Музыка для ребенка с проблемами в развитии

Музыка для ребенка с проблемами в развитии thumbnail

МУЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Гуманистическая ориентация связана с созданием теории целостной личности , где реализу­ется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире».Эта проблема обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.Основная цель образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. Воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально — художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности, коммуникативных проявлении. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно- эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, И выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная Деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, музыку, игре, на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических художественных и семиотических функции.

Ребенок с отклонениями в развитии познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно—направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Мы определяем художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Педагоги рассматривают среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. Они характеризуют сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами ра сматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно—ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно-ориентированныи, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном. Личность рассматривается или как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с

другими людьми. Деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. Все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально—психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно—деятельностный подход в художественно—эстетическом освоении мира ребенком с проблемами

Читайте также:  Развитие готовности ребенка к школе

означает, что прежце всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных

возможностей личности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятель­ность. Музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности,

через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования

эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на

музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально—волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

Источник

8 классических мелодии стоит включать ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в качестве музыкотерапии. 

Научно доказано, что классическая музыка помогает повысить мыслительные способности, языковые навыки и даже улучшить сон, а также помочь с концентрацией внимания, что так важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).  Какие именно музыкаотные произведения стоит включать гиперактивному ребенку, мы сейчас расскажем. 

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – состояние, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.

Преимущества музыкальной терапии

Музыка может творить чудеса с мозгом ребенка с СДВГ, улучшая все: от развития речи до контроля импульсов. Представленные фрагменты классической музыки были научно протестированы, на основании чего было доказано, что они помогают детям сосредоточиться и сфокусироваться.

Просто поразмыслите об этих мелодиях в качестве фоновой музыки в вашем доме — ее звучание не обязательно должно быть громким, чтобы дать результат.

Преимущества музыкальной терапии - изображение №1

Музыка — в лучшем смысле этого слова — меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.

И. Гёте

Преимущества музыкальной терапии - изображение №2

Людвиг ван Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5»

Прослушивание этого сложного и красивого концерта Бетховена даст понять, почему классическую музыку часто сравнивают с замысловатой готической архитектурой. Узоры, детали и математическая структура произведения Бетховена выстраивает все части мозга вашего ребенка одновременно, улучшая речевые навыки, моторность и другое.

Вольфганг Амадей Моцарт: «Симфония № 40 соль минор»

Музыка Моцарта часто используется в методе музыкальной терапии «Томатис». Он использует высокочастотную версию произведений Моцарта — как эта классическая симфония — чтобы стимулировать внутреннее ухо.

Тренируя мышцы в ухе, звук укрепляет слуховые и моторные функции, которые могут быть полезны для детей с проблемами обучения, слуховыми проблемами, или даже с аутизмом.

Иоганн Себастьян Бах: «Бранденбургские концерты»

Исследования показали, что прослушивание этих знаменитых концертов Баха было показано, чтобы может менять электромагнитные частоты мозга до 7,5 циклов в секунду, что известно как «Альфа режим головного мозга», или Резонанс Шумана.

Когда мозг ребенка находится в «режиме Альфа» , он сфокусирован и может лучше воспринимать и запоминать информацию.

Георг Фридрих Гендель: «Музыка на воде»

Музыка Генделя также отлично подходит для переведения мозга в режим Альфа. Мозгу требуется на это около 20 минут, поэтому это часовое собрание произведений можно запускать как раз перед тем, как дети сядут за домашнее задание и не придется менять пластинку, пока они усядутся и приступят к делу.

Иоганн Брамс: «Концерт для скрипки ре мажор»

Любой, кто слышал этот волнующий концерт Брамса, знает, что это далеко не спокойная и расслабляющая музыка. Когда мозг ребенка переходит в режим Альфа, его тело может казаться расслабленным, но его ум по-прежнему начеку и следит за каждой нотой.

Это позволяет ему эффективно сосредоточить свою энергию и производить хорошие идеи — не отвлекаясь на суетливость своего тела.

Читай также: Учим английский алфавит: веселая песенка

Антонио Вивальди: «Времена года»

Эта последовательность скрипичных концертов Вивальди широко использовался доктором Дональдом Шетлером, который был первым человеком, который исследовал, как прослушивание музыки в утробе матери влияет на развитие речи ребенка.

Читайте также:  Отчет о развитии усыновленного ребенка

Он обнаружил, что дети, которые слушали классику в утробе матери — всего по 20 минут в день — имели более сильные воспоминания, более развитую речь и большую ясность.

