет ярких проявлений?» Ответ: положительный. Выводы о музыкальности ребенка можно делать лишь после того, когда он получит правильное и надлежащие музыкальное воспитание и обучение. Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и с правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, развитие эмоционально сопереживать чувствам и мыслям, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою. Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально — ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.
Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.Н.Анохин, изучивший вопросы влияния мажорного и минорного ладана состояние организма ребенка, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает и формирует личность ребенка во время работы и при отдыхе.
Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании личности ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребенка (педагоги — логопеды используют пение при лечении заикания), что способствует выработке вокально — слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребенка.
Занятия музыкально-ритмическими упражнениями основаны на взаимосвязи музыки и движения, такие упражнения улучшают осанку ребенка, координацию движений, у ребенка формируется четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения присутствуют и при движениях, соответственно ребенок изменяет скорость, степень напряжения, амплитуды направления.
О роли музыки в повседневной жизни хочу подчеркнуть особо. Музыкальное воспитание личности ребенка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством углубления всестороннего развития и формирование личности дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности ребенка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных качеств, эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребенка, способствуют более полному и гармоническому их развитию.
2. Влияние музыки на нравственный облик ребенка и его интеллектуальное развитие
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступления других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движений под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, — вовремя начать и закончить её; в танцах, играх — уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
3. Задачи музыкального воспитания, формирование личности
Основная задача формирования личности ребенка — всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитании личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.
Музыкальное воспитание ребенка — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребенка — это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания, формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей. Перечислим задачи:
1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
2. Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, развивать инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Теория и практика музыкального воспитания в детских образовательных учреждениях показала, что эти задачи выполнились при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Источник