Мониторинг развития ребенка с зпр
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дата обследования: «________»___________________ 20______г.
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
1. Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________________
2. Дата рождения: «________»___________________ 20______г.
3. Домашний адрес, телефон __________________________________________________________________
4. Дата поступления в группу «________»___________________ 20______г.
5. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии _______________________________________
___________________________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Мать _______________________________________________Возраст при рождении ребёнка ____________
Отец _______________________________________________ Возраст при рождении ребёнка ____________
Наследственные заболевания ______________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяженные) ____________________________
___________________________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая) ________________________________________________
Когда закричал ребёнок ______________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия _________________ Вес и рост при рождении ____________________________
Резус-фактор (положительный, отрицательный, совместимый) _____________________________________
Вскармливание (грудное до … ) _______________________________________________________________
Выписался из роддома на ________ день; причины задержки _______________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Стал держать голову __________________ (N с 1,5 мес.); стал сидеть ______________________ (N с 6 мес)
Стал ходить _____________________ (N с 11-12 мес.); первые зубы _____________________ (N с 6-8 мес)
Начал участвовать в процессе одевания/раздевания _______________________________________________
Есть ли интерес к игрушкам, книгам ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Имеются ли навязчивые движения _____________________________________________________________
Где и кем воспитывается _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ПЕРЕНЕСЁННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(Тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре) _______________________________________________________________________________
До 1 года __________________________________________________________________________________
До 3 лет ___________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
(в соответствии с данными медицинской карты)
ЛОР _______________________________________________________________________________________
Окулист ___________________________________________________________________________________
Психиатр __________________________________________________________________________________
Невролог __________________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ___________________________(N 2-3 мес.); лепет ______________________________ (N 4-8 мес)
Первые слова ___________________(N около 1года); первые фразы _____________________(N 1,5-2 года)
Использование жестов _____________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Познавательное развитие
Уровень сформированности представлений об окружающем мире: | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. О себе | |||
2. О своей семье | |||
3. О предметах ближайшего окружения | |||
4. О явлениях и объектах природы | |||
Средний балл*: |
Особенности восприятия: | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом изображении) | |||
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей | |||
3. Восприятие величины | |||
4. Восприятие цвета (различает и знает названия) | |||
5. Восприятие формы (знает геометрические формы; узнает в рисунке, предмете) | |||
6. Восприятие пространства: а) различает правую и левую сторону на своём теле | |||
выполнение пробы Хэда (с 6 лет) | |||
б) Может сложить разрезную предметную картинку | |||
в) Ориентируется в пространстве, на листе бумаги | |||
7. Восприятие времени (времена года, части суток, дни недели) | |||
Средний балл: |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Срисовать картинку «Домик» | |||
2. Умение зрительно планировать выполнение заданий («Лабиринт) | |||
3. Состояние ручной моторики , кинестетическая основа движения | |||
4. Графические навыки | |||
Средний балл: |
Особенности памяти | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Быстрота запоминаний, точность воспроизведения: а) Запомнить и воспроизвести 5 слов в любом порядке (с 5лет) | |||
б) 10 слов (с 6лет) | |||
2. Заучивание короткого стихотворения | |||
Средний балл: |
*Примечание: Средний балл можно получить, сложив все баллы (по столбику) и разделив на количество обследуемых параметров (заданий).
Особенности мышления | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Способность к обобщению (по картинке) | |||
2. Исключение лишнего предмета (4ый лишний) | |||
3. Понимание серий картинок, связанных общим сюжетом | |||
4. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок (с 6 лет) | |||
5. Объяснение смысла загадки (с 6 лет) | |||
6. Устанавливает ли причинно-следственные связи | |||
Средний балл: |
Уровень развития речи | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Понимание речевой инструкции | |||
2. Объём пассивного словаря (по предметным и сюжетным картинкам) | |||
3. Объем активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам) | |||
4. Особенности фразовой речи | |||
5. Сформированность грамматического строя речи | |||
6. Связная речь: а) составить рассказ по малосюжетной картинке | |||
б) составить рассказ по серии картинок | |||
в) пересказ текста | |||
Средний балл: |
Развитие элементарных математических представлений | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Пересчёт предметов до 5 (до 10) | |||
2. Обратный счёт | |||
3. Сравнения множеств (больше, меньше, равно) | |||
4. Счётные операции: на конкретном материале | |||
отвлечённо | |||
6. Решение простых задач (с 6 лет): на конкретном материале | |||
отвлечённо | |||
Средний балл: |
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Конструирование: по подражанию | |||
по образцу | |||
самостоятельно | |||
2. Рисование: предметное | |||
сюжетное | |||
Средний балл: |
II. Эмоционально-волевая сфера
Особенности эмоционально-волевой сферы | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст | |
сентябрь | май | сентябрь | май |
1. Сотрудничество со взрослым | |||
2. Эмоциональная реакция ребёнка на обследование (нет/есть, какая) | |||
3. Характер деятельности: а) проявляет интерес к заданию, стойкость интереса | |||
б) целенаправленность деятельности | |||
в) наличие самоконтроля в деятельности (нуждается в помощи, в какой мере) | |||
4. Критичность в оценке своей деятельности | |||
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов; эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения | |||
6. Игра, взаимоотношения со сверстниками | |||
Средний балл |
ЗАКЮЧЕНИЕ
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Источник
При поступлении в учебное заведение проводится обязательное исследование уровня развития ребенка. Это позволяет в раннем возрасте выявить сильные стороны личности или врожденные, приобретенные отклонения. В том числе – задержку психологического развития (ЗПР).
