Музыка и психофизическое развитие ребенка
«Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души»- так считал Платон, называвший музыкальным не того, кто овладел игрой на каком-либо инструменте, но того, кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мыслей, слов и дел.
Многие годы жизни посвятил музыкальному просвещению школьников композитор, педагог, общественный деятель Д.Б. Кабалевский. В своей популяризаторской деятельности, рассказывая детям о музыке, он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял их эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для Кабалевского было важно показать, какова общая идея композитора, автора сочинения. Какими музыкальными средствами она воплощается, в каких условиях создавалось произведение, т.е. приблизить его к реальной жизни.
Д.Б. Кабалевский раскрыл сущностные свойства музыки, жанровые особенности музыкального тематизма, интонационность и принципы музыкального развития, значение музыкальных средств в создании образного строя произведения — все это сегодня является методологической основой музыкального воспитания и образования детей, а также развивает научные основы воспитания — музыкознание и дидактику.
Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста
Требования гуманизации педагогического процесса, выдвинутые педагогами и психологами, формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств, отказ от излишней заорганизованности процесса обучения.
Одно из главных условий развития детского творчества — приоритетное внимание к следующим видам деятельности: игровой, учебной, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, музыкальной и др.
Ведущие специалисты в области детского художественного творчества (Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.И. Акулина, В.Д. Теплов и др.) постоянно подчеркивали значение и большие потенциальные возможности изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и игровой деятельности в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.
Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их музыкального творчества имеют работы ученых-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Е. Алмазов, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Д.Б. Кабалевский, А. Карасев, А.Н. Леонтьев, Т. Ломова, Н.А. Метлов, Карл Орф, О.П. Радынова, М.А. Румер, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович, Г.А. Фортунатов и др.).
Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармони и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б.М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
источник
Фото МБДОУ №193 г. Челябинск
Источник
Ольга Чекмиль
Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности ребенка дошкольного возраста. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значениям, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.
Дети часто не контролируют свое дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.
Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темперамент детей.
Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.
Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.
Нетрадиционные музыкотерапевтическиеприемы включают в себя: прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра.
При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга.
Мажорная динамическая мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.
Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.
Под влиянием массажа (поглаживание, расширение) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая ее регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, стимулирует деятельность нервных центров.
Таким образом, занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постепенно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.
Список используемой литературы:
1. «Методика музыкального воспитания»/ под ред. Н. А. Ветлугиной
2. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. –Волгоград: Учитель, 2011
3. «Музыка в детском саду»/сост. Н. Г. Барсукова. –Волгоград: Учитель, 2010
Источник
Влияние музыки
на психическое развитие ребенка
дошкольного возраста
в рамках выполнения основной
образовательной программы
Жманковой Елены Андреевны
музыкального руководителя
МБДОУ детский сад № 2
“Аленький цветочек”
Корсаковского городского округа
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым рецептором, она воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Необычайно ярко представлен эмоциональный мир человека в музыке. В этом не может сравниться с ней никакое другое искусство. “Музыка, — писал Д.Шостакович, — способна выразить сокрушающий и мрачный драматизм; упоение счастьем, скорбь и экстаз, обжигающий гнев и ледяную ярость, бурное веселье и меланхолию, и не только все эти чувства, но и тончайшие их оттенки, переходы между ними, которые не могут быть высказаны словами и недоступны ни живописи, ни скульптуре”.
Влияние музыки на ребенка в утробе матери.
Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает ребенка, помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно, чтобы будущие матери пели своим детям, особенно мелодичные колыбельные песни, слушали классическую музыку.
Влияние музыки на новорожденных.
В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост, нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.
У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки комплексом оживления, радуется или успокаивается. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под звуки музыки.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого раннего детства.
Влияние музыки на детей более старшего возраста.
На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: “Почему?”, “Отчего?” Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он наблюдателен и способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, другая медленная); на каком инструменте играют мелодию. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность, устойчивость. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Шестой и седьмой год жизни — период подготовки детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Говоря о гармоничном развитии личности, Лев Семенович Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Музыка – средство эстетического воспитания ребенка
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. Приобщение к истинной красоте формирует эстетисеские эмоции, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий и суждений. Это откроет для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит к полноценной взрослой жизни.
Музыка – средство формирования морального облика ребенка
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. По мнению Льва СеменовичатВыготского генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви и потриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыка – средство активизации умственных способностей.
Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая — тембр и мелодию.
Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.
Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух — способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Музыка – средство физического воспитания
Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, “проживая” в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей.То, что дети не могут сказать, легко могут спеть. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
«Живая» музыка сопровождала человека от рождения до конца жизни, и он всегда мог быть участником музицирования. Поразителен терапевтический эффект от музицирования: музыкальный инструмент в руках человека- это личный психотерапевт. Игра на инструментах учит столь необходимому в наше время умению расслабляться и концентрироваться; лечит нарушения дыхания, координационные нарушения слуха (с которыми связано снижение грамотности в устной речи и в письме).
Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.
Музыка
Способ выражения себя
Объект восприятия
движение
музицирование
выразит.
пластика
игра на
муз.инст-рументах
танец
пение
в
жизни
на
концерте
с полным внима-
нием
“между делом” как фон
формы: слушание
запись
“живая”
Рис.1. Место музыки в жизни детей (Царькова Е., Соловьева Е.)
Вывод: Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Источник