Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализу­ется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально — художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.

Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно—направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно—ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с

другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально—психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно—деятельностный подход в художественно—эстетическом освоении мира ребенком с проблемами

означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных

возможностей личности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятель­ность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,

через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования

эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на

музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально—волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

Источник

Музыка в разные исторические эпохи считалось важнейшим средством гармонического развития личности.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка – средство эстетического воспитания ребенка

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка – средство формирования морального облика ребенка

Музыка, непосредственно воздействуя па чувства ребенка, формирует его моральный облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы песни танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Музыка – средство активизации умственных способностей

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Музыка – средство физического воспитания

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 1970; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8634 — | 7465 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Музыкальное искусство как средство формирования гармоничной личности ребёнка

Музыкальный руководитель , республика Хакасия г. Абакан, улица Чертыгашева, 87,  д/с компенсирующего вида «Санаторный»  т 8 (3902) 22-36-85

Аннотация

  «… прекрасное есть жизнь; прекрасно то

  существо, в котором мы видим жизнь

  такою, какова должна быть она,  по

  нашим понятиям; прекрасен тот

  предмет, который выказывает в себе

  жизнь или напоминает нам о жизни»

Музыка имеет большое значение в формировании духовного мира ребёнка, знание основ приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовать процесс взаимодействия ребёнка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с дошкольниками.

         Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Она – по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчеркивали, что работу по музыкально – эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми.

          Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

         Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.

        Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

         Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность.  Спокойная, лирическая – снимает напряжение, успокаивает,  устраняет гнетущую усталость.

         Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и тоже музыкальное произведение часто действует по–разному на людей и даже на одного того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.

         Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического и духовного воспитания. Общеизвестно, что такими  целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей.

         Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывно связана с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию — интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.  Музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея. Выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, — такова природа музыкального образа ».

         Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т. д.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

          Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

         Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников.  Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать.  Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствуют еще и укреплению здоровья, развивают память и речь детей.

         Как привести ребенка в музыку?

         Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Работа музыкального руководителя требует вдумчивой, постоянной и серьезной подготовки.  Поэтому план организации всех видов деятельности на музыкальных занятиях играет огромную роль.  Он помогает видеть перспективу, в то же время способствует равномерной работе в течение года, позволяет своевременно подготавливаться к каждому занятию, обдумывать методы и приемы обучения. Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом.  Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми.  Музыкальный руководитель должен хорошо себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая песня или пьеса.

         Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т. е. музыка, способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

         Совместное пение, музыкально — ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Неудача одного воспринимается как общая неудача.  На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

         Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от детей быстроты реакции, организованности, волевых усилий.

         Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом.  На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными.  Улучшаются качество ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

          Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует  физическому развитию детей. И, наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

         Таким образом, гармоничность физического и умственного развития детей, их духовной чистоты и эстетического отношениях жизни к искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. 

Литература

  1. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего  возраста »

2.  «Музыкальные занятия»

3.  «Музыка в детском саду»

4.  «Воспитание музыкой»

5. «Развитие музыкально – художественного творчества старших дошкольников».

Источник