Методики современной психологической диагностики детей-дошкольников с 2 до 7 лет с ЗПР для поступления в ДОУ, позволяют установить степень задержки, подобрать наиболее действенные способы коррекции, которые позволят ребятам развиваться и преодолевать свою особенность.
Принцип диагностики ЗПР у дошкольников
Задержка психического развития – заболевание, достаточно распространенное у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Развивается из-за множества причин. Как физиологических, связанных с трудностями беременности и родов, болезнями в первые месяцы жизни, так и психологических.
Часто возникает как реакция организма маленького человека на тяжелую обстановку в семье или жесткое обращение с ним взрослых.
Диагноз не приговор, при правильном применении методик обследования детей с ЗПР, использования психодиагностик, скорректировать здоровье дошкольника возможно при помощи комплексного лечения.
В программу диагностики и анализа детей с ЗПР входит:
- Реакция на взаимодействие, отношение к работе дефектолога. Спокойно воспринимаются тесты, выполняются задания, либо малыш капризничает, не может сосредоточиться, отвлекается.
- Степень развития речи в соответствии с возрастом. При наличии диагноза наблюдается ограниченный словарный запас, плохо развитая внутренняя речь, проблемы с опознаванием фонем слова.
- Реакция на вербальное и невербальное объяснение правил прохождения тестов. Пациенты, с психическими отклонениями лучше понимают через жесты, а не словами.
- Характеристика детской деятельности. Уровень интереса и сосредоточенности, применяемые способы решения разноплановых задач, желание дойти до результата при наличии ошибок.
- Реакция на успех/неудачу. Необходимо следить за эмоциями испытуемого после озвучивания результатов. Если она резко неадекватная, то ставится вопрос об у/о. Ребята с задержкой психологического развития реагируют в пределах нормы.
При анализе используются различные диагностики и учитываются особенности и реакции конкретного обследуемого, что позволяет ставить диагноз с достаточной точностью.
Популярные методики диагностики ЗПР
Сегодня психолого-педагогическая диагностика детей с предполагаемым ЗПР проводится дефектологами в ДОУ с 2 до 7 лет, при этом возможна встреча с специалистом онлайн. На занятии специалист проверяет основные компетенции, способные обозначить уровень развития и отклонения в нем у малыша:
- внимание, понимание порядка деятельности;
- интеллектуальные способности;
- речевое развитие;
- память;
- мировосприятие;
- образовательная мотивация.
Для того, чтобы сделать вывод обо всех аспектах психики, необходимо пройти комплексное обследование из нескольких тестов, каждый из которых покажет результат в своей сфере.
Тест Д. Векслера
Исследования с помощью теста Д. Векслера проводятся с 1939 года, когда его разработали для определения уровня интеллекта с учетом возраста испытуемого. Позже вышли еще две редакции, адаптированные специально для детей и подростков:
- WISC для людей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
- WPPSI для малышей от 4,5 лет до 6,5.
В каждый из тестовых блоков входит 11 субтестов, разделенных в свою очередь на две группы. Из них 6 призваны оценить уровень вербального проявления способностей детей, а 5 – невербального.
К вербальным относятся:
- арифметика;
- нахождение сходства;
- общая осведомленность;
- понимание;
- словарный запас;
- запоминание цифр.
Шкала действий (невербальная) состоит из:
- недостающие детали;
- шифровки;
- последовательные картинки;
- конструирование блока;
- сборка объекта.
Тесты призваны проверить не знания о окружающем мире, а способность понимать задание, принимать решение, логически мыслить.
Особенность выполнения методики Векслера с детьми ЗПР состоит в том, что тестирование проводится не за одно, а за несколько занятий. Общее время проверки составляет около 60 минут, которые ребята просто неспособны выдержать. Их внимание быстро рассеивается, что влияет на точность результатов.
Решение о диагнозе выносится по результатам механического подсчета правильных ответов и личных наблюдений психолога за работой испытуемого.
Тест М. В. Когана
Простое и быстрое исследование, характеризующее уровень развитости схематического мышления.
В работе используются простые материалы:
- таблица с пропечатанными условиями задачи и таблицей, изображающей разные по форме и цвету фигуры;
- карточки с изображением геометрических фигур разных цветов.
Ребенок должен совместить изображение в таблице и на карточке.
При наличии задержки психологического развития, с такой задачей малыши справляются примерно на 50%. Потому что не могут точно идентифицировать близкие по внешнему виду фигуры (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Исследование направленно на изучение уровня внимательности испытуемого, его умнея концентрироваться на задаче, способности отвлечься или переключиться.
Перед ребенком раскладывают изображения трех знакомых предметов на карточках (по 8 в ряд, несколько рядов) и предлагают отметить однотипные. При этом необходимо один вид отметить определенным знаком, а другой вид другим.
Если задание выполняется менее, чем на 50%, то ЗПР подтверждается, так как для таких малышей крайне сложно долго концентрироваться на задаче, не несущей в себе игровой деятельности.
Методики развития и устранения заболевания
Для того, чтобы скорректировать задержку психологического развития, необходимо комплексное обследование, выявляющее индивидуальные особенности пациента. Важно установить не только причину возникновения отклонения, но и особенности организма человека, чтобы подобрать правильную терапию.
Стойкий результат даст только комплексное лечение с помощью развивающих методик диагностики и приемов терапевтического воздействия на мозг маленьких детей и младших школьников с ЗПР.
С хорошей стороны зарекомендовали себя такие методики:
- биологическая обратная связь (БОС);
- транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
- зрительная и слуховая стимуляция;
- специальные развивающие психолого-педагогические методики;
- ЛФК.
Список использованной литературы
- Малофеев, Н. Н. Классы КРО и ККО: интегрированный подход к образованию детей с нарушениями в развитии и дифференцированный подход к образованию нормально развивающихся детей / Н. Н. Малофеев // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под. ред. С. Г. Шевченко. — М., 2001.
- Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. — М., 1993.
- Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. — Волгоград: Учитель, 2012. — 182 с.
- Adjective Learning in Young Typically Developing Children and Children With Developmental Language Disorder: A Retrieval-Based Approach. Leonard LB, Deevy P, Karpicke JD, Christ S, Weber C, Kueser JB, Haebig E. J SpeechLang Hear Res. 2019 Nov 18;62(12):4433-4449.
- Attention, Speech-Language Dissociations, and Stuttering Chronicity. Singer CM, Walden TA, Jones RM. Am J SpeechLang Pathol. 2019 Dec 16:1-11. doi: 10.1044/2019_AJSLP-19-00039.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями.
Их причинами являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» — психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
Задержка психического развития — одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.
Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности.
ЗПР характеризуются:
- замедленным темпом психического развития,
- личностной незрелостью,
- негрубыми нарушениями познавательной деятельности.
- стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью,
- слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию (возможны только в условиях специального обучения и воспитания).
Группы детей задержкой психического развития:
1. дети с нарушенным темпом физического и умственного развития, которые были охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом.
Задержка их развития вызвана замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки.
Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.
2. учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями), которые обычно являются следствием мозговых травм.
Характерна слабость основных нервных процессов, глубоких нарушений познавательной деятельности нет, в периоды нормализации состояния они могут добиваться высоких результатов в учебе.
Формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития (Г.Е.Сухарева):
1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения при различных формах инфантилизма;
4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
Клиническую систематику детей с ЗПР (К.С. Лебединская) — четыре основных варианта задержек психического развития:
- конституциональный,
- соматогенный,
- психогенный,
- церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
Группы пограничных форм интеллектуальной недостаточности (В.В. Ковалев — патогенетический принцип):
1) дизонтогенетические формы, недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;
2) энцефалопатические формы, в основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
3) интеллектуальная недостаточность — связана с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловлена действием механизма сенсорной депривации;
4) связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства («социокультурная умственная отсталость»).
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР:
- значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности,
- ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
- низкий уровень развития восприятия — необходимость более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации;
- не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.
- в начале этапа систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
- недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
- неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.
- отклонения в развитии памяти — снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
- развитие познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.
- недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления — при анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.
- снижение познавательной активности — одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. (несколько расторможены, многословны).
- поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослым.
- общая неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность, слабость речевой регуляции; низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанной
- нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- ослабление регуляции во всех звеньях,
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.
- несформированность игровой деятельности.
- снижение уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. В отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем.
- особенности речи детей с задержкой психического развития — отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. Ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий.
Группы старших дошкольников с задержкой психического развития (И.А. Коробейников):
- дети, у которых наблюдается интерес к выполняемой работе; вместе с тем при столкновении с трудностями нарушается целенаправленность деятельности, снижается активность, действия становятся нерешительными.
- дети с менее выраженным интересом к работе, невысокой активностью. При возникновении трудностей в решении задачи указанные особенности становятся более выраженными и требуется значительная внешняя стимуляция для продолжения работы.
Диагностика задержки психического развития — должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане.
Дифференциальная диагностика наиболее успешна, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб.
Обследование лучше строить в форме обучающего эксперимента.
В процессе психолого-педагогического изучения рекомендуется применять задания в наглядно-действенном плане, что значительно повышает качество их выполнения.
Для более объективной оценки уровня развития мышления необходимо сопоставлять результаты работы ребенка в заданиях со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом.
В отличие от умственно отсталых они лучше используют помощь и способы применения показанного способа действия при выполнении аналогичных заданий. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
Уровни коррекционного анализа:
- нейропсихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе).
- общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека;
- возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение.
Источник