Морфологические и функциональные развитие ребенка

Для правильной оценки нервно-психического развития ребенка и основных синдромов его поражения необходимо знание морфологических и функциональных особенностей центральной нервной системы детей различного возраста.

Так, головной мозг новорожденного по массе составляет 1/8 массы тела, размер головы равен ¼ длины тела (масса мозга ребенка равна приблизительно 350 г). К году масса мозга увеличивается до 900 г, но по отношению к общей массе тела составляет 1/10. К 10 годам мозг весит приблизительно 1300 г, а по отношению к массе тела составляет 1/20. Среднюю массу мозга взрослого человека принято считать равной 1500 г или 1/40 — 1/50 от общей массы тела. У новорожденного, следовательно, относительная масса головного мозга в 5-6 раз больше, чем у взрослого. Вес головного мозга после 4-х лет увеличивается лишь на ¼. После 12 лет жизни головной мозг — единственный орган, не имеющий резкого увеличения массы в связи с пубертатным периодом развития организма.

Кора головного мозга после рождения ребенка отличается, во-первых, непропорциональностью развития (лобные доли с 20% у новорожденного увеличиваются к 14 годам до 26%, а затылочные всегда составляют 12%) и, во-вторых, неравномерностью его темпов (масса мозга интенсивно увеличивается до 5 лет, после 4х — 5 лет она возрастает лишь на ¼ от общей массы мозга). После 10-15 лет масса головного мозга практически не увеличивается.

Клетки коры головного мозга формируются в максимальном количестве (около 15 миллиардов) уже к 6 месяцам внутриутробного развития, располагаются в глубине головного мозга. По мере увеличения размеров каждой клетки коры головного мозга происходит их «всплывание» на поверхность с образованием «коры», образуя складки и извилины.

Морфологическое созревание клеток коры головного мозга означает, кроме увеличения их размеров и массы, рост аксонов (более ускоренно растут аксоны, проводящие центростремительные возбуждения, с последующим ростом волокон, проводящих центробежные возбуждения) и развитие миелинизации аксонов. Ранее всего заканчивается миелинизация нервных волокон, регулирующих функцию сердца, легких, мышц, обеспечивающих акт сосания и волокон зрительных путей. Миелинизация аксонов от клеток лобной доли коры головного мозга начинается с 2-х месяцев и продолжается до 5-6 лет жизни, а миелинизация волокон пирамидных клеток продолжается до 4-5 лет.

В течение всей жизни клетки коры головного мозга не делятся. Обновление их структур происходит лишь за счет внутриклеточного обмена.

Спинной мозг у детей грудного возраста относительно спинномозгового канала тоньше и длиннее (ниже II поясничного позвонка), следовательно, ликвора у детей относительно больше. Эта способность может сохраняться до 5-6-летнего возраста, поэтому и спинномозговую пункцию у детей до 7 лет проводят между III-IV поясничным позвонком, а не между II и III, как у взрослых.

Таким образом, морфологическое «дозревание» ЦНС происходит к 6-7 году жизни.

Общие физиологические особенности у детей изучены впервые И.И.Красногорским на основе законов и принципов учения И.П.Павлова.

Новорожденный ребенок характеризуется наличием ряда врожденных рефлексов (см. ниже).

Первые месяцы жизни господствуют две главные доминанты — доминанта положения (при переворачивании со спины на живот исчезает крик любого происхождения) и пищевая доминанта (все условные рефлексы на первых месяцах жизни формируются на основе пищевого возбуждения).

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга у детей до 6-7-летнего возраста отличаются ярко выраженной неуравновешенностью (смех внезапно заменяется на слезы, легкая отвлекаемость новыми раздражениями, неустойчивость настроения).

