Моторное развитие ребенка с дцп

Моторное развитие ребенка с дцп thumbnail

Ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ

Ìàëûøè ñ ÄÖÏ îâëàäåâàþò íàâûêàìè êðóïíîé ìîòîðèêè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè. Ñíà÷àëà îíè äåðæàò ãîëîâó, çàòåì ñàäÿòñÿ è ïîëçàþò è â êîíöå êîíöîâ íà÷èíàþò õîäèòü.

«Åñëè ýòî ïðàâäà, – ìîæåòå âîçðàçèòü âû, – ïî÷åìó æå ìîé ðåáåíîê òàê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ äåòåé?» Âîçìîæíî, âû ÷èòàëè î äåòñêîì ðàçâèòèè áðîøþðó â êàáèíåòå âðà÷à èëè êíèãó. Òàì áûëè ÷óäåñíûå èëëþñòðàöèè, èçîáðàæàþùèå, ÷òî äåëàþò äåòè â îïðåäåëåííîì âîçðàñòå. Íî âàì èçâåñòíî: âàø ðåáåíîê ýòîãî íå äåëàåò.

Âàì ñêàçàëè, ÷òî ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà çàäåðæèâàåòñÿ è ÷òî åìó íóæíî áîëüøå âðåìåíè, ÷òîáû îâëàäåòü îñíîâíûìè íàâûêàìè. Âû ïðîÿâëÿåòå òåðïåíèå è ïîìîãàåòå åìó.

Âàø ðåáåíîê ðàñòåò è ó÷èòñÿ íîâîìó. Íî îí âûãëÿäèò íå òàê, êàê äåòè â áðîøþðå. Òî, ÷òî îí äåëàåò, âîçìîæíî, òàì íå óïîìÿíóòî è íå èçîáðàæåíî.

Òàêèì îáðàçîì, âû äåëàåòå âûâîä, ÷òî âàø ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íå òîëüêî ìåäëåííåå, ÷åì äðóãèå äåòè, íî è âîîáùå ïî-äðóãîìó.

Âàøå íàáëþäåíèå ñîâåðøåííî âåðíî. Êàê áóäåò îáúÿñíåíî â ãëàâå 3, ðàçíèöà â ìûøå÷íîì òîíóñå âàøåãî ðåáåíêà è â åãî äâèãàòåëüíûõ ñòåðåîòèïàõ, à òàêæå â ñëîæíîñòè, êîòîðóþ îí èñïûòûâàåò ïðè êîíòðîëèðîâàíèè ñâîèõ ìûøö, îêàçûâàåò âëèÿíèå íà ðàçâèòèå åãî ìîòîðíûõ íàâûêîâ.

È òåì íå ìåíåå òî, ÷òî äåòè ñ ÄÖÏ, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàþò íàâûêàìè â òîé æå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ÷òî è äðóãèå äåòè, ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè. Îäíàêî îíè îâëàäåâàþò íàâûêàìè ìåäëåííåå è îñâàèâàþò èõ ÷àñòè÷íî, íå öåëèêîì. Íàâûêîì, íà îâëàäåíèå êîòîðûì ó îáû÷íîãî ðåáåíêà óõîäèò ìåñÿö, ðåáåíîê ñ ÄÖÏ áóäåò îâëàäåâàòü âäâîå äîëüø堖 è â èòîãå îâëàäååò èì ëèøü ÷àñòè÷íî, à íà ïîëíîå îâëàäåíèå ó íåãî ìîæåò óéòè åùå âîñåìü ìåñÿöåâ. Èìåííî ÷àñòè÷íîñòü îâëàäåíèÿ íàâûêî젖 è ñëåäóþùèé çà íèì áîëüøîé âðåìåííîé ïåðèîä, çà êîòîðûé ðåáåíêó ïðåäñòîèò îâëàäåòü èì ïîëíîñòüþ, – ñëóæèò ïðè÷èíîé, ïî êîòîðîé ìîòîðíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ÄÖÏ âûãëÿäèò íàñòîëüêî ðàçèòåëüíî îòëè÷àþùèìñÿ îò ðàçâèòèÿ îáû÷íûõ äåòåé.