Петр Ильич Чайковский: «Концерт для фортепиано № 1»

Произведение Чайковского 1879 года является одним из самых известных из всех фортепианных концертов. Игра на фортепиано — или на любом другом инструменте, на самом деле — это крайне важная часть музыкальной терапии для детей.

Изучение инструмента улучшает концентрацию, память и навыки пространственного мышления — в частности, для детей с СДВГ или нарушением обучаемости. Эти дети демонстрировали улучшение контроля над импульсами, лучшее понимание прочитанного, и улучшенную кратковременную память.

Иоган Пахельбель: «Канон ре мажор»

Если ваш ребенок изо всех сил каждую ночь пытается уснуть, но имеет с этим проблемы, классическая музыка может ему помочь и в этом вопросе. Попробуйте классику Пахельбеля — это чрезвычайно медитативная мелодия, которая может помочь успокоить сверхактивный ум после долгого дня.

Если у ребенка проблемы со сном не проходят, попробуйте также ставить ему звуки океана — повторяющийся звук волн, в сочетании с музыкой, может творить чудеса.

Надеемся, вам понравилась статья и вы теперь знаете какая классическая музыка поможет детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности научиться контролировать свои импульсы. 

<strong>Иоган Пахельбель: &quot;Канон ре мажор&quot;</strong> - изображение №1

Источник: www.additudemag.com

Читай также: Как игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей

Читай также: Активность или гиперактивность?

Читай также: 15 песен, которые помогут ребенку выучить английский язык

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник

Музыка важна для развития и взаимоотношений ребенка

Рейтинг
25

Занятия музыкой развивают когнитивные способности ребенка и его социальные навыки

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Недавние исследования психологов показали, что занятия детей музыкой и даже простое прослушивание музыкальных произведений способствуют развитию детского мозга. В то же время другие исследования показали, что, если родители слушают с детьми музыку, поют песни или танцуют, это положительно сказывается на взаимоотношениях между ними.

Иными словами, музыка имеет для детей множество преимуществ. Рассмотрим их подробнее.

Влияние музыки на развитие детского мозга

Исследования, в которых были использованы различные техники нейровизуализации, показали, что обучение детей музыке в раннем возрасте (до 7 лет) вызывает физические изменения в структуре и функциях мозга.

В ходе одного из данных исследований было установлено, что при занятиях музыкой в мозолистом теле (участке в центральной части мозга, отвечающем за координацию между полушариями) увеличивается количество белого вещества. Иными словами, увеличивается количество нейронных связей между полушариями. Например, известно, что Альберт Эйнштейн с детства играл на скрипке, и исследование его мозга показало необычайно сильные связи между различными участками.

Другое исследование показало, что раннее обучение музыке увеличивает количество серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсомоторной его области. Таким образом, у ребенка развивается координация. Также было установлено, что улучшенная координация в свою очередь улучшает эмоциональную регуляцию и способность подавлять негативные эмоциональные реакции на события. Иными словами, занятия музыкой с раннего возраста повышают способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать излишне эмоциональных реакций на сложные ситуации.

Еще одним открытием стало то, что даже непродолжительные занятия музыкой приводят к увеличению кровотока в левом полушарии. Это способствует развитию способности восприятия языка.

В 2018 году в ходе исследования группа американских ученых доказала, что дети с младенческого возраста реагируют на прослушивание музыки, и это занятие способствует развитию у них речевых навыков. Было также установлено, что, кроме навыков речи, музыка положительно влияет и на развитие других познавательных функций (таких как внимание, зрительно-пространственное восприятие и исполнительные функции).

Взаимосвязь между музыкой и функционированием мозга стала предметом многочисленных исследований психологов. Использование методов нейровизуализации в исследованиях, проведенных за последние несколько лет, показало, что музыка активизирует все участки головного мозга. Это относится ко всем людям, а не только к детям.

Для музыкантов игра на инструментах не только активизирует мозг, но и развивает его. В целом у музыкантов наблюдается большее количество нейронных связей между полушариями мозга, чем у других групп людей. Они также обладают хорошей долговременной памятью, слухом и гибкостью когнитивных функций. Благодаря нейропластичности (возникновению новых нейронных связей) эти функции развиваются.

Проще говоря, игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки «перестраивают» мозг, укрепляя уже существующие нейронные цепи или формируя новые.