С возрастом ребенка нарастает выносливость нервных клеток к постоянному раздражению, возбуждению, бодрствованию. Так, до 2-х месяцев непрерывное бодрствование ребенка не может продолжаться более часа, включая прием пищи, после чего ребенок засыпает (внутреннее торможение). Поэтому в режиме дня новорожденного между приемами пищи (0,5 — 1,0 час 6-7 раз в сутки) ребенок спит. В возрасте с 2 до 5 месяцев непрерывное бодрствование удлиняется с 1 до 2-х часов (после кормления ребенок не сразу засыпает, он нуждается в общении со взрослыми, развивается «комплекс оживления» в ответ на улыбку, радостный голос матери, легкое поглаживание ею по груди и животу ребенка, при его «тормошении»).

В последующем непрерывное бодрствование ребенка удлиняется с 2-х до 3-х часов (в 5-10 мес.), с 3 до 4 часов (10-18 мес.), с 4-х до 5 час. (18-24 мес.), до 6-7 часов (2-7 лет). К 8 годам происходит резкое усиление выносливости нервных клеток, обеспечивающих ребенку непрерывное бодрствование в течение 14 часов. Именно с этого возраста у детей исчезает потребность в дневном сне, без которого у дошкольников быстро развивается переутомление. Выносливость к постоянному возбуждению ЦНС (непрерывному бодрствованию) достигает минимальной нормы взрослого лишь после 12 лет: у одних с 13 лет, у других лишь с 17-18 лет.

Таким образом, количество дневных снов, число кормлений определяется степенью выносливости клеток ЦНС к постоянному возбуждению. Поэтому составление нового режима дня (или проверку существующего режима) необходимо начинать с учета возрастной толерантности нервных клеток ребенка к постоянному их возбуждению.

Далее, у детей подкорковые реакции всегда сильнее корковых, поэтому эмоциональные реакции у детей имеют большее, чем у взрослых значение, зависимость новых навыков, привычек (условных рефлексов) от безусловных (врожденных) рефлексов у них выше, чем у взрослых. В основе всех воспитательных мероприятий лежит усиление корковых влияний на подкорковые реакции, усиление тонуса коры, закрепление условнорефлекторных реакций.

Вместе с тем, у детей как процессы возбуждения, так и торможения и в коре, и в подкорковых образованиях отличаются по сравнению со взрослыми более высокой генерализацией (иррадиацией), что и объясняет запредельное торможение (склонность к судорогам) при интоксикации во время воспалительного заболевания, возникновение иногда, так называемой, «парентеральной диспепсии» (например, при отите) и др.

Наконец, центральная нервная система детей в силу несовершенства морфологических структур и функций в большей степени, чем у взрослых ранима и зависима от неадекватных воздействий внешней среды и более уязвима при любом патологическом процессе, чем любой другой орган в организме. Это объясняет важность изменения поведения, привычек, характера игр, сна в сверхранней диагностике заболевания от любой причины, при поражении любой другой системы. И лучшим критерием выздоровления, самым тонким и чувствительным, является восстановление всех нарушенных функций, регулируемых центральной нервной системой. В процессе онтогенеза происходит развитие высших функций головного мозга — сигнальных систем действительности, причем неодинаково в правом и левом полушариях головного мозга: в первые годы жизни превалирует развитие функций правого полушария коры головного мозга, т.е. реакций на непосредственное раздражение. Усваиваются слова, имеющие первосигнальное значение условного рефлекса (Все куклы для детей — только «Кати» — I уровень обобщения), и отчасти усваиваются слова II уровня обобщения (куклой может быть названа уже и «Катя» и «Вера»), затем идет развитие функций левого полушария с формированием высшей степени интеграции, так называемого «смысла» (пример III уровня обобщения — слово «игрушка» с включением в это понятие всех кукол, мячей, кубиков и т.п., примером высшей абстракции может быть слово «вещь», которое включает в себя и игрушки, и одежду, и мебель и т.п.).

I степень обобщения созревает у детей к 1 году, II степень — к 2 годам, III степень — к концу 3 года, а IV степень — после 4-х лет, в среднем к 5 годам. К функциям левого полушария головного мозга старших детей относят понимание смысла речевых сигналов, музыкальных произведений, содержания картин, анализ, фиксация внимания и сохранения памяти.