Äàâàéòå âîçüìåì â êà÷åñòâå ïðèìåðà èãðó è òàêîé íàâûê, êàê äîòÿãèâàíèå äî ïðåäìåòîâ â ïîëîæåíèè ëåæà. Ðåáåíîê â áðîøþðå îâëàäåâàåò ýòèì íàâûêîì â âîçðàñòå ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò íà÷àòü èãðàòü â ïîëîæåíèè ëåæà ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ. Îí ìîæåò äåðæàòü â ðóêå ïîãðåìóøêó è öåëåíàïðàâëåííî åþ òðÿñòè. Îí ìîæåò òÿíóòüñÿ, íî íå âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ, è, âîçìîæíî, íå áóäåò âûòÿãèâàòü îáå ðóêè, êàê ðåáåíîê â áðîøþðå.

Ñî âðåìåíåì è â ïðîöåññå ìíîãî÷èñëåííûõ òðåíèðîâîê ðåáåíîê ñ ÄÖÏ ìîæåò óëó÷øèòü ñâîé íàâûê è â êîíöå êîíöîâ âïîëíå èì îâëàäåòü: îí áóäåò òÿíóòüñÿ ê èãðóøêå îáåèìè ðóêàìè. Íî ê ýòîìó âðåìåíè îí óæå íå ìàëûø, êîòîðûé ëþáèò èãðàòü íà ñïèíå. Âìåñòî ýòîãî îí óæå ñèäèò íà êîëåíÿõ ó ïàïû è òÿíåò ðóêè ê ìÿ÷ó, êîòîðûé êàòèò åìó ìàìà.

Òàêèì îáðàçîì, õîòÿ îáû÷íî ðàçâèâàþùèéñÿ ðåáåíîê è ðåáåíîê ñ ÄÖÏ äåëàþò ñîâñåì ðàçíûå âåù蠖 îäèí èãðàåò ñ èãðóøêîé, ñâèñàþùåé ñ äåòñêîé êàðóñåëüêè, ëåæà íà ñïèíå, à äðóãîé èãðàåò ñ ìÿ÷îì èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, – îáà îíè â ñîñòîÿíèè âûòÿíóòü âïåðåä ðóêè. Êàê òîëüêî îíè îâëàäåâàþò ýòèì íàâûêîì, îíè ìîãóò ïðèíÿòü íà ðóêè âåñ. Îíè ãîòîâû îïóñòèòü ðàñïðÿìëåííûå ðóêè íà ïîë, îïåðåòüñÿ íà êîëåíè è ëàäîíè è íàó÷èòüñÿ ïîëçàòü.

Источник

Мурманский областной институт повышения квалификации

работников образования и культуры

Реферат по теме:

«Развитие двигательной активности у детей с ДЦП»

Анисимова Оксана Алексеевна

учитель-дефектолог

ГОСУСОССЗН

«Мончегорский дом – интернат для

умственно отсталых детей»

г. Мончегорск

руководитель курсов: Дубровина Н.И.,

доцент кафедры педагогики и

психологии

Мурманск 2011г.

Содержание :

  1. Понятие ДЦП.

  2. Основные причины ДЦП.

  3. Основные формы ДЦП.

  4. Характерологические особенности детей с ДЦП.

  5. Физическое воспитание – как метод коррекции развития детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

  • различные хронические заболевания будущей матери;

  • перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;

  • несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой принадлежности;

  • ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

  • акушерский травматизм;

  • затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;

  • иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

1. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. Повышение тонуса – бедра у ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в мышцах – сгибателях голеней определяет сгибательную установку ног в коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти – сгибание рук в локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым приведением большого пальца руки к ладони.

2. Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.

3. Более мягкая степень заболевания – спастическая диплегия – поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля (в случаях, когда заболевание связанно с недоношенностью).

4. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки).

Читайте также:  Мп3 музыка для развития ребенка

5. У немногих детей с ДЦП осуществление произвольных движений затрудненно в первую очередь за счет насильственных движений – гиперкинезов.

6. При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения определяются недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов (ребенок ходит на широко расставленных ногах, пошатываясь, при попытке захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо координированные).

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда – чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.

В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.