Влияние музыки на успеваемость

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам рост вес до 3 лет

Эксперты в области детского развития сходятся во мнении, что прослушивание музыки развивает у детей навыки слушания, а также помогает им преодолевать трудности в обучении. Однако результаты последних исследований показывают, что активные занятия музыкой могут иметь для ребенка множество дополнительных положительных эффектов.

Кроме всего прочего, занятия музыкой развивают:

  • восприятие речи, языковые навыки и грамотность;
  • навыки устного счета;
  • интеллект;
  • внимание и концентрацию;
  • физическое здоровье.

Влияние музыки на социальное и эмоциональное развитие

Игра на музыкальных инструментах может вызвать у ребенка ощущение достижения, а также повысить его самооценку. Также ребенок может развить уверенность в себе, настойчивость в преодолении трудностей с обучением, самодисциплину и т. д.

Американскими учеными был проведен эксперимент, в ходе которого исследовалось социальное развитие детей, в частности, такие характеристики, как компетентность, уверенность в себе, забота об окружающих и сплоченность. В исследовании приняли участие 180 детей в возрасте от 8 до 17 лет. В течение трех лет дети, помимо обычной школьной программы, занимались музыкой в школьных оркестрах. Эксперимент продемонстрировал, что все участники эксперимента показали значительное улучшение всех исследуемых характеристик.

Занятия музыкой лучше всего начинать с раннего возраста

Слушать музыку или учиться играть на музыкальных инструментах полезно в любом возрасте, даже во взрослом. Это вызывает чувство удовлетворенности собой и положительные изменения в работе мозга. Однако эксперты считают, что максимальная польза может быть достигнута, когда ребенок начал заниматься музыкой до семи лет.

Современные родители все чаще включают ребенку музыку с первых месяцев жизни. Молодые мамы поют своим детям песенки и покупают им музыкальные игрушки. Играя в них, ребенок понимает, что для того, чтобы издать определенный звук, нужно нажать на кнопку. Такое понимание причины и следствия становится первым шагом в освоении музыкальных инструментов.

Совместное прослушивание музыки с детьми укрепляет ваши взаимоотношения с ними

Ученые утверждают, что совместное прослушивание музыки или пение укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми, а также развивает эмпатию. Такие занятия, как пение или танцы, требуют синхронизации. Даже простое прослушивание музыки активизирует участки мозга, отвечающие за сочувствие, положительные эмоции и удовольствие. Исследования показали, что прослушивание музыки приводит к выделению дофамина – гормона, который активизирует центр удовольствия в головном мозге.

Совместные занятия музыкой позволяют участникам более гармонично взаимодействовать друг с другом. Со временем такое взаимодействие выходит за рамки занятий музыкой и проявляется и в повседневной жизни.

Другие исследования показывают, что развитие эмпатии в раннем детстве способствует развитию социальных навыков и склонности ребенка к сотрудничеству.

Существует множество способов использовать музыку для взаимодействия с ребенком. Рассмотрим некоторые из них.

Пойте ребенку колыбельные. У младенцев это не только формирует эмоциональную привязанность к маме, но и способствует развитию языковых навыков. Когда ребенок становится старше, вы можете петь вместе с ним. Пение позволяет вам эмоционально настроиться друг на друга. Найдите веселые детские песенки, которые вы сможете петь вместе с ребенком и всей семьей. Это может стать хорошим занятием для семейных поездок, совместных ужинов и других подобных моментов.

Танцуйте с ребенком. Можно начать с того, что вы возьмете ребенка на руки и будете кружить по комнате вместе с ним. Для этого выбирайте детскую музыку, которая нравится вашему ребенку. Когда ребенок пойдет в школу, попросите его научить вас танцевать под его любимые песни. Не бойтесь показаться глупыми, когда веселитесь вместе с ребенком. Это занятие может заменить просмотр телепрограмм, и это положительно скажется на вашей физической форме.

Слушайте музыку вместе с ребенком. Это также может стать для вас веселым и интересным занятием. Вы можете ставить ребенку свои любимые мелодии или вместе слушать что-то новое. Познакомьте ребенка с шедеврами классической музыки.

Ходите вместе с ребенком на концерты. Это хороший способ привнести что-то новое в ваш семейный досуг. Ходите на концерты как классической, так и современной музыки.

Учитесь играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком. Ваши занятия могут послужить хорошим примером для ребенка. Исследования показывают, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков не только у детей, но и у взрослых. Вы можете играть с ребенком в дуэте, и такие занятия могут стать вашим общим хобби.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
23.08.2019

Источник