К функциям правого полушария мозга относят восприятие голоса, интонации без смысла, конкретное познание, различение мелодий, ритма, темпов музыки, восприятие деталей, красок в картине и непроизвольные реакции на цельное воздействие: мгновенный синтез сенсорного восприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите особенности развития головного мозга у новорожденных.

2. Перечислите особенности развития головного мозга у детей в зависимости от возраста.

3. Перечислите особенности развития спинного мозга у детей.

4. Перечислите доминанты новорожденных детей.

5. Назовите последовательность развития высших функций головного мозга.

6. В каком возрасте и как проявляется мышление у ребенка.

7. Назовите этапы развития памяти.

8. Перечислите этапы эмоционального развития ребенка.

9. В каком возрасте формируются оттенки эмоций ребенка.

10. Что такое депревация, причины возникновения, в каком возрасте и как проявляется?

11. Каково значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции?

12. Каковы особенности процессов торможения и возбуждения, иррадиации и концентрации у детей различного возраста.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Нервная система развивается из:

1. энтодермы

2. мезодермы

3. эктодермы

2. Желудочки мозга все, кроме:

1. двух боковых

2. третьего

3. четвёртого

4. переднего

5. Сильвиева водопровода

3. Критический период внутриутробного формирования ЦНС:

1. 15-12 нед.

2. 10 –18 нед.

3. 20 — 24 нед.

4. Формирование головного мозга к рождению:

1. заканчивается

2. не заканчивается

5. Количество основных извилин и борозд больших полушарий по сравнению

со взрослыми:

1. больше

2. меньше

3. одинаково

6. По сравнению со взрослыми спинной мозг у детей:

1. относительно короче

2. относительно длиннее

7. Раньше развиваются проводящие пути:

1. центробежные

2. центростремительные

8. Миелинизация нервных путей практически завершается к:

1. 1-3 годам

2. 3-5 годам

3. 3-10 годам

9. Назовите две главные доминанты у новорожденного:

1.

2.

10. У новорожденных детей относительная масса головного мозга по сравнению со взрослыми:

1. в 5-6 раз больше

2. в 3 раза меньше

11. После 10-12 лет масса головного мозга:

1. практически не увеличивается

2. увеличивается в 2 раза

3. уменьшается

12. В первые годы жизни превалирует развитие функций:

1. правого полушария

2. левого полушария

13. К функциям правого полушария не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. различение мелодий, ритма, темпов музыки

3. понимание смысла речевых сигналов

14. К функциям левого полушария головного мозга старших детей не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. понимание смысла речевых сигналов

3. фиксация внимания и сохранения памяти

Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 4992; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9098 — | 7709 — или читать все…

Читайте также:

Источник

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА,

ИХ РОЛЬ В ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Этиология и патогенез состояний, требующих проведе­ния реанимационных мероприятий и интенсивной тера­пии, у детей различных возрастных групп резко отлича­ются от таковых у взрослых в связи с анатомо-физиоло- гическими особенностями организма ребенка. Изучение последних расширяется и углубляется с каждым годом. Разные возрастные периоды тщательно анализируются представителями клинических и теоретических дисцип­лин. В ближайшие годы результаты их объединенных усилий предстанут в виде возрастных «срезов», и тогда интересующийся специалист сможет быстро получить количественную и качественную характеристику ребен­ка, использовать эти сведения в практической и иссле­довательской работе.

Чрезвычайно важно выявление анатомо-физиологи- ческих особенностей не только здорового и больного, но и такого ребенка, у которого возникают временные отклонения, явления, жалобы, не наблюдающиеся в нор­ме. Речь идет о разного рода дисфункциях, дисгармониях, дискинезиях.

Перечисленными выше терминами практические вра­чи обычно характеризуют различные, как правило, непродолжительные жалобы и отклонения, которые у большинства детей проходят самостоятельно или под влиянием несложных симптоматических мероприятий. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще возникают на. званные дисфункции. Особенно часто и тяжело они про­текают у новорожденных и грудных детей.

Этиология и патогенез дисфункций у взрослых и де­тей принципиально различны. Дисфункции взрослых — дисфункции зрелого организма возникают в связи с разнообразными причинами: нарушением обмена, регио­нарной гипоксией, спазмом или локальной атонией орга­на на почве механического раздражителя, психического стресса, нарушения корреляции между железами внут­ренней секреции и др. Вероятно, перечисленные причи­ны могут оказать провоцирующее воздействие в любом или почти в любом возрасте.

У детей возникают такие дисфункции, которые в зре­лом организме, как правило, не могут иметь места. Одна группа дисфункций наблюдается у недоношенных и новорожденных детей в связи с созреванием их незрелых тканей, органов и систем. По мере того как происходит созревание, явления дисфункции подобного рода уменьшаются в числе и постепенно исчезают. Это — дисфункции созревания. Другая группа дисфунк­ций связана с неодновременным созревани­ем и ростом тканей, органов и систем и наблюдается преимущественно у детей, вышедших за пределы перио­да новорожденное. Это — диспропорции роста (рис. 1).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ДИСПРОПОРЦИИ РОСТА У ДЕТЕЙ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ДИСПРОПОРЦИИ РОСТА У ДЕТЕЙ

Рассмотрим некоторые дисфункции созревания у но­ворожденных.

Рвота может появиться по многим причинам: при незрелости нервно-мышечного прибора кардии тела же­лудка, привратника (халазия, редко ахалазия, так назы­ваемый каскаденмаген, пилороспазм и др.). По мере созревания перечисленных структур рвота исчезает, но нередко наблюдаются серьезные осложнения. У ребенка может развиться аспирационная пневмония, которая является главной среди причин смерти. При длительной упорной рвоте возникает реальная возможность про­дольного рубцевания пищевода с образованием при­обретенной грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. При циркулярном рубцевании пищевода развивается сте­ноз, требующий бужирования или даже оперативного ле­чения.

Нарушение, угнетение и полная остановка дыха­ния— самое частое и грозное проявление незрелости, особенно у недоношенных детей, могут быть обусловле­ны незрелостью нервных структур дыхательного центра, легочной ткани, дыхательной мускулатуры и др. Пере­численные нарушения дыхания нередко возникают вне

прямой связи с причиной, их обусловившей, и могут при­вести к летальному исходу.

Гипертермический синдром как следствие незрелости центра терморегуляции при несвоевременной диагности­ке и неправильном лечении также может закончиться летально.

Так называемая физиологическая желтуха новорож­денных, токсикозы, кишечные дисфункции и многое дру­гое рассматриваются в аналогичном плане.

Следовательно, как резко, так и слабо выраженные более или менее продолжительные дисфункции созрева­ния организма ребенка (особенно недоношенного и ново­рожденного) нередко способствуют возникновению не­посредственных и отдаленных клинических проявлений, серьезных морфологических поражений и служат пря­мой или косвенной причиной гибели ребенка.

Во второй группе дисфункций (диспропорции роста) одно из нередких заболеваний, требующих неотложной диагностики и лечения, — инвагинация кишечника — ча­ще возникает у детей в возрасте от б до 18 мес. Запоз­далое лечение влечет за собой гибель ребенка от непро­ходимости и перитонита.

Подвывих головки лучевой кости происходит обычно в возрасте между 2 и 5 годами.

В урологии известен ряд нозологических единиц, при которых отмечается сходный возрастной критичес­кий период: ночной энурез, опущение почек, пузырно-мо­четочниковый рефлюкс. При пузырно-мочеточниковом рефлюксе, когда моча в момент мочеиспускания ретрог­радно под давлением поступает в собственные почки ребенка, неизменно возникают явления пиелонефрита, способные оказаться губительными для больного не только в процессе диспропорции роста, но и спустя мно­го лет, во взрослом состоянии.

Существуют ли законы, по которым происходит со­зревание структур и функций ребенка?

П. К. Анохину (1948) принадлежит заслуга открытия и описания различных качеств функциональной системы, которая объединяет клеточные центры в ЦНС через посредство проводников, синапсов с моторным аппаратом. Функциональные системы созревают в разное .время, будучи подчиненными одной общей задаче — спо­собствовать выживанию организма на данном этапе его развития. Установлено, что постепенное созревание от­дельных составных частей функциональной системы обусловливает ее первоначальную «минимальную обеспе­ченность». Другими словами, до того как функциональная система полностью вступит в строй, проходит некоторое время, на протяжении которого незначительные внешние и внутренние влияния могут нарушать ее неустойчивое равновесие. Функциональная система на данном этапе может легко «разладиться», пока не наступит созревание всех ее составных частей. Это положение находит отра­жение в более частых клинических проявлениях дисфунк­ций созревания у недоношенных детей по сравнению с доношенными, а также позволяет объяснить тот факт, что дисфункции созревания наблюдаются не у всех, а лишь у меньшей части новорожденных.

Неодновременность созревания функциональных си­стем («гетерохрония») отражается в возникновении спе­цифических дисфункций — диспропорций роста. Для дис­пропорций роста типично первоначальное отсутствие их проявлений. Клинические симптомы возникают после не­которого периода здоровья, когда одна система в своем созревании начинает опережать другую. По мере того как эти системы в процессе развития приходят в соответ­ствие, явления диспропорции роста неизбежно исчезают. Напомним, что указанные явления специфичны для дет­ского и подросткового возраста и у взрослых не наблю­даются.

Коренным отличием дисфункций взрослых, которые в основном не представляют серьезной опасности и разре­шаются самопроизвольно или в результате несложной терапии, дисфункции созревания и диспропорции роста у детей нередко представляют большую непосредствен­ную опасность и имеют последствия в отдаленные сроки после их возникновения.

Мы рассмотрели примеры клинических проявлений и возможные морфологические повреждения органов и си­стем ребенка вследствие дисфункций созревания и дис­пропорций роста. Естественно предположить, что заболе­вания определенной этиологии и патогенеза, требующие неотложной диагностики и интенсивной терапии, — гной­но-воспалительные и другие процессы — у детей также могут иметь особенности течения, подлежащие учету.

Так, при эпифизарном остеомиелите у детей младших возрастных групп преобладает метаэпифизарная локали­зация патологического очага. Промедление в диагностике и лечении приводит в дальнейшем к нарушению роста конечности и трудно корригируемым ортопедическим деформациям.

Гнойный мастит у новорожденной девочки при несвое­временном или неправильном лечении нередко сопровож­дается полным повреждением закладки грудной железы с последующей ее гипо- или аплазией.

Сотрясение мозга у детей в отдаленные сроки после травмы в половине случаев имеет последствия, выявляе­мые не только при психоневрологическом обследовании, но и в виде очевидных симптомов и жалоб.

Перечисленные и другие известные факты дают осно­вание высказать мысль о том, что происхождение неко­торых страданий у детей нельзя больше рассматривать с традиционных позиций, когда предполагается возмож­ность двух вариантов — заболеваний врожденных и при­обретенных (рис. 2, АБВГД; АБВГ,3).

В детском возрасте существует третий вариант, кото­рый не наблюдается у взрослых. Подобного рода повреж­дения возникают вследствие поражения незрелых тканей органов и систем (рис. 2, АБВГ,2). Очевидно, третий путь — это заболевания, возникшие в ре­зультате .повреждения развивающихся структур организма. Признание третьего пути дает основание рассматривать любые внутренние и внеш­ние причины, влияния, любые диагностические и лечеб­ные процедуры, каждое заболевание и повреждение с одной наиболее важной позиции: каким образом и какое они могут оказать влияние на легко ранимый деформиру­ющийся бурно растущий организм ребенка?

Органы и системы ребенка поддаются деформации подобно тому, как изменяется форма дерева, которую по своему желанию моделирует опытный садовник. В пол­ной мере это относится и к психической сфере, наиболее интенсивно развивающейся в первые годы жизни.

Мысль эту можно иллюстрировать одним общеизвест­ным наблюдением, трактовать которое логичнее всего с позиций, изложенных выше.

Бронхоэктатическая болезнь довольно часто наблюда­лась 20—30 лет назад. На протяжении этого времени ча­сто имели место дискуссии по поводу ее происхождения: врожденными или приобретенными были бронхоэктазы, Однако, после того как педиатры получили в свое распо­ряжение такое мощное терапевтическое средство, как антибиотики, и начали широко применять его при пнев­мониях у детей раннего возраста, число больных с бронхоэктазами сократилось. Вероятнее всего предположить, что абортивное лечение пневмоний у маленьких детей оказалось действенной предупредительной мерой, защи­тившей легко ранимые развивающиеся бронхо-легочные структуры ребенка. Если принять такую точку зрения, то в данном случае генез бронхоэктазов нельзя рассматри­вать как врожденный, ибо до этого дети были здоровы. Тем более их нельзя расценивать как приобретенные, типичные для взрослого организма. Правильнее всего характеризовать их как следствие повреждения растущих и развивающихся структур детского организма (третий путь); такой вариант происхождения страданий может наблюдаться лишь в организме с незрелыми структура­ми, т. е. у детей.

Признание происхождений заболеваний третьего типа дает основание высказать мысль о возможности исполь­зовать эту особенность с лечебной целью.

Среди детей, родившихся с пороками развития, раз­личают две группы: 1) дети, у которых анатомические изменения зашли настолько далеко, что рассчитывать на успех не бесперспективно, но довольно трудно. Речь идет о больных с тяжелыми формами врожденного фиброэластоза, врожденного цирроза печени, недоразвитием голов­ного и спинного мозга и др.; 2) дети, у которых пороки поддаются лечению (врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, врожденный вывих бедра и др.).

Постнатальная коррекция пороков развития с каждым годом приобретает все большее значение. Чем раньше начато и настойчивее проводится лечение, тем лучше ре­зультаты и больше вероятность ограничиться консерва­тивными мерами.

В этом отношении весьма демонстративен пример с синдромом Робена: недоразвитая, смещенная назад ниж­няя челюсть и дефект верхней челюсти служат причиной обтурации носоглотки языком новорожденного и гибели его от асфиксии или аспирационной пневмонии. Опера­тивная фиксация языка к щекам или подбородку неред­ко сопровождалась прорезанием нежной мышцы и дру­гими осложнениями. Успех достигнут применением обыч­ного постурального положения: фиксация ребенка в положении на животе обеспечивает физиологический ме­ханизм самовытяжения нижней челюсти и является решением терапевтической проблемы. Происходит самокоррекция порока в результате постнатального влияния на неправильно развитые структуры.

Аналогичная ситуация возникает при обменных пере­ливаниях крови у детей с конфликтными гемолитически­ми желтухами. Очевидно, рассмотрение ряда врож­денных заболеваний с точки зрения возможности их постнатальной коррекции может оказаться перспек­тивным.

Проводя рубеж между детьми и взрослыми на осно­вании зрелости или незрелости их морфофункциональных систем, целесообразно рассмотреть различия между ново­рожденными и детьми более старшего возраста, ибо пе­реход из внутриутробного к внеутробному существова­нию сопровождается серьезными изменениями (дыхание, кровообращение, пищеварение, теплообмен и пр.).

