Мотивационное развитие ребенка к школьному обучению

Светлана Яковлева
Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. Консультация психолога

Мотивационная готовность — одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1. Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно».

2. Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое».

3. Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки».

4. Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника. «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». Или «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду».

5. Внешние мотивы, не выражающие желания самого ребенка. «Я пойду в школу, потому что так мама сказала».

6. Игровые мотивы, которые неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную. «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.В наблюдении поможет следующая таблица:

Тип мотива Поведение ребенка

Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно.

Учебно-позна-вательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно.

Оценочный Занимается, потому что хвалит взрослый.

Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.

Внешний Занимается, когда настаивает взрослый.

Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенкомпо трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.

Для этого используются разные формы и методы, например, экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школьной жизни, школьных предметах, рассматривание картинок, фотографий, рисование школы, игра в школу, встречи с выпускниками, просмотры и обсуждения фильмов и др. Материал необходимо подбирать так, чтобы показать детям разные стороны школьной жизни: радость идущих в школу детей, важность знаний, уроки, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения. Важно показать образ хорошего и плохого ученика, дать представление о правильном и неправильном поведении. Полезно использовать юмор – такие тексты, картинки лучше запоминаются детям. В сюжеты игр про школу полезно вводить образ Незнайки, который не умеет учиться, не знает правил поведения, но его можно научить.

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства.Поэтому родителям нужно:

• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.

• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.

• Научить ребенка подчинять свое «хочу» слову «надо».

• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.

• Научить сравнивать результат с образцом.

• Научить исправлять свои ошибки (ошибка – это не страшно, ее можно исправить, но в следующий раз стараться не допускать ошибок).

• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).

• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка глен доман скачать

Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.

Источник

Eлена Бабаева
Мотивация готовности старших дошкольников к обучению в школе

Министерство образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж имени Ф. И. Панферова»

МОТИВАЦИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Творческая работа

Выполнил слушатель курсов повышения квалификации для специальности 050144 «Дошкольное образование»

___Бабаева Елена Александровна

Вольск 2012

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1 Виды мотивации

2.2 Роль самооценки мотивационной готовности ребенка к школе

2.3 Семейное воспитание в период подготовки детей к школе

2.4 Работа с родителями

2.5 Как определить готовности ребенка к школе?

3. Заключение

4. Список литературы

Введение

Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.

Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых (Б. Г. Ананьев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович и др.) является сформированности мотивационной готовности. Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

С переходом на обучение с 6-ти лет проблема мотивационной готовности стала более острой. Многие родители и педагоги считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но этого мало, важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.

С одной стороны большинство авторов подчеркивает, что мотивационная готовность является основой успешного школьного обучения.

С другой стороны – диагностика готовности детей к школе свидетельствует о недостаточном уровне развития у детей мотивационной готовности. Все это обусловило проблему исследования,которая является и целью исследования: Выявить уровни и особенности мотивационной готовности к обучению детей 6-ти и 7-милетнего возраста.

2.1 Виды мотивации

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции — школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовностьскладывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л. И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

— положительных представлений о школе;

— желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

— сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,

как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

2.2 Самооценка мотивационной готовности ребенка к школе

Самооценка — оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий ребёнку преодолевать трудности. Считается, что становление устойчивой самооценки как таковой происходит в возрасте 5-6 лет. Именно в этом возрасте важно помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку, которая будет способствовать преодолению возможных жизненных сложностей, в том числе и школьных.

Но всё — же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей.

Самооценка дошкольника формируется:

Читайте также:  Руководство по развитию ребенка 3 лет

1. под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

2. под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

1. от взрослого;

2. принятой системы воспитательной работы.

Формирование самооценки

1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети выделяющие свое «Я» через деятельность — завышают свои самооценки.

Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена.

Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

2.3 Семейное воспитание в период подготовки детей к школе.

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью — учебой.Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг.», «В школе есть звонки…» — его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе — результат неправильно воспитания детей.Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

1. «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

2. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

3. «Ты наверно у нас будешь двоечником»

4. Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

5. «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

6. «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

2.4 Работа с родителями

Цели организации встреч:

1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;

2. объединить всех участников преемственной связи;

3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;

4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Виды организации работы с семьей:

• консультационно-рекомендательная;

• организационно-просветительная;

• практические занятия для родителей;

• индивидуальные занятия с родителями и их детьми.

В своей практике мы используем разнообразные формы как в индивидуальной работе с родителями, так и в работе с родительской группой.

Формы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения.

Формы индивидуальной работы с родителями.

1. Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.

2. Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.

3. Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.

4. Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” и готовности ребенка к школе, к поступлению в первый класс, с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Методику разработала психолог Джеральдина Чейни, эта методика применяется при приеме в Каменномостовскую среднюю школу как, собственно, и в любую уважаемую школу (это наглядно, просто, ёмко и эффективно).

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т. д.) ?

2. Умеет ли ребенок классифицировать,например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель?

3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце?

Читайте также:  Что делать если ребенок 6 лет отстает в развитии

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

2. Был ли малыш в библиотеке?

3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

4. Может ли ребенок объяснить,где расположены предметы: на столе, под стулом и т. д.?

5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

6. Четко ли ребенок выговаривает слова?

7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

4. Способен ли ребенокграть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

1. Хорошо ли ребенок слышит?

2. Хорошо ли он видит?

3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила)

5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня?

Зрительное различение

1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные?

2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п?

Зрительная память

1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

2. Понимает ли он, что читают слева направо?

3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

1. Может ли ребенок рифмовать слова?

2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Заключение

Основным критерием психологической готовности выступает «внутренняя позиция школьника» т. е. наиболее важным мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания мотивационной готовности и объяснении побудительных мотивов в поведении, самыми общими, основными являются мотивация.

Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала, направленность и активность. Что же касается мотива,то в психологии сложилось следующее его определение: мотив – это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Рассмотрение проблемы мотивационной готовности к обучению в школе позволило предположить, что мотивационная готовность детей 6 и 7 лет имеет качественные отличия, которые позволяют большинству детей 7 лет быть готовыми к включению в учебную деятельность в отличие от детей 6-летнего возраста, у которых преобладают игровые мотивы.

Список литературы

1. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность. // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974.

2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. / Под ред. Фельдштейна. – М., 1995.

3. Венгер Л. А., Вегнер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Восросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1992.

4. Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. / Сост. Л. И. Земцева, Е. Ю. Суикова. – М., 1988.

5. Ресурс интернет

Источник