При нарушении координации движений ( атонистически-астатическая форма ДЦП ) речь медленная, прерывистая, монотонная. Кроме того, ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка и губ, что значительно затрудняет развитие правильного звукопроизношения. Самые тяжелые речевые расстройства имеют место в случае осложнения церебрального паралича дефектами слуха: у 20 – 25% детей с ДЦП снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различие звуковых частот, особенно высокой тональности. Нарушения слуха чаще всего наблюдаются при гиперкинестической форме ДЦП (гиперкинезы).

Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слбовидению и слепоте, встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 – 30 % детей наблюдается косоглазие. Примерно у 20 – 25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20% — эпилептические припадки.

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Читайте также:  Реферат последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

  1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

  2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

  3. Развитие зрительно-моторной координации.

  4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

  5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.

Читайте также:  Основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка

Источник

У каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни.

Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения. Авторитетный российский детский невролог Вера Анатольевна Змановская в методическом пособии «Программа наблюдения детей с церебральным параличом» приводит такое описание возрастного развития моторики, характерного для различных уровней GMFCS:

I уровень

  • До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
  • 2–4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
  • 4–6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
  • 6–12, 12–18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.

II уровень

  • До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
  • 2–4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
  • 4–6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
  • 6–12, 12–18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.

III уровень

  • До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
  • 2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
  • 4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
  • 6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.

IV уровень

  • До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
  • 2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
  • 4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
  • 6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.

V уровень

  • До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
  • 2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
  • 4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.

Моторное развитие ребенка с дцп

Исследовательская группа Университета Макмастер в канадской провинции Онтарио на протяжении четырех лет вела лонгитюдное когортное исследование 650 детей в возрасте от 1 до 13 лет с различными формами церебрального паралича. В ходе исследования моторное развитие детей многократно оценивалось в динамике по GMFM‑66. Исследователи выявили закономерности и на основании данных исследования составили центильные таблицы моторного развития для каждого из пяти уровней GMFCS16.

На графике изображены кривые средних показателей моторного развития для каждого уровня GMFCS, представляющие собой медианы результатов многократных измерений общей двигательной функции по шкале GMFM‑66 у детей с ДЦП с различными уровнями GMFCS на протяжении периода исследования.

По данным исследования, дети с I уровнем по GMFCS достигают 90% максимума своих двигательных возможностей в среднем к 5 годам (в 4–6 лет). При этом доступный потенциальный уровень развития крупной моторики составляет от 60 до 100% максимально возможного уровня.

Для II уровня возраст, при котором дети достигают 90% потенциально возможного развития крупной моторики, приходится в среднем на 4,5 года (3–6 лет). Доступный потенциал составляет приблизительно 50–80% максимального.

Для III уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей чуть меньше 4 лет (от 2,5 до 5,5 лет). Потенциальное развитие навыков – приблизительно 40–65% максимально возможного. Для IV уровня средний возраст достижения 90% потенциальных возможностей – 3,5 года. Количественный предел потенциального развития крупной моторики – примерно 25–50% максимального.

Для V уровня к 3 годам достигается 90% развития навыков крупной моторики. Максимально доступное развитие – приблизительно 20–40% с отчетливым снижением кривой после 7 лет. В целом вырисовывается следующая закономерность: чем легче степень поражения мозга, тем дольше прогрессирует двигательное развитие.

Таким образом, по уровню развития крупных моторных функций по шкале GMFCS можно довольно реалистично определить реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал ребенка с ДЦП и выбрать адекватные цели двигательной реабилитации.

Надо учитывать, однако, что эти статистические данные получены в конкретной популяции, достаточно однородной по качеству медицинского наблюдения (надо полагать, довольно высокого), своевременности получения и качеству необходимых терапевтических вмешательств.

Возможно, в популяции с другими показателями по аналогичным параметрам статистические данные могут отличаться. В настоящее время ведется масштабная программа наблюдения детей с церебральным параличом в странах Северной Европы – CPUP. Есть
основания надеяться, что в ближайшем будущем мы сможем увидеть результат длительного наблюдения за динамикой моторного развития детей с ДЦП в европейской популяции. К сожалению, в России нет единого регистра пациентов с церебральным параличом, и систематический сбор статистических данных по моторному развитию детей не ведется (за исключением отдельных регионов).

Источник