Моторное развитие ребенка с аутизмом

Моторное развитие в начале, как правило, не вызывает беспокойства: ребенок вовремя начинает держать голову, садится, вставать, ходить, хотя в части случаев родители и отмечают недостаточную активность спокойного и удобного ребенка. Нередко он может вовремя встать, начать переступать и ходить с опорой, а пойти самостоятельно — лишь через пол года (Никольская, 1985). Типично, что неудачи, падения надолго останавливают попытки ходьбы без поддержки, но объяснить задержку отрыва ребенка от опоры только этим не представляется возможным. Когда самостоятельная ходьба начинается, многие из детей начинают ходить так неловко, что возникает подозрение органического поражения цнс. Возможно хождение «на цыпочках», которое может сохраниться надолго и эпизодически проявляться даже при возможности передвигаться нормально, что В.М. Башина, (1999) трактует как задержку оттормаживания незрелых форм и их переслаивания со зрелыми формами организации ходьбы). 

Позже для многих детей характерна особая пластика, отражающая проблемы регуляции моторного тонуса, сочетания вялости и напряженности, «зажатости», трудности ритмической организации движения, их согласования, часто нарушение координации движения рук и ног. Характерно, что подобная неловкость в движениях более выражена не при самых тяжелых формах аутизма. При отсутствии целенаправленных действий в полевом поведении глубоко аутичные дети могут ловко и точно распределять себя в пространстве («никогда не ушибется», «как вода в любую дырочку пролезут»), хорошо рассчитывая движения, они карабкаются по мебели, перепрыгивают, балансируют, виртуозно раскачиваются на качелях, любят чтобы их тормошили, побрасывали, кружили, и могут при этом проявлять изумительную ловкость. Неловкость, некоординированность движений характерны больше для детей относительно более контактных, говорящих и лучше проявляющих себя интеллектуально. 

Уже в раннем возрасте дети могут удивлять застыванием в особых излюбленных позах (например, вниз головой); одержимым бегом по кругу, раскачиванием, кружением, взмахами рук, верчением пальцами, прыжками на прямых ногах и другими стереотипными движениями. Эти действия не имеют видимого утилитарного или игрового смысла, но чрезвычайно захватывают самого ребенка и усиливаются в ситуациях радости или тревоги. 

У всех детей с аутизмом нарушено развитие «полезных» моторных навыков. Научить такого ребенка даже самым простым бытовым или даже игровым действием бывает трудно, родители часто говорят: он не неохотно и плохо подражает, но сам может развить искусность в излюбленных стереотипных действиях. Это может быть перебирание и выкладывание в определенном порядке мелких объектов (мозаики, спичек, палочек, кубиков), верчение предметов, манипуляция их частями (например, колесами, ручками). 

В быту же дети проявляют чудовищную неловкость, со значительным запозданием и с трудностями овладевают навыками самообслуживания. Страдает организация произвольного целенаправленного действия даже при отсутствии негативизма. Руки ребенка становятся катастрофически неловкими, вялыми, или зажатыми, то же касается и движений всего тела: ребенку трудно все – начать, развернуть, остановить действие, переключаться и комбинировать (Donnellan A.M., Leary M.R., Robledo J.P, 2006) и сильная положительная мотивация может даже ухудшить положение. В направленном обучении даже при отсутствии негативизма ребенок может проявлять дефицитарность на всех уровнях организации моторного действия: ему сложно воспроизвести и удержать позу, аномалии регуляции тонуса, координации движений, усвоения порядка действий, их ритмической, временно-пространственной организации.

Опыт коррекционной работы показывает, что моторный навык осваивается таким ребенком легче, если взрослый начинает действовать его руками, не дробя на отдельные элементы, а вводя ребенка в его целостную форму (М. De Myer, 1976), в этом случае, при многократном повторении ребенок лучше воспринимает и воспроизводит схему действия. Усвоенный навык в большинстве случаев стабильно удерживается, однако, к сожалению, при этом остаются трудности в самостоятельном использовании освоенного умения, при снятии физической поддержки, ребенок может, прекращать действие и сопротивляться отмене помощи. Характерно также, что даже хорошо освоенный навык используется им в стереотипной форме в привычной ситуации и, жестко связываясь с ней, с трудом переносится в другие условия (L. Wing, 1976). Таким образом, даже существующие умения часто не применяются ребенком в реальной жизни. 

