Моторное развитие ребенка в норме

Моторное развитие ребенка в норме thumbnail

Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!

Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:

Сроки моторного развития по ВОЗ

Схему утащила с официального сайта ВОЗ.

О нашей «задержке моторного развития»

Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:

  • о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
  • о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.

Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!». Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.
Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам. Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием  в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!

Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:

Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки. На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили). Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???

Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка?
Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.
Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.
Элькар и пантокальцин — бред.
Электрофорез — экспонат музея истории медицины.
Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.

Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?

Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:

  • самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
  • стоять с поддержкой до 11 месяцев;
  • ползать до 1 года 1 месяца;
  • ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
  • самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
  • самостоятельно ходить до полутора лет.

И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения ???? :

В завершение хочется пожелать терпения всем мамам, чьи малыши медленно развиваются, а малышам поменьше ненужных вмешательств в естественный ход развития!

Возможно Вас заинтересуют следующие публикации:

  • Развитие ребенка по месяцам. Точка зрения Американской Академии педиатрии. (сроки появления умений и контроль за их появлением);
  • Дневник развития ребенка от рождения до трех лет (приведены сроки появления новых умений, очень большой список умений);
  • Капризничает? Значит развивается! (разбираемся в причинах капризов и начинаем им радоваться!).

Источник

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка первого года жизни таблица

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Читайте также:  Роль эмпатии в воспитании и развитии ребенка

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Слух – различает голоса близких.

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Читайте также:  Возрастное психическое развитие ребенка реферат

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Источник: https://www.baby.ru/

Источник

05 апреля 2017 г.Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика

Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.

Что такое моторное развитие?

Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.

Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.

Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.

Моторные навыки у детей

Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.

  • Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
  • В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
  • В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
  • В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
  • В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
  • В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
  • В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.

Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.

грудничок рассматривает игрушки

Диагностика моторного развития у ребенка

Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.

Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.

Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.

Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник