Морфологические и функциональные развитие ребенка
Для правильной оценки нервно-психического развития ребенка и основных синдромов его поражения необходимо знание морфологических и функциональных особенностей центральной нервной системы детей различного возраста.
Так, головной мозг новорожденного по массе составляет 1/8 массы тела, размер головы равен ¼ длины тела (масса мозга ребенка равна приблизительно 350 г). К году масса мозга увеличивается до 900 г, но по отношению к общей массе тела составляет 1/10. К 10 годам мозг весит приблизительно 1300 г, а по отношению к массе тела составляет 1/20. Среднюю массу мозга взрослого человека принято считать равной 1500 г или 1/40 — 1/50 от общей массы тела. У новорожденного, следовательно, относительная масса головного мозга в 5-6 раз больше, чем у взрослого. Вес головного мозга после 4-х лет увеличивается лишь на ¼. После 12 лет жизни головной мозг — единственный орган, не имеющий резкого увеличения массы в связи с пубертатным периодом развития организма.
Кора головного мозга после рождения ребенка отличается, во-первых, непропорциональностью развития (лобные доли с 20% у новорожденного увеличиваются к 14 годам до 26%, а затылочные всегда составляют 12%) и, во-вторых, неравномерностью его темпов (масса мозга интенсивно увеличивается до 5 лет, после 4х — 5 лет она возрастает лишь на ¼ от общей массы мозга). После 10-15 лет масса головного мозга практически не увеличивается.
Клетки коры головного мозга формируются в максимальном количестве (около 15 миллиардов) уже к 6 месяцам внутриутробного развития, располагаются в глубине головного мозга. По мере увеличения размеров каждой клетки коры головного мозга происходит их «всплывание» на поверхность с образованием «коры», образуя складки и извилины.
Морфологическое созревание клеток коры головного мозга означает, кроме увеличения их размеров и массы, рост аксонов (более ускоренно растут аксоны, проводящие центростремительные возбуждения, с последующим ростом волокон, проводящих центробежные возбуждения) и развитие миелинизации аксонов. Ранее всего заканчивается миелинизация нервных волокон, регулирующих функцию сердца, легких, мышц, обеспечивающих акт сосания и волокон зрительных путей. Миелинизация аксонов от клеток лобной доли коры головного мозга начинается с 2-х месяцев и продолжается до 5-6 лет жизни, а миелинизация волокон пирамидных клеток продолжается до 4-5 лет.
В течение всей жизни клетки коры головного мозга не делятся. Обновление их структур происходит лишь за счет внутриклеточного обмена.
Спинной мозг у детей грудного возраста относительно спинномозгового канала тоньше и длиннее (ниже II поясничного позвонка), следовательно, ликвора у детей относительно больше. Эта способность может сохраняться до 5-6-летнего возраста, поэтому и спинномозговую пункцию у детей до 7 лет проводят между III-IV поясничным позвонком, а не между II и III, как у взрослых.
Таким образом, морфологическое «дозревание» ЦНС происходит к 6-7 году жизни.
Общие физиологические особенности у детей изучены впервые И.И.Красногорским на основе законов и принципов учения И.П.Павлова.
Новорожденный ребенок характеризуется наличием ряда врожденных рефлексов (см. ниже).
Первые месяцы жизни господствуют две главные доминанты — доминанта положения (при переворачивании со спины на живот исчезает крик любого происхождения) и пищевая доминанта (все условные рефлексы на первых месяцах жизни формируются на основе пищевого возбуждения).
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга у детей до 6-7-летнего возраста отличаются ярко выраженной неуравновешенностью (смех внезапно заменяется на слезы, легкая отвлекаемость новыми раздражениями, неустойчивость настроения).
С возрастом ребенка нарастает выносливость нервных клеток к постоянному раздражению, возбуждению, бодрствованию. Так, до 2-х месяцев непрерывное бодрствование ребенка не может продолжаться более часа, включая прием пищи, после чего ребенок засыпает (внутреннее торможение). Поэтому в режиме дня новорожденного между приемами пищи (0,5 — 1,0 час 6-7 раз в сутки) ребенок спит. В возрасте с 2 до 5 месяцев непрерывное бодрствование удлиняется с 1 до 2-х часов (после кормления ребенок не сразу засыпает, он нуждается в общении со взрослыми, развивается «комплекс оживления» в ответ на улыбку, радостный голос матери, легкое поглаживание ею по груди и животу ребенка, при его «тормошении»).