Нарушения моторного развития (нарушения праксиса) при аутизме проявляются в контексте проблем организации целенаправленного и произвольного поведения ребенка. В этих случаях трудности освоения и реализации моторного навыка могут проявляться на всех уровнях его организации, начиная с инициации действия (Anzalone, Williamson, 2005; Donnellan et al, 2006).Трудности организации произвольного действия и свободного целенаправленного использования усвоенных моторных навыков являются одной из основных характеристик нарушения психического развития при аутизме

Читайте также:  Литература особенности развития и поведения ребенка

О.С. Никольская, М.Ю. Веденина  «Особенности психического развития детей с аутизмом»

Источник

Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом

Э.В. Плаксунова, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва (обучение и воспитание 3.2011).

В настоящее время признано, что по­мощь средствами образования тре­буется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская. С другой стороны, аутич- ного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не ре­шают его проблем. Известно, что разви­тие аутичного ребенка не просто задер­жано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэто­му ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. Всем детям с расстройствами аутистического спек­тра, при значительной неоднороднос­ти этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс­ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навы­ков, нарушениями мелкой и крупной мо­торики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тя­желая, порывистая походка, импульсив­ный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопы­ренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке

с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скован­ны и механистичны, с отсутствием плас­тичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что свя­зано с нарушениями сенсомоторной ко­ординации и мелкой моторики рук.

У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотип­ные движения: раскачивания всем те­лом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машу­щие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, круже­ния вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения ре­гуляции мышечной деятельности, свое­временно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправлен­ных движений, страдает пространствен­ная ориентировка.

Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приво­дит в первую очередь к нарушению коор­динации движений. Устойчивость верти­кальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизме­рять и регулировать свои действия в про­странстве, выполняя их свободно, без из­лишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нор­мальной жизнедеятельности, удовлетво­рения личных, бытовых и социальных потребностей. Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лими­тирует двигательную деятельность.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, явля­ется не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития* но и мощным «агентом соци­ализации» личности. Для развития дви­гательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обуче­ния. Аутичному ребенку сложно регули­ровать произвольные двигательные ре­акции в соответствии с речевыми инс­трукциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью под­чинить движения собственным речевым командам. Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адап­тивной физической культуры являются:

§         развитие имитационных способностей (умения подражать);

§         стимулирование к выполнению инс­трукций;

§         формирование навыков произвольной организации движений (в простран­стве собственного тела и во внешнем пространстве);

§         воспитание коммуникационных функ­ций и способности взаимодействовать в коллективе.

Исследование особенностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра на уроках адаптивной физичес­кой культуры проводилось на базе под­разделения ГОУ «Центр психолого-меди­ко-социального сопровождения детей и подростков» Москвы.

Для обучения детей с аутизмом движе­ниям и с целью коррекции имеющихся у них нарушений двигательной сферы ис­пользуется программа «Моторная азбу­ка». Эта программа основывается на зако­номерностях формирования уровней пос­троения движений, описанных Н.А. Берн- штейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С.В. Маланова (2001) и на методах дви­гательной коррекции нарушений разви­тия Е.В. Максимовой (2008). В программу входят следующие классы действий:

§         действия, требующие ориентировки в пространстве тела;

§         действия, обеспечивающие различ­ные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;

§         точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

На занятиях по этой программе, по­мимо отработки указанных классов дей­ствий, важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: уме­ния осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые дви­жения, рассказывать о том, с какой це­лью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигатель­ные действия, и т. п. Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком ус­пешного развития их восприятия и навы­ков воспроизведения.

Читайте также:  Роль семьи в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я-концепции у аутичных детей. Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, «Я ползу», «Я марширую», «Я бегу»). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я» (К.С. Ле­бединская, О.С. Никольская, 1991).