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ СЕПТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА: ПРИЧИНЫ СЕПТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Стремление к поискам различий в разные возрастные периоды дало основание сконцентрировать внимание на происхождении гнойно-воспалительных заболеваний.

После периода новорожденности инфекция у детей бывает эндогенной и экзогенной, причем во взаимодейст­вие вступают три фактора: макроорганизм, микро­организм и симбионты. У новорожденных происходит за­селение его условно стерильных территорий симбионта­ми. Если одновременно возникает септический процесс, то в нем первоначально участвуют лишь два факто­ра — макроорганизм и симбионты, являющиеся возбу­дителями инфекции (рис. 3).

Отмеченный факт имеет практическое значение для предупреждения гнойно-воспалительных заболеваний но­ворожденных. Попытки антисептической или антибиоти­ческой стерилизации организма ребенка и матери несо­стоятельны, как нефизиологичные и опасные действия. Оправдано стремление к асептическому режиму и устра­нению вирулентной флоры.

Очевидно, поиски особенностей течения различных патологических процессов у детей разных возрастов пер­спективны, ибо дают возможность переоценить некото­рые устаревшие взгляды.

Приложение изложенных выше наблюдений к практи­ке характеризуется оценкой организма ребенка с пози­ций щажения его легко ранимых, развивающихся струк­тур и возможностью использовать пластичность созре­вающего детского организма в лечебных целях.

В случаях появления симптомов дисфункции созрева­ния и диспропорции роста или других отклонений диаг­ноз и дифференциальный диагноз устанавливают безот­лагательно, ибо потеря времени чревата серьезными ос­ложнениями в ближайший или отдаленный период. У де­тей дисфункция гораздо опаснее, чем у взрослых, поэтому тактика выжидания, наблюдения за динамикой симп­тома нежелательна. В сомнительных случаях целесооб­разно расширять показания к рентгенологическому и дру­гим специальным исследованиям.

При исключении диагноза порока развития и обосно­ванных предположениях о дисфункциональной природе отклонений проводят мероприятия, направленные на ус­корение созревания (помещение в кювез, создание повы­шенной влажности, витаминотерапия, оксигенотерапия и пр.). Особое внимание уделяют предупреждению осло­жнений. Контроль и коррекцию гомеостаза осуществляют по возможности в максимальном объеме, ибо сдвиги кон­стант обмена могут провоцировать дисфункции созре­вания.

Лечение детей проводят интенсивно, стремясь достичь абортивного варианта течения процесса, применяют комп­лекс методов. Поскольку большинство лекарственных средств обладает и отрицательными свойствами, которые не всегда можно предусмотреть, имея в виду поврежде­ния развивающихся структур в отдаленные от начала те­рапии сроки, то и продолжительность их применения же­лательно сократить.

При остром гнойно-воспалительном процессе у ребен­ка каждый час промедления с началом рациональной те­рапии оборачивается впоследствии затратой многих ме­сяцев, а порой и лет на ликвидацию последствий повреж­дения. Это относится к острым гипоксическим, гипогликемическим и многим другим состояниям.

Назначая любое лекарственное средство, важно пред­ставлять себе меру его отрицательного влияния. В пер­вую очередь это относится к антибиотикам, ибо независи­мо от эффективности они вызывают явления дисбакте­риоза. Принципом применения этих мощных препаратов должно быть кратковременное применение больших доз. Гормоны вызывают серьезные нарушения в ближайшие сроки после их введения и, возможно, провоцируют еще более серьезные изменения в отдаленные сроки. Показа­ния к гормональной терапии нужно ставить с осторож­ностью.

Изложенная выше концепция и связанные с ней поло­жения дают основание по-новому определить наше отно­шение к наблюдающимся у детей функциональным и па­тологическим отклонениям, к объему и срокам диагности­ческих мероприятий, сформулировать другую врачебную тактику и, наконец, принципиально изменить некоторые методы лечения.

В:СМН; 30.10.2015г.

ОПТ:СМН; 05.11.2015г

Источник