В последующем непрерывное бодрствование ребенка удлиняется с 2-х до 3-х часов (в 5-10 мес.), с 3 до 4 часов (10-18 мес.), с 4-х до 5 час. (18-24 мес.), до 6-7 часов (2-7 лет). К 8 годам происходит резкое усиление выносливости нервных клеток, обеспечивающих ребенку непрерывное бодрствование в течение 14 часов. Именно с этого возраста у детей исчезает потребность в дневном сне, без которого у дошкольников быстро развивается переутомление. Выносливость к постоянному возбуждению ЦНС (непрерывному бодрствованию) достигает минимальной нормы взрослого лишь после 12 лет: у одних с 13 лет, у других лишь с 17-18 лет.
Таким образом, количество дневных снов, число кормлений определяется степенью выносливости клеток ЦНС к постоянному возбуждению. Поэтому составление нового режима дня (или проверку существующего режима) необходимо начинать с учета возрастной толерантности нервных клеток ребенка к постоянному их возбуждению.
Далее, у детей подкорковые реакции всегда сильнее корковых, поэтому эмоциональные реакции у детей имеют большее, чем у взрослых значение, зависимость новых навыков, привычек (условных рефлексов) от безусловных (врожденных) рефлексов у них выше, чем у взрослых. В основе всех воспитательных мероприятий лежит усиление корковых влияний на подкорковые реакции, усиление тонуса коры, закрепление условнорефлекторных реакций.
Вместе с тем, у детей как процессы возбуждения, так и торможения и в коре, и в подкорковых образованиях отличаются по сравнению со взрослыми более высокой генерализацией (иррадиацией), что и объясняет запредельное торможение (склонность к судорогам) при интоксикации во время воспалительного заболевания, возникновение иногда, так называемой, «парентеральной диспепсии» (например, при отите) и др.
Наконец, центральная нервная система детей в силу несовершенства морфологических структур и функций в большей степени, чем у взрослых ранима и зависима от неадекватных воздействий внешней среды и более уязвима при любом патологическом процессе, чем любой другой орган в организме. Это объясняет важность изменения поведения, привычек, характера игр, сна в сверхранней диагностике заболевания от любой причины, при поражении любой другой системы. И лучшим критерием выздоровления, самым тонким и чувствительным, является восстановление всех нарушенных функций, регулируемых центральной нервной системой. В процессе онтогенеза происходит развитие высших функций головного мозга — сигнальных систем действительности, причем неодинаково в правом и левом полушариях головного мозга: в первые годы жизни превалирует развитие функций правого полушария коры головного мозга, т.е. реакций на непосредственное раздражение. Усваиваются слова, имеющие первосигнальное значение условного рефлекса (Все куклы для детей — только «Кати» — I уровень обобщения), и отчасти усваиваются слова II уровня обобщения (куклой может быть названа уже и «Катя» и «Вера»), затем идет развитие функций левого полушария с формированием высшей степени интеграции, так называемого «смысла» (пример III уровня обобщения — слово «игрушка» с включением в это понятие всех кукол, мячей, кубиков и т.п., примером высшей абстракции может быть слово «вещь», которое включает в себя и игрушки, и одежду, и мебель и т.п.).
I степень обобщения созревает у детей к 1 году, II степень — к 2 годам, III степень — к концу 3 года, а IV степень — после 4-х лет, в среднем к 5 годам. К функциям левого полушария головного мозга старших детей относят понимание смысла речевых сигналов, музыкальных произведений, содержания картин, анализ, фиксация внимания и сохранения памяти.
К функциям правого полушария мозга относят восприятие голоса, интонации без смысла, конкретное познание, различение мелодий, ритма, темпов музыки, восприятие деталей, красок в картине и непроизвольные реакции на цельное воздействие: мгновенный синтез сенсорного восприятия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите особенности развития головного мозга у новорожденных.
2. Перечислите особенности развития головного мозга у детей в зависимости от возраста.
3. Перечислите особенности развития спинного мозга у детей.
4. Перечислите доминанты новорожденных детей.
5. Назовите последовательность развития высших функций головного мозга.
6. В каком возрасте и как проявляется мышление у ребенка.
7. Назовите этапы развития памяти.
8. Перечислите этапы эмоционального развития ребенка.
9. В каком возрасте формируются оттенки эмоций ребенка.