Методика обучения

Детей с аутизмом сначала рекоменду­ется обучать восприятию и воспроизве­дению движений в пространстве соб­ственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям ту­ловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребен­ка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавли­вается прямой взгляд, он начинает раз­глядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и назы­вать их,  необходимо:

  • медленно и четко выполнять движе­ния, комментируя их;.
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одина­ковой терминологией для повторяю­щихся движений;
  • проговаривать выполняемые движе­ния, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
  • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над неболь­шим количеством упражнений, пов­торяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, ис­правлять неправильные движения, по­ощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх пе­ред телесным контактом или отказыва­ется от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например гим­настическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполне­нию движений во внешнем простран­стве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упраж­нениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распреде­ляются на 4 группы, по степени нарас­тания координационной сложности: уп­ражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным ви­дам перемещений и движений во внеш­нем пространственном поле, необходи­мо:

§         начинать обучение с коротких переме­щений по прямой;

§         постепенно переходить к передвиже­нию на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направ­ления движения: по круту, дуге, зигза­гообразно и др.;

§         облегчить выполнение заданий, разме­тив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «фи­ниш», а также «зону отдыха»;

§         формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребен­ка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

§         показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инс­трукцию;

§         сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ла­доши и т. д., что является существен­ной помощью ребенку;

§         формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

§         не утомлять ребенка, чередовать вы­полнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в про­странстве;

§         собственного тела, дозиро­вать нагрузку;

§         двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

§         поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на пе­ремещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространствен­ном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном полере­комендуется с помощью, во-первых, уп­ражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во- вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в простран­ственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

§         сопровождать образцы движений ко­ротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из ас­пектов движения или к одному дей­ствию;

§         выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

§         использовать для облегчения выполне­ния заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения уп­ражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;

Читайте также:  Онлайн игры на развитие памяти и внимание у ребенка 8 лет

§         давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

§          

§         создавать интересные ситуации и по­буждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчи­ком внутри; попади в него другим мя­чиком — и он зазвенит»;

§         исправлять неправильные движения ребенка;

§         радоваться вместе с ребенком его ус­пехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутиз­мом необходимо соблюдать определен­ные правила:

§         предъявлять учебный материал в со­ответствии с индивидуальными осо­бенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

§         » соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет дви­жение вместе с ребенком, комменти­руя каждое его пассивное или актив­ное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое имен­но движение выполняется в данный момент;

§         соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых дви­жений в пространстве тела и постепен­но переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

§         соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сна­чала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

§         соблюдать проксимодистальный за­кон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребе­нок учится сначала опираться на лок­ти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямлен­ных ногах и т. д.);

§         обеспечивать последовательное освое­ние ребенком различных уровней про­странства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

§         соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выпол­няться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с макси­мальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного вы­полнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания де­тей с аутизмом является обучение аутич­ного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Сле­дует придерживаться последовательно­го структурированного однообразного порядка, а в программу обучения вклю­чать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентриро­вать внимание только в течение корот­кого периода времени.

Для успешного проведения занятий ре­комендуется использовать перечислен­ные ниже приемы.

1.        Необходимо четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершае­мых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида.

2.        Каждое упражнение обыгрывается и привязывается, по возможности, к ин­тересам и пристрастиям ребенка.

3.        Используется такой понятный при­ем, как правильно выбранное положи­тельное подкрепление: «честно зарабо­танное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым сопер­ником (роль которого  может сыграть иг­рушка) и, наконец, просто эмоциональ­ное поощрение со стороны педагога или мамы. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребен­ка поощрение.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является од­ним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому таким детям необходи­мы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстрой­ствами аутистического спектра рекомен­дуются занятия адаптивным спортом.

Литература:

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагнос­тика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Берн- штейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

Маланов С.В. Развитие умений и способ­ностей у детей дошкольного возраста. Тео­ретические и методические материалы. — М.: Московский психолого-социальный инс­титут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. — 160 с.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ- линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помо­щи. — М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

Плаксунова Э.В. Использование програм­мы «Моторная азбука» в процессе коррекци- онно-развивающей работы с аутичными де­тьми // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М., 2008. — № 2. — С. 2-5.

Плаксунова Э.В. Влияние занятий по про­грамме адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психо­моторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и наруше­ния развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.

Источник