10. Что такое депревация, причины возникновения, в каком возрасте и как проявляется?
11. Каково значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции?
12. Каковы особенности процессов торможения и возбуждения, иррадиации и концентрации у детей различного возраста.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Нервная система развивается из:
1. энтодермы
2. мезодермы
3. эктодермы
2. Желудочки мозга все, кроме:
1. двух боковых
2. третьего
3. четвёртого
4. переднего
5. Сильвиева водопровода
3. Критический период внутриутробного формирования ЦНС:
1. 15-12 нед.
2. 10 –18 нед.
3. 20 — 24 нед.
4. Формирование головного мозга к рождению:
1. заканчивается
2. не заканчивается
5. Количество основных извилин и борозд больших полушарий по сравнению
со взрослыми:
1. больше
2. меньше
3. одинаково
6. По сравнению со взрослыми спинной мозг у детей:
1. относительно короче
2. относительно длиннее
7. Раньше развиваются проводящие пути:
1. центробежные
2. центростремительные
8. Миелинизация нервных путей практически завершается к:
1. 1-3 годам
2. 3-5 годам
3. 3-10 годам
9. Назовите две главные доминанты у новорожденного:
1.
2.
10. У новорожденных детей относительная масса головного мозга по сравнению со взрослыми:
1. в 5-6 раз больше
2. в 3 раза меньше
11. После 10-12 лет масса головного мозга:
1. практически не увеличивается
2. увеличивается в 2 раза
3. уменьшается
12. В первые годы жизни превалирует развитие функций:
1. правого полушария
2. левого полушария
13. К функциям правого полушария не относят:
1. восприятие голоса, интонации без смысла
2. различение мелодий, ритма, темпов музыки
3. понимание смысла речевых сигналов
14. К функциям левого полушария головного мозга старших детей не относят:
1. восприятие голоса, интонации без смысла
2. понимание смысла речевых сигналов
3. фиксация внимания и сохранения памяти
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4992; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9098 — | 7709 — или читать все…
Читайте также:
Источник
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА,
ИХ РОЛЬ В ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ
Этиология и патогенез состояний, требующих проведения реанимационных мероприятий и интенсивной терапии, у детей различных возрастных групп резко отличаются от таковых у взрослых в связи с анатомо-физиоло- гическими особенностями организма ребенка. Изучение последних расширяется и углубляется с каждым годом. Разные возрастные периоды тщательно анализируются представителями клинических и теоретических дисциплин. В ближайшие годы результаты их объединенных усилий предстанут в виде возрастных «срезов», и тогда интересующийся специалист сможет быстро получить количественную и качественную характеристику ребенка, использовать эти сведения в практической и исследовательской работе.
Чрезвычайно важно выявление анатомо-физиологи- ческих особенностей не только здорового и больного, но и такого ребенка, у которого возникают временные отклонения, явления, жалобы, не наблюдающиеся в норме. Речь идет о разного рода дисфункциях, дисгармониях, дискинезиях.
Перечисленными выше терминами практические врачи обычно характеризуют различные, как правило, непродолжительные жалобы и отклонения, которые у большинства детей проходят самостоятельно или под влиянием несложных симптоматических мероприятий. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще возникают на. званные дисфункции. Особенно часто и тяжело они протекают у новорожденных и грудных детей.
Этиология и патогенез дисфункций у взрослых и детей принципиально различны. Дисфункции взрослых — дисфункции зрелого организма возникают в связи с разнообразными причинами: нарушением обмена, регионарной гипоксией, спазмом или локальной атонией органа на почве механического раздражителя, психического стресса, нарушения корреляции между железами внутренней секреции и др. Вероятно, перечисленные причины могут оказать провоцирующее воздействие в любом или почти в любом возрасте.
У детей возникают такие дисфункции, которые в зрелом организме, как правило, не могут иметь места. Одна группа дисфункций наблюдается у недоношенных и новорожденных детей в связи с созреванием их незрелых тканей, органов и систем. По мере того как происходит созревание, явления дисфункции подобного рода уменьшаются в числе и постепенно исчезают. Это — дисфункции созревания. Другая группа дисфункций связана с неодновременным созреванием и ростом тканей, органов и систем и наблюдается преимущественно у детей, вышедших за пределы периода новорожденное. Это — диспропорции роста (рис. 1).
Рассмотрим некоторые дисфункции созревания у новорожденных.
Рвота может появиться по многим причинам: при незрелости нервно-мышечного прибора кардии тела желудка, привратника (халазия, редко ахалазия, так называемый каскаденмаген, пилороспазм и др.). По мере созревания перечисленных структур рвота исчезает, но нередко наблюдаются серьезные осложнения. У ребенка может развиться аспирационная пневмония, которая является главной среди причин смерти. При длительной упорной рвоте возникает реальная возможность продольного рубцевания пищевода с образованием приобретенной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. При циркулярном рубцевании пищевода развивается стеноз, требующий бужирования или даже оперативного лечения.
Нарушение, угнетение и полная остановка дыхания— самое частое и грозное проявление незрелости, особенно у недоношенных детей, могут быть обусловлены незрелостью нервных структур дыхательного центра, легочной ткани, дыхательной мускулатуры и др. Перечисленные нарушения дыхания нередко возникают вне
прямой связи с причиной, их обусловившей, и могут привести к летальному исходу.
Гипертермический синдром как следствие незрелости центра терморегуляции при несвоевременной диагностике и неправильном лечении также может закончиться летально.
Так называемая физиологическая желтуха новорожденных, токсикозы, кишечные дисфункции и многое другое рассматриваются в аналогичном плане.
Следовательно, как резко, так и слабо выраженные более или менее продолжительные дисфункции созревания организма ребенка (особенно недоношенного и новорожденного) нередко способствуют возникновению непосредственных и отдаленных клинических проявлений, серьезных морфологических поражений и служат прямой или косвенной причиной гибели ребенка.
Во второй группе дисфункций (диспропорции роста) одно из нередких заболеваний, требующих неотложной диагностики и лечения, — инвагинация кишечника — чаще возникает у детей в возрасте от б до 18 мес. Запоздалое лечение влечет за собой гибель ребенка от непроходимости и перитонита.
Подвывих головки лучевой кости происходит обычно в возрасте между 2 и 5 годами.
В урологии известен ряд нозологических единиц, при которых отмечается сходный возрастной критический период: ночной энурез, опущение почек, пузырно-мочеточниковый рефлюкс. При пузырно-мочеточниковом рефлюксе, когда моча в момент мочеиспускания ретроградно под давлением поступает в собственные почки ребенка, неизменно возникают явления пиелонефрита, способные оказаться губительными для больного не только в процессе диспропорции роста, но и спустя много лет, во взрослом состоянии.
Существуют ли законы, по которым происходит созревание структур и функций ребенка?
П. К. Анохину (1948) принадлежит заслуга открытия и описания различных качеств функциональной системы, которая объединяет клеточные центры в ЦНС через посредство проводников, синапсов с моторным аппаратом. Функциональные системы созревают в разное .время, будучи подчиненными одной общей задаче — способствовать выживанию организма на данном этапе его развития. Установлено, что постепенное созревание отдельных составных частей функциональной системы обусловливает ее первоначальную «минимальную обеспеченность». Другими словами, до того как функциональная система полностью вступит в строй, проходит некоторое время, на протяжении которого незначительные внешние и внутренние влияния могут нарушать ее неустойчивое равновесие. Функциональная система на данном этапе может легко «разладиться», пока не наступит созревание всех ее составных частей. Это положение находит отражение в более частых клинических проявлениях дисфункций созревания у недоношенных детей по сравнению с доношенными, а также позволяет объяснить тот факт, что дисфункции созревания наблюдаются не у всех, а лишь у меньшей части новорожденных.
Неодновременность созревания функциональных систем («гетерохрония») отражается в возникновении специфических дисфункций — диспропорций роста. Для диспропорций роста типично первоначальное отсутствие их проявлений. Клинические симптомы возникают после некоторого периода здоровья, когда одна система в своем созревании начинает опережать другую. По мере того как эти системы в процессе развития приходят в соответствие, явления диспропорции роста неизбежно исчезают. Напомним, что указанные явления специфичны для детского и подросткового возраста и у взрослых не наблюдаются.
Коренным отличием дисфункций взрослых, которые в основном не представляют серьезной опасности и разрешаются самопроизвольно или в результате несложной терапии, дисфункции созревания и диспропорции роста у детей нередко представляют большую непосредственную опасность и имеют последствия в отдаленные сроки после их возникновения.
Мы рассмотрели примеры клинических проявлений и возможные морфологические повреждения органов и систем ребенка вследствие дисфункций созревания и диспропорций роста. Естественно предположить, что заболевания определенной этиологии и патогенеза, требующие неотложной диагностики и интенсивной терапии, — гнойно-воспалительные и другие процессы — у детей также могут иметь особенности течения, подлежащие учету.
Так, при эпифизарном остеомиелите у детей младших возрастных групп преобладает метаэпифизарная локализация патологического очага. Промедление в диагностике и лечении приводит в дальнейшем к нарушению роста конечности и трудно корригируемым ортопедическим деформациям.
Гнойный мастит у новорожденной девочки при несвоевременном или неправильном лечении нередко сопровождается полным повреждением закладки грудной железы с последующей ее гипо- или аплазией.
Сотрясение мозга у детей в отдаленные сроки после травмы в половине случаев имеет последствия, выявляемые не только при психоневрологическом обследовании, но и в виде очевидных симптомов и жалоб.
Перечисленные и другие известные факты дают основание высказать мысль о том, что происхождение некоторых страданий у детей нельзя больше рассматривать с традиционных позиций, когда предполагается возможность двух вариантов — заболеваний врожденных и приобретенных (рис. 2, АБВГД; АБВГ,3).
В детском возрасте существует третий вариант, который не наблюдается у взрослых. Подобного рода повреждения возникают вследствие поражения незрелых тканей органов и систем (рис. 2, АБВГ,2). Очевидно, третий путь — это заболевания, возникшие в результате .повреждения развивающихся структур организма. Признание третьего пути дает основание рассматривать любые внутренние и внешние причины, влияния, любые диагностические и лечебные процедуры, каждое заболевание и повреждение с одной наиболее важной позиции: каким образом и какое они могут оказать влияние на легко ранимый деформирующийся бурно растущий организм ребенка?
Органы и системы ребенка поддаются деформации подобно тому, как изменяется форма дерева, которую по своему желанию моделирует опытный садовник. В полной мере это относится и к психической сфере, наиболее интенсивно развивающейся в первые годы жизни.
Мысль эту можно иллюстрировать одним общеизвестным наблюдением, трактовать которое логичнее всего с позиций, изложенных выше.
Бронхоэктатическая болезнь довольно часто наблюдалась 20—30 лет назад. На протяжении этого времени часто имели место дискуссии по поводу ее происхождения: врожденными или приобретенными были бронхоэктазы, Однако, после того как педиатры получили в свое распоряжение такое мощное терапевтическое средство, как антибиотики, и начали широко применять его при пневмониях у детей раннего возраста, число больных с бронхоэктазами сократилось. Вероятнее всего предположить, что абортивное лечение пневмоний у маленьких детей оказалось действенной предупредительной мерой, защитившей легко ранимые развивающиеся бронхо-легочные структуры ребенка. Если принять такую точку зрения, то в данном случае генез бронхоэктазов нельзя рассматривать как врожденный, ибо до этого дети были здоровы. Тем более их нельзя расценивать как приобретенные, типичные для взрослого организма. Правильнее всего характеризовать их как следствие повреждения растущих и развивающихся структур детского организма (третий путь); такой вариант происхождения страданий может наблюдаться лишь в организме с незрелыми структурами, т. е. у детей.
Признание происхождений заболеваний третьего типа дает основание высказать мысль о возможности использовать эту особенность с лечебной целью.
Среди детей, родившихся с пороками развития, различают две группы: 1) дети, у которых анатомические изменения зашли настолько далеко, что рассчитывать на успех не бесперспективно, но довольно трудно. Речь идет о больных с тяжелыми формами врожденного фиброэластоза, врожденного цирроза печени, недоразвитием головного и спинного мозга и др.; 2) дети, у которых пороки поддаются лечению (врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и др.).
Постнатальная коррекция пороков развития с каждым годом приобретает все большее значение. Чем раньше начато и настойчивее проводится лечение, тем лучше результаты и больше вероятность ограничиться консервативными мерами.
В этом отношении весьма демонстративен пример с синдромом Робена: недоразвитая, смещенная назад нижняя челюсть и дефект верхней челюсти служат причиной обтурации носоглотки языком новорожденного и гибели его от асфиксии или аспирационной пневмонии. Оперативная фиксация языка к щекам или подбородку нередко сопровождалась прорезанием нежной мышцы и другими осложнениями. Успех достигнут применением обычного постурального положения: фиксация ребенка в положении на животе обеспечивает физиологический механизм самовытяжения нижней челюсти и является решением терапевтической проблемы. Происходит самокоррекция порока в результате постнатального влияния на неправильно развитые структуры.
Аналогичная ситуация возникает при обменных переливаниях крови у детей с конфликтными гемолитическими желтухами. Очевидно, рассмотрение ряда врожденных заболеваний с точки зрения возможности их постнатальной коррекции может оказаться перспективным.
Проводя рубеж между детьми и взрослыми на основании зрелости или незрелости их морфофункциональных систем, целесообразно рассмотреть различия между новорожденными и детьми более старшего возраста, ибо переход из внутриутробного к внеутробному существованию сопровождается серьезными изменениями (дыхание, кровообращение, пищеварение, теплообмен и пр.).
Стремление к поискам различий в разные возрастные периоды дало основание сконцентрировать внимание на происхождении гнойно-воспалительных заболеваний.
После периода новорожденности инфекция у детей бывает эндогенной и экзогенной, причем во взаимодействие вступают три фактора: макроорганизм, микроорганизм и симбионты. У новорожденных происходит заселение его условно стерильных территорий симбионтами. Если одновременно возникает септический процесс, то в нем первоначально участвуют лишь два фактора — макроорганизм и симбионты, являющиеся возбудителями инфекции (рис. 3).
Отмеченный факт имеет практическое значение для предупреждения гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных. Попытки антисептической или антибиотической стерилизации организма ребенка и матери несостоятельны, как нефизиологичные и опасные действия. Оправдано стремление к асептическому режиму и устранению вирулентной флоры.
Очевидно, поиски особенностей течения различных патологических процессов у детей разных возрастов перспективны, ибо дают возможность переоценить некоторые устаревшие взгляды.
Приложение изложенных выше наблюдений к практике характеризуется оценкой организма ребенка с позиций щажения его легко ранимых, развивающихся структур и возможностью использовать пластичность созревающего детского организма в лечебных целях.
В случаях появления симптомов дисфункции созревания и диспропорции роста или других отклонений диагноз и дифференциальный диагноз устанавливают безотлагательно, ибо потеря времени чревата серьезными осложнениями в ближайший или отдаленный период. У детей дисфункция гораздо опаснее, чем у взрослых, поэтому тактика выжидания, наблюдения за динамикой симптома нежелательна. В сомнительных случаях целесообразно расширять показания к рентгенологическому и другим специальным исследованиям.
При исключении диагноза порока развития и обоснованных предположениях о дисфункциональной природе отклонений проводят мероприятия, направленные на ускорение созревания (помещение в кювез, создание повышенной влажности, витаминотерапия, оксигенотерапия и пр.). Особое внимание уделяют предупреждению осложнений. Контроль и коррекцию гомеостаза осуществляют по возможности в максимальном объеме, ибо сдвиги констант обмена могут провоцировать дисфункции созревания.
Лечение детей проводят интенсивно, стремясь достичь абортивного варианта течения процесса, применяют комплекс методов. Поскольку большинство лекарственных средств обладает и отрицательными свойствами, которые не всегда можно предусмотреть, имея в виду повреждения развивающихся структур в отдаленные от начала терапии сроки, то и продолжительность их применения желательно сократить.
При остром гнойно-воспалительном процессе у ребенка каждый час промедления с началом рациональной терапии оборачивается впоследствии затратой многих месяцев, а порой и лет на ликвидацию последствий повреждения. Это относится к острым гипоксическим, гипогликемическим и многим другим состояниям.
Назначая любое лекарственное средство, важно представлять себе меру его отрицательного влияния. В первую очередь это относится к антибиотикам, ибо независимо от эффективности они вызывают явления дисбактериоза. Принципом применения этих мощных препаратов должно быть кратковременное применение больших доз. Гормоны вызывают серьезные нарушения в ближайшие сроки после их введения и, возможно, провоцируют еще более серьезные изменения в отдаленные сроки. Показания к гормональной терапии нужно ставить с осторожностью.
Изложенная выше концепция и связанные с ней положения дают основание по-новому определить наше отношение к наблюдающимся у детей функциональным и патологическим отклонениям, к объему и срокам диагностических мероприятий, сформулировать другую врачебную тактику и, наконец, принципиально изменить некоторые методы лечения.
В:СМН; 30.10.2015г.
ОПТ:СМН; 05.11.2015г
Источник